О причинах, условиях и факторах относительной устойчивости воспроизводства донскими армянами этнокультурной специфики в условиях длительного проживания в инонациональной среде

В 2019 году армянская община Ростовской области отмечает двести сороковую годовщину переселения около 12 тысяч армян из Крымского полуострова на Донскую землю. Несмотря на последующие миграции армян в этот район, больше половины современных донских армян (52,4 %) считают себя приемниками этих крымских переселенцев. По численности в составе населения Ростовской области армяне занимают второе место, уступая только русским. Таким образом, армянская община – одно из самых многочисленных и укоренных национальных сообществ нашего края. Чем интересен и поучителен опыт такого длительного проживания армянской общины на Донской земле? Прежде всего тем, что добившись высокого уровня интеграции в социально-экономическую, культурную, политическую жизнь региона, значительная часть армянской общины в условиях длительного, у многих многопоколенного проживания в инонациональном окружении, сумела сохранить многие характерные черты этнокультурной специфики. Этот исторический феномен, социально-значимый опыт донской армянской общины заслуживает внимательного изучения. Не случайно, этой проблематике посвящены многочисленные исследования.

Должен выделить глубокий анализ этнической идентичности донских армян, ее динамику в различные исторические периоды этого сообщества, содержащийся в указанных работах А.В. Серикова и В.В. Черноуса, С.Я. Сущего, Р.Г. Тикиджьяна, на которые я буду опираться в своих теоретических построениях. Вместе с тем, новые вызовы современной эпохи, проблемы становления российской гражданской нации актуализируют необходимость объемного изучения исторического опыта донской общины в контексте поставленной проблемы, попыткой которого и является данная работа. Итак, каковы причины, условия и факторы относительной устойчивости воспроизводства донскими армянами этнокультурной специфики в условиях длительного проживания в инонациональной среде? Прежде всего, следует выделить общие исторически сложившиеся стратегии выживания и сохранения этнической идентичности, выработанные армянами в условиях измеряемой тысячелетиями диаспоральной жизни за пределами исторической родины, в условиях многовековой утраты национальной государственности.

Большинство народов в мировой истории пережили драматические перипетии, но и среди них выделяются трагическими судьбами армянский и еврейский народы. Оказавшись географически между мощными цивилизациями Персии, Римской империи, Византии, позже Османской и Российской империй, Армения многократно была объектом опустошительных войн, нашествий, разделов, депортаций ее населения, массовых убийств, геноцида в начале XX в. Армяне, спасаясь от жестокого насилия, национального и конфессионального гнета, зачастую в целях выживания мигрировали за пределы исторической родины, образовывали колонии в различных частях света. В процессе этого тысячелетнего рассеивания, диаспорального существования армянские колонисты выработали целостный этнокультурный комплекс, призванный сохранить основы национальной идентичности, традиционные условия жизни за пределами этнической территории в отсутствии в течении веков национального государства, адаптируясь к инонациональной среде. Этот комплекс существенно варьировался в разных странах армянского рассеивания, но сформировались и некоторые общие черты этой стратегии. Важнейшее составляющее этого комплекса – этническое сознание армян, его опорные константы. Символами их национальной идентичности являлись и являются: первое в истории принятие христианства как государственной религии (301 г. н. э.), суверенная национальная христианская Армянская апостольская церковь, графическая национальная форма письменности, самобытные формы культовой архитектуры (крестово-купольный принцип построения храмов), хачкары, характерные черты образа жизни, семьи, национального характера. Важным символом идентичности была и остается гора Арарат (Масис).

С.Я. Сущий охарактеризовал исторически выработанный армянским народом способ выживания, этнического воспроизводства за пределами родины как способность к перемещению из прежней территории проживания и к адаптации в нередко недружественной среде, способность, которая также обуславливалась предпринимательской инициативностью армян, их активным участием в торговых операциях. Армянские диаспоры в условиях отсутствия национального государства, веками находясь в инонациональном окружении, выработали собственные институты управления, среди которых – Армянская апостольская церковь, национальное образование, национальная элита, общественные организации, институт семьи. Вместе с тем, исторический опыт успешной адаптации донской армянской общины к условиям инонациональной среды, сохранения ее значительной частью этнонациональной самобытности имеет не только общие черты с другими армянскими диаспорами, но и существенную специфику, обусловленную особенностями процесса его формирования. Перемещения армян за пределы исторической родины происходили как стихийно, так и организованно.

