Утверждение феодального строя в Армении. Признание христианства государственной религией

§ 1. Армения во II—III веках. Становление наследственной власти царей Аршакуни 

Почти вековая борьба между Римом и Парфией за обладание Арменией так и не выявила победителя. По Рандейскому мирному договору 64 г. обе державы были вынуждены признать государственный суверенитет Армении, совместно выступая её гарантами. Чтобы Армения сохраняла лояльность к обеим соседним державам, царём Армении впредь должен был быть парфянский царевич из династии Аршакуни, но утверждённый Римским императором.

Первым армянским царём стал Трдат I Аршакуни (64—88). Он восстановил разрушенную экономику страны. Была заново отстроена разрушенная столица Арташат, налажена внутренняя и внешняя торговля. В народной памяти его образ слился с образом Арташеса I, восстановителя независимости страны.

После Трдата в Армении правил Санатрук Аршакуни (88—110).  При нём в Армению начало проникать христианство, которое проповедовали апостолы Фаддей (конец I века) и Варфоломей (начало II века). После него на армянский трон был назначен его сын Вагарш I (117—140). При нём была построена новая столица Армении — Вагаршапат (ныне Эчмиадзин). Находящаяся на вершине могущества Римская империя после Вагарша назначила царём Армении Соэмоса-Тиграна (141—184), который, возможно, имел отдалённое родство с предыдущей армянской династией. Восстание армянской знати (против этого назначения) было подавлено, Арташат был снова разрушен, и в Армении оставлены римские гарнизоны.

После смерти Соэмоса на трон Армении, с согласия Рима, вступил Вагарш II Аршакуни (185—198). Римские гарнизоны были выведены из страны. Рим оказал даже финансовую помощь Вагаршу II для укрепления Армянского войска. Оно должно было защитить страну и восточные провинции империи от периодических вторжений горских племён.

В войне с горскими племенами Вагарш II погиб, и на трон Армении вступил его сын Хосров I (198—215). Тем самым фактически устанавливалась наследственная династия Аршакуни в Армении. Слабеющая Парфия не возражала против этого, а Римская империя согласилась на это не сразу. Царь Хосров был вызван в Рим, арестован, и вскоре скончался в неволе. В Армении царём был провозглашен его сын Трдат II (216—252).

Тем временем в Иране произошла смена династии. Против правящей династии парфянских Аршакуни восстал правитель области Фарс Арташир, сын Сасана. В 226 г. он сверг с престола Артавана V Аршакуни. В Иране стала править династия Сасанидов (226—650).

Парфянские царевичи и многие представители знати переселились в Армению и получили от царя Трдата наследственные земельные владения. Трдат II активно поддерживал попытки парфянских Аршакидов вернуть себе власть в Иране. В итоге династия Сасанидов изначально стала кровным врагом армянских Аршакуни.

При Шапуре I держава Сасанидов достигла могущества. Римская армия была разбита, а император Валериан попал в плен. Шапур I оккупировал Армению и назначил правителем своего сына Вормизда-Арташира, который попытался ввести в Армении зороастризм. 

Вскоре при поддержке Римской империи царём Армении был провозглашен Хосров II, сын Трдата II. Римско-армянские войска нанесли персам несколько поражений. Армянские войска начали вторгаться в Иран.

Против Хосрова II Сасаниды применили коварный заговор. В Армению, якобы спасаясь от преследований Сасанидов, прибыл князь Анак Партев со своей родней. Ему персидский царь обещал предоставить владения рода Суренов и большие привилегии. Хосров II принял Анака как родственника и предоставил земельные владения. Улучив удобный момент, Анак убил Хосрова II, но и сам был убит во время бегства. Весь его род был истреблён, кормилица спасла лишь новорождённого младенца Григора, которому суждено было стать крестителем земли Армянской.

Персидские войска захватили Армению. Сына Хосрова II преданные люди смогли увезти в Рим.

§ 2. Переход к феодализму

Уже во II—III вв. в Армении начали складываться феодальные отношения. Рабство, не имевшее в Армении особого распространения, постепенно исчезло. Денежные налоги стали заменяться натуральными. Внутренняя торговля резко сократилась. Товарное производство все больше заменялось натуральным хозяйством. Прекратился монетный чекан в Армении. Для внешней торговли использовались римские и парфянские монеты.

Уже к концу III века временные земельные владения, выдаваемые за государственную или военную службу, стали превращать в наследственные. В наследственные превращались и государственные должности. Завершается формирование правящего класса феодалов-землевладельцев. Он состоял из крупных, средних и мелких землевладельцев, которые в своих владениях пользовались административной и судебной властью. В своих владениях они собирали налоги с населения, решали судебные дела. Крупного феодала-землевладельца в Армении называли ишхан или нахарар, а его владение - ишханутюн или нахарарутюн. Титул «ишхан/нахарар» носил только глава рода, остальные представители рода носили титул «сепух».

