Российско-Карабахские (Арцахские) исторические, духовные и политические связи: философско-культурологический анализ

Принято считать, что исторически российско-карабахские связи берут свое начало еще со времен царя Петра I, когда карабахские армянские мелики (князья) обратились к нему с просьбой о покровительстве. Царь обещал помочь армянам, тем самым – протянуть руку помощи христианскому народу в его многовековой борьбе против персидского и турецкого ига. Начавшаяся война со шведами тогда помешала Петру I оказать своевременную помощь армянам, – она пришла чуть позже, в 1805 г., когда, согласно российско-персидскому договору, Карабах перешел под российскую юрисдикцию – стал частью Российской империи. Здесь надо отметить, что этимология названия этого края – «Карабах» – на персидском языке имеет ряд значений, самое распространенное из которых «Черный сад». Армяне же всегда называли эту историческую армянскую область «Арцах», которая была одной из областей Армении. Поэтому мы одинаково используем эти два и поныне бытующие названия данного региона – Карабах-Арцах. Позже, в 1813 г., согласно Гюлистанскому договору, заключенному между Россией и Персией (12 октября 1813 г.), весь Карабах (нагорный и низинный) окончательно и на все времена был признан частью Российской империи. Важно отметить, что данный договор не имел каких-либо временных ограничений как международный договор, и обязал Персию признать Карабах (Арцах) составной частью России. В дальнейшем положения этого договора были подтверждены новым Туркменчайским договором, подписанным между Россией и Персией 10 февраля 1828 г., где Карабах уже априори признавался частью Российской империи. Таким образом, начиная с конца XVIII в., когда карабахские мелики и духовенство приняли историческое и военно-политическое решение о своей пророссийской ориентации, Арцах и арцахцы жили и развивались в ауре двух культур – армянской и русской, двух духовных ценностей и ментальности. Особую роль в этом сыграл русский язык. Русская культура и русский язык стали составной частью культуры и общения карабахских армян, отсюда их билингвизм, который заметен даже сейчас. Видимо, отсюда и их державный менталитет плюс врожденная психология воина – защитника границ Отечества. Карабахцы относились к России как к своей родине, и такое отношение проявляется и поныне. На наш взгляд, все эти глубинные ментально-психологические явления не проявляются просто так и за пару лет, а имеют под собой более фундаментальные, выдержанные временем и историческими перипетиями основания, на которые обратили внимание великие представители русской культуры и литературы (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М. Нейман, С. Городецкий, О.Мандельштам, а также многие современные деятели российской культуры). А молва о доблестных армянских воинах из Арцаха (Карабаха) распространилась далеко за его пределы. К примеру, великий персидский поэт XIV в. Хафиз (Гафиз) из Шираза воспел их отвагу в своих стихах, а большой ценитель этого персидского поэта, великий русский поэт А.С. Пушкин напомнил одному кавказскому тюрку о доблестных карабахских воинах в своем знаменитом стихотворении – предупреждении «Из Гафиза», где он, почти повторяя своего любимого персидского поэта, пишет так:

«Не пленяйся бранной славой,

О красавец молодой!

Не бросайся в бой кровавый

С карабахскою толпой!»…

Арцах на протяжении трех веков находился в ауре влияния России, и многие карабахские армяне стали видными деятелями науки, культуры, государственного и военного строительства России и Советского Союза (СССР всегда осознавался карабахскими армянами как Россия, отождествлялся с ней). Карабахские армяне, будучи традиционно-патриархальными представителями армянства, тем не менее, имели и некоторые свои особенности в отличие от представителей других провинций Армении. В первую очередь это выражалось в том, что они прекрасно владели русским языком, находились в поле русской культуры, образования и духовности. Карабахские армяне были и остаются более «русифицированными» армянами, что можно заметить и сегодня – здесь современный разговорный армянский язык буквально усыпан русскими словами, кроме того, карабахские армяне, разговаривая друг с другом, гармонично легко могут переходить с армянского на русский и наоборот, одним словом, у них макароническая речь. После подписания указанных договоров в нагорном и низинном Карабахе появились целые русско-населенные поселения. В них армяне и русские жили вместе, имели общие кладбища, вместе работали, учились в школах, создавали совместные семьи – жили мирно и дружно, совместно защищая границы государства. Здесь очень много и по сей день сохранившихся русских топонимических названий – «казачья гора», «русский родник», «лысая гора», «русские Борисы», «семь верст», «Куропаткино», «Скоблево», «Фиолетово», «Лачин» и др. А основанный в 1827 г. русскими город Карягин, названный в честь русского полковника, командира 17 егерского полка Павла Михайловича Карягина, который героически воевал против персов в Карабахе, в 1959 г. был переименован властями Азербайджанской ССР в город Физули.

