Роль России и русского языка в сохранении самобытности Карабахских армян

Карабах – «неприкосновенный и проверенный веками фонд (армянской) культуры»

С. М. Городецкий

История Арцаха (Карабаха) всегда была насыщена сложной политической и социальной борьбой. Дымящиеся развалины, страшные опустошения, истребление населения, варварское разрушение духовных и материальных ценностей народа, уничтожение его истории, культуры и искусства – вот результат нашествия персов, арабов, сельджуков, монголо-татарских и турецких орд. Но многовековая культура не могла погибнуть, и мужественные армяне Арцаха не раз вставали на защиту веры и родной земли.

В начале XVIII в. большая часть Закавказья была захвачена турками, а северо-восточные районы Куро-Аракской степи – ханами – вассалами Персии. Единственным независимым краем Армении оставались армянские области Карабаха и Сюника, население которых вело упорные бои против турецких завоевателей. Одновременно мелики Карабаха неустанно искали пути для установления дипломатических связей с рядом христианских государств Европы, в том числе с Россией.

Социально-экономический подъем Карабаха начался с XIX в., когда в 1805 году он перешел во владычество России, что было закреплено в 1813 году Гюлистанским договором. В Карабахе была внедрена форма русского правления (именно отсюда началось формирование прорусской ориентации всего армянского народа), по которому, по словам историографа Лео, перед народом ставились новые задачи: «Вовлечься в новую жизнь, приспособиться к новым условиям и обеспечить развитие духовного потенциала в соответствии с изменившимися обстоятельствами».

Благодаря этим переменам канули в Лету мрачные времена набегов и насилий, чинимых турками, персами и их ставленниками.

Карабах вступил на капиталистический путь развития. Были созданы крупные села и поселки городского типа с жилыми и административными зданиями, были построены примечательные с точки зрения архитектуры церкви, школы, мосты, дороги. В новых условиях особую роль в общекавказской жизни начинает играть единственный город Карабаха – Шуши, в котором, начиная с 1828 года, издавались армянские книги и периодика (около 20 печатных изданий на армянском и русском языках), имелись знаменитая армянская епархиальная школа, монастырь, женская гимназия (гимназистки в совершенстве владели несколькими иностранными и русским языками), реальное училище и т.д.

Получив с 1847 года статус города и занимая стратегически важный пункт в Центральном Закавказье, Шуши с конца XIX в. становится одним из центров армянской культурно-просветительской жизни, родиной искусных мастеров-ремесленников, отважных героев, известных деятелей армянской литературы и искусства. В конце XIX в. общее количество жителей Шуши составляло 33 252, из которых 62 % были армяне. Он стал вторым по значимости культурным центром Закавказья после Тифлиса.

Согласно научным источникам, до 1830 года в Арцахской епархии действовали только армянские школы.

В работе известного армянского педагога Мушега Сантросяна приводится указ царского правительства от 3 августа 1829 года о необходимости учреждения на территории Закавказья одной гимназии и двадцати  уездных училищ русского типа. Согласно этому указу, 20 сентября 1830 года в г. Шуши было открыто губернское училище русского типа, где обучалось 127 учеников: 92 армянина, 20 – русских, 3 – грузина, 12 татар (азербайджанцев). Занятия велись на армянском, русском и татарском языках. В 1850 году училище было переименовано в государственную гимназию. Здесь обучалось более 150 учеников. В 1864 году в Шуши открылась женская гимназия, которая просуществовала до 1920 года. Занятия велись на русском языке.

В Арцахской епархии действовали русские школы, одна из них – в Джрабердском уезде (Мардакертский район) в селе Кусапат. Школа была учреждена в благодарность жителям этого села, добровольческие отряды которого вывели Карягинские войска из турецкого окружения. В школе обучались 102 ученика. Русская школа также имелась и в Дизакском уезде (Гадрут). В 1881 г. в Гадруте открывается русское училище с 6 классами, где обучается 120 учеников.

В 1880 году в Шуши открывается Государственное реальное училище. Преподавание ведется на русском языке. Вначале здесь обучалось 170 человек, потом от 400 до 500 человек. Продолжительность обучения – 6-7 лет. В училище изучалось два иностранных языка: французский и немецкий. Лучшие выпускники без экзаменов поступали в Лазаревский институт восточных языков в Москве.

