Донские казаки и армяне в XVIII–XX вв.: из истории взаимоотношений

Изучение данной проблемы в исторической и этнографической литературе дореволюционного и советского периода носило отрывочный характер. Только в последнее время в работах В.З. Акопяна, В.Б. Бархударяна, А.В. Захаревича, С.С. Казарова, А.Г. Малхасяна, Э.Г. Вартаньян, Т.Ю. Власкиной, С.М. Степанянца, Р.Г. Тикиджьяна и других авторов эта проблема стала предметом пристального внимания. Краткий анализ историографии показывает, что в целом авторами выделяются внешний и внутренний факторы таких взаимоотношений в контексте данных временных и региональных рамок. Это постепенная совместная колонизация, торгово-экономическое освоение Приазовья и Нижнего Подонья казаками и армянами до последней четверти XVIII в. Затем позднее, с начала XIХ в., активизировалось и внешнее военно-стратегическое содружество, связанное с постоянным участием донских казаков в войнах Российской империи с Османской Портой и Крымским ханством, Персией, началом борьбы за освобождение Восточной Армении и затяжной Кавказской войной.

Историки и этнографы, изучавшие данную проблему, неоднократно указывали, что выгодное географическое и геополитическое положение, мягкий и теплый климат, плодородные приазовские и донские земли открывали неограниченные возможности для торговли и развития ремесел, привлекали сюда армян еще задолго до их компактно организованного переселения из Крыма в последней четверти XVIII в. О фактах единичного включения армян в состав сообщества и сословия донских казаков, в том числе торговых казаков в XVI–XIХ вв., говорят казачьи фамилии Армянинов, Армяков, Тумасов и др. Отношения армян и донских казаков складывались постепенно и были связаны с совместной полезной торговлей, основой для ментального соответствия «свой — чужой» была также и единая христианская религия.

Новый период в русско-армянских отношениях наступил после победы России в Русско-турецкой войне 1768–1774 гг. Императрица Екатерина II решила продолжить экономическую борьбу с Оттоманской Портой, нанеся удар по ее главному союзнику на юге — Крымскому ханству. Уже 9 марта 1778 г. в указе князю Г.А. Потёмкину императрица Екатерина II повелела живущих в Крыму греков и армян, которые пожелают поселиться в Новороссийской и Азовской губерниях, всячески поощрять. Преодолевая трудности первых лет после переселения из Крыма, нахичеванские армяне сроднились с новым местожительством и своими новыми соседями — донскими казаками.

По имперскому указу донские армяне-мужчины имели важную привилегию — были освобождены от воинской повинности до 1874–1875 гг. И всё же они часто совместно и параллельно участвовали во всех событиях российской жизни, в частности, в организации отражения внешней военной угрозы стране и региону. Первым таким крупнейшим событием стала Отечественная война 1812 г., на которую широко откликнулась Донская область, в том числе и армянская колония. Так, уже в конце 1806 г., в период назревания опасности нашествия Наполеона, Александр I направляет инструкцию об организации повсюду народного ополчения или милиции. Войско Донское было мобилизовано атаманом М. Платовым в кратчайшие сроки. Одновременно и донские армяне начали организацию помощи и сбор пожертвований в пользу народного ополчения. Армянское общество Нахичевана изъявило готовность принять участие в пожертвованиях на эти цели. В краткие сроки было собрано 10 850 руб., 243 единицы разного оружия, 150 мешков продуктов и прочее. В дни вторжения неприятеля армянское общество пожертвовало еще 30 тыс. руб. Под руководством магистрата в городе и селах были мобилизованы добровольцы.

Создание отдельных отрядов ополчения таганрогский градоначальник поручил знающему военное дело майору М.О. Абрамову. «В тяжелые сентябрьские дни 1812 г., когда армия Наполеона вошла в Москву, магистрат Нахичевани специальным приказом предупредил население и потребовал: “свадьбы, различные увеселения и кутежи проводить без музыки, на кеманче не играть, в бубен не бить”». Историки А.В. Захаревич и С.М. Степанянц в своих исследованиях, основанных на богатом архивном материале, убедительно показали вклад донских казаков в освобождение Восточной Армении, их участие в Персидской и Русско-турецких войнах, Кавказской войне.

