Основные миграции армян в Крым относятся к XI–XIV вв., когда сюда хлынул поток армянских беженцев из Армении после завоевания ее сначала тюрками-сельджуками, затем монголами. Армяне направлялись главным образом в города Кафу, Сурхат, Ак-Мечеть, Гезлев, Карасубазар, Сугдею. Они основали в Крыму гор...
Армянские диаспоры
Культурное наследие армян в Крыму
Характеристика армянской диаспоры в России
В Российской Федерации на протяжении последних лет реализуется последовательная, выверенная государственная политика, позволяющая жителям многонациональной страны почувствовать единство, духовные связи и ценности, которые являются общими для всех людей, проживающих в России, независимо от национал...
Армянская диаспора России в контексте политики идентичности Российской Федерации и Республики Армения
Проблема идентичности продолжает оставаться в центре внимания ученых из разных сфер социально-гуманитарного знания. В условиях современных социально-политических трансформаций и нелинейного развития мировых процессов она становится еще более актуальной. В этом контексте для многих государств особо...
Армянская апостольская церковь и ее роль в жизни армянской диаспоры, культурно-нравственном развитии армян и сохранении национальной идентичности
Мы живем в эпоху, когда в мире происходят перемены, имеющие цивилизационное значение, носящие глобальный характер. Глобализация процесса демократизации и гуманизация социальной жизни определяют характер современной эпохи. Внимание к взаимоотношениям различных этносов способствует гармонизации отно...
Армяне в золотоордынском Азаке
Бурный рост городов на юге Восточной Европы в золотоордынский период был связан с политикой властей Золотой Орды, благоприятной экономической конъюнктурой и отсутствием на протяжении жизни нескольких поколений продолжительных усобиц. На пустом месте расцвели города с многотысячным населением, сопо...
О групповом переходе крымских армян в Российское подданство до переселения в Азовскую губернию
Традиционно история массового перехода крымских армян в российское подданство рассматривается в историографии исключительно через призму эпохального переселения 1778–1779 гг. Однако первые группы армян из османских городов Крыма приняли российское подданство, не покидая территории Крымского полуос...
Армяне юга России: история, культура, общее будущее (2018)
Для ознакомления Вы можете скачать книгу...
Из истории строительства армянской церкви Святой Богородицы в Саратове
Знаменательной вехой в истории армянской общины «Крунк» стало строительство армянской церкви Святой Богородицы. Интерес к предстоящему строительству появился в армянских общественных кругах задолго до создания самой армянской общины. Об этом как о заветной цели армян постоянно говори...
Этнокультурный облик амшенских армян (по полевым материалам 1990-х гг.)
Амшенские армяне — одна из субэтнических групп армянского народа. Первое упоминание об этой группе относится к концу VIII в., когда Армения страдала под властью Арабского халифата. Современник этих событий армянский историк Гевонд сообщает о том, как до 12 000 мужей с женами и детьми во главе ...
Армянское архитектурное наследие в Крыму и проблемы его сохранения
Армянский переселенческий очаг Крыма по долголетию и масштабам культурно-экономической деятельности занимает особое место среди армянских колоний Восточной Европы и Северного Причерноморья. Он возник в результате нескольких миграций, ставших особенно многолюдными после падения Армянского царства Б...
Основные направления деятельности армянской секции клуба Нацмен на Кубани
Первые годы советской власти характеризуются активной деятельностью различных самодеятельных национально-культурных объединений. По подсчетам Т.А. Коржихиной, до конца 1930-х гг. в стране существовало около 30 национальных организаций, в основном в центральной части СССР. Среди них Всероссийская е...
К вопросу формирования культурного ландшафта Нахичевани-на-Дону в последней четверти XVIII — 1-й половине XIX вв.
В современных условиях реконструкции исторически сложившихся городов особую значимость приобретает проблема гуманизации среды. Культурный ландшафт является результатом материально и духовно преобразующей деятельности человека. Как отмечает Т.А. Смолицкая, «основное развитие города как феномена кул...
Армянские учебные заведения досоветского Армавира
Армавир, основанный 21 мая 1839 г. в качестве аула черкесо-гаев (черкесских, горских армян) под защитой российской крепости Прочный Окоп, в дореволюционный период приобрел значение важнейшего религиозного и образовательного центра кубанских армян. Одной из насущных задач первопоселенцев стало возр...
Армянская периодическая печать Одессы (начало ХХ в.)
Проблема армянской периодической печати Одессы в историографии, к сожалению, остается малоизученной. Ценные источники по истории армянской колонии, общественно-политической и культурно-просветительской жизни армян Юга Российской империи и периода Гражданской войны практически не вводятся исследова...
Особенности архитектурно-планировочной организации поселений армян Нижнего Дона (конец XVIII — начало XIX вв.)
Колония армян на Нижнем Дону появилась в результате политики, проводимой российской императрицей и направленной на переселение единоверцев с территорий, подконтрольных Османской империи. Принимая меры по переселению армян из Крыма в пределы Российской империи, Екатерина II, безусловно, преследовал...
Армянское национальное культурно- благотворительное общество «Эребуни» во Владикавказе: итоги деятельности и перспективы
С середины ХIХ в. Осетия складывается как полиэтничный регион, где формировались этнические группы представителей европейских, российских и восточных этносов: армян, грузин, евреев, немцев, греков, поляков, татар, азербайджанцев, персов — и некоторых других народов. История этих переселенческих гр...
Армянский эскадрон как составная часть кизлярского гарнизона: 1735–1764 гг.
Господство шахской Персии и султанской Турции принесло армянскому народу неисчислимые лишения и страдания. Армянский народ находился под двойным гнетом: феодальная эксплуатация дополнялась чужеземным угнетением и религиозными гонениями. Завоеватели продолжали политику денационализации, стремясь ун...
Донские казаки и армяне в XVIII–XX вв.: из истории взаимоотношений
Изучение данной проблемы в исторической и этнографической литературе дореволюционного и советского периода носило отрывочный характер. Только в последнее время в работах В.З. Акопяна, В.Б. Бархударяна, А.В. Захаревича, С.С. Казарова, А.Г. Малхасяна, Э.Г. Вартаньян, Т.Ю. Власкиной, С.М. Степанянца,...
Коллективизация крестьянства Армянского района Майкопского округа в 1930 г.: два взгляда
Попытки построения на территории бывшей Российской империи нового типа государства неоднократно наталкивались на неприятие с той или иной стороны. Примером этому может служить позиция украинских и грузинских большевиков при образовании СССР, когда возобладала позиция «федерализации» по североамери...
Участие армян в пограничных контактах России, Крымского ханства и Османской империи (XVII в. — начало XIX в.)
Участие армянского населения Крыма, Северо-Восточного Приазовья и Северо-Западного Кавказа (Кубани) в пограничных и трансграничных связях России, Крымского ханства и Османской империи — один из актуальных вопросов исторического армяноведения. Он получил определенное освещение в исторической науке....