Яндекс.Метрика Исследование истории геноцида армян

Исследование истории геноцида армян

История геноцида армян в Османской империи является объектом изучения не только армянской, но и зарубежной историографии. Поскольку первые публикации, посвященные этой проблеме, появились еще в конце XIX в., то история ее изучения насчитывает уже сто лег. За это время армянскими и зарубежными исследователями создано значительное число трудов, в которых рассмотрен ряд вопросов относящихся к проблеме геноцида. Имеющаяся историография проблемы различна по методологическим подходам, что во многом обусловлено теми задачами, которые ставили перед собой исследователи. Так, в армянской историографии проблема геноцида рассматривается, как правило, в тесной взаимосвязи с историей возникновения и развития Армянского вопроса; в работах же западных исследователей превалирует рассмотрение именно геноцида, механизма его осуществления, последствий. Составной частью литературы о геноциде являются многочисленные мемуары, часть которых обладает ценностью первоисточника, а также публикация документального материала. Появление все новых исследований, посвященных истории геноцида армян в Турции, свидетельствует, что интерес к этой проблеме не затухает.

Армянская историография.

Армянский вопрос, пути освобождения западных армян, задачи армянского национольно-освободительного движения находились в центре внимания армянской общественно-политической мысли со времен возникновения Армянского вопроса - с конца 70-х гг. XIX в. Неслучайно поэтому, что первые работы, посвященные указанным проблемам, принадлежали перу армянских писателей и публицистов того времени - Раффи, Гр. Арцруни, оказавшим заметное влияние и на развитие армянской историографии. В начале XX в. комплекс проблем, относящихся к Армянскому вопросу, был исследован в трудах ряда армянских историков, среди которых ведущее место заняли произведения Лео (А. Бабаханян) – «Документы армянского вопроса», «Идеология революции турецких армян» и др. Историк показал, что Армянский вопрос являлся для европейских держав удобным средством для вмешательства во внутренние дела Османской империи. Он отмечал, что ни одна из великих держав не выполнила обещаний, которые давались армянскому народу; наиболее резкой критике он подверг непоследовательную политику царской России. Восточная политика России, в частности ее отношение к интересам армянской нации, критиковались также в трудах историка Егише Гегамяна, опубликованных в годы первой мировой войны.

С установлением в конце 1920 г. в Армении Советской власти армянская историческая наука оказалась скованной в тисках коммунистической идеологии. По существу прекратилась разработка проблем, относящихся к Армянскому вопросу, национально-освободительной борьбе армянского народа, геноциду армян. Исключение составил изданный в конце 1920-х гг. двухтомный труд Б. Борьяна «Армения, международная дипломатия и СССР», в котором Армянский вопрос рассматривался на широком фоне международных отношений. И хотя основные концепции этой работы отвечали коммунистическим догмам, однако само обращение к теме Армянского вопроса привело к резкой критике, а затем и к изъятию этого труда из обращения.

В последующие четверть века проблема истории геноцида изучалась в армянской диаспоре. В прессе армянских общин Сирии, Ливана, Египта, Франции, США Греции н др. стран публиковались статьи, воспоминания, свидетельства, документы, относящиеся к геноциду армян в период первой мировой войны. Появились работы, посвященные истории отдельных местностей Западной Армении, памятные книги, труды о самообороне армян во время геноцида и т.д. Большинство этих работ базировались на воспоминаниях, свидетельствах очевидцев, значительно реже - на документальных материалах.

Изданная в 1955 г. монография М. Нерсисяна «Освободительная борьба армянского народа против турецкого деспотизма. 1850-1870» ознаменовала собой возобновление исследования истории западных армян, армянского национально-освободительного движения, его идеологии. Значение труда, в котором рассмотрены социально-экономические и политические предпосылки возникновения Армянского вопроса, заключается и в том, что он стимулировал интерес современной армянской историографии к преданным забвению проблемам Армянского вопроса и геноцида армян. За минувшие четыре десятилетия в исследовании этих проблем проделана серьезная работа, создано значительное количество работ. В частности, литература, посвященная истории геноцида армян, может быть разделена на две группы. К первой из них относятся труды, в которых история геноцида армян досматривается в целом, в совокупности составляющих эту проблему вопросов. К их числу принадлежат исследования Е. К.Саркисяна, Дж. С. Киракосяна, Р. Г. Саакяна и др. авторов. Вторая группа представлена работами, посвященными рассмотрению отдельных вопросов, в той или иной мере относящихся к проблеме геноцида. Монографическому исследованию подверглись следующие вопросы: социально-экономическое и общественно-политическое состояние западных армян (Е. Саркисян, А. Амбарян и др.), национально-освободительная борьба армянского народа в конце XIX - начале XX вв. (Ц. Агаян, С. Погосян), место Западной Армении в политических планах европейских государств (С. Акопян, С. Степанян, А. Киракосян), идеология правящих кругов Турции (О. Инджикян, А. Амбарян, Г. Симонян, М. Кочар), события в Киликии (Р. Саакян и др.) и т.д. Рассматривая историю геноцида армян, историки осветили его социально-экономические и политические предпосылки, раскрыли суть пантюркистских и панисламистских устремлений правящих кругов Турции, вступивших в противоречие с жизненными интересами армянского народа, осветили позицию держав в канун и в годы первой мировой войны, привели неопровержимые доказательства того, что геноцид армян был заранее обдуманной, тщательно организованной акцией, вовсе не обусловленной конкретной военной обстановкой. Все эти выводы обладают концептуальным значением.

