Благотворительность армянских общин Российской империи на Северном Кавказе

В XVIII - начале XIX веков в результате успешных действий российских войск на Кавказе с территорий Персии и Турции усилился поток беженцев в Россию. Многие из них оседали на постоянное место жительства на Северном Кавказе. Значительная их часть поселилась в Кизляре, Моздоке, Георгиевске, Ставрополе, Владикавказе, Пятигорске и других городах. Были образованы ряд поселений с армянскими жителями, среди которых выделялись Карабаглы, позже город Святого Креста (ныне г. Буденновск), основанный специальным указом Павла I 15 апреля1799 г., армянский аул, а затем преобразованный в город Армавир, село Касаева Яма, позже Эдиссея, существующее и населенное до настоящего времени армянами.

Концентрируясь в поселениях городского типа, армяне стремились сохранить свой этнос. В местах компактного проживания им было разрешено создавать армянские суды, основными функциями которых было регулирование хозяйственной жизни. В городах армянские переселенцы образовывали общины, которые концентрировались вокруг церкви, сохраняя свою национальную культуру и обычаи. Армяне принесли с собой многие виды ремёсел, культуру торговли, садоводства, виноградарства, что очень важно было в условиях освоения россиянами новых территорий.

Наряду с активным участием в развитии хозяйственной и торговой деятельности, представители армянских общин отличались своей активной благотворительностью. Их вклад в это благородное дело было значительным. Во многом это было связано с тем, что, пережив все ужасы оккупации родных мест, армяне более чутко чувствовали беду других и хотели оказать им помощь в беде. Благотворительность имела самые различные формы. Это и оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, военных действий, гибели родных, близких и т.д. Особую форму носила благотворительность по сооружению больниц, школ, храмов, тех объектов, которые служили людям. При этом обращает на себя внимание то, что по мере того, как росло благосостояние армян, увеличивался их вклад в благотворительность. Примеров, характеризующих эту важную сторону жизни армянского населения, история хранит немало.

При создании Кизлярской и Моздокской крепостей одними из первых жителей в них были армяне, выходцы из Закавказья. Они занимались ремёслами, торговлей, обслуживая в первую очередь воинские части, расквартированные в крепостях. По мере превращения крепостей в города армяне составляли 50-60% их населения. Активная деятельность армянских предпринимателей привела к развитию новых отраслей промышленности и сельского хозяйства. Армянская община г. Кизляра сыграла значительную роль в развитии города, русско-кавказских отношений и укреплении русских позиций на Северном Кавказе. Армянские предприниматели были инициаторами развития новых отраслей сельского хозяйства. Армяне были зачинателями развития шелководства, виноделия, рыболовства, выращивания риса, морены и других сельскохозяйственных культур, строительства фабрик и заводов на Северном Кавказе. Наряду с активной хозяйственной жизнью армянская часть населения продолжала вести широкую торговлю не только на Северном Кавказе, Закавказье, но и с Персией и другими странами Среднего и Ближнего Востока.

Армян Кизляра, Моздока и других мест на Северном Кавказе с самого начала отличало стремление к благотворительности, оказанию помощи людям. Сами много натерпевшись от персов и турок, они сочувственно относились к народам пострадавшим от военных действий, стихийных бедствий. Обживаясь на новых местах, армянское население, большой вклад вносило в развитие всех сфер жизни общества.

В числе кизлярских жителей-армян, внесших значительные пожертвования для хозяйственного развития города, упоминаются Степан Калантаров и Степан Серебряков. Командующим Отдельным Кавказским корпусом и управляющим гражданской частью и пограничными делами в Грузии А.Н. Ермолов направил на имя начальника Кавказской области генерал-майора Сталя 11 января 1824 года отношение, в котором отмечалось: «В числе Кизлярских жителей учинивших значительные пожертвования для тамошних береговых укреплений, за которое предположено исходатайствовать им приличные награды, находятся служивший Кизлярским уездным Предводителем Дворянства, дворянин Степан Калантаров и состоявший на службе в Кавказской области по части шелководства Губернский секретарь Степан Серебряков для испрошения коим наград нужны формулярные о службе их списки». 

