Проблемы консолидации армянских диаспор

В настоящее время в Российской Федерации сформировалась крупнейшая в мире армянская диаспора, достигающая, по экспертным оценкам, 2 млн человек. В южных регионах страны, примыкающих к Северному Кавказу, армянские общины были традиционно многочисленны. Диаспоры выходцев из Закавказья стали появляться на северных территориях СССР только в 1960–1970-е гг., когда на учебу или на работу стали приезжать армяне, грузины, абхазы и азербайджанцы. Многие из них окончательно закрепились на Русском Севере и обзавелись семьями.

Интенсивная миграция армян началась в конце 1980-х гг. и была связана с конфликтом в Нагорном Карабахе и землетрясением в Ленинакане и Спитаке. До этих событий армянская община на территории, например, Вологодской области включала 10–15 семей, проживающих в основном в областном центре. После распада СССР количество выходцев из Армении значительно увеличилось, а местом их постоянного проживания стали города и сельские поселения. Большинство переселенцев получили гражданство РФ (в порядке признания или в упрощенном порядке как соотечественники) и окончательно укоренились на территории страны.

В последние годы доля армян от общего числа жителей даже несколько увеличилась, отчасти из-за отрицательного прироста населения в областях и республиках европейского Севера. В частности, если по результатам переписи населения 2002 г. армяне составили 0,17 % населения Вологодчины, то в 2010 г. — 0,21 %. Удельный вес лиц, идентифицировавших себя с армянской нацией, в северных субъектах РФ представлен в таблице. Как видно из таблицы, абсолютные показатели численности армян и их доля в большинстве регионов Русского Севера вполне сопоставимы. Естественно, при проведении переписи не учитывалось количество трудовых мигрантов из Армении, поэтому реальная численность армян, проживающих на их территории, превосходит официальные данные переписи.

 

Таблица. Численность армян в регионах европейского Севера России по итогам переписи 2010 г.
Регион Численность населения (чел.) Из них армян (чел.) Доля армян от общего числа жителей, %
Архангельская область 1 227 626 1042 0,09
Вологодская область 1 202 444 2469 0,21
Мурманская область 795 409 1618 0,20
Республика Карелия 643 548 1606 0,25
Республика Коми 901 789 1717 0,19
ВСЕГО: 4 770 816 8452 0,18

 

Идентичность российских армян, проживающих в различных регионах страны, находится на стадии формирования. Значительная часть из них говорит в первую очередь о принадлежности к армянству (спюрку — армянской диаспоре мира), а россиянами осознают себя далеко не все. В данном случае этническая идентичность армян превалирует над гражданской. В этническом самосознании армян типичным является представление о себе как народе с древнейшей культурой, столетиями живущем во враждебном окружении и сумевшем сохранить себя как народ, свою государственность и культурное наследие. Всё это происходит благодаря языку, вере и особому иммунитету, представляющему собой внутреннее противостояние ассимиляции. Культурными кодами армянского народа называются хачкары (крест-камни), армянский алфавит, плодородная Араратская долина.

Религиозная идентичность является одним из древнейших и важнейших видов человеческого самосознания. Несмотря на масштабную социальную трансформацию, во всех европейских странах религия продолжает играть важную роль в личной жизни людей и в обществе в целом. В идентичности каждого отдельного европейца как индивида христианство продолжает играть одну из определяющих ролей. В 1990-е гг. в мире произошло усиление религиозной идентичности, что некоторые исследователи объясняют ответной реакцией на проявления глобализма.

По данным опроса 2012 г., среди назвавших себя православными преобладает славянское население (русские, украинцы и белорусы), показатели которых выше средних по стране (45–46 % от числа опрошенных).

Примечательно, что 35 % армян, проживающих в России, также обозначили себя «православными». Это может быть обусловлено следующими причинами. Во-первых, расширенное название Армянской апостольской (армяно-григорианской) церкви (ААЦ) — Святая армянская апостольская православная церковь. Поэтому при опросе лица, принадлежащие этой древневосточной национальной церкви, именуют себя православными в собственном понимании этого термина. Во-вторых, дефицит храмов ААЦ на территории России привел к ситуации, когда этнические армяне крестят детей в православных церквях и являются прихожанами Русской православной церкви (РПЦ). Кроме того, «просто православными», не принадлежащими конкретной церкви, считают себя 7 % армян. Около 2 % из них отнесли себя к католицизму, поскольку с XVIII в. появилась Армянская католическая церковь (АКЦ), имеющая определенное влияние среди жителей диаспоры в России. Среди армян наименьшая доля опрошенных имеет атеистические убеждения (7 %), поскольку национальная идентификация этого народа тесно связана с собственной церковью с богослужениями на армянском и древнеармянском языках.

