Русско-армянские отношения (конца XVIII - начала XIX веков): итоговые тезисы

Русско-армянские отношения имеют многовековую историю. Армянские поселения появились в Крыму, а затем в XI веке после па­дения города Ани в 1065 году и на территории Киевской Руси.

Армяне по приглашению русских князей приезжали в русские города для оказания помощи в борьбе с врагами, а затем оставались там навсегда, образуя армянские поселения. Армянские поселения образовались в русских княжествах и из армянских купцов и ремес­ленников, которые оказывались там в связи с характером их профес­сиональных интересов.

Первоначальное переселение армян шло исключительно по торговым и военным путям, что приводило к установлению торговых и военных связей между русскими и армянами в Средние века.

В дальнейшем армянские поселения стали пополняться масте­ровыми, ремесленниками, а это, в свою очередь, не могло не способ­ствовать развитию культурных связей между русскими и армянами.

Армения потеряла свою государственность в XIV веке, и по­этому вплоть до конца XVII – начала XVIII века русско-армянские от­ношения носили в основном персонифицированный характер.

Дружественные связи армянского и русского народов обрели более тесный и действенный характер, особенно в то время, когда разоренные и изгоняемые из родных мест армянские беженцы нашли в лице России свою вторую родину, основали на ее земле свои ко­лонии, стали активно участвовать в экономической, политической и культурной жизни Российского государства.

В истории армянского народа особое место занимают армян­ские колонии, разбросанные по разным странам света. Армянское расселение – особое, по своему уникальное историческое явление. Среди народов мира мало кому удавалось проявить в условиях массо­вого переселения, в целях самосохранения, такое умение проникать в жизнь далеких стран, проводить там широкую экономическую и культурную деятельность и при этом, что самое главное, сохранять и развивать в новых условиях свою национальную культуру.

Русско-армянские культурные и литературные связи, носящие в ранний период эпизодический характер, с особой интенсивностью развиваются в конце XVIII и в XIX веке.

В XVII веке оформилась и приобрела политическую основу русская ориентация армян, которая в числе других имела еще одну объективную причину – добрые отношения, которые существовали между русским и армянским народами.

Армянский народ никогда не мирился с национальным и рели­гиозным гнётом и с оружием в руках боролся за свою независимость.

Армянское национально-освободительное движение перво­начально было ориентировано на западноевропейские страны, где представители армянской знати искали поддержки в освобождении армянского народа от ига восточных деспотий. Не получив на Западе реальной поддержки, деятели национально-освободительного движе­ния в поисках союзников обратились к России.

Ориентация армянского освободительного движения на Рос­сию, торгово-экономические, политические и культурные связи ар­мянского народа с русским народом имеют глубокие исторические корни. Эти связи явились важнейшим фактором подъема освободи­тельной борьбы армян против восточных деспотий, за свержение чу­жеземного ига.

Деятели национально-освободительной борьбы выражали ин­тересы и чаяния всего армянского народа. Все их усилия были на­правлены на поиски решения «армянского вопроса».

Если армянский народ связывал свои освободительные чаяния с Россией, то русское государство, преследуя свои политические и торго­вые цели на Ближнем и Среднем Востоке, охотно шло навстречу устрем­лениям представителей армянского освободительного движения.

Политика России на Востоке нуждалась в твердой и надежной опоре и приобрела ее в лице народов Закавказья, борющихся за свое освобождение.

При Петре I происходит активизация русско-армянских отно­шений, которая была связана с внутренней политикой Российского государства по развитию торговли и внешней политикой, нацеленной на обеспечение выхода к Чёрному и Каспийскому морям. Россия мо­дернизировалась, укреплялась и готовилась стать большой европей­ской державой.

С целью усиления торговых связей с Востоком русское пра­вительство предоставляло льготы и привилегии армянским купцам, которые получали не только право свободной торговли в России, но и право транзита товаров через Россию в западноевропейские страны. Одновременно русское правительство всячески поощряло армянских предпринимателей, создававших шелкоткацкие и другие отрасли промышленного производства в России.

Наряду с расширением торговых отношений усиливались и по­литические связи с Россией. Исторические документы этого периода свидетельствуют о твердом убеждении армянских политических де­ятелей в том, что освобождение Армении из-под деспотического ига Персии и Турции возможно только с помощью России. Именно поэто­му усиливалась ориентация на Россию среди широких слоев армян­ского народа.

Эта ориентация особенно ярко выражена в воззрениях и прак­тической деятельности одного из видных представителей освободи­тельного движения армянского народа конца XVII и начала XVIII века – Исраела Ори. Его дело продолжили Минас Вардапет, Есаи Хасан- Джалалян, Иван-Карапет и др.

Ко времени активизации внешнеполитической деятельности России на Ближнем Востоке и в Закавказье (конец XVIII−начало XIX вв.) эти территории и населяющие их народы уже находились в зоне интересов западноевропейских государств.