Все представители класса феодалов считались людьми свободными. Свободные не платили налогов, но обязаны были нести военную службу в пользу царя, как его вассалы. К классу свободных причислялось и духовенство, так как христианская церковь сама была крупнейшим землевладельцем.

Класс эксплуатируемых состоял из несвободных. Несвободными считалось сельское, а позже и городское население. Несвободные обязаны были платить подати в пользу феодала и выполнять разные повинности.

§ 3. Царская власть и нахарары. «Га(h)намак»

По мере развития и укрепления феодальных отношений царская власть начала постепенно ослабевать. Если раньше в распоряжении царя были значительные денежные средства от поступаемых налогов и обширные земельные владения, то теперь цари должны были довольствоваться средствами, поступающими из собственного домена. Царь являлся в Армении крупнейшим феодалом, в его наследственном владении была самая обширная и плодородная область — Айрарат. Под властью царя находились все ключевые и приграничные крепости Армении. Все крупные города Армении входили в состав царского домена управлялись назначенными царем шахапами. Городское население занималось ремеслами, торговлей и платило в казну значительные налоги. Города были разбросаны, хоть и неравномерно, по всей территории Армении и являлись опорой царской власти. Между царской властью и городами существовал своеобразный взаимовыгодный союз. Они являлись опорой царской власти и экономически связывающим звеном между областями страны.

Пока шло оформление их экономической и юридической власти, феодалы-землевладельцы поддерживали центральную царскую власть. Отношения между царской властью и нахарарами регулировались по специально составленному уложению «Га(h)намак».

«Га(h)намак» — список всех феодальных владетелей Армении, который перечислял их в порядке политического веса и влияния. Первая десятка состояла из нахарарских родов, представители которых наследственно замещали все высокие посты в государстве. Они считались «старшими» нахарарами, пользовались огромным авторитетом и большим влиянием на политические дела. Остальные нахарарства считались «младшими», так как их представители занимали второстепенные государственные должности и соответственно имели меньший политический вес. Согласно записанному в «Га(h)намаке» старшинству, нахарары восседали на царских совещаниях и на царском пиру.

§ 4. Армянская армия: «Зоранамак»

Армянская армия пользовалась большой славой на всем Ближнем Востоке. Ею восхищались и старались иметь у себя на службе как византийские императоры, так и персидские цари. Армия состояла из личного войска царя и вооруженных сил, приводимых нахарарами. Численность войск во время войны доводилась до 100 тысяч.

«Зоранамак» — список всех феодальных владетелей Армении, который определял порядок несения ими вассальной военной службы и количество воинов, которых нахарар обязан был вооружить и привести с собой по призыву царя. Одни должны были привести несколько десятков, другие несколько сотен, третьи несколько тысяч, а некоторые — до 10 тысяч воинов.

Армия делилась на 4 крыла, по сторонам света. По «Зоранамаку» каждый нахарар знал в точности, к какому крылу он приписан, в какие сроки и куда должен явиться по призыву. Главнокомандующим армии был спарапет. Каждым крылом командовал бдешх — один из четырёх заместителей спарапета. Царским корпусом командовал специальный военачальник — махаз.

Ударной силой армии была прославленная армянская конница. В случае войны набирались также полки из городов и сельского населения.

§ 5. Армения в конце III века. Правление Трдата III

Законный наследник Армянского престола, сын Хосрова II Трдат, после убийства отца был увезен в Рим и воспитывался в семье знатного римлянина. Он вырос сильным и статным юношей, прославился, став Олимпийским чемпионом по борьбе, выказал свою храбрость в боях против готов. При поддержке римских войск Трдат начал отвоевание Армении.

В конце III века Римская армия, при поддержки армянских сил, нанесла Сасанидам тяжёлые поражения. Между державами в 298 г. был заключен 40-летний мир. Царем Армении стороны признали Трдата III (298—330).

Наступил длительный период мира, и армянский народ смог вновь заняться созидательным трудом.

Григорий, сын убийцы Хосрова II, вырос в Кесарии Кападокийской, где принял христианство, и впоследствии сознательно поступил на службу к Трдату III, дабы искупить грехи своего рода. Когда выяснилось, что он исповедует христианство, Трдат III предложил ему отказаться от «ложной веры» и поклоняться языческим богам. Когда же Григорий отказался, он был подвергнут жестоким мучениям и в конце концов был брошен царем в «Хор Вирап» (яма смертников), откуда никто не выходил живым. Всеми забытый Св. Григорий прожил в яме со змеями и скорпионами 13 лет.

§ 6. Провозглашение христианства государственной религией

Еще апостолы Фаддей в I веке и Варфоломей во II веке распространяли христианство в Армении. И хотя у них оказалось немало последователей, армянское общество в целом ещё не созрело для принятия христианства.

В Армении проповедовали христианство святые девы Рипсиме, Гаяне и их сподвижницы. По приказу царя все они были забиты камнями как отступники от официальной языческой веры. За это Бог ниспослал на царя Трдата и его окружение неизлечимую болезнь.

