Проблема Джавахка и ответственность Армении

В последние 2 года заметно усилилось внимание СМИ Армении и Диаспоры к проблеме Джавахка. Несмотря на большое количество материалов, публикуемых в последнее вре­мя, общественность Армении все еще слабо осведомлена о сути проблемы. А ведь только четкое понимание проблемы позволит осознать всю ее значимость для Армении и определить те действия, которые необходимо предпринять для ее решения.

Учитывая, что широкие слои общественности в Армении и Диаспоре все еще мало знакомы с историей Джавахка, будет по­лезно ее кратко напомнить.

В VIII веке до н.э. Джавахк, заселенный в основном армяна­ми, был присоединен царем Аргишти I (786-764 гг. до н.э.) к Ванскому царству (Урарту), о чем повествует составленная им извест­ная хорхорийская надпись. В дальнейшем провинция Джавахк в составе области Гугарк несколько веков являлась частью госу­дарства Великая Армения вплоть до его падения в 428 г.

Впоследствии Джавахк находился в составе соответственно Персидского царства и Арабского халифата. В IX в. царь Армении Смбат I Багратуни вновь присоединил область Гугарк вместе с Джавахком к своему царству. Позднее, вследствие ослабления Ар­мянского царства Багратидов, Джавахк определенное время в кон­це Х-начале XI вв. и в конце XII - середине XIII вв. входил в сос­тав независимого Грузинского царства. Но уже в 1266 г. армянский правитель Тмкаберда Саркис Джахеци основывает самостоя­тельное княжество - Самцхетское атабекство, которое просущест­вовало около 3-х веков, вплоть до 1535г.

С 1547 года Джавахк был присоединен к Османской империи и находился в ней до 1829 года, когда в результате русско-турецкой войны 1828-1829 гг. край вошел в состав Российской Империи.

После ее распада в 1917 году Джавахк дважды - в 1918 и 1921 гг. - подвергся интервеции турецких войск. Армянское население Джавахка попыталось спастись на территории Грузии, однако гру­зинские войска не пропустили армянских беженцев во внутренние районы Грузии. В результате резни со стороны турецких войск, го­лода, холода и болезней 1918-1921 гг. из 80,000 армянского насе­ления Джавахка погибло около 35,000.

В 1918-1921 гг. Джавахк в свободные от турецкой оккупации периоды являлся спорной между Арменией и Грузией территори­ей. В дальнейшем вопрос о принадлежности Ахалкалакского райо­на обсуждался на пленуме Кавбюро ВКП(б), который своим реше­нием от 7 июля 1921 г. передал его на рассмотрение ЦК КП Грузи- и. В результате решением верховного органа КП Грузии Ахалкалакский район, абсолютное большинство населения которого сос­тавляли армяне, был включен в состав Грузии.

Таким образом, за 28 веков, прошедших после первого упоми­нания края в хорхорийской надписи до распада Советского Союза в 1991 г., Джавахк около 13 веков находился в составе армянского государства, чуть менее 3-х веков был фактически независимым княжеством, около 12 веков входил с состав или находился под контролем Персидской империи. Арабского халифата, турок- сельджуков, Османской империи. Российской империи и Советс­кого Союза. И лишь дважды, всего по нескольку десятилетий в конце X - начале XI вв. и в конце XII — середине XIII вв.. Джа­вахк входил в состав независимого грузинского государства.

Многочисленные армянские исторические памятники различ­ных эпох, сохранившиеся до сих пор в Джавахке, являются убеди­тельным доказательством того, что армяне Джавахка вне зависи­мости от его принадлежности к тому или иному государству неиз­менно составляли большинство населения края.

А теперь вернемся к нынешней проблеме Джавахка.

Ее суть состоит в том, что грузинские власти последовательно проводят политику, направленную на постепенное вытеснение ар­мян из Джавахка и его ассимиляцию, для чего, используя госу­дарственные рычаги, осуществляют дискриминационные действия в различных областях общественной жизни.

Повсеместное нарушение законных прав армянского населения Джавахка властями Грузии подробно освещено в ряде работ дру­гих авторов и поэтому в данной статье мы нс будем на них оста­навливаться". ("См. но данной теме: “Армянское и азербайджанское меньшинства Грузии”; Доклад Международной Кризисной Группы, №178 Европа 22 ноября 2006; http://www.crisisgroup.org/home/index.cfm7idM517&1=3; Сергей Минасян, “Ситуация в Джавахке в контексте вывода российских военных баз из Грузии”; www.noravank.am, 05 июня 2005г.; Сергей Минасян, “Этнические меньшинства Грузии: потенциал интеграции на примере армянского населения страны", Кавказский институт СМИ, 2006 г.).

В последнее время произошли события, которые еще более осложнили социально-экономическую ситуацию в Джавахке и повлияли па увеличение масштаба эмиграции:

  • 28 июня сего года закрылась российская военная база в г. Ахалка­лаки, которая являлась основным экономическим фактором в Джавахке. Она была главным потребителем местной сельскохо­зяйственной продукции и обеспечивала работой на контрактной основе несколько сот местных жителей.
  • Вследствие резкого обострения отношений между Российской Федерацией и Грузией российская сторона прекратила выдачу виз гражданам Грузии и прервала с ней все виды сообщения. В ре­зультате джавахцам стало значительно труднее и дороже выез­жать в Россию на сезонную работу, которая традиционно являет­ся основным источником дохода для более чем половины семей Джавахка.

