Армяне в золотоордынском Азаке

Бурный рост городов на юге Восточной Европы в золотоордынский период был связан с политикой властей Золотой Орды, благоприятной экономической конъюнктурой и отсутствием на протяжении жизни нескольких поколений продолжительных усобиц. На пустом месте расцвели города с многотысячным населением, сопоставимые по размерам с наиболее крупными городами Западной Европы и Ближнего Востока. Такое развитие было невозможно без массовых миграций, в которых принимали участие представители различных этносов. В их числе были и армяне. Уже в 1253 г. они были встречены В. Рубруком в летней ставке Сартака.

Армянские общины возникли во всех крупных городах европейской части Золотой Орды. Об этом сохранилось значительное количество письменных и археологических свидетельств. Данная работа вносит небольшой объем новой информации и в значительной части является обобщением уже опубликованных данных. Наиболее многочисленным было армянское население в городах Крыма (Каффе, Солхате, Судаке). О его численности можно судить по количеству церквей. В Каффе существовало 28 армянских церквей и 4 монастыря. Здесь же находилась резиденция армянского епископа. В Болгаре была исследована армянская церковь и кладбище с каменными надгробиями рядом с ней. Это самая северная армянская колония на территории Золотой Орды. Отдельные армянские надгробия найдены и за пределами Болгара.

О существовании армянского населения в городах Нижнего Поволжья известно из сообщения письменного источника и благодаря находкам хумов с клеймом «Ананд сын Саркиса». Фрагмент мраморного хачкара с надписью, происходящего из церкви, найден в Маджаре. Еще один хачкар хранится в темрюкском музее.

В сравнении с Крымом численность армян в Азаке (совр. г. Азов) была невелика. Однако здесь существовал отдельный армянский квартал. Найдено три надписи армянскими буквами, процарапанными по обожженной глине. Картографирование этих находок и указания письменных источников на соседство армянского квартала с венецианским позволяет локализовать его в районе от перекрестка ул. Энгельса и сп. Александра Невского до перекрестка ул. Московской и Чехова. Это не значит, что армяне не могли проживать в других районах города. Например, гончары, производившие поливную керамику, с большой долей вероятности являлись армянами и проживали на нескольких удаленных друг от друга участках. Вместе с тем в границах армянского квартала фиксируется проживание и древнерусского населения. Учитывая, что эта территория входит в самую старую часть золотоордынского города, и датировку комплекса, откуда происходят две надписи, квартал мог возникнуть уже в последней четверти XIII в. Ещё одна группа переселенцев, по данным письменного источника, прибывает в Азак в 1299 г. Судя по времени появления отдельных гончарных мастерских и особенностям технологических приемов в каждой из них, отдельные группы армян прибывали в Азак и позже, вплоть до середины XIV в.

По всей видимости, в Азаке существовала только одна армянская церковь Григория Просветителя. Можно высказать предположение о её местоположении. Два поддона поливных чаш, найденных в комплексе конца XIII в., имеют одинаковую надпись. По предположению И.В. Волкова, это тюркское слово «бай» – господин. Не будет невероятным предположение, что это обращение к богу. Это подтверждается достаточно частыми находками поддонов чаш с процарапанным знаком креста. В таком случае, перед нами посуда, которая использовалась в богослужении из-за нехватки специальной церковной утвари. Если это так, то церковь Григория Просветителя находилась в районе участка № 17 по сп. Александра Невского, где, по словам местных жителей, на небольшой глубине находятся кирпичные фундаменты. При церкви, вероятно, работал скрипторий. Известны имена нескольких обитателей армянского квартала Азака – священники Тер Мануэл и Тер Саргис, писец Тертер Ереванцы, Насхатун – дочь Эфекти и её сын Сирпек.

Среди ремесел, на которых специализировались армяне, археологически прослеживаются гончарство и камнерезное ремесло. Больше следов оставило первое. Только в золотоордынское время на юге Восточной Европы появляется производство поливной керамики. Оно не может быть генетически связано с гончарными традициями Византии, Средней Азии или Азербайджана. Наибольшее сходство эта керамика имеет с закавказскими образцами и поэтому развитие производства поливной керамики в Азаке можно связывать с переселением сюда армян. В Крыму, где проживало наибольшее их количество, эти черты сходства проявляются наиболее отчетливо. Здесь, в единственном районе Золотой Орды, получило развитие производство красноглиняной керамики с орнаментом в технике сграффито с полихромной расцветкой, которая находит выразительные аналогии в керамике домонгольской Армении.

Армянская архитектурная школа оказала воздействие на зодчество Болгара и Золотой Орды в целом. Но наибольшее число памятников архитектуры и камнетесного искусства сохранилось в Крыму. В Азаке с работой армянских камнерезов могут быть связаны отдельные надгробия. Проживание среди иноязычного населения не могло не приводить к этническому смешению. Яркими свидетельствами этого являются тюркские имена на хачкарах из Каффы и тюркское слово, написанное армянскими буквами из Азака. Арабскими буквами начертано имя Ананда сына Саркиса на клейме. На армянском кладбище в Болгаре была захоронена китаянка. Вероятно, некоторые из тюрок становились членами григорианской церкви. Шел и обратный процесс, о чем говорит мусульманское имя с указанием армянского имени отца и распространение среди армян Восточной Европы поволжского тюрки.

Связь с другими христианскими общинами Азака была достаточно тесной для того, чтобы церковь Григория Просветителя использовалась для совершения православных обрядов. Вероятно, синкретичной была и материальная культура армянских общин. Имущественное положение армян, естественно, было очень различно. Большинство армян Каффы являлось квартиросъемщиками. Небогатыми были гончары. Судя по дорогим тканям и золотым вещам, зажиточным было население армянской колонии Болгара. Есть упоминание о покупки книги для вклада в церковь за два сома (около 400 грамм серебра) жительницей Азака. Сумма достаточно значительная, сопоставимая со стоимостью рабыни на рынках Азака. Среди этих самых рабов, проданных в Тане, также отмечены армяне.

Судьба армянских общин в городах Золотой Орды была трагична. Они бесследно исчезли к концу XIV в. В 1-й четверти XV в. на месте армянского квартала Азака, судя по венецианским документам, существуют районы, заселенные черкесами и татарами. Исключением стали города Крыма. Вероятно, там нашли своё прибежище уцелевшие армяне Азака.

А.Н. Масловский.

Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы III Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 30–31 мая 2018 г.

Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.