Армения между Персией и Византией

§ 1. Создание Армянского Алфавита

После раздела Армении 387 г. между Римом и Персией стало очевидно, что армянскому народу угрожает не только опасность потери государственности, но и физического растворения. Чувствовалась необходимость найти способ для сохранения и укрепления национально-культурной самобытности армянского народа. Кроме того, хотя христианство в Армении 100 лет как являлось государственной религией, в стране сохранились глубоко укоренившиеся за много веков языческие верования и традиции. Литургия в армянских церквях велась на непонятном для простого люда греческом или сирийском языках. На этих же языках читалось Священное Писание, а потом интерпретировалось устно для верующих. Очевидно, что таким образом трудно было постичь идеологию христианской веры. Необходимо было иметь Священное Писание и церковную литературу на родном языке. А для этого нужен был собственный алфавит.

Создатель армянского алфавита Месроп Маштоц был человеком образованным — владел греческим, сирийским и персидским языками, в молодости служил при дворе писарем, позже принял постриг и стал проповедником. Подвижничая в разных областях Армении, Маштоц пришел к убеждению, что не имея библии на армянском языке, невозможно будет добиться искоренения язычества, а для этого необходимо создать алфавит армянского языка. Он обратился за помощью к католикосу Сааку Партеву (внуку Григория Просветителя). При протекции католикоса Месроп Маштоц представил свой проект создания армянского алфавита царю персидской части Армении Врамшапуру.

И до этого в Армении были попытки создания собственного алфавита, известные как «Данииловы письмена». Царь предоставил Месропу Маштоцу эти письмена. Никаких подробностей о «Данииловых письменах» не сохранилось. Маштоц попробовал использовать их для перевода текстов на армянский язык, но потерпел неудачу. По-видимому, это были компилятивные письмена, которые не совсем соответствовали фонетическому составу армянского языка и не могли служить основой для создания алфавита.

Получив поддержку и материальную помощь от царя и католикоса, Месроп Маштоц собрал вокруг себя группу жаждущих знания юношей, несколько лет провел в исканиях, поработав в библиотеках знаменитых тогда эллинистических образовательных центров Самосаты, Нисибина и пр. После долгой кропотливой работы Маштоц создал армянское письмо. Алфавит состоял из 36 букв, используемых также как цифры. Каждой фонеме армянского языка соответствовала конкретная буква, что облегчало чтение и письмо. Первая фраза, которую Маштоц перевел на армянский язык и написал армянскими буквами, была из Библии «Усвоить мудрость и наставления, познать гениев деяния».

Разработав также и скоропись армянского алфавита, Месроп Маштоц вернулся в Армению, где был принят царём и католикосом с большим почётом и общенародным ликованием. При поддержке царя и католикоса Маштоц обошёл всю Армению, открывая повсюду школы и внедряя письменность.

Прожил Месроп Маштоц долгую и плодотворную жизнь, подготовив множество учеников и последователей. Прах его похоронен в селе Ошакан, близ Эчмиадзина, и на его могиле воздвигнута церковь. Армянской Апостольской Церковью Месроп Маштоц причислен к сонму святых. Созданный Маштоцем Армянский Алфавит используется и по сей день практически без изменений.

§ 2. Национально-религиозные войны 450—451 гг. и 481—484 гг. против   персидского владычества

В 428 г. в Персидской части Армении была упразднена царская власть. То же самое произошло и в Римской части Армении ещё раньше. Армения стала областью Персидской державы, которой управлял назначенный царём наместник — марзпан. Однако до поры до времени ни Персия, ни Рим не пытались ограничить свободу вероисповедания или права нахараров, многие из которых сохранили свои наследственные государственные должности.

К середине V века персидский царь потребовал от армян отречься от христианства и принять зороастризм. Персидское руководство опасалось, что в случае войны с Византией Армения может восстать и оказать помощь единоверной империи. Все слои населения Армении, собравшись на совещание в Арташате, ответили отказом и написали письмо с обоснованием персидскому царю. Тогда персидский царь решил внедрить зороастризм насильственно. Персидская армия была послана в Армению.

Армяне встали на защиту своей веры и открыто восстали против персидского господства под руководством спарапета (главнокомандующий Армянской армией) Вардана Мамиконяна. К восстанию примкнули также единоверные Иберия и Албания, которым угрожала та же участь. Участники восстания имели сношения с Византийским императором и получили обещание поддержки восстания.

Иную точку зрения в вопросе о вероотступничестве имел марзпан Армении Васак Сюни. Он предлагал для вида принять зороастризм, тем самым доказать верноподданничество Персии и добиться восстановления царской власти в составе персидской державы. Но его план был отвергнут большинством армянского общества. Тогда он отошёл от восстания и перешёл на сторону персов. 26 мая 451 года на Аварайрском поле произошла решающая битва. Победила более многочисленная персидская армия, погиб в сражении спарапет Вардан Мамиконян. Отступившая армянская армия продолжила борьбу.