При складывающейся в Джавахке ситуации, не вызывает сом­нений, что если Республика Армения и армянство в целом, не предпримут экстренных и действенных мер, направленных на поли­тическую и экономическую поддержку Джавахка, то со временем в результате продолжения массовой эмиграции, армянское население Джавахка утратит статус большинства. Нынешнее состояние армян Ахалцихского района, еще в 50-80гг. прошлого века составлявших большинство населения района, подтверждает тот факт, что потеря статуса большинства приводит к потере армянским населением воз­можности собственными силами эффективно противостоять поли­тике дискриминации, проводимой грузинскими властями, которая в свою очередь будет подстегивать дальнейшую эмиграцию армян из региона. А это означает, что существует высокая вероятность того, что в конечном итоге Джавахк повторит судьбу Нахичевана и также окажется потерянным для Армянского мира.

Нельзя также исключать и возможности развития событий по конфликтному сценарию, когда армянское население для защиты своих прав будет вынуждено прибегнуть к использованию сило­вых методов.

А теперь рассмотрим то значение, которое имеет Джавахк в вопросе обеспечения национальной безопасности Армении, и ко­торое, к сожалению, еще недостаточно осознали в Армении и Ди­аспоре.

1. Обеспечение безопасности северной границы Армении.

В настоящее время участок армяно-грузинской границы, при­легающий к Джавахку, благодаря армянскому населению является совершенно безопасным для Армении.

Продолжение же нынешних темпов эмиграции армян из Джа­вахка приведет со временем к изменению демографической карти­ны края. Если нынешнюю тенденцию не удастся изменить, то со временем, вероятнее всего, большинство населения Джавахка бу­дет представлено турками-месхетинцами и грузинскими азербайд­жанцами. Произойдет это через 20 или 50 лет, не имеет особого значения, так как речь идет о появлении новой серьезной угрозы армянской государственности, находящейся и без того в сложной геополитической ситуации.

В результате Армения окажется полностью окруженной с 4-х сторон враждебным тюркским населением.

Высокая вероятность увеличения в Джавахке численности преимущественно тюркского населения объяснятся следующими предпосылками:

1. Грузия взяла на себя обязательство перед европейскими структу­рами, создать условия для возвращения в страну турок-месхетин­цев. Совершенно очевидно, что Грузия не допустит возвращения турок-месхетинцев в те районы, где они проживали до депорта­ции в 1944 году - в Аспиндзский, Ахалцихский и Адигенийский ра­йоны, которые были заселены грузинами. Поэтому грузинским властям, а также их стратегическим партнерам - Турции и Азер­байджану будет выгодно направлять прибывающих в Грузию ту­рок-месхетинцев в армянонаселенный и граничащий с Арменией Джавахк.

2. Численность азербайджанского населения Грузии и соответствен­но его удельный вес, в отличие от других национальных мень­шинств, после обретения Грузией независимости неизменно возрастает. В свою очередь, стабильный рост азербайджанского на­селения приводит к расширению ареала их проживания. Очевидно, что Азербайджан и, особенно, Турция, имеющая многовековой опыт эффективного использования так называемо­го "демографического оружия", направят экспансию азербайд­жанского населения Грузии в нужном им направлении, а именно в Джавахк. Это позволит завершить создание между Грузией и Ар­менией своего рода буфера, представленного преимущественно азербайджанским населением, а также создать между Азербайд­жаном и Турцией коридор, населенный тюркским населением.

3. У азербайджанского населения Грузии больше, чем у грузин шан­сов закрепиться в Джавахке, горном сельскохозяйственном регио­не с очень холодным климатом. Как известно, грузинские власти как в советское время, так и в период независимости, предприни­мали неоднократные попытки переселения в Джавахк аджарцев и грузин. Однако большинство переселенцев, не выдержав сурово­го климата и иных трудностей, со временем покинуло Джавахк.

В то же время, горный рельеф Джавахка с его альпийскими лу­гами, является идеальной кормовой базой для развития овцеводства - одного из основных занятий азербайджанцев юго-вос­точных районов Грузии. Следует напомнить, что в граничащем с Джавахком Амасийском районе Армении, и имеющим схожий с Джавахком климат, до 1988 более 95% населения составляли азербайджанцы.

Завершение окружения Армении тюркским элементом поста­вит перед Арменией две серьезные проблемы:

  • У потенциальных противников Армении - Азербайджана и Тур­ции, появится возможность в критический для Армении момент, например во время военных действий, осуществить с помощью диверсий полную блокаду сухопутных коммуникаций, связываю­щих Армению с внешним миром. В Армении еще должны хоро­шо помнить подрывы газопровода и железнодорожных путей, со­вершенных в населенных преимущественно азербайджанцами ра­йонах Грузии, в тяжелейший для Армении период 1991-1993 гг.
  • После появления в Джавахке враждебного тюркского населения Армения для предотврящения возможных диверсий, будет вы­нуждена осуществить инженерное обустройство границы, а также прикрыть ее войсками. Все указанные мероприятия увеличат и без того очень высокое бремя военных расходов Армении.

