Яндекс.Метрика Сведения об историках Армении

Сведения об историках Армении

Мар-Ибас Кадинский (ок. 150 лет до н.э.). Владел греческим, халдейским, армянским языками, привёл в порядок летописи армянские. Составил историю армянских царей от Гайка до Вагаршака.

Ахиварий Лерупна (I век). Описал деяния армянских царей Авгара и Санатрука до 70 года.

Улип (II век). Жил в крепости Ани. Описал древние языческие капища армянских царей.

Бардезан Едесянин (III век). Использовал письменные источники из крепости Ани. Автор армянской истории.

Юлий Африкан (III век). На основе рукописей Едесского архива составил армянскую историю.

Фирмилиан (III век). Епископ Каппадокийской Кесарии. Писал о деяниях армянских царей Хозроя, Тиридата.

Святой Григорий Просветитель (IV век). Просветитель Армении. Написал книгу «Гаджа Хапатун или Полилог», содержащую речи и проповеди.

Агафангел (IV век). Был письмоводителем у армянского царя Тиридата. Написал книгу по истории своего времени о переходе от язычества к христианству в Армении.

Иаков Насивинский (IV век). Двоюродный брат Св. Григория Просветителя. Известен как автор сочинений духовного содержания.

Клак Зеноб (IV век). Ученик Св. Григория Просветителя. Писал о политических и церковных событиях своего времени.

Павстос Бюзанд (V век). Епископ, библиограф, историк. Составил историю Армении в 6 томах (от Тиридата до Аршака).

Месроп Маштоц (V век). Ученик Великого Нерсеса. Автор армянской азбуки, церковных книг, переводчик Библии.

Егзник (Езнак) Когбаци (V век). Переводчик, писатель, ученик Св. Месропа. Автор трактата «Опровержение ересей» (или «Опровержение лжеучений»), в котором он выступает с критикой языческих верований и разных еретических учений в христианстве.

Корюн (V век). Ученик Св. Месропа и Св. Исаака. Автор жития Св. Месропа и Св. Исаака, описал изобретение армянских письмен и армянской версии Священного Писания.

Моисей Хоренский (V век). «История Армении» написана по просьбе Исаака, князя Багратионского, на основе древних национальных исторических памятников. Автор книги «История Армении» охватывает период от начала царства до 440 года.

Давид Анахт (Непобедимый) (V−VI вв.). Армянский философ, богослов. Составил Армянскую грамматику, написал книгу об определениях толкования некоторых трудов Аристотеля.

Егише (V век). Создавал свои работы по просьбе Давида Мамиконского. Описал войны армян с персидским царём Газкертом и другие события в Армении и Персии.

Лазарь Барпеци (V век). Историк и ритор. Описал события, произошедшие в Армении с 388 до 485 года.

Фома Арцруни (V−VI вв.). Историк. Написал историю арцрунских князей: о Вартане и Вагане Арцрунских и о Барцуме Несторианском; довёл изложение до 500 года.

Св. Саак (Исаия) (V век). Католикос и Верховный Патриарх всея Армении. Перевёл Священное писание с греческого на армянский язык, написал и другие церковные книги.

Мамбре Верцаног (Анагост) (V век). Писатель, переводчик, богослов, брат Моисея Хоренского. Автор сочинения о празднествах Христовых в книге «Джарынтир», переводы с сирийского, греческого на армянский язык.

Стефан (V век). Епископ Сюнеци. Сочинил гимны, рассуждения, находящиеся в книге «Джарынтир».

Иван Мандакуни (V век). Патриарх Армении. Написал духовные речи, гимны, дополнил «Часовник», «Требник».

Авраам (V век). Епископ Мамиконов. Речи, рассуждения о почитании усопших, почитании Св. мощей; все сочинения находятся в книге «Джарынтир».

Пётр (V век). Епископ Сюнеци. Писал о празднествах Христовых, о Св. Деве Марии; сочинения находятся в книге «Джарынтир».

Абелкариб (VI век). Написал историю о войнах Армении с Персией и других событиях в этих странах в течение двух столетий.

