Господство Арабского халифата в Армении

В 30‐х годах VII века возник Арабский халифат — могущественное военно‐феодальное государство, в образовании которого большую роль сыграла новая религия — ислам. Во главе государства стоял халиф («преемник Мухаммеда»), который, являясь как светским, так и духовным владыкой, был наделён всей полнотой деспотической власти. В 630 – 640 гг. арабы нанесли сокрушительные удары Сасанидской державе и завоевали её. Их продвижение не смогли приостановить и византийцы. Византийская империя потеряла многие из подвластных ей стран и областей. Халифат, расширяясь, превращается в огромное государство, границы которого простираются от Памира до берегов Атлантического океана и от Кавказского хребта до Аравийского моря.

Осенью 640 года войска халифата впервые вторглись в Армению. Не встретив серьёзного сопротивления, они разорили многие районы Араратской долины, после кратковременной осады овладели городом Двином и с большой добычей и тысячами пленных повернули обратно. Весной 643 г. имело место новое нашествие. Спарапет Теодорос Рштуни со своей двухтысячной конницей, неожиданно напав на трёхтысячный арабский отряд, захвативший крепость Арцап в области Коговит, наголову разбил его и освободил множество пленных. Армянские гарнизоны и вооружённое население оказали героическое сопротивление врагу и отбросили его от подступов к крепостям Ереван и Нахчеван. Но и на этот раз завоевателям удалось занять ряд областей. В 650 году они в третий раз нападают на Армению, вновь достигают жизненного центра страны — Араратской равнины — и опять уходят с многочисленными пленными и добычей. Прокопий, командующий византийскими войсками, расположенными в Армении, трусливо отвергает предложение спарапета Теодороса Рштуни объединёнными силами выступить против халифата.

Чтобы спасти страну от разорения, армянские нахарары‐патриоты, пытаясь использовать соперничество Византии и халифата, прибегли к переговорам. Видный полководец и дипломат Теодорос Рштуни заключает в 652 г. выгодный для Армении договор, согласно которому Армения признаёт верховную власть Арабского халифата с условием, что три года страна будет свободна от уплаты налогов, в городах и крепостях не будет арабских гарнизонов и т. д. Несмотря на то, что договор этот часто нарушался, тем не менее, Армения в 660 – 680 гг. получила некоторую передышку — были восстановлены мир и внутренняя самостоятельность страны.

В конце VII века политическое положение Армении вновь ухудшается, она несколько раз подвергается новым нашествиям. В 698 г. арабский полководец Мухаммед ибн Мерван завоёвывает всю страну. Оставленный им в Армении правитель Абдулла продолжает уничтожать армянских нахараров и их конницу, а новый полководец Мухаммед бен Окбей жестоко подавляет восстание, вспыхнувшее в 703 г. под руководством Смбата Багратуни. Таким образом, в конце VII — начале VIII веков в Армении утвердилось господство Арабского халифата, продлившееся более полутора столетий.

С целью укрепления своей власти в завоёванных странах и максимального использования их экономического и военного потенциала халифат в начале VIII века осуществляет ряд административных реформ. Так было создано большое наместничество Арминия, в состав которого вошли Армения, Албания и Восточная Грузия с центром сперва в Двине, а впоследствии — в Партаве. Правитель Арминии — эмир, известный в армянских источниках под названием востикан, назначался из среды арабской знати и правил страной от имени халифа.

Со второй половины VIII века в важнейших городах и крепостях Армении — Двине, Арчеше, Карине, Тигранакерте и др. — халифат размещает крупные гарнизоны, а в окрестностях Двина, в Гохтне, в областях, расположенных к северу, северо‐востоку и западу от оз. Ван, и в других местностях поселяет кочевые племена, которые постепенно завладевают равнинными районами страны, вытесняя коренное население в горы. Вместе с тем, чтобы иметь опору в стране и вести успешную борьбу с Византией, халифат предоставляет армянской знати и духовенству некоторые привилегии. Вследствие этого в стране усиливаются княжеские роды Багратуни, Арцруни и Сюни, которые подчиняют своей власти всё новые области. Значительные привилегии были даны также армянскому католикосу.

В VIII веке налоговое бремя халифата становится более тяжёлым. Огромные военные расходы мировой державы, расточительная жизнь многолюдного двора халифа, многочисленные гарнизоны и административный аппарат, содержавшиеся в завоёванных странах, требовали колоссальных средств, бóльшая часть которых вымогалась у населения завоёванных стран в виде налогов и податей. Создаётся новая налоговая система, подымная подать заменяется подушным и земельным налогами, которые взимаются со всех подданных мужского пола в возрасте от 15 до 60 лет. Большинство налогов взималось деньгами, что в условиях натурального хозяйства ещё более ухудшало положение населения. В середине VIII века налогом облагались даже умершие, а в конце того же столетия и в начале IX века при Гарун‐аль‐Рашиде взимание налогов приняло характер открытого грабежа.

В VII – IX вв. тяжёлым было и положение западных армян, находившихся под властью Византийской империи. В VIII веке свободная сельская община в Западной Армении уже почти исчезла, крестьяне попали в зависимость от феодалов. Сохранялся рабский труд. Наравне со светскими феодалами, крупными землевладельцами стали халкидонитские монастыри, получившие от имперских властей много привилегий.

Нерсисян М.Г. История армянского народа, Ереван, 1980

Top