Армяне в экономической, общественной и культурной жизни городов Кавказских Минеральных Вод в 19 - начале 20 вв.

Города Северного Кавказа практически на протяжении всей своей истории являются многонациональными. Уже в XVIII–XIX вв. в них было представлено множество различных жизненных укладов: русских солдат, дворянства на военной и гражданской службе, русских крестьянских переселенцев и мещан. Наряду с ними существовали уклады терского и кубанского казачества, также присутствовавшего в городах; горских народов, армянских, греческих и грузинских поселенцев, немецких колонистов, ссыльных поляков и многих других. Взаимная интеграция их происходила нелегко, но необходимость жить вместе на одной территории и вести хозяйственную деятельность заставляла искать пути мирного общежития. В этом отношении интересен опыт курортных городов КМВ, которые являлись многонациональными поселениями и при этом должны были сохранять привлекательность для курортной публики. Это значит быть благоустроенными, красивыми, ухоженными и, главное, безопасными. Одной из самых видных и социально активных диаспор на Северном Кавказе и на Кавказских Минеральных Водах в частности была армянская.

До 1917 г. только два города Кавказских Минеральных Вод имели городской статус. Пятигорск – с 1830-х гг. и Кисловодск – с 1903 г. Уже в 1830-х гг. в Пятигорске, который являлся экономическим центром для достаточно большой округи и достаточно известным курортом, проживали купцы и ремесленники различных национальностей. В то время в городе зафиксирована армянская община, которая, по сути, оказалась не только старейшей из национальных общин, но также оказывала большое влияние на жизнь города в течение рассматриваемого нами периода. Уже в лермонтовские времена армянская община в Пятигорске была достаточно многочисленной для того, чтобы возникла необходимость выстроить церковь. Первый проект армянского храма был создан еще в 1830-х гг. Однако по различным причинам реализовать задуманное удалось только в 1870-х гг. по другому проекту и на другом месте.

Армянская община занимала первое место по численности среди диаспор не только в Пятигорске, но и в Кисловодске. По данным 1912 г., в Пятигорске проживало 27,3 тыс. чел., из которых армян было 1733 чел., поляков – 1148, немцев – 736, грузин – 496, евреев – 210, проживали также кумыки, осетины, персы (только мужчины), горские татары, кабардинцы, ингуши. В Кисловодске проживало армян – 760, грузин – 680, поляков – 136, кабардинцев – 111, персов – 64 (мужчин и женщин), а также кумыки, немцы, французы, осетины, евреи, ингуши, татары горские. В 1916 г. численность армян в Кисловодске составляла уже 1168 человек, т.е. около 8 % от общего населения.

Представители армянской общины играли большую роль в развитии предпринимательства. Армяне содержали на КМВ мануфактурные, бакалейные магазины, торговали винами, восточными товарами, являлись владельцами некоторых гостиниц, ресторанов, шашлычных. Еще в лермонтовские времена арендатором знаменитой пятигорской Ресторации (упоминается в романе «Герой нашего времени») был нахичеванский армянин, купец Никита Челахов.

В Пятигорске и Кисловодске очень широко развернул свою деятельность выходец из Елисаветпольской губернии А. Гукасов. В начале ХХ в. он задумал выстроить в самом «сердце» Пятигорского курорта – Николаевском Цветнике – кофейню. Управление Кавказских Минеральных Вод высказалось резко против, мотивируя тем, что над месторождениями минеральных источников, да и вообще в тесном и маленьком «Цветнике» строить крупные и капитальные здания недопустимо. После нескольких лет тяжб в августе 1908 г. наместник Кавказский разрешил постройку кофейни, которая, следует заметить, является сейчас одним из украшений города-курорта Пятигорска. В Кисловодске на рубеже XIX–XX столетий владел гостиницей и стал известен как меценат нахичеванский мещанин С.А. Бештау. Он оказывал большую помощь бедным членам армянской общины Кисловодска. Выделил средства на строительство школы.