Единоверная Византийская империя не помогла антиперсидскому восстанию в Армении. Император Маркиан был «занят» христологическими вопросами и созвал IV Вселенский собор в Халкидоне. Собор постановил, что Иисус Христос имеет одновременно два естества — божественное и человеческое. Все, кто признавал одно естество Христово, были объявлены «монофизитами» и отлучены от церкви.

Возмущённые вероломной политикой Византии, армянские клирики не явились в Халкидон и не признали постановлений собора. С этих пор Армянская Апостольская Церковь стала монофизитской и откололась от Византийской ортодоксальной церкви.

Ввиду церковного раскола и видя готовность восставших армян бороться за свою веру, персидский царь не стал настаивать на принятии зороастризма. Хотя Армения и осталась христианской, она стала таким же врагом Византийской империи, как Персия.

В 481—484 гг. произошло новое восстание армян против Персии, так как Персия вновь попыталась заставить армян перейти в зороастризм. Руководил восстанием Ваан Мамиконян. В итоге армяне не только отстояли свою веру, но и добились того, что Персия признала самоуправление Армении. Впредь все государственные должности замещались армянскими нахарарами по праву наследования. Они же избирали для страны Танутера (правителя), а персидский царь утверждал или отклонял его кандидатуру.

§ 3. Армения в VI веке под владычеством Персии и Византии

В течение VI века Армения оставалась разделённой между Византийской империей и Сасанидской Персией. 

В восточной части Армении, которая находилась под владычеством Персии, продолжали развиваться феодальные отношения. Армения сохраняла внутреннюю автономию, продолжали функционировать государственные учреждения. Страной управлял Танутер — назначаемый персидским царём правитель из числа армянских нахараров, иногда из числа персидских царевичей. Привилегированное положение сохраняла Армянская Апостольская Церковь, сама являясь крупнейшим феодалом. Государственные должности замещались в основном из числа армянских нахараров. 

Нахарары являлись наследственными владетелями, титул и владения передавались по праву первородства. Как и прежде при армянских царях, нахарары были обязаны нести вассальную военную службу, но теперь уже персидскому царю. Персидские цари, как и прежде, делали попытки ослабить позиции нахараров и, в конечном итоге, уничтожить автономию Армении, ввести зороастризм. Обычно такие попытки встречали отпор со стороны армянских нахараров и вызывали очередное восстание против Персии. Восстание армянских нахараров в 571 г. под предводительством Вардана Мамиконяна (Вардана Красного) превратилось в освободительную войну и длилось 20 лет.

В западной части Армении, которая после раздела 387 г. находилась под властью Византии, положение было несколько иным. Под властью Византии были не только 1/3 территорий Армении Великой, но и Армения Малая со значительным армянским населением. В начале VI века император Юстиниан I (527—565) в итоге длительных войн почти восстановил прежние границы Римской империи. Юстиниан стремился восстановить также рабовладельческие отношения. Чтобы окончательно инкорпорировать армянские земли в состав империи, необходимо было упразднить феодальный строй, ослабить экономическую и политическую самостоятельность нахараров.

Населенные армянами территории империи Юстиниан I административно разделил на 4 части, назвав их: Армения I, Армения II, Армения III, Армения IV. Если прежде нахарары в своих наследственных владениях пользовались военной, судебной и административной властью, то отныне они лишались всего этого, превращаясь просто в землевладельцев. По императорскому указу отменялось право наследования земли по первородству, все сыновья и даже дочери нахараров получили право на наследование. Это ускорило дробление нахарарских вотчин и ослабило экономическую и политическую базу феодального строя. 

Византия не отказывалась от стремления захватить всю Армению и с этой целью поддержала новое восстание армян в 571-572 гг. против Персии. Между Византией и Персией началась 20-летняя война. Военные действия развернулись на территории Армении, которая подверглась новым опустошениям. Война завершилась победой Византии. Император Маврикий (582—602), оказав помощь низложенному царю Персии Хосрову II, вернул себе законный трон, добился от него территориальных уступок за счёт Армении.

В 591 г. был произведён второй раздел Армении. На этот раз страна была поделена почти поровну между Византийской империей и Сасанидской Персией. Обе стороны проводили политику вывода из Армении её военных сил, чтобы лишить страну возможности восстановления независимости. Армянский историк VI века Себеос сохранил содержание письма императора Маврикия, в котором он советует Персидскому царю Хосрову II использовать военные контингенты армян на дальних рубежах своего царства. «Если они победят, то победят наших врагов, — писал император, — если же погибнут, то погибнут наши враги».