К одной из видов общественной жизни армянского населения Моздока следует выделить их высокую благотворительность. К ним необходимо отнести сбор денежных пожертвований в пользу вдов и сирот воинов, павших во время войн с Персией и Турцией, в частности в 1877 г. при взятии Карса, в том же году пожертвования в пользу черногорцев и жителей турецкой Армении.

По мере развития поселений росла и потребность в приобщении к культуре. Это требовало соответствующего повышения образовательного уровня населения. Как известно по реформе просвещения Александра 1 в начале Х1Х века, было установлено, что в каждом уездном городе должно было находиться уездное училище. Но для открытия училищ нужны были значительные средства, которых у государства не было и оно отпускало их в мизерном количестве.  Время шло, а училища не открывались. И тогда по инициативе армянского общества г. Моздока в 1820 г. в городе на пожертвования, в основном армянской общины, было открыто уездное училище, в котором преподавался наряду с другими дисциплинами и армянский язык. Наиболее состоятельные люди города ежегодно вносили значительные суммы на содержание училища, оказывая ему всемерную поддержку.

Департаментом народного просвещения Харьковского учебного округа в письме директору Кавказских училищ от 24 августа 1826 года отмечалось, что «известный отличным усердием к пользам общим, в особенности, по части учебной города Моздока из армян гражданин Давид Серебряков сверх многих пожертвований известных вашему высокоблагородию, представленных им в сие училище и неоднократного содействия побуждением сограждан не только своего, но и всех города Моздока других обществ к улучшению здешнего учебного заведения, ныне взошел еще в училище с объявлением в коем изъяснял, что он за бедных и сирых не могущих за себя по добровольному Моздокских обществ приговору делать ежегодно десятирублевые взносы, усердствуя ко благу общему желать упомянутую плату в училище взносам за каждого бедного ученика ежегодно и просит на сие его желание исходатайствовать у высшего учебного начальства соизволения.

Вскоре было сообщение о том, что штатный смотритель, титулярный советник моздокский житель из армян Давид Серебряков, 36 лет «при похвальном, честном и безупречном поведении, распоряжаясь собственным хозяйством и торговыми занятиями, с благоразумием и выгодою, в случаях требовавших особенного содействия, оказывая всегда готовность и усердие к пользе общественной и поручения от Моздокских обществ неоднократно на него возложенных исполнять со свойственною ему ревностию, а наипаче отличить себя усердным содействием  в 1820 году при учинении общественного постановления, о взносе 25 рублей с каждого ученика в пользу училищ города Моздока  и в нынешнем 1826 году июля 1-го при постановлении общества, о ежегодном взносе пятисот рублей на таковой же предмет, сделав по отличном своему и минувших годах в пользу Моздокских учебных заведений соответственно от себя пожертвования наличными деньгами свыше 1500 рублей в удостоверение чего и дано свидетельство».        

А 2 марта 1829 года Министерство народного просвещения сообщило директору училищ Кавказской области о том, что, что император пожаловал моздокскому жителю из армян Давиду Серебрякову медаль с надписью «За усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте.

Почетный гражданин Тушмалов основал на свои средства в своем городе Моздоке армянскую школу, которая давало образование детям армян. В 1840 годах в г. Моздоке некоторое время жил ссыльный декабрист А.П. Беляев. Побывав в «общественной школе» Моздокских армян он отметил, что армяне города обучают своих детей в «школах». Желая проверить, насколько дети осваивают программу А.П. Беляев и его попутчики «из любопытства» задали армянским школьникам ряд вопросов по арифметике, географии, русской грамматике «и убедились, что учат их или учили тогда с толком».    

В книге М. Краснова «Историческая записка о Ставропольской гимназии» приведен факт: «Летом 1842 года армянин Аладжалов разрыл курган около Мамайки (подгорной части Ставрополя): описание этого кургана и добытых там древностей было составлено учителями Кавказской гимназии Н.Е. Артюховым и П.Н. Хицуновым…». Как следует из списка имен лиц, упомянутых в книге М. Краснова, Аладжалов указан как археолог. Такие раскопки в архивных и литературных источниках на Ставрополье упоминаются впервые.

До открытия в Ставрополе 29 декабря 1852 г. по инициативе гражданского губернатора публичной библиотеки «… в 1839 году еще была небольшая частная библиотека у купца Челахова, которому за право чтения любители платили по 8 р. сер. в год». После смерти Челахова часть этой библиотеки была подарена губернской гимназии, а другая зачитана. На основании этого можно с уверенностью говорить о том, что впервые библиотека в Ставрополе была образована представителем армянского происхождения.