Сестра пораженного неизлечимым недугом царя увидела сон, в котором Господь указал, что излечить Трдата III может только Св. Григорий. Убеждённый, что Григорий давно уже умер, царь все же послал за ним, и на удивление всем язычникам оказалось, что он ещё жив. Св. Григорий излечил царя Трдата, который окончательно уверовал в Бога и принял христианство. По его поручению Св. Григорий обошёл всю Армению, обращая население в христианскую веру и разрушая повсюду языческие храмы. В 301 г. в Армении христианство было признано государственной религией.

За эту свою деятельность Св. Григорий был прозван Просветителем. Он же был рукоположен Первым Католикосом (Верховным Патриархом) Армянской Апостольской Церкви.

Армения стала первым в мире христианским государством. В Римской империи только в 313 году император Константин Великий отменил гонения на христиан и разрешил им исповедовать свою веру. Он же в 325 году созвал в Никее I Вселенский собор, на котором был принят «Символ Веры». Но только в 381 году после II Вселенского собора в Эфесе христианство стало государственной религией Римской империи.

§ 7. Армения в IV веке. Ослабление центральной власти

В течение IV века Армения вступила в период феодальной раздробленности. Крупные феодалы — нахарары становились всё более независимыми и часто восставали против центральной власти, призывая на помощь соседних правителей. Армянские цари часто бывали вынуждены бороться как с центробежными силами внутри страны, так и внешним врагом — Римской империей и с Сасанидской Персией, которые давно стремились захватить Армению. 

Царь Хосров III (331—337) всё ещё успешно держал в повиновении крупных нахараров. Он построил город Двин и из Арташата перенёс туда столицу. Дабы пресечь неповиновение нахараров, он требовал, чтобы их семьи постоянно проживали в столице как заложники. Недалеко от столицы по его приказу был посажен искусственный лес специально для царской охоты и развлечений. Хосровский лес-заповедник существует и поныне. 

При царе Ти(г)ране (338—350) войска персидского царя Шапура II после победы над римской армией вторглись в союзную Риму Армению и опустошили южные области страны. Впоследствии Шапур II обманом вызвал царя Тирана к себе, якобы для заключения мира и ослепил.

Сын Ти(г)рана Аршак II (350—364) до поры до времени успешно боролся с центробежными силами. Для укрепления центральной власти он задумал основать новые города. Однако недовольные политикой укрепления центральной власти нахарары открыто подняли мятеж и разрушили уже строившийся город. Нахарары Меружан Арцруни и Ваган Мамиконян перешли даже на службу к Шапуру II и во главе персидских войск опустошили Армению. Аршак II сумел подавить мятежи нахараров и изгнать из страны персидские войска. Тогда Шапур II опять обманом вызвал к себе Аршака II, но вместо заключения мира заключил Армянского царя в крепость.

Историк V века Фавстос Бюзанд сохранил фольклорную традицию этих событий. Перед тем как принять армянского царя, Шапур II приказал посыпать часть своего дворцового сада землей, специально привезенной из Армении. Во время прогулки с Аршаком II в саду, пока они ступали по персидской земле, Аршак всячески каялся в своем неповиновении и клялся быть верным Шапуру, но как только они вступали на засыпанную армянской землей часть сада, Аршак начинал вести себя непокорно и независимо. Шапур убедился, что вернувшись в Армению, Аршак все равно будет стремиться быть независимым.  

Войска Шапура II вновь опустошили Армению, разрушая города — опору центральной власти армянских царей и уводя в плен десятки тысяч ремесленников. После 11-месячной осады персы взяли крепость Артагерс и царицу Парандзем подвергли мученической смерти. Несколько лет Армения находилась под персидским владычеством, пока патриотические силы не объединились вокруг наследника армянского престола Папа и при поддержке римских войск разгромили и выдворили из страны персидские войска.

§ 8. Первый раздел Армении

Царь Пап (370—374) проводил реформы для укрепления центральной власти и обороноспособности страны, что вновь вызвало недовольство Армянской церкви и нахараров. Единоверная Римская империя, стремившаяся, не менее Персии, захватить армянские земли, выступая в роли «союзника» Армении, на деле также ослабляла власть армянский царей. По тайному приказу императора командующий римскими войсками в Армении пригласил армянского царя на пир и заговорщицки убил. И сразу же Рим посадил на армянский престол своего ставленника Вараздата (374—378). Он происходил из давно переселившейся в Константинополь боковой ветки династии Аршакуни, был чемпионом Олимпийских игр. Чуждый армянской действительности, Вараздат не смог утвердиться в Армении. Патриотически-настроенные нахарары изгнали его и провозгласили царями малолетних сыновей царя Папа.

Когда в итоге описанных событий центральная власть в Армении окончательно ослабла, Персия и Римская империя пришли к соглашению и в 387 г. произвели первый раздел Армении: 1/3 перешла под власть Рима, 2/3 под власть Персии. Формально в обеих частях Армении сохранилась власть царей из династии Аршакуни.

А.Э.Хачикян.

История Армении. Краткий очерк. Эдит Принт, Ереван - 2009

Top