2. Воздействие на позицию Грузии по отношению к Армении.

Наличие населенного преимущественно армянами и гранича­щего с Арменией Джавахка является одним из тех основных фак­торов, которые удерживают Грузию от проведения по отношению к Армении более жесткой политики.

В случае же потери армянским населением Джавахка статуса большинства, уже мало что сможет удержать Грузию от ужесточе­ния своей политики относительно Армении, учитывая негативное восприятие Армении грузинским населением (“28,1% респондентов в Грузии считают Армению враждебным государством”; социологический опрос грузинской газеты "Квирис палитра"; http://www.regnum.ru/news/613232.html), а также заинтересо­ванность в этом стратегических партнеров Грузии - Турции и Азербайджана.

Хорошо осознавая значение Джавахка для Армении, джавахское армянство последние 16 лет терпеливо ожидало и продолжает ждать помощи от властей Армении и армянства в целом. Сложность вызовов, стоящих перед Джавахком в данный момент такова, что без ведущей роли властей Армении, только силами отдельных поли­тических, общественных и донорских организаций Армении и Ди­аспоры невозможно решить или хотя бы смягчить проблему.

Очевидно, что во время Арцахской войны в 1991-1994 гг., когда все ограниченные ресурсы Армении были направлены на спасение Арцаха, власти страны попросту игнорировали проблему Джавахка, для решения которой у них в тот период не имелось ни политических, ни экономических ресурсов. Примечательно, что Джавахк активно поддержал справедливую борьбу арцахцев за свою свободу, доказав тем самым свою преданность националь­ным интересам. Несколько сотен добровольцев из Джавахка при­няли участие в Арцахской войне, а с российской военной базы в г. Ахалкалаки джавахскими патриотами приобреталось оружие и пе­реправлялось в Арцах.

В этот, наиболее сложный для Армении период население Джавахка в условиях существующей в крае напряженности, выз­ванной проводимой президентом Гамсахурдия националистичес­кой политики, проявило политическую выдержку и не допустило развития в крае грузино-армянского конфликта.

После окончания военных действий и прихода к власти в Ар­мении Роберта Кочаряна, которому, как лидеру Карабаха, хорошо известно, какого быть в положении дискредитируемого нацио­нального меньшинства, у армянства Джавахка появилась надежда наконец-то получить столь долгожданную политическую и эконо­мическую поддержку. Тем более, что Армения за последние годы достигла больших успехов в экономике, что позволило довести размер государственного бюджета страны в 2007 году до 1.564 млрд, долларов США и который в 2008 г. должен достичь суммы в $ 2.5 млрд, долларов. Это означает, что у Армении появилась ре­альная возможность для оказания Джавахку, по крайней мере, бо­лее масштабной экономической помощи.

Однако, к сожалению, и нынешнее руководство Армении про­должило политику полного игнорирования проблемы Джавахка. Власти Армении публично не признают наличия в проблеме Джа­вахка политической составляющей. Очевидно, что руководство Армении пытается всячески удержать нынешний уровень межго­сударственных отношений с Грузией, ради чего оно фактически приносит в жертву как интересы армянства Джавахка, так и ос­тального армянского населения Грузии. Политика игнорирования властями Армении значимости проблемы Джавахка нашла свое подтверждение и в утвержденной 7 февраля 2007 г. Стратегии На­циональной Безопасности Армении, в которой Джавахк упомина­ется лишь в контексте сотрудничества с Грузией в вопросе реше­ния социально-экономических проблем армян Грузии. Тогда как значимость проблемы Джавахка, по вышеуказанным причинам, ставит ее в ряд основных вызовов внешней безопасности Армении.

Что же касается государственной помощи со стороны Арме­нии непосредственно Джавахку, то она на протяжении последних 16 лет неизменно заключается лишь в предоставлении школьных учебников, количество которых не покрывает даже нужд всех ар­мянских школ края, и ремонте отдельных школ. Подобный размер помощи со стороны Армении нам представ­ляется совершенно неадекватным тем вызовам, которые стоят пе­ред Джавахком.

Для сравнения, Армения ежегодно только из средств госу­дарственного бюджета предоставляет НКР межгосударственный кредит, размер которого в 2007 году составит 19,402 млрд, драм (или 54.3 млн. долларов США), что составляет 57,7% от размера всего бюджета НКР. К этому следует добавить тс многомиллион­ные программ, осуществляемые ежегодно в Арцахе общенацио­нальным фондом “Армения” и другими донорскими организация­ми. Понимая, что Арцах в отличие от Джавахка является частью Армении и нуждается в послевоенном развитии инфраструктур, тем мы нс менее убеждены что подобный дисбаланс в объеме ока­зываемой помощи совершенно не допустим. В Джавахке, на род­ной земле своих предков, живут такие же наши соотечественники, что и в Арцахе. Сказанное совершенно не означает, что должен быть сокращен размер помощи, предоставляемой Арменией и Спюрком Арцаху. Просто очевидна необходимость значительного увеличения помощи Джавахку.