Энциклопедия «Армянский вопрос» (Ереван, 1991, на рус. яз., отв. ред. К. С. Худавердян) представляет собой сводный труд, в котором геноцид армян рассмотрен в комплексе проблем Армянского вопроса - на основе достижений армянской и зарубежной историографии.

Составной частью богатой литературы, посвященной истории геноцида армян, являются сборники документов и материалов, относящиеся к этой проблеме. В сборники «Геноцид армян в Османской империи» (составители М. Нерсисян, Р. Саакян, под редакцией М. Нерсисяна), «Армения в документах международной дипломатии и советской внешней политики (1828-1923)» (составители Дж. Киракосян, Р. Саакян, под редакцией Дж. Киракосяна). «Геноцид армян по документам судебного процесса младотурок» (составитель Л. Папазян) включен выявленный в разных архивах, научно систематизированный и проанализированный материал, документально освещающий проблему. Опубликованы также сборники документов, выявленных в архивах Германии (В. Микаелян, С. Степанян); значительная часть этих документов публикуется впервые. Имеется ряд работ, посвященных историографии Армянского вопроса и геноцида армян, а также критике современной турецкой историографии, пытающейся скрыть историческую правду и опровергнуть факт геноцида армян в Турции (А. Сафрастян, Р. Саакян. Е. Саркисян и др.).

Русская историография.

Российская общественность первой откликнулась на резню армян в Турции в конце XIX века. В 1896-1897 гг. один за другим были изданы два сборника – «Положение армян в Турции до вмешательства держав в 1895 году» и «Братская помощь поглодавшим в Турции армянам», в которые были включены статьи многих видных представителей русской культуры и историографии. Изданием этих сборников российский общественность выразила свой протест в связи с погромами армян в Турции, организованными султанским правительством.

Наиболее серьезные труды по истории Армянского вопроса и геноцида армян принадлежит меру русского дипломата, историка и юриста A. Н. Мандельштама. В книгах «Младотурецкая держава» и «Судьба Оттоманской империи» (на франц. яз.), изданных в годы первой мировой войны, автор использовал большой документальный материал, а также собственные наблюдения. Им подробно описана обстановка в Турции накануне первой мировой войны, приводятся подробности осуществленных младотурками депортации и геноцида армянского населения, убедительно доказывается, что злодеяние было подготовлено и осуществлено на государственном уровне. Осуждение геноцида армян содержалось также в книгах Ю. Веселовского «Трагедия Турецкой Армении» (1915 г.), В. Брюсова «Летопись исторических судеб армянского народа» (1918 г.), статье В. Гордлевского «Армяне и война» (1917 г.) и др.

В советский период история геноцида армян лишь бегло упомянута в ряде работ, посвященных новейшей истории Турции, а также внешней политике России (Е. Тарле, В. Хвостов, А. Ротштейн, А. Силин, Б. Данциг, B. Гурко-Кряжин, А. Хейфец, Ю. Петросян и др.).

Французская историография.

Французскую историческую литературу, посвященную Армянскому вопросу и геноциду армян, можно разделить на два периода: труды, изданные до и после 1965 г.: при этом начало исследования этой проблемы относится к концу XIX в. Из работ первого периода достойны упоминания книги Виктора Берара, Альбера Вандоля, Дени Кошена, Пьера Кийара, А. Адоссидеса, Анри Барби, Эмиля Думерга, Ренэ Пинона и других. Не утерял своего значения изданный в 1897 г. двухтомный сборник дипломатических документов «Армянские дела» («Желтая Книга»), отразивший положение армян в Османской империи и события 1894-1896 гг. Видный востоковед Жак де Морган в работах «Очерки о национальностях» (1917 г.) и «Против варваров Востока» (1918 г.) убедительно показал преднамеренность действий младотурецкого правительства против армянского населения, поставил вопрос о непосредственной ответственности лидеров младотурок за совершенное преступление.