В 1863 г. начальником Терской области был назначен армянин, генерал-лейтенант М.Т. Лорис-Меликов. Обстановка в области была сложной.  В 60-70 годах шло довольно массовое переселением горцев Терской области в Турцию, начавшиеся до вступления Лорис-Меликова в должность. Все попытки начальника области остановить этот процесс не давали желаемых результатов, хотя переселение значительно сократилось. М.Т. Лорис-Меликов делал всё для того, чтобы наладить жизнь народов в только что присоединённых к России районах Восточного Кавказа.  и одновременным притоком рабочей силы из Центральной России, начали реализовываться реформы приведшие к развитию товарного земледелия.

М.Т. Лорис-Меликова большое значение придавал благотворительности в области. Его семья подавала в этом пример. В 1868 году М.Т. Лорис-Меликов на свои средства открыл во Владикавказе одно из первых, бесплатное ремесленное училище с пансионом, чтобы предоставить возможность детям разных низших сословий и беднейших слоёв обучаться грамоте, насколько таковые необходимы каждому ремесленнику. Жена его Нина Ивановна, стала попечительницей женских учебных заведений области.

Наряду с хозяйственной и торговой деятельностью представители армянских общин Ставропольской губернии отличались своей благотворительностью. Их вклад в это благородное дело был значительным. Об этом свидетельствуют примеры, характеризующие эту важную сторону жизни армянского населения.

С притоком населения и интенсивным строительством в городе Ставрополе наблюдался острый недостаток воды. Она доставлялась в город в бочках и стоила очень дорого. Создание водопровода обсуждалось в высших кругах администрации, но не находило решения из-за дороговизны этого мероприятия. Почетный гражданин Тифлиса и Ставрополя Гавриил Иванович Тамамшев (купец первой гильдии армянского происхождения) в 1838 году предложил за свой счет провести водопровод из родника начала реки Мутнянки. Его предложение было с благодарностью воспринято жителями и одобрено губернатором. Бассейн, из которого вода стала поступать в город, был закончен в 1840 году. Дебит поступающей воды в город в сутки составлял 12000 ведер. Водопровод стал одним из главных украшений города. Примечательно, что бедные жители стали пользоваться водой бесплатно. Следует также указать, что к этому времени водопровод был только в семи городах России, даже Москва и Санкт-Петербург его не имели.

Гавриил Тамамшев, отличался своей благотворительностью, в начале 50-х годов внес значительную сумму денег на строительство в г. Ставрополе Триумфальной арки, или, как ее называют в народе, «Тифлисские ворота».

В 1878 г. по официальным данным только 6,3% жителей Ставрополя были грамотными: « декабря 1878 г. в Ставрополе Комитет общества содействия распространению народного образования на своем заседании признал строительство здания для своей школы делом неотложным. И только в 1896 г., через 18 лет существования общества, ему удалось стать домовладельцем. Покупка дома для школьного здания состоялась на деньги, частью «пожертвованные для этой цели такими благотворителями как Ал. Нестеров и Е.К. Попов (армянин), частью, поступивших от лотереи, устроенной 8 сентября, давшего чистого сбора 1572 р. 45 к., а недостающую сумму из текущих доходов».    

Из списка членов Общества содействия распространению народного образования в городе Ставрополе на 1881/82 учебный год значатся действительными членами из армян кроме Е.К. Попова Хачедур Карабетович Бабаев, Авет Бабаевич Баронов.

Избранный дворянством Ставропольской губернии и утвержденный императором в должности почетного попечителя Ставропольской гимназии помещик Пятигорского уезда Г. С. Калантаров в течение трех лет пребывания в этой должности сделал значительные пожертвования гимназии. В 1847 году он принял на свой счет издержки «для произведения публичного Гимназического акта», а в следующем году «принял на собственное свое содержание в Гимназическом пансионе двух воспитанников из детей бедных дворян на все время, пока будет занимать должность Почетного попечителя, с платою за каждого воспитанника по 160 руб. серебром в год». В 1849 году он прислал 100 руб. серебром на приобретение мебели для гимназической канцелярии, а на следующий год лично произвел «публичный Гизмназический акт» с оплатой всех издержек 800 руб. серебром.

