Возникновение армянской общины в г. Владикавказе в 18 - 19 вв.

В 1784 г. у Терека, при входе в ущелье Кавказских гор, отрядом русских войск построена крепость и снабжена 12-ю пушками, а в 1785 г. по именному указу Императрицы Екатерины II во Владикавказе построена православная церковь. Вскоре в окрестностях города поселились осетины, спустившиеся с гор, но теснимые кабардинцами они вновь ушли на прежнее место жительства. Осетины вторично в 1805 г. поселились у крепости. В 1858 г. Владикавказ был обнесен каменной стеной с бойницами и башнями.

После возведения крепости, в ближайшие же годы вокруг нее поселилась небольшая группа армян, которая и стала основой будущей общины.

Представители армянской общины в конце 20-х годов обратились к Моздокскому правлению с просьбой ходатайствовать о постройке армянской церкви или часовни, просьба была удовлетворена, и после определения места для строительства комендант Владикавказа полковник Скворцов обещал помочь и ко всему предоставить священника.

В городе было армянское кладбище, располагавшееся в районе кладбища Соборного.

Деревянная Армяно-Григорианская церковь стояла до 1862-1864 гг. Астраханской консисторией был поднят вопрос о строительстве каменной армянской церкви во имя Святого Георгия. Вопросами строительства церкви занимался архитектор Симонсон. Церковь была построена из красного кирпича, довольно вместительная, с прекрасным художественно оформленным интерьером. Однако приток в город армянского населения уже не удовлетворял духовные потребности общины, и в 1897 г. было решено церковь расширить.

При церкви функционировала церковно-приходская школа. В 1884 г. В С.- Петербурге были изданы Правила об Армяно-Григорианских училищах на Кавказе, которые были утверждены Верховным патриархом и католикосом Макарием I в 1889 г.

При училище существовало Правление армянского «все помоществления учащимся» общества. Оно состояло из 5 человек и имело в своем распоряжении 400 руб. ежемесячно ассигнуемых Владикавказской городской управой и 1000 руб. Владикавказской армянской церковью.

Общество на добровольных пожертвованиях содержало две школы. Армянская женская школа открылась с осени 1883 г. и находилась в частном доме по ул. Вревской.

В 1898 г. две церковно-приходских школы были объединены в Армяно-Григорианское училище в здании по ул. Воровской, позже переехавшее на ул. Армянскую (Купеческий), ныне Ч. Баева, примыкавшую к церковному двору.

Большую роль в повышении образовательного уровня населения Владикавказа и Терской области играл граф генерал-адъютант Лорис-Меликов. Семью Лорис-Меликова отличала благотворительность. В 1868 году Лорис-Меликов на свои средства открыл бесплатное ремесленное училище с пансионом: «В видах предоставления возможности детям разных низших слоев и беднейшего состояния к элементарному обучению грамоте, насколько таковыя необходима каждому ремесленнику...».

В период Кавказской войны с горцами крепость несколько раз перестраивалась, увеличивалась в размерах; в ней сосредоточились управление Владикавказским округом и управление левым флангом Кавказской линии. 31 марта 1860 г. Владикавказ приобрел статус города, а в 1863 г. стал областным центром. С этих пор город стал важнейшим военным центром в Предкавказье и, что очень важно, приобрел предназначение торгового сообщения с Россией. Численность жителей в нем быстро стала увеличиваться. В город стали переселяться и армяне из Восточной Армении и Карабаха.

Терская область не могла быть приравнена к внутренним губерниям России. Причиной этому были «воинственные инстинкты туземного населения». Поэтому жизнь в ней не пришла к надлежащему равновесию, а спокойствие в этом регионе могло быть установлено только с участием войск.

В 1877 г. при численности населения Владикавказа в 17493 человека без регулярных и иррегулярных войск (6653 чел.), армян насчитывалось 1106 человек (муж. 804, жен. 302) и армянокатолического исповедания 592 человек (муж. 384. жен. 208). По сословиям армяно-григорианского духовенства насчитывалось 31 человек (муж. 11. жен. 20), римско-католического - 1 человек.

Терская область с 1-го июля 1888 г. делилась на три отдела:

Пятигорский, Кизлярский и Сунженский и четыре округа: Владикавказский, Хасав-Юртовский, Нальчикский и Грозненский. Во главе Терской области стоял начальник области и наказной Атаман Терского казачьего войска, который в военном отношении пользовался правами начальника дивизии и в непосредственном подчинении его состоял Войсковой штаб, а по гражданскому управлению ему принадлежали все права и обязанности, присвоенные губернаторам.

В начале 60-х годов в числе прихожан армянской церкви Владикавказа, переселившихся на постоянное место жительства, были представители из Новой Нахичевани, Астрахани, Кизляра, Моздока, из различных районов Грузии и, в том числе Тифлиса.

