Эдиссия в 20 веке

Коллективизация явилась для жителей Эдиссии новым испытанием. В ходе нее было организовано три колхоза. Последние принесли в деревню не только жестокие традиции «военного коммунизма», но и новые тракторы. Колхозы должны были дать производительность труда гораздо выше, чем в хозяйствах репрессированных «кулаков». Однако охвативший в 1933 году страшный голод унес из жизни немало эдиссийцев. Голодые колхозники должны были тем не менее поставить государству установленную продукцию. Это еще больше усугубило положение людей.

В 1937 г. закрыли церковь, а священника выслали. Ценный архив церкви был уничтожен, а имущество безвозвратно растащено, в храме устроили склады «Заготзерна» и эдиссийского сельпо.

Грянула Великая Отечественная война. 349 эдиссийцев не вернулись с фронта. И это только в одном селении! А муки оккупации?»

Закончилась война. Но лучшие времена не наступили. После войны администрация района решила закрыть армянскую школу. Тех же, кто пытался воспрепятствовать этому, подвергли репрессиям. Казалось бы, совсем немного оставалось до того времени, когда Эдиссия окончательно избавится от тюркского «языкового ярма» и полностью перейдет к армянскому. В настоящее время мы опять далеки от родного языка.

В середине 50-х годов появилась надежда, связанная с критикой репрессий. Но, видно, судьба стремилась постоянно испытывать потомков древней Эдессы на прочность. Страна строила коммунизм. Срочно необходимо было смешать все нации в одну советскую. Что можно лучше придумать для решения этой цели на районном уровне, как не объединить в 1957 г. эдиссийский колхоз им. Микояна с колхозом им. Сталина станицы Курской. Новая жизнь стремительно ломала «старый уклад», а вместе с ним и оставшиеся воспоминания о своих истоках. Именно в это время прекратили свое существование два соседних селения, населенных армянами: Арарат и Максимовка Степновского района.

Десятки и сотни эдиссийцев стали покидать свой очаг для того, чтобы возводить стройки коммунизма на необъятных просторах страны. И как ни пытались местные газеты писать о Эдессии в велеречивом тоне, ее внешний облик далеко не напоминал традиции армянского градостроительства. Административно-командной системе мешала церковь, которая не пострадала во время войны. Немцы в ней устроили госпиталь. Затем церковь переделали в клуб. Но в 1962 г. ее решили снести. Из районного центра прислали два трактора С-100 с длинными канатами, чтобы снять с храма купол. Но не у всех суровое время зачеркнуло память и достоинство. У церкви собрался народ: верующие и те, для кого была просто дорога память. Хорошо помнятся фамилии Вартанян, Клинчанян, Габриелян.., которые стояли впереди, своей грудью преградив дорогу трактористам: «Не позволим снять купол! Проехать к церкви сможете только через наши трупы!». Тракторы отступили.

1965 год принес двоякую новость. С одной стороны, жители Эдиссии опять становились «самостоятельными», отделившись от Курской, но в то же время они приобрели статус работников совхоза. Теперь эдиссийцы не только фактически, но и юридически становились пролетариями.

Мы говорим, что крестьянская психология очень стойка. Ее довольно трудно изменить. Надо, чтобы эдиссиец вновь почувствовал вкус своего труда. Приобрести его может только Хозяин. Только Хозяин способен построить добротный дом, благоустроить улицы и построить Храм Божий.

Акопян В.З. и др.

"   Едессия. Страницы истории".  Москва, Интер-Весы, 1993

Top