Переселение армян с территории Крыма на Донскую землю осуществлялось вторым путем, что определило многие характерные черты жизни донских армян в этом регионе России. Екатерина II свои указом (ноябрь 1779 г.) организовала переселение 12 тыс. крымских армян, имеющих большой опыт в успешной торговле, сельском хозяйстве, ремеслах, строительстве, на Донскую землю в целях освоения малонаселенных территорий Юга России. Им была отведена компактная территория в низовьях Дона (12 тыс. десятин земли), в окрестностях крепости Дмитрия Ростовского, где они основали город Нор-Нахичеван и шесть прилегающих к нему сел (Чалтырь, Большие и Малые Салы, Несветай, Топты, Катеринован). Компактное расселение донских армян стало чрезвычайно важным условием устойчивого воспроизводства ими этнокультурной специфики. С.Я. Сущий, который тщательно проанализировал динамику их расселения в низовье Дона, констатировал, что вплоть до конца XIX в. сосредоточение армян в этом краю мало изменилось.

И в XX в., в начале которого г. Нахичевань-на-Дону утратил черты преимущественно армянского города, став в 1928 г. частью Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, тем не менее этот район «по-прежнему характеризуется повышенным удельным весом армян, кратно превышающим уровень их концентрации в других районах Ростова». А в Мясниковском районе, где сосредоточены армянские села, доля армянского населения в 2010 г. составляла больше половины населения. Компактность поселения донских армян, сохраняющаяся в течение двух с лишним веков, плотность армянской национальной среды на нижнем Дону, которая, естественно, постепенно размывалась, тем не менее создавала благоприятные условия для повседневного общения армян, создания моноэтнических семей, организации культурной и религиозной жизни на основе национальных традиций и, в конечном счете, для относительно устойчивого воспроизводства основной массой донских армян этнокультурной специфики, хотя влияние культуры преобладающего русского населения неизбежно усиливалось.

Свою роль в сплоченности донских армян, относительной устойчивости воспроизводства ими этнокультурных ценностей в течении длительного периода сыграло общее происхождение ядра донской общины, представители которого переселились на Донскую землю из Крыма, где до этого они проживали несколько веков в другом инонациональном окружении (крымских татар, греков и др.) и обрели черты субэтнической группы армянского народа (западно-армянский диалект армянского языка с примесью тюркизмов, влияние некоторых обычаев, кухни и других элементов культуры Крыма XIV–XVIII вв.). Существенное значение для устойчивого воспроизводства донскими армянами основ армянской идентичности имело так же длительное автономное существование г. Нахичевани-на-Дону и окрестных армянских сел. По указу Екатерины II армянским переселенцам на Донскую землю был предоставлен ряд важных льгот и привилегий, среди которых – национальное самоуправление: магистрат, который осуществлял управление городом Нахичевань-на-Дону и армянскими селами с 1805 по 1870 гг., при нем существовали собственный суд и полиция, делопроизводство осуществлялось на армянском языке. Город имел свой герб и печать.