После 1965 г. во Франции, а также в Бельгии, появились работы, специально посвященные истории геноцида армян. Ив Тернон, Жан Мари Карзу, Артур Бейларян, Пьер Видаль-Наке, Жерар Шалиан и др., опираясь как на опубликованные материалы, так и на архивные документы, ставят новые проблемы, стремятся ответить на вопросы - почему произошло это беспрецедентное уничтожение мирного населения, каков был механизм его осуществления, каковы роль и степень ответственности кайзеровской Германии и других великих держав и т.д. Ив Тернон, автор нескольких работ, изданных в 1977-1994 гг., делает заключение, что геноцид армян был «первым коллективным убийством, совершенным в запланированной форме и современными средствами, имевшимися в распоряжении тоталитарного государства». Он, как и другие упомянутые выше историки, аргументированно опровергает официальную турецкую версию о необходимости депортации, другие измышления современных турецких историков, приходя к выводу, что турецкая историография - это «историография отрицания». Ив Тернон показывает цели, которые преследовала правящая верхушка младотурок, осуществляя геноцид армян. «С исчезновением армян, - пишет он, - устранялось препятствие к туркизму в Османской империи, а вместе с тем и к пантюркизму, претендующему на объединение турок Османской и Русской империй». Ж.-М. Карзу называет геноцид армян «образцовым», имея в виду, что этот первый геноцид XX века содержал в себе все компоненты, составляющие общее понятие геноцида, как тягчайшего преступления против человечества. Говоря о причинах геноцида армян, французские авторы подчеркивают стремление младотурок сделать турецкий этнос превалирующим в государстве. «Именно расовая идея, а не защита религии, была первопричиной резни», - отмечают Лорам и Анни Шабри. А. Тер-Минасян и Клод Мутафян, разделяя эту точку зрения, отмечают, что турецкие правители прежде всего стремились осуществить этническую чистку в Западной Армении и во всей Восточной Анатолии, имея в виду, что древние обитатели - армяне, ассиро-халдеи и сирийцы мешали туркам окончательно утвердиться там. Известный специалист истории Армянского вопроса А. Бейларян, подвергая критическому анализу политику европейских держав в отношении Армении, заключает, что «союзники никогда не имели в виду создать в Малой Азии независимую Армению».

Новым моментом в трудах французских историков последних двух десятилетий является исследование социальных, психологических, культурных и иных аспектов той катастрофы, которая постигла армянский народ, утерявший основную часть своей исконной родины. Авторами предприняты попытки объяснить причины возникновения движения армянских народных мстителей - как в 1920-е, так и позднее - в 1970-1980-е гг. (Ара Крикорян, Жак Дерожи, Элен Пиралян и др.). Однако, как в прошлом (Пьер Лоти, Клод Фаррер и др.), так и в настоящее время, во Франции публикуются книги, авторы которых, следуя официальной турецкой версии, пытаются смягчить или в той или иной форме оправдать шовинистическую политику младотурок (Пьер Мозер, Поль Дюмон, Жорж де Мальвиль и др.). В целом же труды французских историков способствуют достижению международного признания геноцида армян 1915 года.

Английская историография.

В Великобритании создано большое число работ по Армянскому вопросу и геноциду армян. Только в 1890-1900 гг. было издано свыше ста книг и статей, в т.ч. работы Э. Диллона, У. Рамсея, Дж. Роджерса, Ф. Стивенсона, Г. Линча, М. Макколя и др. Раскрывая причины погромов армян в 1894-1896 гг., авторы подвергли критике позицию европейских держав в Армянском вопросе, поскольку эта позиция не воспрепятствовала действиям кровожадного султана Абдул Гамида II. Ценность представляет сборник документов «Обращение с армянами в Османской империи» («Синяя книга», 1916 г.), составленный А. Тойнби совместно с Дж. Брайсом. Первый из них в своих работах «Армянская резня. Убийство нации» и «Кровавая тирания турок» одним из первых осудил непосредственных виновников геноцида: «Оттоманское правительство не в состоянии скрыть свое преступление под видом предупредительных мер». А. Дж. Брайс заключает, что резня была результатом той политики, которую проводила стоявшая у власти в Турецкой империи шайки авантюристов.

