Освободительная борьба армянского народа во второй половине 19 века. «Армянский вопрос»

§ 1. Положение населения в Западной Армении к середине XIX в.

К середине XIX века отставание в темпах развития Западной Армении, которая оставалась в составе Османской империи, стало заметным.

Основная часть армянского населения была занята в сельском хозяйстве. Собственником земли, которую крестьянин обрабатывал, считалось государство. Армянские крестьяне были обязаны платить поземельную подать в размере 1/10 доли урожая. Кроме того, армяне, как и все христианские подданные империи, платили подушную подать за исповедание своей религии. С населения взымались также множество незаконных податей и платежей. Армянское население не было защищено от произвола кочевых мусульманских племён и местных властей.

Армянские ремесленники играли значительную роль в Османской империи. В условиях отсутствия какого-либо промышленного производства их товары пользовались большим спросом. Ремесленники были объединены в профессиональные цеха. Крупными центрами ремесла и торговли с армянским населением были города Муш, Ван, Эрземум, Битлис, Карс, Баязет. Армянские купцы вели транзитную торговлю со странами Европы.

 Правовое положение армянского населения в Османской Турции было тяжелым. Как и другие христианские народы, армяне, подвергались национальному гнёту и издевательствам, как со стороны мусульманского населения, так и государственных органов. В Турции отсутствовали законы, гарантирующие право на жизнь и имущество. Христианские народы империи не пользовались судебным равноправием. Свидетельство христианина в суде не признавалось истинным.

Экономическое и политическое отставание Османской империи от Европейских стран стало столь очевидным, что Султанское правительство попыталось путём реформ улучшить положение в стране. В 1839 г. по султанскому указу все подданные империи (и мусульмане и христиане) приравнивались в гражданских правах. Декларировались свобода экономической деятельности, судебное равноправие и смягчение налогообложения. Эта система реформ, известная под названием «Танзимат», фактически была претворена в жизнь.

§ 2. Восстание 1862 г. в Зейтуне

В труднодоступных горных областях Западной Армении сохранялись небольшие анклавы с армянским населением, такие как Сасун, Зейтун и др. Во второй половине XIX века султанское правительство попыталось лишить их самоуправления и увеличить налоги.

В 1862 году население Зейтуна с оружием в руках несколько месяцев сопротивлялось регулярной османской армии. Когда турки осадили город и начался голод, зейтунцы обратились за покровительством к европейским державам. При посредничестве Франции Зейтун сохранил внутреннюю автономию, но подвергся налогообложению, и в городе был назначен турецкий правитель. За эту помощь зейтунцам пришлось принять католичество.

Героическая самооборона населения армянской области Зейтун против турецкого правительства разбудило национальное самосознание армянского народа и способствовало активизации освободительного движения.

§ 3. «Национальная Конституция» армян Османской империи

Армяне, как и другие народы османской империи, поддерживали связь с османским правительством через церковно-общинные организации. Руководство в них было в руках богатой верхушки, которая, пользуясь поддержкой двора, не допускала другие слои населения к управлению делами общины и угнетала простой народ.

Ещё в 1857 г. группа молодых армянских интеллигентов, получивших образование за рубежом, разработала новое уложение руководства церковно-общинных дел, предоставлявшее доступ к управлению и менее имущим слоям армянского населения. После долгих проволочек в 1860 г. богатая верхушка под давлением общественности была вынуждена утвердить новый текст положения, который назвали «Национальной Конституцией». Однако в свою очередь, Османское правительство тянуло с процессом утверждения Конституции и только в 1863 г. после зейнутского восстания, опасаясь новых выступлений армян, утвердило Конституцию.

Утверждение «Национальной Конституции» имело огромное общественно-политическое значение. Жизнь армянской общины была значительно демократизирована. И хотя Конституция не предоставляла право неприкосновенности личности и имущества, не уравнивала в правах армянское население с мусульманским, это было значительным шагом вперёд.