Во второй половине XIX в. в результате серии реформ 60–70-х гг. город утратил большую часть своих льгот и привилегий, местное самоуправление было унифицировано по российскому образцу. Вместе с тем, хотя в 1904 г. было создано Градоначальство, объединившее города Нахичевань и Ростов-на-Дону, в г. Нахичевани вплоть до 1917 г. работала городская дума, которая последовательно отстаивала интересы армянского поселения. Несмотря на то, что в конце XIX – начале XX в. нарастали процессы интеграции двух соседних городов, г. Нахичевань-на-Дону просуществовал как самостоятельная единица вплоть до 1928 г., когда стал частью Пролетарского района города Ростова-на-Дону. Важным условием автономного существования г. Нахичевани-на-Дону и армянских сел являлось их успешное экономическое развитие, особенно в первой половине XIX в. Используя предоставленные руководством страны льготы и привилегии, благоприятные местные условия, опираясь на присущие армянам предприимчивость и мастерство в области ремесел (кожевенного, столярного, кузнечного, портняжного, ювелирного) жители г. Нахичевани-на-Дону стали активно и успешно заниматься всеми основными отраслями тогдашней экономики, добились больших успехов в организации не только местной торговли, но и в торговых операциях на рынках Юга России, восточно-европейских стран, в развитии сельского хозяйства. Р.Г. Тикиджьян отмечал, что в 20–60-е гг. XIX в. город Нахичевань-на-Дону по всем основным экономическим и культурным показателям развития опережал соседние города Ростов-на-Дону, Таганрог, Мариуполь.

Начиная со второй половины XIX – начала XX в. этот город стал все больше уступать в динамике этих сфер Ростову-на-Дону, но длительное успешное экономическое развитие создавало возможности, финансовые условия для развития инфраструктуры города, строительства храмов, учебных заведений, очагов культуры. Очень важную роль в поддержании у донских армян устойчивости этнонационального сознания играла и продолжает играть Армянская апостольская церковь, которая в инонациональной среде является этнообъединяющим центром, основным институтом связи армян с исторической родиной, олицетворением единства народа. Армянские переселенцы в трудную дальнюю дорогу на подводах из Крыма в Россию брали с собой самое дорогое и необходимое: каменные кресты (хачкары) из армянских церквей и монастырей, иконы, рукописные книги и другое ценное церковное имущество. Возглавлял процесс переселения духовный глава крымских армян Петрос Маркосян. Главным радетелем и организатором помощи крымским переселенцам, получения ими льгот и привилегий от российской власти был предводитель армянской епархии в России архиепископ Иосиф Аргутинский. Понимая важность духовной опоры для армян, оказавшихся в очень сложных условиях на необжитой земле, в чужом краю, И. Аргутинский всемерно торопил переселенцев с возведение первой армянской деревянной церкви Сурб Аствацацин (Успения Божией Матери), которая в 1780 г. стала первой постройкой города Нор-Нахичеван.

В городе в течении 3-х лет с 1771 по 1773 гг. были заложены и освящены две церкви Сурб Амбарцум (Святого Воскресения) и Сурб Никогайос (Святого Николая). В последующие годы были построены: главный храм Нахичевани-на-Дону, собор Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя), церкви Сурб Торос (Святого Феодора), Сурб Карапет (Святого Иоанна Предтечи). В 1783–1792 гг. в 7-ми километрах от города был возведен мужской крестовоздвиженский монастырь Сурб-Хач (Святого Креста). Эти храмы строились, как правило, на средства нахичеванских благотворителей и прихожан. В них служба велась вплоть до 30–60-х гг. XX в., затем, за исключением церкви Сурб Карапет, они прекратили свое существование по решению местных властей. В 2011 г. было закончено строительство и освящено Гарегином Вторым величественное здание нового храма Сурб Арутюн (Святого Воскресения).

Эти храмы были не только местами отправления религиозного культа, но и очагами национальной культуры. При них были созданы церковно-приходские, воскресные школы, духовные училища, они вели активную просветительскую деятельность. Мощная государственная антирелигиозная пропаганда, ликвидация большинства армянских церквей в советский период существенно сократили количество их прихожан. Но значительная часть донских армян сохранила верность Армянской апостольской церкви, совершает в ней обряды жизненного цикла (крещение, венчание, отпевание), отмечает христианские праздники, уважает ее миссию и деятельность. Как уже отмечалось для армян образование всегда оставалось одной из важнейших ценностей. Представители донской армянской элиты прекрасно понимали роль образования и воспитания как основных наиболее эффективных каналов трансляции культуры и национальной идентичности.