Для изменения status quo в регионе Россия нуждалась в на­дёжном союзнике. Больше других народов на эту роль подходил ар­мянский народ в силу широкого ареала его расселения, знания мест­ных языков, наличия разветвлённой сети торговых связей, а самое главное – армяне поддерживали продвижение России в Закавказье, надеясь на её помощь в борьбе против османского ига.

Появление русских войск на Кавказе и присоединение Грузии к России было радостным событием для боровшегося за свое осво­бождение армянского народа, поскольку армянские освободительные чаяния базировались на помощи России. Каждый успех русского ору­жия находил горячий отклик у армянского народа, являлся исторической предпосылкой присоединения Армении к России.

Наряду с этим существовали и проблемы, которые не могли не волновать деятелей освободительного движения, в частности, во­прос о будущем статусе освобожденной из-под персидского ига Вос­точной Армении. Если в предыдущий период четко ставился вопрос восстановления армянской государственности, ставился даже вопрос о формах правления, то в начале XIX столетия уже не было столь яс­ного представления, особенно ввиду ликвидации грузинской госу­дарственности.

В основе неопределенности представлений о будущем полити­ческом статусе Армении лежал ряд обстоятельств, вызванных раздро­бленностью страны, разбросанностью народа, уровнем политическо­го, экономического и культурного развития.

Войны в Закавказье и военно-политическое сотрудничество российской империи и Восточной Армении доказывают, что армя­не принимали деятельное участие во всех акциях русского прави­тельства, способствовали свержению ненавистного ханского ига. Во время русско-персидских войн 1804–1813 и 1826–1828 годов и рус­ско-турецких войн 1806–1812 и 1828–1829 годов армянские добро­вольческие отряды, все армянское население внесли большой вклад в победу русских войск.

Армянский торговый капитал рассматриваемого периода зани­мал заметное место в мировой торговле от Индии и до Европы. Армян­ский торговый капитал стремился в Россию, так как это был огромный по масштабу рынок сбыта и более безопасный по сравнению с другими путь для перемещения товаров между Европой и Азией.

Отражая интересы нарождающейся торговой буржуазии в пе­риод XVII−XVIII веков, Российское государство оказывало поддержку армянским купцам и торговле, что способствовало вовлечению рос­сийской экономики в сложившуюся систему мировой торговли.

Просветительное движение в армянской среде имело некото­рые особенности, выражавшиеся в том, что если европейское просве­щение считало одной из своих основных задач освобождение обще­ства от влияния церкви и религии, то в армянской действительности наблюдается противоположное. По мнению Х. Лазарева, сложивша­яся историческая ситуация повышала роль армянского духовенства и поставила перед ним ответственные задачи проповедовать нацио­нальную свободу армянского народа.

Развитие армянской торговли, ремёсел в России способствовало налаживанию более тесного взаимопонимания и общения между ар­мянским и русским народами. Этому способствовала и единая хри­стианская вера. В ходе общения стороны осознавали объективную не­обходимость изучения языка, письма, обычаев и традиций друг друга.

Исторически сложившиеся на территории России колонии-по­селения армян также способствовали налаживанию тесных торговых, экономических и культурных связей между армянами и русскими. Население армянских колоний в России было объективно заинтере­совано в налаживании лучших деловых и экономических отношений как со своими соотечественниками, так и с населением титульной нации.

Одним из важных факторов, содействующих сближению рус­ских и армян, являлась деятельность выдающихся представителей армянской нации, прочно связавших свою судьбу с Россией. Ис­пользуя своё влияние при дворе, они способствовали формированию внешнеполитического вектора России в отношении Закавказья, при этом всегда помнили о своей исторической родине. Речь идёт о пред­ставителях семьи Лазаревых, И. Аргутинском-Долгоруком, И. Ори, И. Эмине и др., чья общественная, культурно-просветительская дея­тельность была направлена на ознакомление российской общественности с историей и культурой армянского народа.

Исторический акт присоединения Восточной Армении к Рос­сии явился поистине всенародным торжеством для армянского на­рода. Он положил конец угрозе, нависшей над национальным суще­ствованием армян, положил конец феодальной анархии и восточному деспотическому режиму, длившемуся многие века.

Присоединение территорий восточной части Армении к Рос­сийскому государству создало необходимые условия для развития производительных сил страны и культурного прогресса народа.

Присоединение Восточной Армении к России способствовало также развитию народного образования и просвещения, литературы, искусств, науки. Велико было влияние передовой русской литерату­ры, искусства и науки на армянскую культуру, которая благодаря этому влиянию активно развивалась.

Одновременно после присоединения Восточной Армении к России у многих активных деятелей армянского освободительного движения ожила идея восстановления армянской государственности под протекторатом России.

Армянский народ надеялся обрести государственное самоу­правление под покровительством России, однако царское правитель­ство, наоборот, стремилось упразднить всякие остатки самоуправле­ния на подвластных ей территориях.

Становление арменоведения в России в первой трети XIX века. Вопросы историографии и источниоведения. Сергей Саядов. Ростов-на-Дону, 2018 г.

Читать еще по теме

Актуальное

Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite.  Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!