Среди работ, изданных за последние десятилетия, выделяется труд К. Уокера, в котором автор исследует проблему геноцида с привлечением материалов из Форин Оффиса. Он считает, что младотурки были пропитаны расовым сознанием, которое исключало все другие соображения. Другой автор, лорд Кинросс (Патрик Бальфур), также объективно оценивает действия младотурок, следующих своей заранее обдуманной политике ликвидации армян. Известный кавказовед Д. М. Ланг также отмечал, что «кампания массовых убийств была в большой степени практическим результатом той расистской идеологии, которую взяла на вооружение правящая в Турции в годы войны младотурецкая клика». Отдельные историки пытаются разобраться в истоках туркизма (Д. Кушнер). Некоторые авторы (Дж. Хаслип, Э. Манго, Дж. Хеллер) в той или иной форме оправдывают политику Абдул Гамида и младотурок, равным образом и Великобритании, считая, что хотя английское правительство разделяет ответственность за события 1915-1916 гг., но «окончательная трагедия не могла быть вовремя предвидена каким-либо британским государственным деятелем или дипломатом».

Историография США.

Американские историки внесли весомый вклад в изучение истории геноцида армян. Серьезные работы стали появляться с начала 1970-х гг.; при этом исследователи США разрабатывали не только темы, относящиеся к истории геноцида армян, но и обратили большое внимание на вопросы типологии геноцида, раскрытие причин, методов, способов его осуществления. Проводится сопоставление геноцида армян с последующими геноцидами XX в. - геноцидом евреев и др. Возникла новая область науки - виктимология, изучающая различные последствия геноцида - социальные, психологические, наслоения в исторической памяти нации, в частности - в исторической памяти армянской нации. Эти и другие аспекты проблемы нашли отражение в вышедших под редакцией Р. Ованисяна сборниках статей наиболее известных специалистов - Лео Купера, Роберта Мелсона, Д. Миллера, Р. Смита. Дж. Рида, А. Хёсса, К. Фосса, Ж. Липаритяна, В. Дадряна и др. Последний автор на основе турецких документальных источников показал роль военных и «Специальной организации» в планомерном уничтожении западных армян. Он также предложил свою типологию геноцида. Ценными первоисточниками для исследователей могут служить записанные по инициативе Р. Ованисяна свидетельские показания более чем пятисот непосредственных очевидцев событий, а также изданный Сюзан Блер в 1989 г. Отчет американского консула в Харпуте в 1914-1917 гг. Лесли Дэвиса под заглавием «Провинция-бойня», и подготовленный Р. Адаляном «Указатель к армянскому геноциду в архивах США. 1915-1918 гг.».

История геноцида армян рассматривается также в работах американских авторов по новейшей истории Армении (Р. Дэвисон, М. Мисакян, Р. Ованисян и др.). В Институте Зорян собран и систематизирован значительный документальный материал, относящийся к геноциду армян в годы первой мировой войны. Необходимо отметить, что ряд американских авторов вопрос о насильственных депортациях и массовых погромах армян трактует некорректно, зачастую умышленно подтасовывая факты или прямо искажая их (С. Дж. Шоу, Э. К. Шоу, Дж. Маккарти и др.).

Немецкая историография.

Германские авторы обратили внимание на положение западных армян еще в конце XIX в.

Первым серьезным трудом была книга гуманиста и общественного деятеля И. Лепсиуса «Армения и Европа» (1896 г.), в которой автор показал, что погромы армян в Турции в 1894 1896 гг. совершались по указанию султана Абдул Гамида на глазах всей Европы.

Широкий резонанс: имел другой труд И. Лепсиуса «Сообщение о положении армянского народа в Турции» (1916 г.). В нем автор обосновал свою мысль о том, что резня армян во многом была обусловлена идеологией пантюркизма, которой руководствовались лидеры младотурок. Впервые в этой работе приводились достоверные цифровые данные об общих потерях западных армян в 1914-1916 гг.

Особую ценность представляет составленный и подготовленный к печати доктором Лепсиусом большой сборник дипломатических документов под заглавием «Германия и Армения в 1914-1918 гг.» (1919 г.).

Всемирно известный востоковед Йозеф Маркварт в книге «Возникновение и возрождение армянской нации» (1919 г.) показал, что младотурки продолжили политику Абдул Гамида, организовав резню занадноармянского населения в гораздо больших масштабах. В этой работе он одновременно подверг резкой критике протурецкую политику Германии.

Неблаговидная роль Германии в осуществлении антиармянской политики младотурок была осуждена Генрихом Фирбюхером в книге «Армения. 1915 г. Что скрыло кайзеровское правительство от немецких подданных. Резня культурного народа турками» и в воспоминаниях корреспондента «Кельнской газеты» Гарри Штюрмера – «Два года войны в Константинополе».