Комитас (начало VII века). Католикос и Патриарх Эчмиадзина. Написал речи, гимны, буллу греческому Константинопольскому Патриарху Сергию об обрядах Армянской церкви.

Иоанн Мамиконьян (VII век). Архиепископ Армянский. Написал Историю Армении от начала III века до 640 года.Василий (VII век). Архимандрит Ширакаци, известен также под именем Джон. Написал речи, толкование на Евангелие Св. Марка.

Давид (VII век). Философ Багревандский. Известен речами, рассуждениями о воплощении Спасителя и другими богословскими сочинениями.

Давид (VII век). Архимандрит и настоятель монастыря. Написал Летопись о происшествиях своего времени и о деяниях патриархов, о Царях Армянских и государях Греческих

Ананий (VII век). Архимандрит Ширакаци, математик, астроном. Сочинил Диссертации о стихиях и воздушных явлениях, календарь и церковное счисление времени, описал жизнь многих знаменитых мужей Армении.

Феодор (VII век). Архимандрит Кирденавор. Написал несколько речей о воплощении Христа, рассуждения против еретиков Павличианских, Юлианитских; сочинения находятся в книге «Джарынтир».

Моисей (VII век). Епископ Сюнеци. Написал Грамматику армянскую, Риторику, множество философических рассуждений.

Григорий (начало VIII века). Епископ Аршарунский. Написал толкования на церковные обряды, на чтение книг Пророков и Апостолов.

Филон (начало VIII века). Архимандрит Тиракский. Перевёл на армянский язык «Жизнеописание Сократа» и написал краткую историю армянского, сирийского и других народов.

Саак (Исаия) (начало VIII века). Католикос. Написал гимны, речи, рассуждения.

Иоанн (VIII век). Католикос Оцнеци, прозванный Философом, отличался знанием языков. Сочинил речи о воплощении Христа, книги «Номаканон», т.е. толкование Часовника.

Стефан II (VIII век). Епархиальный архиепископ Сюнеци, богослов и философ. Перевёл с греческого на армянский Дионисия Ареопагитского, Григория Никийского, с латинского «Достопамятности древних времён», истолковал книги Иова, Даниила, Езекии.

Захарий (IX век). Католикос. Написал истолкования Священного Писания, богословские речи и проповеди.

Гашам (IX век). Архимандрит Аревельци. Сочинил Грамматику Армянскую, составил Новую историю, истолковал некоторые книги Священного Писания.

Гагик (IX век). Архимандрит Атамаци. Написал Жития Святых угодников и мучеников, составил Четьи-Минеи.

Шапуг Багратуни (IX век). Написал историю Армении от начала царства до IX столетия.

Иоанн (конец IX – начало X в.). Католикос, Патриарх Армянский. Его называют армянским Титом Ливием.
Написал историю Армении от Гайка до 920 года, составил хронологический список всем патриархам до своего вступления в этот сан.
Самуил (X век). Архимандрит Камреджазареци. Сочинил «Толкование о Святых таинствах, празднествах и обрядах Апостольской Армянской церкви».

Ананий (X век). Архимандрит Нарекенский, богослов и философ. Написал «Возражения против еретиков Павличианских и Юлианитских» и другие духовные сочинения.

Петр (X век). Архимандрит. Сочинил «Толкования на Священное писание».

Хозрой (X век). Епископ Анцеваци, отец знаменитого Григория Нарекенского. Написал «Толкование Часовника и Законоположения».

Месроп Ерец (X век). Составил «Жизнеописание Армянского Католикоса и Патриарха Св. Нерсеса Великого», повествование о политических и духовных важных происшествиях, «Историю Грузинскую».

Григорий Нарекенский (X век). Поэт, богослов. Известен сочинением Божественных гимнов и молитв, включённых в книгу «Нарек», богословскими рассуждениями, толкованием Соломона.

Стефан (X век). Архимандрит Асогик. Сочинил «Историю об Армении» от начала царства до 1000 года, «Толкование на кигу Пророка Иеремии».

Моисей (X век). Архимандрит Кагакандаци. Сочинил в 3-х книгах Церковную и политическую историю аланов.