Не замедлила проявить себя и культурная жизнь армянской части населения Владикавказа. По заявлению Кавказского издательского общества от 7 июня 1913 г. в г. Владикавказе учреждается Владикавказское отделение армянского издательского общества. В правление общества были избраны священник Акоп Сарикян, Перч Тарведян, М. Даргарянц, А. Хитарянц, О. Арзуманян, А. Геворкянц, Т. Тер-Аванесянц, С. Юзбалиянц, А.Ю. Юзбалиянц.

В 1914 г. Шушаник Арсеневна Дайкаханянц открывает частное учебное заведение для детей обоего пола в первой части г. Владикавказа на малой Рождественской улице.

С середины 80-х годов XIX в. в армянских общинах активизируется общественно-политическая жизнь в связи со зверствами турецкого правительства против коренного мирного армянского населения Западной Армении. Армянское население Северного Кавказа выступило в защиту своих соотечественников, страдающих от беззакония. Царское правительство негативно отнеслось к такой прзиции российских армян, приняв упреждающие действия по прекращению подобной деятельности. Такие действия царского правительства вызвали недоумение среди армян, по мнению которых они шли в унисон с политикой турецкого правительства.

Главноначальствующий гражданской частью на Кавказе Е.К. Юровский постоянно отслеживал подобного рода события. В одном из писем начальнику Терской области Наказному Атаману Терского казачьего войска он сообщал: «В связи с отказом армянского благотворительного общества представлять сведения начальник штаба генерал-адъютант обещал начальнику Терской области принять все меры, какие Вы признаете для сего со своей стороны».

В конфиденциальном обращении к Е.К. Юровскому Главноначальствующий гражданской частью на Кавказе отмечает, что дознанием, проведенным чинами Корпуса, жандармом по поводу оскорбления 19-го марта 1888 г. директора Эриванской гимназии Бражникова, обнаружено существование в некоторых слоях армянского населения Кавказа нежелательных политических тендснций, проявляющихся в попытках к образованию тайных кружков под видом благотворительных или других общеполезных целей, но имеющих, в сущности, подоплеку политического свойства. Главная цель участников этих кружков заключалась в возбуждении малоазиатских армян против турецкого владычества и оказании им поддержки как материально, так и морально, а также поставкой оружия. «Относительно стремления вожаков армянских патриотов к возбуждению в таком же духе на русских армян с целью укрепить в них сепаратистские тенденции и вызвать попытки к отделению от России, дознать не представляло достаточных данных... хотя многие обстоятельства, несомненно, указывают на существование в среде некоторой части Закавказских армян смутных мечтаний о будущем восстановлении единства и политической самостоятельности как турецкой, так и русской Армении».

Далее отмечено, что в связи с этим направлен запрос Его Императорскому Величеству с разрешением о принятии целого ряда мер, направленных к подавлению еще в зародыше начавшегося среди армян политического движения. Было рекомендовано провести подчинение всех существующих в крае армянских частных обществ особому строгому надзору местной администрации.

Интересно слушание заявления об открытии отделения «Кавказского армянского издательского общества» в г. Владикавказе от 28 сентября 1912 г. на уровне начальника Терской области. Была приведена справка от 20 января 1910 г. за № 2 со следующим содержанием: «С изданием Высочайше утвержденных 4 марта 1906 г. Временных Правил об обществах и союзах среди инородческих элементов, населяющих Россию, стало наблюдаться особое движение к культурно-просветительному развитию отдельных народностей на почве пробуждения узкого национально- политического самосознания и образования наименованными, имеющих целью объединение инородческих элементов на почве исключительно национальных интересов.

Преследуя вышеуказанные цели, такие объединения ведут к углублению начала национальной обособленности и розни, и поэтому должны быть признаны угрожающими общественному спокойствию и безопасности, как-то и разъяснил Правительствующий Сенат в целом ряде решений (указы от 18 июня 1908 г. № 9120 по делу украинского общества и др.). В виду сего, я признаю учреждение подобных обществ, на основании п. 6 закона 4 марта 1906 г., недопустимым и считаю долгом указать Вашему Превосходительству, что при обсуждении ходатайства о регистрации каких бы то ни было инородчсскаих обществ..., независимо от преследуемых ими целей местному по делам об обществах присутствию надлежит в каждом отдельном случае подробно ознакомиться на вопросе о том, не последует ли такое общество вышеуказанных задач и в утвердительном неукоснительно отказывать в регистрации их уставов...».

На основании вышеизложенного правительствующий Сенат нашел недопустимым открытие в Терской области отделения «Кавказского армянского издательства», так как названное общество имеет целью узконационального развитие армянского населения, пробуждающее его национально-политическое самосознание и угрожающее общественному спокойствию.

Царское правительство не допускало даже гипотетической мысли о стремлении армян образовать самостоятельное армянское государство на территории России и Турции. «Россия не только молчаливо закрыла решение армянского вопроса, но и с пониманием отнеслась к кровавым развлечениям Абдул Хамида». Николай II написал 3 декабря 1894 г. по поводу кровавых событий в Сасуне: «В чужой монастырь со своим уставом не идут».