Из работ, вышедших в 1960-1970-х гг., отметим статьи Эрнеста Вернера и книгу Петера Ланне «Армения. Первый геноцид XX столетия». Определенный вклад в историографию проблемы внесли Тесса Хофманн и Жирайр Кочарян, опубликовавшие ряд материалов в журнале «Погром»; в 1987 г. эти материалы были изданы отдельным сборником «Армения: геноцид, изгнание, ссылка».

Тема геноцида армян продолжает занимать немецкую общественность. В 1993 г. вышла книга Вольфганга Густа «Геноцид армян - трагедия древнейшего христианского народа».

Немецкими учеными проделана серьезная работа по сбору и публикации документальных материалов, относящихся к геноциду армян. Эта работа ведется учеными, которые группируются вокруг основанного в 1917 г. в Мюнхене Института армянских проблем и созданного в 1985 г. в Западном Берлине Центра информации и документации по Армении.

Турецкая историография.

Официальная турецкая историография обратилась к проблеме депортации и геноцида армянского населения Турции еще в годы первой мировой войны. Предпринималась попытка оправдать депортацию армян и ее последствия, представляя ее в качестве вынужденного акта, обусловленного сложившейся военной обстановкой. Указанный довод до настоящего времени обосновывается в трудах современных турецких историков (Эсат Урас, Ю. X. Баюр, Энвер Зия Карал, Дж. Озкая, М. Ходжаоглу, Саляхи Р. Сониел, Т. Атаёв, К. Горюн, Мим Кемал Йоке и др.). Что касается геноцида армян, то он попросту отрицается, хотя и признается, что в ходе депортации армянское население потеряло несколько сот тысяч человек - из-за безответственности местных чиновников, жандармов, сопровождавших караваны депортируемых, нападений курдских грабителей и прочих разбойников. Младотурецкая верхушка не несет ответственности за трагедию армянского народа, ибо в действиях правительства не было преднамеренности, не существовало разработанной программы истребления армян. С этой же целью в турецкой историографии явно принижается численность армян как в Западной Армении, так и в других местностях империи.

Отметим, что в конце 1980-х - начале 1990-х гг. появились работы, в которых предприняты попытки несколько отойти от укоренившейся в турецкой историографии схемы, не повторять не выдержавших проверки временем официальных версий. Историк Тахсин Джеляль считает, что настала пора прямо и честно сказать о причинах, приведших к ликвидации армян в Османской империи. Другой автор, Рагып Заракоглу, замечает. «... Во время Балканских войн, когда начался период создания национальных государств путем этнических чисток, османское государство и иттихадистские шовинисты ответили на это армянским геноцидом 1915 года». Автор заключает, что единственным средством предотвращения новых геноцидов является осуждение геноцидов, совершенных в прошлом, Танер Акчам, автор книги «Сущность турецкого национализма и Армянский вопрос» (1993 г.), говоря о геноциде армян, сравнивает его с холокостом – истреблением евреев нацистами.

Арабская историография.

В трудах современных арабских историков Египта, Сирии, Ливана, Ирака глубоко исследуется история геноцида армян; имеются труды, специально посвященные истории Армении и армянского народа (Фуад Хасан Хафиз, Мрван ал-Мудавар, Усман ат-Турк, Джихад Салих, Муса Пренс, Салих Захр-эд-Дин и др.). Причиной погромов армян арабские авторы считают справедливые требования западных армян относительно проведения реформ в армянских вилайетах. По их мнению, уже погромы армян в 1894-1896 гг. приобрели характер геноцида, а младотурецкие правители возвели эти действия в ранг государственной политики. Арабские авторы особо подчеркивают стремление младотурок превратить империю в «чисто турецкое государство», что предполагало уничтожение или отуречивание всех нетурецких народов.

Арабские историки уделяют значительное внимание опровержению официальной турецкой версии относительно «измены» со стороны армян, показывают преднамеренный характер проведенных против армян репрессивных акций, описывают эпизоды героической самообороны армян и т. д. Геноцид армян квалифицируется ими как преступление против человечества.

Тема геноцида армян отражена также в трудах некоторых канадских (У. Трумпенер, Г. Багджян), греческих (И. Хасиотис), австрийских (Э. Бауэр, А. Оганджанян), румынских (С. Селян) и других авторов.

К.Худавердян, Р.Саакян. Геноцид армян сквозь призму десятилетий. Ереван, 1995 г.

Читать еще по теме