Помимо церковно-приходских школ, открытых при армяно-григорианских храмах, в конце XIX – начале XX в. дети нахичеванцев учились в 10 начальных училищах, городском классном училище, двухклассном женском училище св. Репсимии, в двух частных училищах, а также в Екатерининской женской гимназии, мужской классической гимназии, в Гогоевском женском училище, в Армянской духовной семинарии. В училищах и гимназиях, как правило, изучались армянский и русский языки, история Армении и России, география, в гимназиях – один из иностранных языков. В Нахичевани во второй половине XIX – начале XX в. сформировалась развитая структура армянских добровольных общественных организаций, действовавших в сферах образования, просвещения, культуры. Эти общества проводили значительную работу по распространению просвещения, оказанию в помощи получения образования, по пропаганде исторических, научных, гуманитарных знаний, участвовали в формировании основ этнического сознания. Среди армянских этнических ценностей особое место занимали и занимают семейные ценности. Вплоть до конца XIX в. в Нахичевани-на-Дону абсолютно преобладали моноэтнические семьи. Один из видных предпринимателей и общественных деятелей этого города И.М. Келле-Шагинов вспоминал: «Женится не на армянке или выходить замуж не за армянина было не в порядке вещей, и на таких смотрели косо, как на чужих». Естественно, в таких моноэтнических семьях последовательно формировалась армянская этническая идентичность.

В начале XX века Нахичевань перестает оставаться моноэтническим армянским городом. Этот процесс усиливается после того, как этот город 1928 г. становится частью города Ростова-на-Дону. В связи с этим, естественно, усиливаются ассимиляционные процессы среди донских армян, возрастает количество межэтнических браков. Вместе с тем, данные современного социологического исследования свидетельствуют о том, что семейные ценности, по-прежнему, преобладают в системе идентичностей донских армян, значительно превосходя другие идентичности. Традиционная устойчивость семейных ценностей, семейных устоев, существенная разница этих традиций у армян и русских объясняют то, что смешанные браки среди донских армян длительный период, вплоть до 20–30-х гг. XX в. составляли незначительную долю в их общем числе. Во второй половине XX – начале XXI вв. их число увеличивается, но и сегодня они вряд ли превышают третью часть общего количества браков в этой среде. Это положение снижает потенциал ассимиляционных – процессов среди донских армян. Чрезвычайно важную роль в сохранении и утверждении относительной устойчивости воспроизводства донскими армянами этнокультурной специфики последние три десятилетия играет такой институт как Ростовская региональная общественная организация «Нахичеванская-на-Дону армянская община», которая возникла в 1988 г.

В советский период, начиная с 1930-х и до конца 1980-х гг. в нашей стране не было самодеятельных национальных общественных организаций, в частности, у донских армян. Это обстоятельство нанесло состоянию этнической идентичности донских армян немалый урон, привело к утрате некоторых ее важных составляющих, стимулировало ассимиляционные процессы в их среде. Возникнув на волне демократизации советского общества в конце 1980-х гг. XX в., эта армянская общественная организация уже в начале своей деятельности поставила перед собой цель: «возрождение и сохранение самобытной многовековой национальной культуры донских армян, содействие в решении задач в области совершенствования межнациональных отношений». Нахичеванская армянская община, опираясь на всех своих активных членов, энтузиастов возрождения культуры донских армян, развернула масштабную организаторскую, культурно-просветительскую, издательскую, исследовательскую, пропагандистскую деятельность, направленную на реализацию поставленных целей. Армянская община, прежде всего, сосредоточила усилия на возрождении, сохранении и развитии самобытной культуры донских армян, выявлении и восстановлении памятников их истории и культуры. Поскольку реанимация памяти о прошлом способствует активизации и утверждению национальной идентичности, было решено установить или восстановить важные мемориальные объекты истории и культуры донских армян, Нахичевани-на-Дону. В этом направлении община реализовала ряд масштабных проектов.