Необходимо с сожалением отмстить, что власти Армении, вместо оказания помощи, предпринимают отдельные действия ко­торые еще более усугубляют чувство разочарования, испытывае­мое населением Джавахка. Так, в октябре 2006 года в Ереване сотрудниками СНБ Арме­нии был задержан лидер движения “Единый Джавахк” Ваагн Чахалян. За несколько дней до его задержания, движение “Единый Джавахк” организовало в г. Ахалкалаки акции протеста, обвиняя грузинские власти в фальсификациях итогов выборов в органы местного самоуправления. Основу “Единого Джавахка", состявля- ст возглавляемый Ваагном Чахаляном “Спортивно-Культурный молодежный Союз Джавакха”, который за последние 3 года стал одной из наиболее влиятельных армянских структур Джавахка благодаря последовательному проведению ряда акций, направлен­ных на защиту прав армянского населения.

Арест Ваагна Чахаляна по сфабрикованному обвинению, выд­ворение его из страны и последующее решение суда о запрете на его въезд в Армению, в Джавахке и в самой Армении многими бы­ло воспринято как исполнение армянскими властями заказа офи­циального Тбилиси. Проводя аналогию, трудно представить, что­бы в конце 80-гг. власти Советской Армении подобным образом обошлись бы с одним из лидеров Карабаха.

Президент Армении Роберт Кочарян, неоднократно высказы­ваясь по поводу проблемы Джавахка, говорит лишь о необходи­мости изучения джавахцами грузинского языка, а также их интег­рации в грузинское общество. Нужно отмстить, что представле­ние факта незнания джавахцами государственного языка, в качест­ве главного препятствия для их интеграции в грузинское общест­во, является абсолютно надуманным.

Во-первых, призывая армян Джавахка к изучению грузинско­го языка, нельзя забывать об исторических традициях. Испокон ве­ков и до наших дней, даже в период своего вхождения в состав Персидской, Османской и Российской империй, грузинского госу­дарства и Советского Союза, Джавахк неизменно оставался частью армянского языкового и культурного пространства, а неразвитость дорожной сети способствовала его изолированности от остальной Грузии. Изменить эту культурную традицию за несколько лет, осо­бенно в условиях существующей напряженности между армянс­ким населением Джавахка и властями Грузии, невозможно. В до­казательство сказанному укажем лишь на два факта:

  • за прошедшие 15 лет в Джавахке различные общественные орга­низации и представители Православной Церкви Грузии, организо­вали и продолжают организовывать курсы обучения грузинскому языку для армянского населения. Однако результат у всех этих программ оказался очень низким, так как выпускники курсов практически не имеют в Джавахке возможности общения на гру­зинском языке, так как абсолютное большинство населения края им не владеет.
  • в 2002 году в г. Ахалкалаки был открыт филиал государственного Тбилисского университета имени Джавахишвили, для содействия, как было объявлено, интеграции армянской молодежи Джавахка в грузинское общество. Обучение в филиале тбилисского вуза было организовано на грузинском языке. Однако за прошедшие 5 лет университет так и не приобрел популярности у армянской мо­лодежи, и, в нем обучаются преимущественно грузинские студен­ты, приезжающие из различных регионов Грузии. В результате в нынешнем году грузинскими властями было принято решение о закрытии Ахалкалакского филиала.

Во-вторых, те армяне Джавахка, которые овладели грузинс­ким языком, в частности выпускники Школы административного управления им. Зураба Жвания в г. Кутаиси, специально созданной для увеличения числа представителей национальных меньшинств во властных структурах Грузии, так и не были обеспечены рабо­той, несмотря на обещания властей.

В-третьих, 100,000-ая армянская община Тбилиси, а также ар­мянские общины других городов Грузии, многие представители которых хорошо владеют грузинским языком, практически не ин­тегрированы в грузинское общество. В высших эшелонах исполни­тельной власти Грузии, армяне представлены всего одним замес­тителем министра, а из 225 членов парламента Грузии лишь 5 де­путатов армян.

И наконец, необходимо ответить на следующий вопрос: а же­лают ли искренне грузинские власти и грузинское общество интег­рации в свое общество армян - нации, внесшей второй по значению после грузин вклад в становление грузинской государственности, и создавшей в Грузии большое культурное наследие? Если да, то по­чему, как уже было сказано, армянское население Грузии, хорошо владеющее грузинским языком, практически не представлено в ор­ганах государственной власти Грузии? Почему власти Грузии закры­вают глаза на многолетний разгул в грузинских СМИ антиармянской истерии? Почему Армянской Апостольской Церкви в Грузии до сих пор не предоставлен статус религиозной организации?

Таким образом, имеется достаточно много фактов, позволяю­щих утверждать, что основной проблемой, препятствующей об­щественной интеграции армянского, как, впрочем, и любого дру­гого национального меньшинства Грузии, является нежелание об­щественно-политической элиты Грузии построения многонацио­нального общества, в котором веем гражданам, независимо от на­циональности или религии были бы гарантированы равные права.