§ 4. Раннесредневековая культура Армении

В предыдущую эпоху в Армении была большая потребность в письменном слове, и был аккумулирован огромный литературный потенциал. Всё это выплеснулось как только литература получила возможность проявления с созданием Армянского Алфавита. В этот период жила и творила целая плеяда талантливых авторов — писателей, переводчиков, агиографов, историков, философов и т. д., делались классические переводы множества канонических трудов «отцов церкви». Не случайно армянский перевод Библии считается одним из самых близких к оригиналу. Не случайно отдельные труды церковных деятелей дошли до наших дней только в армянском переводе. Здесь мы лишь вкратце перечислим наиболее значимых деятелей и представим главные их труды.

Фавстос Бюзанд — «История Армении» описывает события IV-го века, когда цари Армении вели неравную борьбу с Персией и Римской империей для сохранения централизованной власти и территориальной целостности страны.

Агатангелос — «История Армении» описывает события, связанные с принятием в Армении христианства как государственной религии. Благодаря его труду мы знаем подробности исторических событий конца III начала IV века в Армении, Риме и Персии.

Корюн — «Житие Маштоца» подробно описывает жизнь Месропа Маштоца и его деятельность по созданию Армянского Алфавита.

Мовсес Хоренаци — «История Армении» на основании критического обзора ныне утерянных разноязычных источников представляет целостную историю Армянского народа с древнейших времен по своё время. Это наиболее всеобъемлющий труд, в котором в хронологическом порядке описаны события не только армянской истории, но и сопредельных народов, а также приведены многочисленные образы древнеармянских эпических сказаний и устного народного творчества. Хоренаци по праву считается «отцом армянской историографии», и его труд переведён на многие языки мира.

Егише — «История Вардананц» описывает события середины V века, когда армянский народ вступил в неравную борьбу с персидской державой за сохранение своей национальной самобытности и христианской веры.

Лазарь Парпеци — «История Армении» охватывает подробное описание событий второй половины V века и ход восстания армян под руководством Ваана Мамиконяна против Персии. Вкратце представлена также и древнейшая история Армении.

Езник Кохбаци — «Отрицание Ересей» представляет собой подробный анализ различных языческих, еретических и других верований с точки зрения христианского вероучения.

Давид Анахт — «Границы мудрости» — это мастерское приближение античных философских идей к христианскому вероучению для решения христологических споров. Знаменитый философ Давид имел энциклопедические знания, жил и преподавал в Александрии, Риме и Афинах и в философских спорах неизменно выходил победителем, отсюда и его прозвище «Анахт-Непобедимый».

Труды этих и других авторов V века имеют неоценимо важное значение как источники по истории и мировой раннехристианской культуре и, за редкими исключениями, переведены на многие европейские языки.

Богатые традиции Армянской историографии продолжили историки VI—VIII вв. Овнан Мамиконян, Мовсес Каланкатваци и др.

В труде автора VII в. епископа Себеоса изложены события истории Армении с древнейших времен и до его времени. Труд Себеоса во многом имеет параллели с «Историей» Мовсеса Хоренаци, но часто приводимые им данные отличаются от данных Хоренаци, что свидетельствует об использовании им источников, не использованных или не доступных Хоренаци.

В «Истории» Гевонда (автор VIII в.) повествуются события периода арабских нашествий и арабского владычества над Арменией. В его труде можно найти подробный перечень и описание налогов, собираемых Халифатом.

Большого развития в Армении достигли точные науки. Неоценимое значение имеют труды известного ученного VII в. Анания Ширакаци.

Он занимался математикой, физикой, астрономией, календарем. Ширакаци утверждал, что земля похожа на шар, а затмениям Солнца и Луны давал обоснование, похожее на современное научное объяснение. Особую ценность имеют его таблицы о четырёх математических действиях.

В этот период начинается развитие армянской христианской архитектуры. На месте разрушенных языческих храмов в IV—V веках были построены первые церкви. Лучшим экземпляром раннехристианской армянской архитектуры является воздвигнутый на месте языческого храма в Вагаршапате (современный Эчмиадзин) в 303 г. кафедральный собор Сошествия Единорожденного Бога, который является самой древней действующей церковью в Армении.

Первоначально господствующим являлся романский стиль простого продолговатого здания. С V в. берут начало постройки типа базилики — арочные здания с опорными колоннами. В этом стиле были построены также церкви в Аштишате, Ереруке и др. с VI—VII вв. распространяется стиль купольных храмов. Наиболее типичным купольным храмом является храм Св. Рипсиме (618 г.), дошедший до наших дней.

Уникальным экземпляром центрально-купольной постройки является знаменитый храм Звартноц, руины которого восхищают по сей день.

Звартноц был построен в середине VII в. и являл собой внешне трёхэтажную постройку пирамидальной формы, опирающуюся на расположенные изнутри кругом мощные колонны. Храм был богато орнаментован снаружи и имел множество круглых световых окон.

А.Э.Хачикян.

История Армении. Краткий очерк. Эдит Принт, Ереван - 2009

Top