§ 4. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Договор в Сан-Стефано

В течение всего XIX века произошло несколько русско-турецких войн. Армянский народ, как и балканские народы, всячески способствовали победе России и участвовали в войнах в надежде на освобождение от турецкого ига. Всем им куда выгоднее было оказаться под властью христианской России, где им не грозило физическое истребление, как в Турции.

Очередная русско-турецкая война произошла в 1877—1878 гг. Россия стремилась восстановить своё влияние на Ближнем Востоке, утерянное после поражения в Крымской войне. Военные действия развернулись на Балканском и Кавказском фронтах.

Главнокомандующим Кавказским корпусом являлся генерал М. Лорис-Меликов, армянин по происхождению. Отдельным корпусами командовали и другие армянские генералы на российской службе: Аршак Тер-Гукасов, Иван Лазарев и др.

На кавказском фронте русские войска захватили Баязет, Алашкерт и осадили Карскую крепость.  Турки, сосредоточив большие силы, перешли в контрнаступление и осадили крепость Баязет в тылу русских войск. Малочисленный русский гарнизон и армянские добровольцы стойко отбивали атаки превосходящих турецких войск, пока на помощь не подоспели войска А. Тер-Гукасова.

Взятие Баязета турками поставила бы Кавказский корпус в тяжёлое положение. Русским гарнизоном Баязета командовал капитан Ф. Штокович. Силы и боеприпасы защитников Баязета были на исходе, а отправленные ими связные были захвачены турками. Армянский доброволец Самсон Тер-Погосян, прикинувшись умалишённым, сумел пройти через турецкие кордоны и доставить весть генералу А. Тер-Гукасову, который поспешил на помощь осаждённым. Героическая оборона Баязета нашла отражение в художественной литературе. Ей посвящены романы «Хент» (умалишённый) армянского писателя Раффи и «Баязет» русского писателя В. Пикуля.

Остановив наступление турецких сил на Кавказском фронте, русские войска перешли в наступление и к концу 1877 г. штурмом взяли крепость Карс, захватили города Эрзерум, Сарыкамыш, Ардаган. На Балканском фронте русские войска также одержали крупные победы, освободили территорию Болгарии и подошли к столице Константинополю.

Под давлением Англии 19 февраля 1878 г. между Россией и Османской Турцией был заключен Сан-Стефановский мирный договор. По договору Балканские страны получали независимость. К России присоединилась Карская, Алашкертская, Баязетская области Западной Армении. По 16-му пункту договора Османская Турция обязалась провести реформы для улучшения положения армянского населения Западной Армении. Россия должна была вывести свои войска из захваченных территорий только после проведения Османской Турцией оговоренных реформ для армянского населения.

§ 5. Берлинский конгресс и «Армянский вопрос»

Европейские державы, не желая усиления России, заставили пересмотреть итоги Русско-турецкой войны в пользу Османской Турции. В июне 1878 г. в Берлине был созван международный конгресс. По Берлинскому договору была урезана независимость балканских народов, значительные территории Западной Армении, захваченные русскими войсками, были возвращены Османской Турции. К России переходили только Карская область и Батумский порт. Русские войска должны были немедленно уйти из захваченных территорий Западной Армении.

На конгрессе, впервые в международной политике, обсуждался и «Армянский вопрос». Из 16-го он стал 61 пунктом Берлинского мирного договора, в котором в расплывчатой форме Турции предписывалось предпринять шаги по улучшению правового положения армянского населения и его защиты от нападений черкезов и курдов. Делегация армян во главе с католикосом Хримианом не была даже допущена на обсуждение вопроса.

Вместе с уходившими русскими войсками в пределы Российской империи переселилось значительное число армянского населения из Западной Армении. Начиная с Берлинского конгресса Европейских держав «Армянский вопрос» превратился в вопрос международной политики.

