Армянское архитектурное наследие в Крыму и проблемы его сохранения

Армянский переселенческий очаг Крыма по долголетию и масштабам культурно-экономической деятельности занимает особое место среди армянских колоний Восточной Европы и Северного Причерноморья. Он возник в результате нескольких миграций, ставших особенно многолюдными после падения Армянского царства Багратидов в середине XI в., и, пережив расцвет в XIV–XV вв., а также сменивший его спад, перешагнул в новейшее время, изрядно убавившись в численности, но сохранив дух созидания.

Армяне Крыма сыграли видную и во многом определяющую роль в формировании поликультурной среды региона. Они привнесли свой многовековой опыт и древние традиции в развитие здесь торгово-экономических отношений, сельского хозяйства, ремесленного производства и культуры. Особенно значителен вклад армян в строительное искусство, в значительной степени повлиявший на местные архитектурные предпочтения. И хотя это наследие, широко представленное в источниках и включавшее культовые, общественные, гидротехнические и фортификационные сооружения, равно как и обилие образцов декоративной резьбы по камню, ныне большей частью утрачено, уцелевшие его составляющие говорят о высоком мастерстве создавших их строителей, каменотесов и резчиков. Крайне разрушительными для архитектурного ландшафта полуострова, в том числе и армянских построек, стали переломные моменты установления турецкого (1475) и российского (1771–1783) господств. Очевидец событий 1475 г. Нерсэс Кафаеци пишет, что выстрелы турецких пушек много вреда нанесли городу Кафе (ныне Феодосия), много домов и храмов разрушили. В свою очередь М. Бжишкян, монах из Конгрегации мхитаристов в Венеции, ситуацию в той же Кафе после ее взятия русскими войсками описывает так: «После вхождения русских в Кефэ 29 июня 1771 г., а затем переселения оттуда в Россию 1200 армянских семей город основательно видоизменился, вплоть до того, что пришел в соответствие со своим прозвищем “Новое Кефэ”, поскольку там и камня на камне не осталось не порушенным. И не только далеко простирающиеся стены большой армянской крепости под Франк-хисаром (некогда цитадель генуэзцев — Т.С.) и под внутренней крепостью были до основания развалены, но и почти все дома, магазины и церкви при монастырях были переменены в облике». Но не только военные действия стали причиной уничтожения армянских построек в Крыму. Вхождение в состав Османской, затем Российской империй сопровождалось резким снижением численности армян. Принадлежавшие им сооружения, оставшись без хозяев, либо переходили к другим и видоизменялись, либо со временем разрушались. Депортация же 1944 г. стала последним аккордом в этой печальной череде.

Обратимся к памятникам зодчества крымских армян, сохранившимся в той или иной мере. Особое место среди них занимают культовые здания, большинство которых относится к XIV–XV вв. Исключение составляют храмы Св. Рипсиме в Ялте и Св. Никогаеса в Евпатории, являющиеся постройками российского периода. Уцелели также редкие образцы жилых зданий, несколько фонтанов, остатки фортификационных и гидротехнических сооружений. Каменная пластика представлена более чем 100 хачкарами XIV–XVIII вв., надгробиями, сюжетными и орнаментальными рельефами.

Памятники зодчества крымских армян составляют солидный пласт культурного наследия полуострова. Они распределены следующим образом:

  1. Большая часть памятников каменной пластики, а именно хачкаров, сохранилась в стенах храма Св. Саргиса в Феодосии. Их здесь около 90 образцов. Подавляющее большинство сюжетных рельефов находим в храмах Св. Спасителя близ с. Богатое и Иоанна Предтечи в Феодосии. Роскошная орнаментальная резьба отличает храм Св. Рипсиме в Ялте. Памятники каменной резьбы встречаются также в других армянских храмах Феодосии, Бахчисарая, Белогорского района (в с. Тополевка, Грушевка, Курское), в монастыре Сурб Хач (Св. Креста), в различных музеях и экспозициях Феодосии, Старого Крыма, Симферополя. В общей сложности численность памятников этой категории, включая и хачкары, достигает 120 экземпляров. В это число не входят снятые со своих мест резные архитектурные детали.
  2. Средневековых армянских фонтанов сохранилось пять. Два в Феодосии, два — на территории монастыря Сурб Хач и один в Алуште — на территории санатория «Утес». Водоток к ним осуществляется по глиняным трубам, чередующимся с очистительными колодцами. Каменные тумбы, пристроенные к водозаборным резервуарам, украшены декором и надписями.
  3. Среди армянских культовых зданий Крыма преобладают небольшие однонефные залы. Таковые встречаются в Феодосии (церкви Св. Стефана, Св. Пятницы), в с. Тополевка (церкви Св. Пятницы и Св. Саргиса) и Грушевка (церковь Св. Богородицы), в крепости Фуна близ Алушты. К некоторым из однонефных залов с запада пристроены гавиты. Это церкви в Старом Крыму, Бахчисарае, Феодосии, Двуякорной бухте, Щебетовке, на горном массиве Кара-Даг. Более просторными среди однонефных залов являются их трехапсидные варианты — церковь Св. Саргиса в Феодосии и церковь монастыря Св. Стефана близ монастыря Сурб Хач. Уникальным образцом однонефного зала является церковь Спасителя у с. Богатое, стрельчатое перекрытие которой в центре переходит в крестовый свод на нервюрах. Примечательны купольные постройки: церковь Св. Знамения монастыря Сурб Хач, церкви Иоанна Предтечи, Св. Геворга, Архангелов Габриела и Микаела в Феодосии, храмы Св. Рипсиме в Ялте и Св. Никогаеса в Евпатории.