Армяне Нахичевана проявляли свой патриотизм множество раз и по поводу других событий. Взятием 1 октября 1827 г. Еревана ознаменовалось освобождение Армении от многолетнего персидского ига. Весть об освобождении Восточной Армении и присоединении ее к России, активные действия на театре военных действий казаков и армянских ополченцев, нашли горячий отклик и вызвали огромную волну неподдельной радости в среде армянских колонистов. Наряду с армянами Тифлиса, Астрахани, свое ликование выразили и нахичеванцы. От имени армянского общества городской голова Х. Храмаджиев и девять именитых граждан направили 6 декабря 1827 г. Н. Аштаракеци благодарственное послание. В 1829 г. армянские церкви Дона устроили торжественный молебен по случаю победы русской армии над турками. Специалистам исследователям истории Донского, Кубанского, Терского казачьих войск будет особо интересно проанализировать вклад отдельных казачьих военных формирований в войнах Российской империи на Кавказе в XIX в., их взаимодействие с армянским ополчением и мирным населением Армении. Так, например, в новом документальном сборнике, опубликованном С.М. Степанянцем, представлены весьма интересные материалы об участии донских казаков в событиях войн XIX – нач. ХХ вв. на территории Армении, документы церковных православных приходов и церквей, метрические книги, которые позволяют выявить и обобщить территориальные поселения донских казаков, примерное количество их семей, решение бытовых вопросов и проблем обустройства. Донские казаки и армяне приняли действенное участие и в Крымской кампании 1853–1856 гг. Основным театром военных действий между Турцией и ее англо-французскими союзниками и русскими войсками стали Крымский полуостров, районы Черноморского побережья и Приазовье. В первые же месяцы развертывания военных действий, в период председательства городского головы М. Аладжалова, армянские села изъявили готовность оказывать помощь армии и внесли денежные пожертвования: село Топти — 300 руб. серебром, Чалтырь, Султан Сала, Большие Салы и Несвита, все вместе — 1700 руб.

серебром. Помимо пожертвований, производимых колонией в целом, высокий патриотизм проявляли и ее отдельные граждане, которые пожертвовали 2800 четвертей сухарей и еще 500 пудов сухарей испекли из государственной муки. А. Халибян передал безвозмездно Черноморскому флоту 10 тыс. пудов антрацита. Узнав о похвальном поступке армянского общества, пожертвовавшего Кавказскому корпусу 10 тыс. пудов сухарей, а также о радушном приеме 18-й пехотной дивизии в феврале 1854 г. жителями Нахичевана и села Султан Сала, Николай I особо выразил им свою императорскую благодарность.

В 1854 г. жители Нахичевана во многом содействовали переброске русских войск в Севастополь. Армянские селяне зимой на 300 подводах перевезли из Таганрога в Мариуполь сухари, а оттуда доставили их в Керчь и Еникале. Военный губернатор Таганрога и политический отдел объявили гражданам Нахичевана благодарность за радушный прием 4 батальонов московского пехотного полка, находившихся там на постое с 27 февраля по 17 марта 1854 г. Нахичеван вновь организовал сбор пожертвований и отдал на эти цели 10 тыс. рублей серебром, Таганрог — 8527 руб., Мариуполь — 2200 руб., а Ростов — 2050 руб. 2879 армянских крестьян Нахичеванского округа трудились над созданием устройств, обеспечивающих продвижение войск через реки и по дорогам. Кроме того, для организации защиты подступов к Дону они пожертвовали 2012 руб. Для укрепления порта на Дону жители Ростова и Нахичевана собрали 7750 рублей.

В годы Крымской войны ощутимой была поддержка армянской колонией раненых и, в первую очередь, оставшихся без крова и пропитания семей военных, после того как были взорваны и сданы неприятелю прибрежные военные крепости. Для ухода за ранеными солдатами Севастопольского гарнизона армянская общественность выделила 5 тыс. руб. и еще 4549 руб. в помощь семьям, пострадавшим в Севастополе. После того как неприятельский флот овладел Керчью, проживающие там многочисленные греческие семьи оказались совершенно без помощи. В Нахичеване их приняли с такой теплотой, что по просьбе этих граждан, выехавших из Керчи и Еникале, атаман Войска Донского генерал-лейтенант Хомутов сообщил военному министру о проявленной М. Аладжаловым и жителями особой сердечности и серьезной помощи. Император Николай I объявил жителям города Нахичевани-на-Дону за проявленный патриотизм и человеколюбие благодарность и наградил город золотой медалью «За усердие» и лентой ордена Владимира.

Необходимо отметить, что в период либеральных «великих реформ» Александра II многие привилегии донской армянской общины отменяются. Так, после военной реформы 1874 г. вводится всеобщая воинская повинность и для армянского населения края. Донские армяне неоднократно обращались к правительству и напоминали, что по грамоте Екатерины II они освобождались от воинской службы. В ответе правительства сообщалось о том, что теперь перед законом все равны. Донские армяне как законопослушные подданные России теперь и сами плечом к плечу с русскими и казаками сражались в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. за освобождение болгарского народа от турецкого ига, Русско-японской войне 1904–1905 гг. Участник последней войны, житель с. Чалтырь Т.О. Бабалыхян наравне со многими донскими казаками стал полным Георгиевским кавалером. Жители Чалтыря своему герою построили новый кирпичный дом, купили пару лошадей, корову, хозяйственный инвентарь и выделили земельный надел.