§ 6. Армения во второй половине XIX века. Гайдукское движение

После Берлинского конгресса султан Абдул-Гамид II усилил антиармянскую политику в Турции. В армянских областях начались погромы и резня. За 30 лет налоги на армянское население были увеличены вчетверо. Усилилась дискриминация по национальному признаку. Были созданы отряды «Гамидие» — специальные военизированные отряды из деклассированных элементов, которые постоянно притесняли армянское население Западной Армении.

В свою очередь царское правительство в конце XIX века также усилило национальный гнёт армян. В 1885 г. были закрыты 300 армянских школ Закавказья, усилен контроль над деятельностью армянской церкви, национальная передовая интеллигенция подверглась гонениям, заключалась в тюрьмы или ссылалась в Сибирь. Был выдуман тезис об армянском «сепаратизме» и о том, что стремление армян добиться самоуправления в Турции может поднять на борьбу подвластные народы России. Запрещались и строго наказывались всякие отношения российскоподданных армян с западными армянами. В присоединённых к России армянских областях правительство поселяло русских переселенцев.

Безнаказанные притеснения армянского населения в условиях постоянного национального гнёта породили стихийное сопротивление армянского населения. отдельные смельчаки оставляли кров и дом, уходили в горы и становились гайдуками. В одиночку или небольшими группами они боролись против притеснений народа, карали или наказывали наиболее жестоких представителей власти. Знаменитыми гайдуками своего времени были Андраник, Ахбюр Сероб, Вазген, Геворк Чауш, Гурген и другие. Своими действиями армянские гайдуки в некоторой мере сдерживали бесчинства турецких властей и курдских кочевых племён. Со временем их силы и методы борьбы стали использовать армянские политические партии для организации самообороны населения Западной Армении.

§ 7. Образование Армянских политических партий

Во второй половине XIX века и в среде армянской интеллигенции Западной и Восточной Армении начали возникать политические группы и организации. Превращение «Армянского вопроса» в вопрос международной политики и формирование армянской буржуазии способствовали пробуждению национального самосознания и идеи воссоздания Армянского государства. 

В 70—80-ые годы тайные общества возникли и действовали в Александрополе, в Москве, в Ване, в Эрзеруме и других городах, Восточной и Западной Армении и России. Основной целью этих политических групп являлся поиск путей освобождения Западной Армении и защита армянского населения от произвола властей.

Непрекращающийся национальный гнёт со стороны Османских властей, пробуждение национального самосознания и подъём освободительного движения армянского народа способствовали образованию Армянских национально-политических партий. В 1885 г. в Ване (Западная Армения) Мкртыч Терлемезян основал партию «Арменакан». Идеологию этой партии выражала издаваемая Мкртычем Португаляном в Марселе (Франция) газета «Армения». Своей целью партия ставила пробуждение национального самосознания армянского населения Западной Армении и подъём его на освободительную борьбу против османского ига.

В 1887 г. в Женеве (Швейцария) группа армянских студентов во главе с Аветисом Назарбекяном и Рубеном Ханазадом основала партию «Гнчакян». Своё название партия получила от имени издаваемой ею одноимённой газеты «Гнчак» (Колокол). В своей программе партия ближайшей целью ставила освобождение армянского народа от чужеземного гнёта, а конечной целью считала построение социализма. Сыграв значительную роль в организации самообороны армянского населения от турецких погромов, партия «Гнчакян» впоследствии раскололась на два крыла — национальное и социалистическое, что ослабило её влияние и деятельность.

В 1890 г. в Тифлисе усилиями Степана Зоряна, Христафора Микаэляна и Симона Заваряна была образована партия «Дашнакцутюн» (Армянский революционный союз). Партия ставила целью освобождение Западной Армении и решение «Армянского вопроса». Уже к концу XIX века «Дашнакцутюн» стала ведущей партией армянской общественно-политической жизни благодаря своей активности и преданности освободительному движению.

А.Э.Хачикян.

История Армении. Краткий очерк. Эдит Принт, Ереван - 2009

Читать еще по теме

Актуальное

Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite.  Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!