В 80-х годах XIX века по указу царского правительства закрываются все армянские школы. Идет полная русификация национальных провинций России. Передовая русская интеллигенция осудила дискриминационную политику царя. Десять лет армянский народ был лишен возможности получать образование на родном языке. Но армянские учителя в уездах открывали тайные национальные школы. Этим они спасли свой народ от ассимиляции.

Первая русская революция 1905 г. изменила ситуацию. Армянские тайные школы были легализованы.

Вовсе не идеализируя политику царской России, мы все-таки должны отметить, что именно благодаря вступлению Карабаха в состав России начался подъем и процветание Карабаха. В благодарность армянство края сохранило любовь и уважение к России и ко всему русскому, особенно к русскому языку и к русской культуре.

Уже в советское время в Карабахе открывается большое количество школ, училищ и техникумов. К 1988 году насчитывалось около 195 школ, из которых 5 – русских, 5 – русско-армянских, несколько азербайджанских, остальные – чисто армянские школы. Количество учителей русского языка доходило до 44-х.

Находясь в составе Азербайджанской ССР, вплоть до 60-х годов XX века, карабахские армяне, обучающиеся в русских школах, были лишены возможности изучать армянский язык и историю Армении. Выпускники вузов Армении не могли получить работу по специальности в Карабахе, и вынуждены были оставлять Родину. Чтобы не ассимилироваться в Азербайджане и получить хорошее высшее образование, суметь найти работу в родном крае, карабахцы отдавали своих детей в русские школы. Это имело свои следующие результаты: во-первых, выпускники русских школ получали возможность поступить в лучшие вузы Советского Союза, стать хорошими специалистами в разных областях науки и искусства; во-вторых, дипломы российских и других вузов СССР (кроме вузов Армении) открывали дорогу карабахским армянам для работы на родине по избранной специальности; в-третьих, русскоязычное образование открывало широкие просторы, т.к. вся передовая мировая научная и художественная литература переводилась на русский язык раньше, чем на другие языки народов СССР.

Таким образом, можно констатировать, что русскоязычное образование давало более широкий кругозор, воспитывало любовь и уважение к другим языкам и народам.

Выпускники русских и армянских школ Карабаха получали высшее образование во многих престижных вузах Российской Федерации и других союзных республик. И везде они демонстрировали хорошее знание русского языка. Это свидетельствует о высоком уровне преподавания русского языка как в русских, так и в армянских школах.

Достаточно отметить, что корифеи русского языка академики Р.И. Аванесов. С.Г. Бархударов и Р.А. Будагов были выходцами из Карабаха.

До 1988 года в Степанакертском педагогическом институте были факультеты, на которых параллельно с армянским и азербайджанским секторами функционировал и русский сектор. А на филологическом факультете было отделение русского языка в национальной школе (РЯНШ). Русский сектор функционировал в музыкальном училище им. Саят-Новы и в степанакертском медицинском училище.

Восстановление государственности в Карабахе привело к перегибам в области языковой политики. Тут же были закрыты русские школы, запрещалось вести делопроизводство на русском языке. Даже заявления от населения, написанные на русском языке, не принимались чиновниками. Таким образом, целое поколение русскоязычных граждан Карабаха было отлучено от русского языка. Сегодня картина изменилась. В настоящее время в Карабахе существует одна русская школа, открыты классы с углубленным изучением русского языка в ряде школ.

В Арцахском государственном университете (АрГУ) и Университете «Месроп Маштоц» (УММ) на филологическом факультете есть отделения русской филологии. В УММ и в АрГУ готовят учителей русского языка и литературы, а в УММ часть предметов на многих специальностях ведется и на русском языке.

Желание обучаться русскому языку в Карабахе не иссякает. 1 декабря 2006 года вышел приказ Министра образования, культуры и спорта НКР, в котором для повышения уровня преподавания русского языка предлагаются конкретные действия, вплоть до командирования на курсы повышения квалификации в Россию. Это мудрое решение, так как только через русский язык наша молодежь может приобщиться к овладению достижениями мировой цивилизации.

Все это свидетельство любви и благодарности карабахцев к России и русскому языку, потому что, как это ни парадоксально звучит, именно русский язык во многом позволил сохранить национальную самобытность и возродить армянский язык и армянскую государственность в Арцахе.

Д.С. Габриелян, Степанакерт, НКР

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ.  Материалы международной научно-практической конференции 19-20 апреля 2012 г. город Пятигорск

Top