Примечательно, что в 2000-е гг. рядом с православными соборами Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Сыктывкарской епархий появились хачкары как символы российско-армянской дружбы. Религиозные общины ААЦ получили официальную регистрацию, нони в одном северном регионе по-прежнему нет приходов с храмами и священнослужителями. Ближайшие армянские церкви действуют в г. Москве, Санкт-Петербурге и Кирове, расстояние до которых измеряется многими сотнями километров.

Полноценным межконфессиональным контактам, а также участию армян, крещенных в ААЦ, в приходской жизни православных приходов препятствует сложившееся в РПЦ представление об Армянской церкви как о монофизитской (то есть еретической). В последние годы в публикациях богословов ААЦ постоянно опровергается ее монофизитский выбор, якобы сделанный в V в., толкуются особенности решения важнейшего вопроса христологии, говорится об анафеме несторианской ереси. Еще в 2000 г. патриарх московский и всея Руси Алексий II на освящении армянской церкви святой Екатерины в г. Санкт-Петербурге отметил: «различия между нами (РПЦ и ААЦ. — О.М.) носят не столько догматический, сколько текстологический характер». Однако позитивных сдвигов в практике участия в таинствах верующих армян в храмах РПЦ до последнего времени не произошло. Поэтому этническая идентичность армян в настоящее преобладает над религиозной.

Достаточно сложно решается проблема сохранения языковой идентичности в условиях русскоязычного окружения, особенно в ситуации со смешанными браками. Родившиеся на территории России дети, как правило, не владеют языком родителя-армянина (армянки). Отсутствие практики повседневного устного общения, а тем более — владения письменной речью, приводит к утрате языковой идентичности молодого поколения армян. Это подтверждается личным опытом общения автора со школьниками и студентами армянского происхождения, проживающими на территории Вологодской области. Восполнить данный пробел стремятся в представительствах «Союза армян России» (САР). В частности, Армянский культурно-образовательный центр «Союза армян Вологодской области» в г. Череповце проводит обучение армянскому языку, истории и народным танцам. В воскресной школе г. Вологды детей и молодежь также обучают армянской грамоте, истории и культуре. Интересно, что наряду с армянами и потомками смешанных браков в этих мероприятиях принимают участие ассирийцы. Представители немногочисленных групп ассирийцев, потомков древней нации, частично проживавших на территории Армении, обычно тесно связаны с армянской диаспорой в России.

Консолидирующим началом является и армянская народная музыка, во многом известная благодаря древнейшему духовому инструменту дудуку, изготавливаемому из абрикосового дерева. Наиболее масштабным культурным событием, объединившим армян Вологодчины, стал концерт легендарного музыканта Дживана Гаспаряна, состоявшийся 14 ноября 2012 г. В год столетия геноцида армян важно отметить, что трагические события 1915 г. и борьба за их всемирное признание и сохранение исторической памяти о них стали еще одной объединяющей идеей для армянских диаспор.

В отличие от Юга России относительно малочисленные общины армян на Русском Севере более склонны к ассимиляции из-за постепенного размывания языковой и конфессиональной идентичности. Отсутствие храмов Армянской церкви, а также системного изучения национального языка и алфавита приводят к постепенной утрате и этнической идентичности. Не случайно Тигран II Великий говорил: «Потеряв родной язык, ты потеряешь и себя, и великих людей твоей страны, и будущих потомков нашей Армении».

Для укрепления идентичности российских армян и консолидации армянских диаспор представляется важным обеспечение культурно-образовательных центров и школ учебно-методической литературой для изучения национального языка, а также использование альтернативных вариантов обучения с привлечением современных технологий и методик. Наиболее значимым событием для армян Русского Севера стало бы открытие храма Армянской церкви, играющей ведущую роль в единении представителей этой уникальной нации.

О.Б. Молодов.

Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы II Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 26–28 мая 2015 г.

Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.