Мхитарь (X век). Архимандрит Айриванский. Написал «Историю от Адама до своего времени».

Пётр (XI век). Патриарх, названный Кетадарц. Писал речи о разных предметах и гимны.

Иоанн (XI век). Архимандрит Таронский, известный под именем «Козер». Сочинил рассуждения о вере, о воздушных явлениях и стихиях, о календаре, о летосчислении.

Князь Григорий (XI век). Прозванный Магистром. Изложил «Мифологию древних народов», исследования по риторике, грамматике, стихотворения.

Ананий (XI век). Архимандрит Санагнеци. Сочинил превосходное толкование Св. Евангелистов и 14 посланий апостола Павла.

Сергий (XI век). Архимандрит Саванеци. Написал рассуждения о религии и нравственности, перевёл с греческого и сирийского на армянский язык разные классические книги.

Григорий (XI век). Прозванный «Выкаясер» (т.е. филолог). Перевёл с греческого и сирийского на армянский язык сочинения о святых и мучениках, составил полные Четьи-Минеи.

Аристарх (XI век). Архимандрит Ластиверци. Написал «Историю армянского царства» от 989 до 1071, или до взятия г. Ани.

Феодор (XI век). Патриарх. Написал богословское толкование всех Св. Евангелистов.

Григорий III (XII век). Католикос Пафлагонии. Сочинял гимны, речи, философические рассуждения, переводил разные классические книги.

Иоанн (XII век). Архимандрит Парисосеци. Известен математическими, астрономическими, филологическими сочинениями.

Матвей Венерец Едесский (XII век). Написал «Историю армянского царства» с 954 до 1128 года.

Григорий Ерец (XII век). Продолжил армянскую историю, начатую Матвеем Венерецем, и довёл её до 1161 года.

Нерсес (XII век). Католикос Клаеци, прозванный Шноргали (т.е. исполненный дарований), армянский богослов, христианский писатель, стихотворец. Переложил в стихи теологические предметы, историю Армении, автор поэмы на взятие армянского города Едесса.

Сергий Шноргали (XII век). Архимандрит. Известен «Толкованием семи посланий католических», истолковал книги пророка Исайи.

Игнатий (XII век). Архимандрит Шапираци. Сочинил речи на разные предметы, стихотворения и биографии армянских царей и летописцев.

Самуил Ерец Анеци (XII век). Написал родословие первосвященников и патриархов, хронологию царей и патриархов Армении по летосчислениям: олимпийскому, армянскому, христианскому до 1164 года.

Нерсес Ламбронаци (XII век). Архиепископ. Написал «Слово об установлениях церкви», «Толкование о Литургии и Апокалипсисе», переводы с греческого, сирийского, латинского на армянский язык.

Григорий Скевраци (XII век). Архимандрит. Написал разные богословские сочинения и биографии святых угодников, «Толкование на книгу пророка Исайи». Главный труд – «Рассуждение о Иисусе Христе и Св. Деве Марии».

Мхитарь Анеци (XII век). Священник, владел многими языками. Археологические сочинения об армянах, грузинах, персах; философические рассуждения; переводы с греческого, персидского на армянский язык.

Мхитарь, Кош Канцакеци (XII век). Архимандрит. Известен нравоучительными и юридическими сочинениями.

Иоанн Таумеци (XII век). Архимандрит. Написал толкования на книги Иова, Историю семи Вселенских и частных армянских соборов, современную ему летопись и историю Чингис Хана.

Вартан Великий (XIII век). Архимандрит из Базраберда. Написал толкования на Псалмы, на книгу Бытия, на Песни Песней, на книгу пророка Даниила и на четырёх Святых Евангелистов, историю Армении от начала до своего времени и Географию Армянского царства.

Киракос Канцакеци (XIII век). Архимандрит. Написал историю Армении от начала III века до 1260 года, в которой подробно изложено о нашествии монголов и татар.

Стефан Урбелиан (XIII век). Епископ. Написал историю о нашествии монголов на Армению, о происхождении георгиан или грузин.