Навязывание же административными методами грузинского языка в ущерб армянскому, нс даст положительного результата, а лишь будет способствовать усилению степени недоверия, испыты­ваемого армянским населением Джавахка в отношении властей Грузии.

По нашему мнению, проводимая в настоящее время властями Армении политика по проблеме Джавахка имеет два серьезных упущения:

1.   политика сохранения любой ценой нынешнего уровня межгосу­дарственных отношений с Грузией, т.е. политика “умиротворения", основывается на рассмотрении стоящих перед Арменией вы­зовов только в краткосрочной перспективе. Если же взглянуть на вызовы в долгосрочной перспективе, то станет очевидно, что в результате проводимой ныне политики властей Грузии, армянс­кое население Джавахка со временем неизбежно потеряет статус большинства в крае. А все негативные для Армении последствия подобного развития событий перевесят те выгоды, которые рассчитывают получить власти Армении, проводя политику игнориро­вания проблемы Джавахка.

2.   она совершенно не учитывает возможности возникновения в Джа­вахке вооруженного конфликта.

О потенциальной возможности возникновения вооруженного конфликта говорят следующие факторы:

  • Этим летом завершился вывод российской военной базы из Ахал­калаки. Грузинские власти сразу же разместили на территории во­енной базы в Ахалкалаки более сотни своих военнослужащих.
  • Кроме того, в сентябре грузинские власти начали строительство в Ниноцминдовском районе Джавахка крупной исправительной ко­лонии, предназначенной для содержания 3-4 тысяч заключен­ных, контроль над которыми потребует размещения военизиро­ванного подразделения Министерства юстиции Грузии.

Размещение грузинских войск в Джавахке в условиях сущест­вующей напряженности неизбежно приведет к столкновениям между грузинскими военными и местным армянским населением. Подобные столкновения, которые хорошо помнят в Джавахке, имели место как в 1941-1945 гг., так и во время периодически проводившихся в советское время сборов резервистов.

  • Уже в нынешний период в соседнем с Джавахком Цалкинском ра­йоне после размещения там несколько лет назад частей МВД Гру­зии, между военнослужащими и местным армянским населением стали периодически возникать конфликты, в том числе и с приме­нением оружия.
  • На руках у населения имеется большое количество боевого ору­жия, приобретенного в смутное время начала 90гг. на российской военной базе.
  • У армянского населения Джавахка имеется потенциал к организо­ванному сопротивлению, что доказали несколько крупных акций протеста, в том числе и с применением силы, имевших место в те­чении последних двух лет.

В условиях, когда годами происходило накопление конфликт­ного потенциала, когда между сторонами практически отсутствует доверие, когда периодически происходят убийства или ранения ар­мян только по причине их национальной принадлежности, очередная силовая акция грузинских государственных структур или обычный бытовой инцидент, могут запустить в Джавахке цеп­ную реакцию конфликта.

В случае же возникновения вооруженного конфликта, Арме­ния неизбежно будет вовлечена в него, так как тысячи граждан Ар­мении, имеющие джавахские корни, ветераны Арцахской войны и отдельные офицеры ВС Армении, сразу же направятся в Джавахк для защиты своих соотечественников. При отсутствии сплошного инженерного обустройства на бывшей советской административ­ной границе, властям Армении не удастся надежно закрыть гра­ницу с Джавахком. В результате конфликт сразу же примет масш­таб межгосударственного, со всеми вытекающими для обеих стран тяжелыми последствиями.

Таким образом, если власти Армении заинтересованы в сохра­нении за армянским населением Джавахка статуса большинства и в недопущении возникновения в крае вооруженного конфликта, то они должны пересмотреть свою политику в отношении проблемы Джавахка.

Здесь следует особо отмстить, что после распада Советского Союза у армянской политической элиты и обществе в целом воз­ник стереотип, который сохраняется до сих пор, а именно: Грузия при желании может перекрыть проходящие по ее территории ком­муникации, связывающие Армению с внешним миром, поэтому Армении следует любой ценой поддерживать с ней нормальные отношения.

А теперь рассмотрим подробнее, какие реальные шаги могут предпринять грузинские власти в ответ на ужесточение позиции армянских властей в вопросе Джавахка и насколько эти шаги бу­дут чувствительны для Армении.

Повышение тарифов на транзит армянских грузов.

Основной поток импорта и экспорта Армении проходит через территорию Грузии. Можно предположить, что для оказания дав­ления на Армению, грузинские власти могут попытаться значи­тельно повысить тарифы на транзит армянских грузов.

В этом случае для защиты своих интересов Армения сможет задействовать фактор членства обеих стран во Всемирной Торго­вой Организации (ВТО).

Одним из основополагающих принципов Генерального Сог­лашения по Тарифам и Торговле (ГАТТ, 1947 г.), которое стало правовой основой для последующего создания ВТО в 1995 году, является свобода транзита. Статья 5 ГАТТ фиксирует принцип свободы транзита и, помимо прочего, устанавливает следующие принципы транзита:

  • “Все сборы и правила, установленные договаривающимися сторо­нами для транзитных перевозок на территории или из территорий других договаривающихся сторон, должны быть разумными, с учетом условии перевозки.
  • “В отношении всех сборов, правил и формальностей, связанных с транзитом, каждая договаривающаяся сторона предоставляет транзитным перевозкам, идущим на территорию или из террито­рии любой другой договаривающейся стороны, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставленный транзитным пере­возкам в любую третью страну или из нее.”