Г.С. Калантаров неоднократно посещал гимназию, внимательно осматривал помещения, выяснял условия проживания учащихся и оказывал помощь.

В это же время моздокский почетный гражданин Тушмалов, основавший в своем городе армянскую школу, по духовному завещанию «отказал 10.000 руб. на учреждение двух стипендий при пансионе Ставропольской гимназии и для гимназии».        

Первая армянская школа в Армавире, основанная черкесскими армянами (черкесо-гаями) была открыта в 1848 г., вторая же «духовная» – в 1865 г. В 1871 г. в первой школе обучалось 35 мальчиков и во второй 65. Программа и контингент персонала в обеих школах был один и тот же. В школах изучали русский и армянский языки, а также перевод с русского на армянский язык, обучали чистописанию, арифметике. В школе преподавал законоучитель. В этом же году уже существовала женская школа, в которой преподавались те же предметы, что и в мужской по той же программе. Учителя получали жалование в пределах 200-400 руб. в год. Законоучитель обучал детей безвозмездно.

В 1875 г. Армавирским обществом вынесено решение о преобразовании сельского училища в двухклассное. Общество обязывалось обеспечить содержание училища и снабдить его всем необходимым. В 1876 г. общество избрало двух попечителей для мужских училищ Я.М. Каспарова, и женского – Е. Джагупова. Оно своим приговором ассигновало 10000 руб. на постройку зданий духовно-приходских училищ, вторым приговором ходатайствовало перед епархиальной властью о преобразовании одного из начальных училищ в училище 2-го разряда.

Не оставалась в стороне и культурная жизнь Армавира, 24 июля 1879 г. был утвержден «Устав Армавирского Общественного Собрания», в котором, в частности, определены общие положения:

1. Общественное собрание имеет целью доставить членам своим и их семействам возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятности и полезно.

2. С этой целью собранию представляется: устраивать для своих членов и их гостей балы, маскарады, танцевальные, музыкальные и литературные вечера и драматические представления, выписывать книги, газеты и др. периодические издания, а так же приглашать лиц – специальных по разным наукам для чтения лекций…». 

Черкесо-гаи очень любили лечиться. Но им приходилось лечиться у знахарей и врачевателей, получивших навыки у черкесов особенно при ранениях или переломах костей. До конца XIX в. медицинская служба на государственном уровне практически отсутствовала. Эпидемии, особенно в первые годы образования аула, унесли десятки, и даже сотни человеческих жизней. Только в 80-х годах XIX в. на средства сельского общества была открыта больница расчитанная на 16 коек. Затем в ближайшее время входит в строй новое здание второй больницы на 30 коек. Лечение в сельской больнице осуществлялось бесплатно. 

Нередко состоятельные армянские семьи завещали довольно крупные суммы на благотворительные цели. Жена потомственного почетного гражданина г. Ставрополя Екатерина (по-армянски Кегецик Карабегян) Попова в 1886 году завещала после своей смерти вложить в Государственный банк Таганрогского отделения 20.000 рублей, на проценты от которых должны были содержаться в Ставропольской Александровской женской гимназии две воспитанницы армянского происхождения и две – русского с условием, чтобы стипендия носила ее имя. Остаток от прибыли вновь должен был обращаться на проценты для выдачи по окончании курса каждой «из девиц» на обзаведение хозяйством или выход замуж ее стипендиатки, окончившие гимназию, должны были получать награду триста рублей каждая. Стипендия по завещанию назначалась детям-сиротам и детям бедных семей.  В одном из пунктов завещания Е.К. Попова распорядилась вложить в этот же банк 6000 рублей для обеспечения «приемного ее с мужем больного сына», а в случае его смерти этот капитал разделить поровну между Обществом содействия распространению народного образования в Ставрополе-на-Кавказе и больным в Нахичевани-на-Дону. 

Армянские общества для осуществления благотворительных целей создавали комитеты, общества, клубы, кружки. 25 апреля 1908 г. губернским по делам об обществах и союзах присутствием был внесен в свой реестр Дамский кружок общества «вспомоществования» недостаточным учащимся и бедным армянам в г. Ставрополе. Учредителями кружка выступили жены представителей интеллигенции и промышленников Н.К. Казарова, П.К. Анпеткова и И.Н. Муратова.