В 1999 г. в г. Ростове-на-Дону, на площади Л.Н. Толстого, был установлен памятник архиепископу Иосифу Аргутинскому, который сыграл большую роль в процессе основания и развития города Нахичевани-на-Дону. В 2005 г. в городе Ереван был открыт мемориальный комплекс казакам, погибшим на территории Армении в ходе русско-турецких и русско-персидских войн. В 2015 г. к 100-летию геноцида армян в Османской империи в Ростове-на-Дону был установлен памятник «Геноциду нет!». Были установлены мемориальные доски известному военачальнику, бывшему первому заместителю командующего и члену военному совета СКВО, герою Армении, генерал-лейтенанту Грачу Амаяковичу Андресяну; талантливому хирургу, профессору Партеху Макаровичу Шорлуяну; Нахичеванскому армянскому комитету помощи беженцам-жертвам геноцида армян в Османской империи. По инициативе и при материальной помощи общины отреставрированы 5 армянских церквей, из них 2 – в Ростовской области (с. Чалтырь и с. Большие Салы).

Сосредоточив свои усилия на активной деятельности по выявлению, сбору и сохранению документов, свидетельств, артефактов донской армянской культуры, руководство армянской общины инициировало открытие в 1972 г. в здании монастыря Сурб-Хач Музея русско-армянской дружбы, который позже, в 2011 г., продолжил работу в историческом здании на площади Свободы. Община всячески способствует пополнению его фондов историческими, этнографическими документами, материалами, поддерживает проведение в музее мероприятий и выставок, связанных с памятными датами, литературных вечеров, презентации новых книг. Важным направление работы Нахичеванской-на-Дону армянской общины является образовательная деятельность, организация изучения армянского языка, истории и культуры армянского народа. В Ростовской области в 20-ти классах учащиеся изучают армянский язык, эта работа ведется также и в воскресных школах, организованных армянскими храмами. Создан Армянский виртуальный колледж, в котором, опираясь на современные информационные технологии, учащиеся из разных стран в течении 3-х лет изучают армянский язык, историю и культуру армянского народа, его выпускники получают сертификаты международного образца.

По инициативе общины и при ее финансовой поддержке была подготовлена и выпущена двумя изданиями монументальная книга энциклопедического характера В.В. Смирнова «Летопись Нахичевани-на-Дону» (2014, 2018 гг.), работа В.В. Рязанова «От первого приюта до наших дней. Из истории изобразительного искусства Нахичевани-на-Дону» (2011 г.), монография С.Я. Сущего «Армяне Юга России и Крыма (геодемографический очерк)» (2015 г.). В 2011 г. была основана и активно издается книжная серия «Жизнь замечательных нахичеванцев», перед которой поставлена цель – познакомить современного читателя, прежде всего, молодежь с людьми армянской национальности, внесшими большой вклад в историю и культуру нашего города. Издано уже больше 10-ти книг («Арутюн Халибян», «Аким Ованесов», «Рафаэль Самургашев», «Амаяк Арцабанян» и др.).Руководство общины поддерживает также такие солидные исследовательские проекты, проводимые вместе с Южным научным центром Российской академии наук, как всероссийские и международные конференции «Армяне Юга России: история, культура, общее будущее» (2012, 2015, 2018 гг.), ежегодные Шагиняновские чтения, которые организуются уже шестой год.

Община всячески поддерживает армянские творческие детские и профессиональные музыкальные и хореографические коллективы, исторический клуб «Мовсес Хоренаци», шахматный клуб, команду КВН, литературное сообщество, киноклуб «Оджах». С 2000 г. выходит ежемесячная газета армянской общины «Нахичевань-на-Дону», в которой на армянском и русском языках печатаются материалы о жизни, истории и культуре донских армян, важнейших событиях в республике Армения. Особой заслугой общины является организация работы самой большой в мире армянской интернет-энциклопедии фонда «Хайазг», в которой представлен огромный, постоянно пополняемый массив документов и материалов об истории, культуре, жизни армян в Республике Армения, в диаспоре, на Дону. Инициатором и организатором этой интернет-энциклопедии стал исполнительный директор «Нахичеванской-на-Дону общины» С.М. Саядов.