Среди армянских культовых памятников Крыма известен монастырский комплекс Сурб Хач близ Старого Крыма, сохранившийся в относительно целостном виде. В 2002 г. он передан в бессрочное пользование местной религиозной общине Армянской апостольской церкви (ААЦ). Местным общинам ААЦ переданы и церкви Св. Саргиса, Св. Геворга, Св. Архангелов Габриела и Микаела в Феодосии, храмы Св. Рипсиме в Ялте и Св. Никогаеса в Евпатории. Верующим иных конфессий переданы церкви Иоанна Предтечи, Св. Стефана, Св. Пятницы в заповедном участке «Карантин» в Феодосии, являющемся частью бывшей армянской крепости, и Св. Богородицы в с. Грушевка. Помимо перечисленных объектов, существуют армянские культовые постройки, не имеющие пользователя. Это, в первую очередь, приклонившиеся церковные здания Св. Пятницы и Св. Саргиса в с. Тополевка, церковь разрушенного монастыря Св. Спасителя на окраине с. Богатое, скальная церковь близ с. Курское, церковь в Старом Крыму и церковь Иоанна Евангелиста на территории феодосийского «Карантина». Известны также остатки армянских церквей, представляющих собой памятники археологии. Расположены они в Балаклаве, Феодосии (безымянная церковь), Бахчисарае (полускальная церковь Св. Богородицы), крепости Фуна. К той же категории относятся бывшие монастыри в Двуякорной бухте, с. Щебетовка (Отузский), на горном массиве Карадаг, а также монастырь Св. Степаноса близ монастыря Сурб Хач и некоторые другие, в том числе и скальные.

Из наиболее известных жилых построек следует упомянуть келейные корпуса монастырей Сурб Хач и Св. Степаноса, старый дом Спендиаровых в Белогорске и отцовский дом Айвазовских в Феодосии. Из фортификационных сооружений известны отрезок армянской крепости в Феодосии вместе с вратами, стены и дозорная башня монастыря Сурб Хач, крепость Фуна, остатки монастырской крепости у с. Щебетовка. По мнению ряда исследователей, некоторые крепости в Юго-Западном Крыму, в том числе и Мангуп, также имеют отношение к армянам. Единственной в своем роде ныне является доковая башня на территории армянской крепости в Феодосии. К сожалению, перечисленные памятники, чудом дошедшие до наших дней, находятся в плачевном состоянии. Часть их из-за отсутствия финансирования погибает, не дождавшись противоаварийных и реставрационных работ. Вследствие этого за счет памятников архитектуры с каждым годом растет число памятников археологии. Последние в свою очередь, будучи открытыми и исследованными, погибают из-за отсутствия консервации и должной охраны. Проблематичны и сооружения, переданные в пользование различным религиозным общинам. Они или не восстанавливаются, или, «восстановившись», обрастают новоделами и теряют дух столетий, национальное лицо, а значит — историческую ценность. Из памятников каменной резьбы наиболее уязвимы выполненные из местных хрупких пород образцы, по тем или иным причинам оказавшиеся под открытым небом.

Сохранение памятников зодчества и каменной пластики крымских армян подразумевает следующие срочные мероприятия:

  1. Проведение противоаварийных работ и комплексной научной реставрации по спасению приклонившихся церквей Св. Пятницы, Св. Саргиса в с. Тополевка, Св. Спасителя близ с. Богатое, Св. Геворга и Св. Архангелов Габриела и Микаела в Феодосии, церкви в Старом Крыму.
  2. Археологические изыскания вокруг церкви Св. Геворга в Феодосии, монастырских церквей Св. Спасителя близ с. Богатое и Св. Пятницы в с. Тополевка. Консервация культурного ландшафта.
  3. Консервация некогда культовых очагов, превратившихся в памятники археологии: церкви в феодосийском «Карантине» и Балаклаве, церковь Св. Богородицы в Бахчисарае, монастыри в с. Щебетовка, Двуякорной бухте, на горном массиве Карадаг, Св. Степаноса близ монастыря Сурб Хач.
  4. Реставрация сооружений двух фонтанов в Феодосии и одного в Алуште, восстановление их водоснабжения и армянских надписей на фасадах.
  5. Закрепление памятников каменной резьбы из хрупких пород. Создание благоприятных условий для мраморных хачкаров и очистка их от плесени.
  6. Соблюдение норм научной реставрации. По возможности устранение урона, нанесенного памятникам пользователями при их ремонте.

Т.Э. Саргсян.

Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы II Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 26–28 мая 2015 г.

Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.

Top