Важно отмстить, что ВТО не просто декларирует принципы свободной торговли, но она также создала и эффективно применя­ет конкретный механизм для устранения дискриминаций одним из членов организации по отношению к другому члену. Речь идет о так называемой “Системе урегулирования споров” (Dispute Settlement System), которая уже более 12 лет успешно функционирует и добивается выполнения своих решений от любой страны- члена ВТО, вне зависимости от ее политического веса.

Таким образом, членство обеих стран в ВТО, даст Армении действенный рычаг для недопущения дискриминационного повы­шения тарифов со стороны Грузии, до уровня, который явился бы значительным ударом по экономике Армении. Закрытие грузинского рынка для армянских товаров, с использованием нетарифных(административных) методов. Как известно, Грузия не является для Армении значимым тор­говым партнером. Так, в 2006 товарооборот Армении с Грузией составил $89,8 млн. или 2.8% от всего объема внешней торговли РА. При этом объем экспорта из Армении составил $54,321 млн., а импорт $35,445 млн. Поэтому возможные действия Грузии по закрытию грузинского рынка для армянских товаров, наподобие тех, что применила Россия по отношению к Грузии, не способны оказать значительного влияния на экономику Армении.

Резюмируя вышесказанное, мы можем заключить, что в арсе­нале грузинских властей нет таких мер, которые были бы столь чувствительными для Армении, что ради них стоило бы жертво­вать Джавахком. Поэтому, в случае поднятия властями Армении вопроса Джавахка на международный уровень, у Грузии, перед лицом неопро­вержимых фактов и возможного давления международных струк­тур не останется иного выбора, кроме как прекратить или сущест­венно уменьшить дискриминацию армян Джавахка и принять предложено армянской стороны по совместному решению нако­пившихся проблем.

А теперь рассмотрим подробнее, какие, по нашему мнению, первоочередные действия могли бы предпринять власти Армении для улучшения сложившейся в Джавахке тяжелой ситуации:

1. Признание властями РА политической составляющей в проблеме Джа­вахка и постановка этой проблемы перед властями Грузии.

Опираясь на многочисленные достоверные данные о фактах дискриминации армянского населения Грузии в целом и Джавахка в частности, власти РА могли бы на уровне министров иностран­ных дел инициировать обсуждение этой проблемы с грузинской стороной.

Должно быть четко заявлено, что осуществляемая грузински­ми властями политика противоречит обязательствам по соблюде­нию прав национальных меньшинств, взятым на себя Грузией при вступлении в Совет Европы. Армянской стороной должно быть сказано, что продолжение грузинскими властями дискриминационной политики особенно в Джавахке, чревато дальнейшей эскалаци­ей напряженности и вероятностью возникновения межнационально­го конфликта. Конфликт, в чьем возникновении очень заинтересо­ваны третьи силы, будет иметь для Армении и Грузии тяжелые и непредсказуемые последствия.

Кроме того, грузинской стороне необходимо аргументирован­но дать понять, что поднимая вопрос Джавахка, единственной цел­ью Армении является создание в Джавахке условий для устойчи­вого экономического развития края и сохранения армянским насе­лением своей национальной самобытности.

С другой стороны, Армения также должна сообщить о своей готовности при согласии грузинской стороны содействовать скорей­шей социально-экономической реабилитации Джавахка посредст­вом финансирования конкретных программ. В случае конструктив­ного и ответственного подхода обеих сторон, появится возможность превратить Джавахк из потенциально конфликтного региона в зону развития и сотрудничества между двумя государствами.

Весьма вероятно, что грузинская сторона не признает сразу факт проведения дискриминационной политики в Джавахке и се общая реакция на подобную постановку вопроса Арменией будет негативной. Тем не менее, армянская сторона должна будет ясно дать понять, что она ожидает от грузинских властей действенных шагов для решения существующей проблемы и в случае их от­сутствия поставит вопрос о дискриминации армян в Грузии перед Советом Европы, ООН и другими авторитетными международны­ми структурами, используя для этого все возможности как госу­дарства, так и лоббисткие структуры армянской диаспоры.

2. Привлечение в Джавахк инвестиций.

Безработица является одной из самых острых проблем Джа­вахка, приводящих к массовой эмиграции армянского населения. Уровень безработицы в Джавахке является одним из самых высо­ких в Грузии, который еще больше увеличился в результате выво­да российской военной базы - основного работодателя в Джавах­ке. А обещание грузинских властей, создать в крае соответствую­щее количество рабочих мест, так и не было выполнено. Как уже было сказано, ситуация еще более осложнилась после резкого ухудшения межгосударственных отношений между Россией и Гру­зией. Для снижения уровня безработицы должны быть предприня­ты действенные шаги для привлечения в Джавахк инвестиций, в первую очередь со стороны частных предпринимателей. Здесь на­до учитывать, что в рамках программы “Вызовы тысячелетия", предполагается ремонт основных дорог Джавахка, что значительно улучшит возможности ведения бизнеса.