Важным ресурсом в процессах воспроизводства и утверждения национальной идентичности донских армян служит укрепление и развитие многосторонних связей Ростовской области, Донской армянской общины с Республикой Армения. Опираясь на опыт традиционных дружеских отношений народов России и Армении, активно развивается стратегическое сотрудничество между нашими странами как на межгосударственном, так и на региональном уровнях. Тесные отношения связывают Армению с Югом России, где проживает больше половины российской армянской диаспоры, активно функционируют армянские общественные организации.

В 2003 г. в Ростове-на-Дону было открыто Генеральное консульство Республики Армения в Южном федеральном округе РФ, которое активно развивает экономические, культурные, социальные связи между Арменией и Югом России. Заключены договора о многостороннем сотрудничестве между Республикой Армения и Ростовской областью, городами Ереваном и Ростовом-на-Дону, между вузами, предприятиями, учреждениями Ростовской области и Республики Армения. Неслучайно, президенты Республики Армения из всех регионов России в последние десятилетия чаще всего посещали Ростовскую область (Р.С. Кочарян – в 2007 г., С.А. Саргсян – в 2009 и 2010 гг.). Они встречались не только руководителями области и города, местных органов власти, но и с представителями донской политической, деловой, научной элиты, с руководителями Нахичеванской-на-Дону общины, жителями города Ростова-на-Дону и Мясниковского района. Два раза в Донском крае побывал глава Армянской апостольской церкви, верховный патриарх и католикос всех армян Гарегин Второй (2007, 2011 гг.), который освятил старейшую в городе Ростове-на-Дону церковь армянского монастыря Сурб-Хач и новую величественную церковь Сурб Арутюн, провел при большом стечении прихожан первые службы в этих храмах. В Ростове-на-Дону и в Ростовской области часто выступают мастера искусств из Армении. Регулярные встречи, общение, взаимодействие донских армян с руководителями, представителями политической, деловой, культурной элиты, творческой интеллигенцией Армении, несомненно способствуют воспроизводству этнической культуры у донских армян.

Итак, каково современное состояние этнокультурной идентичности донских армян по результатам недавнего социологического исследования. «По мнению донских армян, – отмечают А.В. Сериков и В.В. Черноус, – самоидентификация определяется знаниями армянских традиций – 67,1 % и самоощущением – 57,3 %. Далее идут позитивные черты национального характера: трудолюбие, целеустремленность – 53,7 %, щедрость и гостеприимство – 48,8 %. Лишь на пятом месте стоит знание армянского языка – 43,9 %, приверженность традициям Армянской апостольской церкви – 28 %». Авторы, комментируя эти результаты социологических измерений, отмечают, что «данная иерархия идентификационных признаков вполне характерна для традиционных диаспор, интегрированных в местные сообщества на протяжении нескольких поколений, когда сфера проявления этничности объективно уменьшается, что не мешает ее воспроизводству и трансформациям».

Анализируя языковую ситуацию в среде донских армян А.В. Сериков и В.В. Черноус на основании анализа данных этого социологического исследования пришли к выводу, что «у донских армян, особенно представителей традиционной диаспоры, сложилось двойная языковая идентичность с приоритетом использования русского языка и владения им». Известный российский этнолог В.А. Тишков отмечает типичность подобного положения в современной жизни: «языковой репертуар современного человека не ограничивается одним языком и все больше нормой языковой ситуации становится двуязычие и многоязычие, которое имеет функциональный характер: в одних сферах и ситуациях больше используется один язык, в других – другой язык». Результаты социологического исследования также свидетельствуют о том, что ряд базовых идентификационных признаков этнической идентичности сохраняется, в том числе у тех армян, которые потомственно проживают в Донском крае длительное время. Большинство местных армян используют армянский и русские языки в качестве родного, проявляют заинтересованность в сохранении армянской культуры, стремятся узнать больше о традициях и культуре армянского народа. Значительная часть донских армян сохраняет связи с армянами в Республике Армения и в соседних регионах России.