Магакия Апега (XIII век). Инок. Писал о монголах, опустошивших Армению и всю Малую Азию, довёл повествование до 1272 года.

Иоанн Езынкаци (XIII век). Архимандрит, известен как грамматист. Сочинил книгу о движении небесных планет, о метеорах в стихах.

Иоанн Арджинеци (XIII век). Архимандрит. Написал «Толкование на Литургию» и многие духовные речи.

Исайя Ничеци (XIII век). Архимандрит. Написал много превосходных речей и толкование на Часослов.

Иоанн Канцакеци (XIII век). Архимандрит. Написал две книги о церковных праздниках, об угодниках Божиих и чтении в церкви апостольских и пророческих книг.

Вартан Ванакан (XIII век). Написал историю Армении от самой древности по 1267 год.

Ваграм (XIII век). Архимандрит. По велению царя Леона III (Льва) переложил историю династии Рупинской от начала её до 1280 года.

Гетум или Гайтон (XIV век). Армянский князь и владелец замка Горскаса в Киликии. Написал историю о татарах и о главнейших происшествиях в Сирии, Армении, Палестине

Григорий Анаварзеци (конец XIII – начало XIV века). Католикос. Писал речи и стихи, перевёл с греческого и сирийского жития Святых угодников Божиих.

Захарий Дзорзореци (XIV век). Епископ. Составил таблицу и историю иерархии Армянской Церкви от начала V столетия до своего времени.

Сумбат (XIV век). Написал историю о Царях Армянских, владевших в Киликии по его время. Это сочинение содержало сведения о войнах крестоносцев.

Иоанн Воротнеци Кахик (XIV век). Архимандрит. Написал «Толкование на Священное Писание», проповеди, рассуждения о вере и нравственности.

Григорий Татеваци (XIV век). Архимандрит. Написал рассуждение о христианской вере, грамматике и риторике, проповеди на все годовые праздники. Его труды напечатаны в 3 больших томах.

Григорий Хлатеци Дзерианц (XIV век). Архимандрит. Написал богословские речи, акафисты Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, стихотворения, песни, биографии знаменитых мужей, жития святых угодников и правила священнодействия.

Аракел Сюнеци (начало XV века). Епископ. Переложил в стихи Ветхий и Новый Завет, написал историю Армении в стихах.

Георгий Езынкаци (XV век). Архимандрит. Написал толкования на книги Григория Богослова, проповеди и правила для Требника.

Яков Крымский (XV век). Архимандрит. Написал генеалогию армян, рассуждения о грамматике и летосчислении.

Иоанн Колотик (XV век). Архимандрит. Написал толкования на книги пророка Исайи и книги Дионисия Ареопагитского.

Матфий Архимандрит (XV век). Написал толкования на четырёх Святых Евангелистов и на Деяния святых Апостолов, сочинил 50 проповедей и рассуждений о христианской вере и нравственности.

Богдан Говсананц (XV век). Епископ. Написал историю своего времени и повествование о гонениях, испытанных армянами от персиян и турок.

Фома Мецопеци (XV век). Писатель. Повествует о походе Тамерлана на Армению и о других событиях по 1447 год.

Никита Амида Нагаш (XV век). Архимандрит. Описал в стихах события своего времени.

Амирдовлат (XV век). Врач Амасийский, владел латинским, греческим, армянским, персидским, арабским, турецким, сирийским языками. Составил в 1478 году лечебник, в котором упоминались более 60 древних армянских врачей: Мхитарь, Аарон, Стефан, Яков, Сергий и другие.

Иоанн Тулкуранци (XV век). Архимандрит. Написал в стихах изъяснение Книги Бытия и множество речей.

Кирилл Езынкаци (XV век). Архимандрит. Написал много стихотворений, речей, проповедей, толкования на книги Евагрия.

Оган Аракел (XVI век). Написал историю Армении, в которой говорил о войнах оттоманов и персиян, о события его времени до 1568 года.

Фаддей (XVI век). Архимандрит из Себастии. Написал современную летопись о нашествии персиян и турок на Армению.