Власти Армении могли бы обратится к грузинским властям с предложением совместно организовать в Джавахке деловой биз­нес-форум с целью привлечения внимания потенциальных част­ных инвесторов к возможностям инвестирования в Джавахке. Про­ведение подобного форума должно заинтересовать в первую оче­редь Ассоциацию армяно-грузинского делового сотрудничества, Торгово-промышленные палаты Армении и Грузии, а также част­ных предпринимателей из Грузии, Армении и Диаспоры, проявля­ющих интерес к Джавахку.

Известно, что многие выходцы из Джавахка стали в других странах успешными предпринимателями. Многие из них занима­ются благотворительностью в Джавахке, строят церкви и т.д. Про­ведения делового форума поможет довести до них информацию о перспективах создания прибыльного бизнеса в Джавахке.

Плодотворной работе форума очень помогло бы проведение качественного исследования экономического потенциала Джавахка и разработка конкретных инвестиционных проектов, которые были бы представлены участникам форума. Для обеспечения вы­сокого профессионального уровня исследования желательно зака­зать его одной из ведущих мировых консалтинговый компаний (например McKinsey, Boston Consulting Group и т.д.). Расходы на проведение столь необходимого для Джавахка бизнес-форума мог­ли бы разделить между собой армянская и грузинская стороны.

3. Содействие образовательной системе.

Как известно, нормальное функционирование средних школ, в которых преподавание ведется на родном языке, является одним из основных факторов для сохранения идентичности националь­ным меньшинством.

В настоящий момент армянские средние школы Джавахка, на­ходятся в тяжелом состоянии. Многие здания школ пребывают в аварийном состоянии, существует нехватка учебников, учебные пособия практически нс обновляются, а учителя с момента обрете­ния Грузией независимости, не проходили курсы повышения ква­лификации. Учителя средних школ получаю очень низкую зарпла­ту - в среднем в размере $60, которая не позволяет привлекать к работе в школах тех молодых специалистов из Джавахка, которые получили образование в вузах Армении.

Ситуация с высшим образованием обстоит еще хуже. В регио­не Самцхс-Джавахстия только в одном частном вузе, являющимся филиалом Ереванского юридическо-экономического университета, преподавание ведется на армянском языке. К сожалению, качество образования в данном ВУЗ-с оставляет желать лучшего.

Большинство же армянской молодежи Джавахка, которое, как было сказано, не владеет грузинским языком, направляется для учебы в Армению, где многие после окончания обучения и оста­ются. В результате в Джавахке остро ощущается нехватка образо­ванных специалистов практически по любой специальности.

Нам представляется, что для исправления ситуации необходи­мо предпринять комплекс следующих мер:

1.   Национальный институт образования Армении совместно с мест­ными властями Джавахка разрабатывают комплексную программу содействия образовательной системы Джавахка.

2.   В рамках данной программы для поддержки армянских средних школ в Джавахке, а также в прилегающих к нему Аспиндзском, Ахалцихском, Боржомском и Цалкинском районах, будет необхо­димо:

  • обеспечить школы всеми необходимыми учебниками. При этом школьникам из социально-необеспеченных семей, учебники должны предоставляться бесплатно;
  • обеспечить школы наглядными пособиями на армянском языке;
  • организовать в Джавахке курсы повышения квалификации учителей школ с привлечением специалистов Националь­ного института образования Армении;

3.   Для качественного улучшения ситуации в армянских средних шко­лах необходимо также обеспечить на определенный период необ­ходимый уровень заработной платы, пока грузинское государство не будет иметь возможность обеспечить достойный уровень опла­ты труда. Это позволит удержать учителей от эмиграции из Джа­вахка и привлечет в школы молодых специалистов. Для решения этой важнейшей проблемы необходимо использовать средства из трех основных источников: Государственный бюджет РА, донорс­кие организации Армении и Диаспоры, а также армянские предп­риниматели, имеющие джавахские корни.

4.   Для решения проблемы организации качественного высшего об­разования на армянском языке непосредственно в Джавахке, на­ми представляется две альтернативы:

  • открытие в Ахалкалаки государственного ВУЗа. Это может быть либо армяно-грузинский университет, создание кото­рого обсуждалось премьер-министрами двух стран, либо филиал одного из государственных ВУЗ-ов Армении.
  • открытие в Ахалкалаки частного армянского ВУЗа. Для обеспечения высокого качества преподавания, было бы желательно, чтобы за его реализацию взялась одна из со­лидных армянских благотворительных организаций, име­ющих опыт в создании и управлении образовательными учреждениями (например, Всеобщий Армянский Благотво­рительный Союз).

4. Содействие деятельности Армянской Апостольской Церкви в Джавахке.

Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) играла и продолжа­ет играть важнейшую роль в вопросе сохранения армянской иден­тичности вне Армении, в том числе и в современной Грузии.

