Яндекс.Метрика Армянские села Дона

Армянские села Дона

14 ноября 1779 года по указу императрицы Екатерины Великой армянами-переселенцами из Крыма был основан город Нор Нахичеван и пять сёл: Чалтырь, Большие Салы, Малые Салы, Крым и Несветай. Уже весной 1780 года армяне провели первый сев. Лето было засушливое. Зима же в тот год была необыкновенно холодной. Так что первый год жизни на Дону у армян-переселенцев был тяжёлым и голодным. Каждому сельскому жителю было отведено по тридцать десятин земли. Земли же были общинными. Армяне выращивали в основном пшеницу, но также овёс, ячмень, просо. Для обработки земли использовали буйволов.
Именно с армянами-переселенцами историки связывают распространение на Дону виноградарства. Виноградную лозу переселенцы привезли с собой из Крыма. В этот же период времени в армянских сёлах появились тутовые посадки, выращивались арбузы, дыни, огурцы, баклажаны, фасоль, горох. Сажались фруктовые сады: яблони, сливы, абрикосы, черешня, вишня. В большом количестве сельчане держали у себя коров, овец, лошадей. Позже начали заниматься свиноводством. Сельская продукция армянских сёл пользовалась спросом не только в России. Так, известно, что из нахичеванской муки выпекали хлеб в середине девятнадцатого века даже в Париже.
Со временем в сёлах стали появляться зажиточные крестьяне. Так, житель села Крым Ч. П. Баев имел не только лавки, мельницу и скотобойню, но и состоял членом правления Ростово-Нахичеванского банка. Особо следует отметить, что армянские сёла жили общинами, которые были богатыми, состоятельными, стабильными и жизнеспособными. Именно в армянских сёлах сохранялся национальный колорит и древние армянские традиции. По указу Екатерины Великой армяне имели право жить по своим национальным обычаям, исповедовать свою веру, разговаривать на родном языке. К концу XIX века Нахичевань-на-Дону стал европейским городом, светские салоны которого ничем не отличались от петербургских. В сёлах же продолжали свято чтить национальные обычаи.
Интересно, что каждая сельская община имела своих представителей в Нахичеванской думе и других учреждениях. Все свои хозяйственные вопросы села решали общим сходом жителей. Решения этого собрания были обязательны для каждого жителя села. Свой уклад жизни армянские крестьяне перенесли из Крыма на Дон и сохраняли его десятилетиями и столетиями. Дома строили в стиле прежних крымских жилищ из тесаного камня, глины и камыша. В жилищах сооружали большие печи – пуры. Конечно, Октябрьская революция 1917 года многое изменила в укладе и жизни донских армян. Но надо признать, что в целом донские армяне довольно быстро приспособились к новым правилам жизни. В армянских сёлах стали создаваться комсомольские ячейки, колхозы, появились люди, которые искренне верили в коммунистические и советские идеалы. Так, недалеко от села Крым несколько семей основали коммуну «Труд». Позже это село получило название Ленинаван.
Интересно, что в народе до сих пор с любовью вспоминают о комсомольском лидере из села Крым Гаспаре Пегливанове. Кстати, Пегливанов был отцом героини краснодонской «Молодой гвардии» Майи Пегливановой. Он был расстрелян по ложному доносу. И лишь в 1989 году посмертно реабилитирован.
В 1926 году пять армянских сёл были выделены в отдельный национальный район, куда вошли и хутора Недвиговка, Хапры и Мокрый Чалтырь. Позже район был назван в честь государственного и партийного деятеля СССР, донского армянина А. Ф. Мясникова (Мясникяна). Как мы знаем, район теперь называется Мясниковским. Пожалуй, нет в Ростове такого человека, который не знал бы о селе Чалтырь. И практически каждый ростовчанин хоть раз, но угощался там шашлыками. Не удивительно, что Чалтырь ещё называют столицей донского шашлыка. Там любят и умеют готовить это блюдо. В Чалтыре много ресторанов и кафе, куда приезжают ростовчане, специально привозят своих гостей из других городов, чтобы вкусно накормить, дать почувствовать колорит востока в центре европейской части России. Думаю, Чалтырь является одним из самых богатых и зажиточных сёл нашей области.
Но настоящее богатство Чалтыря — это его люди и древняя история армянского народа. Главное — это то, что благодаря указу Екатерины Великой, дружелюбию и гостеприимству казаков и русского народа армяне обрели свою вторую Родину на Донской земле!

Моя Нахичевань. Город и люди. Багдыков Г.М. г.Ростов-на-Дону, 2015.

Читать еще по теме