Данные социологического исследования свидетельствуют о высокой степени интегрированности донских армян в региональный и российский социумы. Социологи отмечают: «… гражданская идентичность из 9-ти позиций занимает 3-е место – 19,5 % самая важная и 14,6 % – важная… В любом случае у городских и сельских армян Дона гражданская идентичность по важности опережает этническую (6,1 и 11 %), а также профессиональную (2,4 и 7,3 %)… более того, 78 % армян (из них 90,5 % в городах) готовы, при условии сохранения армянской идентичности, назвать свою национальность «россиянин». Социологи пришли к выводу, что «этническая идентичность рассматривается как часть сложной полиэтнической российской идентичности».

Таким образом, идентичность донских армян, являющихся гражданами России, является многосоставной, гибридной, в ней представлены признаки, черты как армянской, так и российской идентичностей («русский армянин»). Абсолютное большинство традиционных донских армян принадлежит российской и армянской культурам одновременно. Актуальным и сложным является вопрос об перспективах, устойчивости этнокультурной специфики нахичеванских донских армян. Прогнозы в этой области выстраивать сложно, даже пунктиром, поскольку не все составляющие, факторы, условия, риски этого процесса можно представить, находясь в русле научного дискурса. Естественными факторами риска усиления ассимиляционных потерь в среде донских армян являются: продолжающийся процесс все более активного использования русского языка в большинстве сфер жизнедеятельности, рост межнациональных браков, влияние преобладающей русскоязычной российской культуры.

Вместе с тем, С.Я. Сущий напоминает, что «уже несколько поколений местного армянского населения демонстрирует высокие показатели социокультурной интеграции и межнациональной брачности, что, однако, не привело к сколько-нибудь значительной ассимиляции региональных общин». Он также обратил внимание и на некоторые другие основания для сдержанно-оптимистичного прогноза разрешения этой проблемы: сохраняющуюся компактность расселения донских армян на юго-западе Ростовской области, в основном в Ростове-на-Дону и Мясниковском районе; сохраняющийся, хотя и умеренный миграционный прирост армянской общины, по-прежнему репродуктивный возраст основной массы донских армян.

Необходимо также учитывать позитивное влияние на процесс разрешения проблемы устойчивого воспроизводства донскими армянами этнокультурной специфики тех активных акторов, о которых уже говорилось, – Армянская апостольская церковь Нахичеванская-на-Дону армянская община, тесное взаимодействие Ростовской области, донской армянской общины, местных жителей армянской национальности с Республикой Армения. Стратегическая цель современной России – формирование многоэтничной гражданской нации. Донские армяне, которые являются в своем большинстве потомственными гражданами нашей страны и связывают с ней свое будущее, для жизненного преуспевания в большом российском пространстве, очевидно, должны стремится разрешить двуединую проблему – дальнейшей, все более полной интеграции в региональный и российский социумы, вместе с тем, сохраняя исторически выработанные основные черты этнического своеобразия.

Как свидетельствует опыт других многонациональных государств, оптимальной стратегией их развития является формирование множественных взаимодополняющих идентичностей граждан в рамках единого государственного сообщества. Нахичеванская-на-Дону армянская община как активный актор, влияющий на сознание и деятельность местных армян, на наш взгляд, должна всячески способствовать решению этой сложной задачи, акцентируя внимание на ее второй составляющей, исходя из того, что первую мощно стимулируют объективные процессы жизнедеятельности армян в большом российском социуме. Вместе с тем, по современным гуманитарным представлениям, следует создавать условия для реализации свободного выбора представителями разных этнических традиций культурных альтернатив в полиэтническом российском обществе.

Матвеев Герман Аронович – кандидат исторических наук, доцент, г. Ро-стов-на-Дону. "Нахичевань-на-Дону: история и современность (К 240-летию переселения армян на Дон)." Материалы международной научной конференции. г. Ростов-на-Дону, 18–19 октября 2019 г.