Как пишет И. Бабаян: «Данный процесс вылился в двух аспектах: первый - в ультимативном требовании от кавказских армян (ныне русских подданных) не ощущать свою национальную принадлежность в такой мере, чтобы спокойно воспринимать убиение армян в Турции. Второй - закрытие армянских церковно-приходских школ, благотворительных обществ, библиотек, церковно-приходских школ, издательского общества, изъятие имущества у армянских церквей и монастырей, уничтожение и обесцвечивание армянской периодической печати, выдворение армян из казенных учреждений. И в обоих случаях русская бюрократия встретила серьезное противодействие армянского народа. Царское правительство охарактеризовало это настроение как крамолу, сепаратистские устремления, революционное настроение, т.е. русское правительство сознательно создавало антиармянскую политику».

В этих условиях для армянского народа стала задача обеспечения безопасности существования своей нации.

Армянские предприниматели города занимали значительный удельный вес в торговой и экономической жизни общества, их деятельность в городе с каждым годом активизировалась. Свидетельством этому является значительный рост армянского населения. К 1-му января 1911 г. во Владикавказе насчитывалось 74002 человека, из них 6147 было армян обоего пола.

Удельный вес армян предпринимателей в городе был достаточно высоким. В частности, Торговый дом С.М. Киракозова и Б.Г. Оганова во Владикавказе, Георгиевске, Грозном, Тифлисе и Кутаиси имел оптовые склады мануфактурных товаров. В городе существовало Армянское кредитное товарищество. Председателем Правления был Телавский гражданин Саркис Иванович Сахнев, товарищем председателя Сигнахский гражданин Александр Иванович Юзбашев; членами: купец Петр Андреевич Папунов, мещанин - Яков Давидович Хумаров, потомственный почетный гражданин города учитель Нерсес Григорьевич Тер-Оганесянц, мещанин Михаил Семенович Атаров, мещанин Захар Иосифович Аваков; счетовод купеческий сын Григорий Давидович Баяндуров. Совет: председатель Леон Павлович Гукасянц, товарищ председателя врач Гайк Никитич Канаянц, Тифлисский гражданин Константин Иванович Мартиросянц.

В Терском календаре на 1915 г. приведен список торговых предприятий и промышленных заведений г. Владикавказа с оборотом свыше 10.000 руб.

Из промышленных предприятий и других частных владений, находившихся в руках армянских предпринимателей Владикавказа, следует выделить: табачную фабрику Б.С. Вахтангова, кирпичный завод Петросова и Симонова, винокуренный завод Е.И. Сараджевой, две вальцовые мельницы Николая Константиновича Лазарева и Лазаря Константиновича Лазарева, две типографии «Казбек» Сергея Иосифовича Казарова и К.Д. Сукиасянца, ссыпка подсолнечного семени М.Я. Филоянца, поставка антрацита в кадетский корпус С.И. Юзбаш и др.

Железная дорога, соединившая Ростов с Владикавказом, побудила многих предпринимателей Северного Кавказа и, в частности, Ставрополя, оставшегося вне железнодорожных путей сообщсния, перевести свои фабрики и заводы, в надежде на успех предпринимательской деятельности. Однако, несмотря на построенную в семидесятых годах XIX в. железную дорогу, соединившую центральную Россию с Владикавказом, расположенным в центре транзитного пути в Закавказье, город не стал промышленным центром. Он стал только проводником привозимых товаров и продуктов по всей области. Изобилие в нем различных торговых заведений значительно превышало спрос местного городского населения. Ярмарки в г. Владикавказе проводились два раза в год. Обе эти ярмарки имели весьма незначительное торговое значение, так как все товары свозились преимущественно местными торговцами из городских складов.

Армянское население принимало активное участие в общественной жизни города. В 1911 году членами Владикавказской городской Думы числились купец 2-й гильдии Грациан Григорьевич Тер-Барсегов, домовладелец Багратион Сергеевич Вахтангов, отец выдающегося театрального деятеля Евгения Багратионовича Вахтангова, купец 2-й гильдии Богдан Варлаамович Тер-Асатуров, учитель Владикавказской гимназии Гавриил Павлович Зангиев, присяжной поверенный Пой Герасимович Гасумяпц.

Редактором газеты «Терек» был С.И. Казаров, членами Терской областной статистической комиссии Леван Павлович Гукасян, областного лесничества Грициан Григорьсвич Тер-Барсегов, Тигран Артемович Тер-Арутюнянц, членом попечитительства музея и заведующим отделом Грициан Григорьевич Тер-Барсегов.

Б.Т. Ованесов "Роль армянского населения Российской Империи в развитии Северного Кавказа", Ставрополь, 2008 г.

Top