В настоящее время в составе Грузинской Епархии ААЦ действует викариат Джавахка, духовная власть которого распрост­раняется на весь регион Самцхе-Джавахетии, а также Цалкинский район. В викариат входит 4 города и более 130 армянских сел. Специфика этого горного региона такова, что в зимний период, длящийся около 5 месяцев в году, многие дороги, связывающие се­ла с городами, заносятся снегом и закрываются.

В этих условиях викариат Джавахка многие годы обслужива­ло всего 4 священнослужителя, к которым в июне сего года приба­вились еще двое, а на постоянной основе действовало только 3 ар­мянские церкви - в гг. Ахалцих, Ахалкалаки и Ниноцминда. Ост­рый недостаток священнослужителей не позволяет викариату Джа­вахка в должной мере осуществлять в крае свою духовную миссию, особенно важную в условиях активной деятельности в крае представителей других религий и различных религиозных сект. Для сравнения. Православная церковь Грузии (далее ПЦГ) имеет в регионе Самцхе-Джавахетия, где большинство населения состав­ляют армяне, 3 епархии, которые благодаря щедрому финансиро­ванию обслуживают более 50 священнослужителей.

Необходимость в активной деятельности ААЦ в Джавахке об­ъясняется опасностью ассимиляции армянского населения. На примере многих бывших армянских сел в Самцхе-Джавахетии, по­терявших свою национальную идентичность, можно проследить, как переход их армянских жителей, по той или иной причине, из лона Армянской Апостольской Церкви в лоно любой другой рели­гии, приводило к отрыву от национальных корней, и в конечном итоге, к быстрому огрузиниванию.

Уже много лет армянская община Джавахка обращается к ру­ководству ААЦ с просьбой скорейшего открытия Джавахской епархии. Это позволило бы повысить статус ААЦ в Джавахке, уве­личить число священнослужителей и организовать постоянную службу в отдельных армянских церквях Джавахка, которые ныне пустуют. Однако до сих пор Эчмиадзин, в чьей исключительной компетенции находится вопрос открытия епархий, не идет на этот шаг, вероятнее всего из-за опасения возможной негативной реак­ции ПЦГ. Здесь необходимо отмстить, что ПЦГ, не имея ни одного грузинского села в Лорийском марзс, в мае 2006 г., совершенно не считаясь с мнением ААЦ, объявила об открытии на территории Армении епархии Лори-Ташир.

Хотя официально в Армении церковь отделена от государст­ва, однако руководство ААЦ всегда учитывает позицию полити­ческого руководства, особенно в вопросах, представляющих для государства особый интерес. Осознавая всю важность вопроса, руководство Армении могло бы рекомендовать Католикосу про­возгласить Джавахскую епархию, что явилось бы естественным решением ААЦ в ответ на вызовы, стоящие перед паствой ААЦ в Джавахке.

Помимо создания епархии крайне важно обеспечить финансо­вую поддержку деятельности ААЦ в Джавахке, так как только за счет пожертвований верующих, большинство которых находится в тяжелом социальном положении, невозможно покрыть необходи­мые расходы. Для финансового содействия можно использовать различные источники: средства собственно ААЦ, донорских орга­низаций Армении и диаспоры. Поив этом случае для положитель­ного решения вопроса необходимо содействие государства, кото­рое должно обосновать необходимость поддержки деятельности ААЦ в Джавахке и свою заинтересованность в этом вопросе.

Одним из способом информирования общественности Арме­нии и Диаспоры о проблемах Джавахка, а также сбора финансовых ресурсов для их решения могло бы стать включение Джавахка в список тех регионов, содействию которым будет посвящен обще­армянский телемарафон 2008 года.

Проведение подобного телемарафона и последующее осу­ществление в крае конкретных программ поможет вернуть джавахцам надежду, что Армения и Диаспора не оставят Джавахк и тем самым будет способствовать уменьшению эмиграции.

Заключение.

Перед Арменией и Диаспорой, то сеть веем Армянским ми­ром, в настоящий момент стоит задача спасения Джавахка. И для решения этой важнейшей национальной задачи, учитывая масшта­бы эмиграции армянского населения из края, а также рост напря­женности, времени осталось не так уж и много.

Еще совсем недавно, в конце 80-90гг., Арцах также нуждался в спасении. Как известно, в результате тяжелейших испытаний и напряжения сил всей нации Арцах удалось спасти.

В отличие от проблемы Арцаха, для спасения Джавахка необ­ходимы, в первую очередь, решительные и последовательные действия властей Армении в дипломатической и социально-эконо­мических областях. Политические и экономические ресурсы, а так­же необходимый опыт для решения проблемы Джавахка у Арме­нии и Диаспоры, безусловно имеются. Весь вопрос лишь в нали­чии политической воли у руководства Армении поднять проблему спасения Джавахка на уровень общенациональной задачи и взять на себя руководящую роль в ее достижении.

В заключении хочется привести мудрые и весьма актуальные в контексте рассматриваемой темы слова Уинстона Черчилля: "От­личие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующее поколение".

Сентябрь 2007 г.

Армен Арутюнян.
Центр стратегических исследований "Арарат", Ереван, 2008.