В начале ХХ в. в Кисловодске выстроил уникальный дом с автономной электростанцией и котельной богатый купец, выходец из священнического сословия И.Д. Тер-Погосов. В этом доме, построенном с целью сдавать комнаты и квартиры обеспеченным постояльцам, останавливались балерина Е. Гельцер, княгини Чавчавадзе, Трубецкая и Голицына. Арендатором кисловодской казенной гостиницы «Красные Камни» с рестораном был армянин В.А. Атаев. Однако среди армян было также немало высококвалифицированных специалистов в медицине и др. сферах. В документах 1910-х гг. неоднократно упоминается практиковавший в Кисловодске врач А.А. Тигранянц. А еще в конце XIX столетия на летний сезон на КМВ приезжал для медицинской практики московский врач С.Д. Шагинян, который приходился отцом знаменитой писательнице М.С. Шагинян.

Армянином по национальности был горный инженер Управления Кавказских Минеральных Вод И.М. Пугинов, который в начале ХХ в. вел технический надзор за розливом нарзана, спроектировал Финкгейзеровский водопровод в Кисловодске, оборудовал водолечебницу при Новых нарзанных ваннах.

Видным специалистом и общественным деятелем был архитектор Э.Б. Ходжаев, которым на территории Терской и Кубанской областей было построено свыше 300 зданий. Ходжаев родился в Пятигорске в 1861 г. в купеческой семье и приходился внуком упомянутому уже Никите Челахову. Почти вся жизнь Эммануила Багдасаровича была связана с Кавказскими Минеральными Водами. Только в 1932 г. пожилой Ходжаев уехал с семьей своей дочери в Москву, где и скончался в 1939 г. Также армяне были превосходными каменщиками, чей труд был очень востребован на курортах в период строительного бума на рубеже столетий.

Армянская община принимала весьма активное участие в социальной жизни. Например, в работе органов городского общественного управления. В августе 1917 г. Кисловодским городским головой избрали армянина П.Е. Ованесяна. Активно участвовала община и в делах благотворительности. Архитектор Э.Б. Ходжаев состоял в Обществе вспомоществования малоимущим учащимся мужской и женской гимназий Кисловодска. В Пятигорске действовало целых два армянских благотворительных общества, одно из которых называлось «дамским», поскольку было создано по инициативе жен обеспеченных армян города. В Кисловодске в 1916 г. скончался известный армянский меценат и князь С.С. Абамелик-Лазарев.

С регионом Кавказских Минеральных Вод была связана судьба нескольких выдающихся деятелей культуры. Именно в Кисловодске в 1908 г. в семье нефтепромышленника, происходившего из города Шуша, родился французский писатель-сюрреалист Артюр Адамов (настоящее имя Арутюн Суренович Адамян). С Кисловодском также связано детство другого французского писателя и тоже армянина по происхождению – Анри Труайя (Леона Аслановича Тарасова). Тарасовы были богатыми купцами и банкирами, происходившими из Армавира. В Кисловодске у Тарасовых была роскошная дача «Карс», которая после установления советской власти стала домом отдыха ВЦИК. Была в Кисловодске дача и у отца другого крупного деятеля культуры – народного художника Армянской ССР М. А. Арутчяна. Михаил Аветович в юношеские годы приезжал на родительскую дачу в живописном районе «Баязет», который являлся местом компактного проживания кисловодских армян.

Подводя итоги сказанного, следует отметить, что армянская община играла видную роль в общественной, экономической и культурной жизни городов региона Кавказских Минеральных Вод. Диаспора старалась как можно активнее участвовать в делах благотворительности и повышения уровня социально-экономического развития городов, ведь мера участия в этих делах создавала определенный социальный престиж и репутацию, которые распространялись на всю общину.

Яновский Вячеслав Сергеевич – кандидат исторических наук, научный редактор журнала «Современный Кавказ»

"Армяне Юга России: история, культура, общее будущее" Материалы Всероссийской научной конференции 30 мая - 2 июня 2012 г.Ростов-на-Дону

Top