Дамский кружок свой целью ставил оказание помощи бедным учащимся, без различия пола и звания, беспроцентной ссудой до 25 рублей на каждого обучающегося, приобретения для работ материалов и инструментов. В общество могло входить неограниченное число лиц обоего пола, и состояло оно из почетных, пожизненных и действительных членов общества. Почетными членами общества признавались лица, оказавшие обществу особые услуги, пожизненными были лица, которые пожертвовали единовременно не менее 100 рублей, и действительными – лица, вносившие в год по 6 рублей. В состав общества в среднем входило более 25 человек. Денежные средства, наряду с добровольными пожертвованиями, членскими взносами, составляли доходы от продажи рукоделий, от устройства вечеров, спектаклей, концертов, народных гуляний. Так, по данным ревизионной комиссии, на 31декабря 1914 года имелся остаток денег в сумме 2282 руб. 46 коп. Дамский кружок в период Первой мировой войны, совместно с дамским комитетом Ставропольской губернии помощи больным и раненым, внес свою лепту в организацию и оснащение госпиталей.

В 1903 г. был образован Ставропольский коммерческий клуб. В его состав вошла группа «обывателей Ставрополя», состоящая из коммерсантов, служащих в торговых учреждениях города, чиновников, интеллигенции. В число членов Коммерческого Клуба вошли 25 представителей армянской части населения. Председателем совета старшин был избран М.П. Попов. Из пяти членов старшинами армянской национальности были избраны: М.А. Муратов,  Д.П. Серебряков и А.И. Казаров. Из трех членов ревизионной комиссии в ее состав вошел С.М. Пахалов.

2 августа 1903 г. старшины клуба заключили с Зарифьянцем договор о найме его дома под помещение клуба. В день открытия клуба и его торжественного освящения состоялся обед, во время которого была открыта подписка на образование капитала для стипендии имени Коммерческого клуба, которая дала 1159 рублей. Коммерческий клуб развернул активную деятельность в экономическом и культурном направлениях. Бюджет клуба за период с 1903 по 1907 год вырос с 17952 р. 74 коп. до 31847 р. 70 коп. Членами клуба состояли с 1903 по 1907 год:

1903-4 г……………………………………….. 217 членов

1905 г………………………………………….. 163 членов

1906 г………………………………………….. 136 членов

1907 г………………………………………….. 173 членов

Летом 1907 г. по инициативе совета старшин при летнем помещении клуба была устроена детская площадка и организованы игры для детей независимо от их принадлежности к семьям членов клуба. Проведены в жизнь ряд мероприятий, устроена оркестровая эстрада и др. Коммерческий клуб сыграл важную роль в деле повышения культурного уровня Ставропольского общества.     

Представители армянской общины принимали также участие и в других общественных организациях Ставрополя, что характеризовало их как активных членов Ставропольского общества. Они часто были первооткрывателями в различных областях жизни города и губернии, проявляя интерес к новому и прогрессивному, стараясь внедрять их в дело общественного развития.

Значительным событием в культурной жизни г. Ставрополя стало открытие частной музыкальной школы. Открыл её и стал директором армянин И. Е. Попов.  Как справедливо пишет И.Г. Хихлина, «то, что сделано Иваном Егоровичем Поповым, ставит его в ряд видных музыкальных деятелей. Заслуга его в том, что он стал основоположником музыкального просвещения в г. Ставрополе-Кавказском и Иваново-Вознесенске».

Известный ставропольский предприниматель Б.Д. Бедросов стал пионером открытия в 1911 году в г. Ставрополе первого на Северном Кавказе стационарного кинематографа «Биоскоп». Им же была арендована земля около Ярмарочной площади для аэродрома, с которого в 1911 г. впервые в Ставрополе в воздух поднялся аэроплан.

Свой вклад армянская община вносила и в развитие отдельных отраслей промышленности. Завод Я.Н. Попова, который работал от фирмы «торговый дом А.К. Анпеткова и Унанова» (они все армянского происхождения), с целью увеличения площадей культуры подсолнуха в Ставропольской губернии и на Северном Кавказе в конце XIX в. Фирма раздавала бесплатно крестьянам и казакам 30 фунтов семян на десятину с условием, чтобы будущий урожай заводу они продавали по существующим ценам. Основной задачей предпринимателей было развитие маслобойной отрасли.