Стефан Салмастеци (XVI век). Католикос, владел многими языками. Написал толкование на Евангелие от Иоанна, составил извлечение из 4 Евангелий, перевёл его на персидский язык и поднёс Шаху для того, чтобы эта Священная книга стала известной мусульманам.

Лука Кегеци (XVI век). Архимандрит, богослов, астроном, геометр. Составитель календаря.

Иоанн Дзареци (XVI век). Архимандрит. Написал историю своего времени и царствования персидского шаха Тахмаса.

Нерсес Макаци (XVII век). Архимандрит. Написал стихи на праздник Успения Пресвятой Богородицы и иконы Её, написал историю взятия Святого града Иерусалима Саладином, турецким эмиром, в 1187 году.

Аракел (XVII век ). Архимандрит Тавризский. По желанию Патриарха Армении Филиппа написал историю о событиях в Армении от 1601 по 1662 год.

Симеон (XVII век). Архимандрит Джулфский. Сочинил Логику и Грамматику, которые напечатаны в Константинополе в 1725 году.

Стефан (XVII век). Архимандрит Леопольский. Перевёл с латинского на армянский язык книги Сираха, историю Иосифа Флавия о войне евреев, сочинил Метафизику и другие учебные книги.

Ускан или Воскан (XVII век). Архимандрит Испаганский. Издавал сочинения древних армянских писателей, усовершенствовал армянское книгопечатание.

Магакий (XVII век). Диакон. Написал современную историю армян и турок и много других сочинений о разных предметах.

Еремия Челеби (XVII век). Написал о жизни Александра Великого; историю оттоманов в прозе и стихах; краткую древнюю и новую историю Армении; географические сочинения об Армении, Персии, Анатолии; перевел на турецкий язык некоторые места из «Истории» Моисея Хоренского.

Иаков (XVIII век). Патриарх Налиан, имел продолжительную переписку с Папой Климентом XIII. Издал 28 сочинений о разных предметах, одно из них «Сокровище познаний» включает сведения о древней истории, географии.

Иоанн (XVIII век). Архимандрит Генце. Написал историю и топографическое описание Святого града Иерусалима.

Иоанн (XVIII век). Архимандрит Джулфский. Сочинил грамматику и логику, которые были напечатаны в Амстердаме в 1711 году.

Валтасар (XVIII век). Учитель Кесарийский. Сочинил грамматику в двух частях, напечатанную в Константинополе в 1736 году и принятую для преподавания.

Лазарь (XVIII век). Архимандрит Джагукеци. Сочинил Апологию Армянской церкви.

Месроп (XVIII век). Священник Константинопольский. Сочинил Грамматику Армянскую, которая неоднократно печаталась в Константинополе.

Иаков Джулфский (XVIII век). Издал Историю и Географию Армянскую. Эти сочинения были изданы в Мадрасе в 1774 году.

Симон (XVIII век). Католикос Ериванский. Сочинил богословскую книгу «Партаваджар», в которой защищал древнюю Армянскую церковь.

Михаил Чамчиан (XVIII век). Инок Армянского монастыря в Венеции. Написал грамматику и историю Армении от начала до 1784 года. Это сочинение напечатано в монастырской типографии, «писано с методической точностью, слогом простым и с соблюдением хронологического порядка».

Маркиз Иоанн де Серпоз (XVIII век). Попечитель Армянского монастыря Св. Лазаря в Венеции. Сочинил сокращённую армянскую историю на итальянском языке, содержащую важные подробности о географическом положении Армении, её минеральных ресурсах, политическом и коммерческом состоянии.

Девица Клеопатра Сарафова (XVIII век). Просветительница, переводчица. Издала в С.-Петербурге на армянском и русском языках сочинение «Книга, содержащая в себе ключ познания букваря, словаря и некоторых правил из нравоучения».

Георгий, профессор, живший в Константинополе (XVIII век). Владел языками: греческим, латинским, персидским, турецким, французским. Составил словарь персидско-армянский, перевёл разные учебные книги, сочинил множество речей.

Пётр Калантаров (XVIII век). Искусный врач, живший в Москве. Сочинил полезный лечебник, напечатанный в Нахичевани в 1793 году.