Отметим, что при соседском проживании армян с казаками долгое время сохранялись и т.н. «межсословные границы», мешавшие культурному взаимодействию. Этнолог Т.Ю. Власкина считает, что «до самого конца XIX в. армянская диаспора была отделена от казачьих поселений административной границей и перечнем сословно “дозволенного”, где речь шла преимущественно об экономических отношениях» обоих сообществ. Территориально-административная чересполосица, подчинение не войсковому атаману области Войска Донского, а екатеринославскому губернатору вплоть до административных реформ 1887–1888 гг. и 1904 гг. также осложняли ситуацию взаимодействия и взаимовлияния армянской и казачьей субкультур. С началом Первой мировой войны (1914–1918) верная своим традициям нахичеванская община вновь постаралась оказать всяческое содействие родине в тяжелых условиях. Городское самоуправление Нахичевана принимает решение содержать до конца войны на собственные средства больницу на 150 койко-мест. Тут же были открыты еще две больницы, одна — в армянской богадельне, другую основывают братья Мелконовы-Езековы. Так, на общем собрании села Мец Сала было принято решение за счет собственных средств содержать для солдат 10 коек. Село Топти предоставляет раненым солдатам свое самое лучшее здание — 5 комнат на верхнем этаже потребительского общества «Крым». Адвокаты Ростова и Нахичевана единовременно вносят 1500 рублей и ежемесячно собирают по 5–25 руб. для нуждающихся семей воинов и для ухода за ранеными солдатами. Работники магазинов Генджоглуяна и Шапошникяна на эти же цели выделяют 1–5 % от своих заработков. Во всех армянских колониях России начались митинги за освобождение Западной Армении от турецкого ига. С первых дней войны с Турцией на имя императора поступали многочисленные просьбы дать согласие на организацию добровольных армянских дружин. Такое согласие было наконец дано, и с огромным энтузиазмом встречено армянским населением России и Дона.

По всей России создаются армянские комитеты помощи армянскому фронту. Такой комитет в Нахичевани был создан во главе с Г. Чорекчяном. В комитет вошли: Г.X. Чалхушьян (присяжный поверенный города), Е. Шахазиз, Р. Берберян, Р. Бекгульян, Г. Бахчисарайцев, П. Беделян, А. Дживелегов, С. Мясникян, Х. Поркшеян и др. Духовное правление Нор Нахичевана отпечатало 5 тыс. фотографий известного армянского полководца Андраника Озаняна и распространило их среди горожан. Вскоре был создан и Нахичевано-Ростовский добровольческий отряд. Его знамя торжественно было освящено 19 ноября 1914 г. в храме Сурб Григор Лусаворич. В Ростов и Нахичеван прибывали такие же отряды из Астрахани, Мариуполя, Крыма, Петербурга, Москвы.

В первые месяцы войны наблюдался большой поток студентов армян из разных вузов страны, и в г. Нахичевани был создан специальный комитет из женщин во главе с Е. Берберян, который занимался обеспечением добровольцев бельем, теплой одеждой, а также занимался их пропитанием. В составе русской армии на турецком фронте сражались бок о бок донские казачьи полки и армянские дружины, во главе которых стояли отважные командиры: Андраник Озанян (1865–1927), Амазасп, Дро, Кери и др. В 1915 г. для организации армянского добровольческого движения в Ростов прибыл генерал русской армии Андраник Озанян. Он побывал в с. Чалтырь и с. Большие Салы. Около 30 добровольцев из этих сел вошли в состав Нахичевано-Ростовского отряда добровольцев.

В Первой мировой войне 1914–1918 гг. против Германии и ее союзников сражались не только 128 тыс. донских казаков, овеявших себя героическими подвигами, но и сотни донских армян. Такие, как Мартирос Бугаян, Арутюн Алавердян, Саркис Назаретян, Лусеген Арабаджиян, Мкртич Джлаухян, Егия Срапионян, которые были награждены Георгиевскими крестами. Егия Сарабашян был награжден двумя Георгиевскими крестами. В боях против турецких войск на Кавказском фронте наряду с донскими казаками участвовали и отличились в боях армяне: Манук и Давид Секизяны, Дзерон Ходжибаев, Луспарон Додохян, Хазарос Хачкинаян, Мартирос Харагезян, Агоп Бостанджян, Амбарцум Мирзоян, Сероп Тирацуян и многие другие.

Боевое и героическое содружество донских казаков и армян продолжилось и в тяжелые годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., но это тема отдельного серьезного исследования.

Р.Г. Тикиджьян, В.В. Мелконян.

Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы II Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 26–28 мая 2015 г.

Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.