Значительные денежные пожертвования поступили в фонд строительства Ставропольской психиатрической больницы, построенной на народные пожертвования в память императора Александра III. Как отмечалось в прессе, построенная на народные крохи, она «по справедливости может быть названа истинным народным памятником». Она была единственной психиатрической больницей на Северном Кавказе. Всего пожертвований от жителей Ставропольской губернии поступило 250000 руб. Представителями армянского купечества, церкви, интеллигенции в фонд строительства больницы было перечислено более 36000 руб.

Известный в г. Ставрополе предприниматель и банкир Арутюн Попов, капитал семьи которого превышал 13 миллионов рублей, был известным благотворителем. Он вложил значительные суммы в благоустройство Армяно-григорианской церкви, его жена Евдокия Карповна и дочь Анна пожертвовали в 1909 году 100 тысяч рублей серебром на устройство в Ставрополе у Софиевской площади соматической больницы. Новая больница города, оснащенная самым современным для своего времени оборудованием и инструментами, с терапевтическим и хирургическим отделениями была открыта в 1916 году. При больнице находились вторая городская лечебница и первый в губернии родильный дом. Здесь же была открыта 2-годичная фельдшерская школа.

В период первой мировой войны армянские общины внесли свой вклад в оказание помощи больным и раненым воинам. На их средства, в частности, в г. Ставрополе был организован «Заразный городской барак на 25 кроватей и 20 коек в госпитале № 6. На общем собрании благотворительного отделения г. Пятигорска, Терской области, было единодушно принято решение приспособить под местный лазарет помещение санатория «Теберда» на Провале с оборудованием 30 кроватей, но так как в зимнее время оно не может быть использовано, то собрание решило арендовать в холодный сезон полутораэтажный дом из 7 светлых просторных комнат с стеклянным коридором и вместительной кухней И.Л. Свешникова. Лазарет был открыт.

В сентябре 1914 г. в г. Пятигорск вернулся, командированный в Тифлис на съезд армянских обществ, Х.З. Башинджагян,  на котором 39 делегатов от провинциальных отделений благотворительного общества учреждений и до 300 представителей педагогических, литературных организаций и пр. Выступивший на собрании представитель Баку С.С. Арутюнян ознакомил собравшихся с задачами переживаемого исторического момента и как должны отнестись к событиям армяне, заявил, «что искреннее желание армян, как целой нации и подданных России, действовать дружно - объединенно и солидарно в качестве отдельной единицы в дело организации помощи раненым и больным воинам». В ответ собрание постановило: открыть с возможно большим числом кроватей лазареты и госпитали, в Баку на 300 кроватей, в Тифлисе на 200 и в других городах, где сколько возможно. Причем это постановление имело силу на все время войны с Германией, а в случае объявления Турцией войны России, кроме вышеупомянутого, каждый армянин не должен останавливаться перед материальными затратами.

По этому поводу почетный председатель собрания епархиальный начальник епископ Месроп доложил собранию, что госпожа Авак-Юзбашева (из Баку) оборудовала на свои средства особый санитарный отряд для помощи раненым на поле сражения, который должен отправиться на восточный театр военных действий. Согласно сообщений из отдельных местностей России возможно оборудование армянами 1000 кроватей для раненых с расходом на каждую 36 руб., а всего на 36000 руб.

В декабре 1914 г. Московский армянский комитет телеграммой на имя уполномоченного кавказского отдела Всероссийского союза городов сообщил тифлисскому городскому голове Хатисову о том, что в Тифлис выслано пассажирским поездом вагон со 162 ящиками перевязочных средств, медикаментов, стерилизованные марлевые большие и малые подушечки, гигроскопическая вата в роликах на шестьдесят тысяч перевязок, бинтов аппретированных –пять тысяч, гипсовых – тысяча пятьсот, суровых – пятнадцать тысяч и др. Комитет просил содействия к дальнейшей отправке для немедленной раздачи войскам и дружинам.

В заключение следует отметить, что неполный перечень благотворительной деятельности армянских общин Северного Кавказа с ростом благосостояния населения непрерывно нарастал.

Б.Т. Ованесов, г. Ставрополь

Читать еще по теме

Актуальное

Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite.  Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!