Авраам (XVIII век). Католикос Критский. Напечатал историю своего времени и деяния Царей Персидских; книга издана в Калькутте в 1796 году.

Иосиф, князь Аргутинский-Долгорукий (XVIII век). Епархиальный архиепископ проживающих в России армян, Верховный Патриарх и Католикос всех армян. Издал книгу «Исповедание христианской веры Армянской церкви», которая по решению императора Павла I напечатана в С.-Петербурге в 1799 году. И. Аргутинский-Долгорукий сочинил много проповедей и речей, занимался древней восточной литературой.

Павел (начало XIX века). Патриарх Константинопольский. Написал книгу «Концаран Храд» (т.е. сокровище наставлений).

Нерсес (XIX век). Епархиальный архиепископ. Издал многие духовные речи, постановления для армянских епархий. Его сочинения, пространная переписка «любопытны и наставительны». Он также издал армянскую грамматику, многие исторические, учебные книги.

Ефрем (XIX век). Верховный Патриарх и Католикос всех армян. Речи, наставления по случаю важных событий.

Иоаннес (XIX век). Архиепископ проживающих в России армян. Несколько речей на восшествие и коронование императоров, послания армянскому народу по случаю вступления российской армии в Персию.

Григорий (XIX век). Архиепископ проживающих в Бессарабии армян. Речи, проповеди по разным предметам и случаям.

Макар Хоченц (XIX век). Коллежский советник. Перевёл с французского на армянский язык сочинение Франсуа Фенелона «Странствование Телемаха», участвовал в издании Библии на армянском и турецком языках, напечатанных С.-Петербургским Библейским обществом в 1817-1819 годах.

Шаган Чербед (XIX век). Член Парижской академии, профессор армянской словесности в училище восточных языков при Парижской Королевской библиотеке. Издал несколько книг по истории Армении на армянском и французском языках, составил совместно с Ф. Сен-Мартеном книгу «Любопытные извлечения из древней истории Азии», напечатанную в Париже в 1806 году.

Иосиф Иоаннесов (XIX век). Архидиакон. Перевёл на русский язык историю Армянского царства Моисея Хоренского, напечатал эту книгу в С.- Петербурге в своей типографии в 1809 году.

Ваганов (XIX век). Сочинил историю Царства Армянского и издал её в С.-Петербурге.

Артемий Араратский (XIX век). Писатель-мемуарист, общественный деятель. Написал автобиографическую книгу «Жизнь Артемия Араратского», изданную в 1813 в С.-Петербурге.

Татевос или Фаддей (XIX век). Архимандрит Константинопольский, устроитель армянского училища и типографии в Астрахани, куда он переехал из Константинополя в начале XIX века. Известен как издатель древних армянских классиков, автор нравственных сочинений.

Худобашев Александр Макарович (XIX век). Статский советник. Сочинил несколько исторических записок о переселении армян в Россию, перевёл на русский язык книгу «Любопытные извлечения из древней истории Азии», опубликованную в С.-Петербурге в 1816 году, составил армяно-русский словарь, изданный в типографии Лазаревского института восточных языков в 1838 году.

Серафим Карнеци (XIX век). Астраханский архиепископ, несколько лет был ректором и преподавателем армянской словесности в Лазаревском институте восточных языков. Составил на армянском языке Энциклопедию с рисунками, чертежами, напечатанную в Москве в 1819 году, написал много речей и проповедей.

Авраам (XIX век). Архимандрит Вагаршападский. Перевёл с русского на армянский грамматику и разговорник, напечатанные в Москве и Астрахани.

Михаил Салантьян (XIX век). Викарный архимандрит Московских и С.- Петербургских церквей, ректор Лазаревского института восточных языков. Сочинил армянскую грамматику в двух частях, риторику и логику, издал армянскую историю, церковную историю и апологию Армянской церкви на латинском и армянском языках.

Артемий Аламдарян (XIX век). Архимандрит, преподаватель Закона Божия и армянской словесности в Лазаревском институте восточных языков, ректор Тифлисской семинарии и училища, основанного архиепископом Нерсесом. Составил русско-армянский словарь, перевёл с русского на армянский катехизис с пояснениями для христиан армянского исповедания. Обе книги были напечатаны в Москве в 1821 году.

Зураб (XIX век). Член Парижской академии, профессор армянской словесности в Училище восточных языков при Парижской Королевской библиотеке, ориенталист, литератор. Переводил лучшие исторические сочинения с армянского на французский язык.

Павел Ованианц (XIX век). Издал в 1826 году в Вене учебные книги для юношества: «Нравственные уроки», «Азбуку и разговоры армянские».

Георгий Воскан (XIX век). Сочинил на армянском языке историю императора Константина Великого, которая была напечатана в Вене в 1826 году по благословению архиепископа Аствацатура

Иоанн Авдал (XIX век). Член Азиатского бенгальского общества. В 1826 году перевёл на армянский язык книгу «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» Шатобриана, в 1827 году с армянского на английский – историю Чамчана. Составленный им армяно-английский словарь был одобрен специалистами и напечатан в Калькутте. В 1827 году в двух томах в Калькутте были изданы собранные им материалы об Эчмиадзине, Верховных араратских патриархах, о водворении армян в России, о сооружении в столицах храмов, о создании Лазаревского института восточных языков.

Гавриил Патканов (XIX век). Архидиакон. Перевёл на армянский язык историю Александра Македонского, напечатанную в Астрахани в 1827 году.

Яков и Давид Арзановы (XIX век). Кандидаты Императорского Московского университета, бывшие воспитанники Лазаревского института восточных языков. Составили «Опыт начертания истории армянского государства», изданный в Москве в 1827 году.

Макар Яралов (XIX век). Бывший воспитанник Лазаревского института восточных языков, студент Императорского Московского университета. Написал несколько од, речей, разных сочинений на армянском языке, составил географию под руководством профессора Гейма.

Иоанн Вартанов (XIX век). Священник Московских армянских церквей. Издал в 1831 году в Москве книгу «Эфемерди», или месяцеслов столетний, в котором помимо астрономических наблюдений содержались исторические сведения об Армении и России.

Бероев (XIX век). Коллежский асессор, обучавшийся восточным языкам в училище при Министерстве иностранных дел, переводчик при главнокомандующем в Грузии. Составил армянско-российский лексикон.

Иосиф Орбели (XIX век). Диакон Московской армянской церкви, обучавшийся в Лазаревском институте восточных языков. Написал «Краткую Священную историю», при которой имелся словарь для объяснения древних слов и выражений. Книга была издана как учебное пособие в Москве в 1832 году.

Семён Султан-Шаев (XIX век). Бывший воспитанник Лазаревского института восточных языков, студент Императорского Московского университета. Написал армянские прописи в древнем и новом вкусе, которые изданы в Лазаревского института восточных языков в 1831−1832 годах как учебное пособие для армянских училищ.

Сергей Тигранов (XIX век). Бывший воспитанник Лазаревского института восточных языков, студент Императорского Московского университета. Перевёл с французского на армянский язык в 1832 году трагедию Ж. Расина «Афалия». Её стихотворный перевод был опубликован в Москве в 1834 году.

Никита Эмин (XIX век). Воспитанник Лазаревского института восточных языков, приехавший из Калькутты. Перевёл с русского на армянский язык в стихах «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказского пленника» А.С. Пушкина. Кроме того, он перевёл с французского на русский язык и напечатал в 1836 году «Историю литературы средних веков» Вильменя.

Иосиф Александров (XIX век). Воспитанник Лазаревского института восточных языков, студент Императорского Московского университета.
Составил арифметику на армянском языке.

Илья Томажиан (XIX век). Перевёл на армянский язык Плутарховы жизнеописания в 6 частях, из которых три части были напечатаны в 1833 году в Венеции.

Инджиги (XIX век). Написал сочинение «Древности Армении» в 3 частях, которое рассматривает древнюю и новую историю, статистику.

Становление арменоведения в России в первой трети XIX века. Вопросы историографии и источниоведения. Сергей Саядов. Ростов-на-Дону, 2018 г.

Читать еще по теме