Мы считаем, что русский язык, русская культура и мировосприятие легли на благодатную почву и впитались карабахцами, потому что в них было что-то легко узнаваемое, родное, близкое по духу и содержанию. Дело в том, что арцахцы, привыкшие к агрессивному враждебному окружению, вечно воевавшие за свое выживание, впервые встретились с христианской, близкой по духу и содержанию культурой и нравственными ценностями, идентичными своим – мировосприятием и мировоззрением. Только этим можно объяснить тот факт, что карабахские армяне так быстро и глубоко впитали русский язык, культуру и духовные ценности. Это в дальнейшем дало свои прекрасные результаты. В книге «Армяне» Магда Нейман пишет о том, что карабахские армяне достигли в России больших успехов – как в науке, так и на государственной и военной службе. Они верой и правдой служили своему государству, их благодарность сублимировалась в благородное служение Отечеству. История в дальнейшем покажет множество примеров братства по крови, которое сложилось между русскими и армянскими воинами, плечом к плечу воевавшими как против агрессивно настроенных соседей, так и против фашизма на полях сражений Великой Отечественной войны.

Как и русские, особенно казаки, так и карабахские армяне исторически и генетически сформировались как воины – сама история этого прекрасного горного края воспитала такой генотип. Этот императив также стал сближающим и объединяющим фактором их дальнейшего сосуществования и взаимодействия. Ничего случайного и легковесного в истории не бывает, просто так народы не сближаются и, тем более, вместе не идут в сражения. Карабахские армяне вместе с донскими, кубанскими и терскими казаками сражались на русско-персидских, русско-турецких войнах, а также в Кавказской войне России.

В Карабахе до сих пор ходят легенды о том, что в пленении имама Шамиля есть также заслуга воинов и офицеров карабахцев. Неудивительно, что во время карабахской войны 1991-1994 гг. против арцахцев воевали такие известные всему миру террористы, как Шамиль Басаев, Хаттаб, турецкие «серые волки», моджахеды из Афганистана и Пакистана, снайперы из Прибалтики, наемники-летчики из Украины и многие другие, часть которых потом воевала против России. Видимо, прежде чем воевать против России, они проходили апробацию в Карабахе. Случайностей в таких вопросах также не бывает. Правда, некоторые государственные и политические деятели пытались эту войну перевести в плоскость межконфессиональной войны, как это сделала в свое время премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто. После начала карабахской войны она в одном из своих интервью заявила, что это начало христианско-мусульманской войны, которая началась в мире. Мы считаем, что это заблуждение и религии тут ни при чем. Здесь важно отметить, что надежнейшим партнером христианской Армении после России является лидер исламского мира – Исламская республика Иран. Кроме того, Иран отверг всякие попытки радикальных исламистов перевести азербайджано-карабахский конфликт в плоскость межконфессиональных противоречий, и поддержал Армению в преодолении жестокой блокады со стороны ее соседей. Международные террористы пытались использовать все средства и методы против народа Нагорного Карабаха. Однако, не добившись результатов в военных действиях против карабахских армян, эти международные террористы быстро ретировались из Арцаха. А известный ичкерийский полевой командир, бригадный генерал Шамиль Басаев в одном из своих интервью даже слукавил, объясняя свой побег из Нагорного Карабаха якобы тем, что он понял, что «это не наша война!». Все обстояло совсем иначе.

Приехав со своей знаменитой бригадой за добычей, военными трофеями, Ш. Басаев, потеряв не один десяток своих боевиков в первом же бою, сообразил: армяне прекрасные воины, а карабахские армяне, защищающие свои семьи и очаги, – непобедимы! Поэтому, получив достойный отпор, эти и другие террористы, «серые волки» и моджахеды, воевавшие против арцахцев, убрались восвояси из Нагорного Карабаха. Однако, потерпев поражение на поле брани, некоторые апологеты идей пантюркизма – идеи, которые в первую очередь направлены против России, пытаются внедрить в общественное сознание своих сторонников идею борьбы с союзниками России. Так, один из лидеров так называемого Исламского комитета России Гейдар Джемаль в одном из своих интервью интернет-газете 1 News.az, фактически лоббируя идеи пантюркизма, говорил о том, что на Кавказе необходимо избавиться от армян и осетин, потому что «они не на ту страну ориентированы». В чем тут дело, почему один из активных сторонников идей пантюркизма в России так хочет убрать с Кавказа армян и осетин? Дело в том, что исторически как армяне, так и осетины верой и правдой служили России, воевали вместе с русскими против ее врагов. Поэтому идеологи пантюркизма пытаются всячески бороться со всеми теми народами, которые благорасположены к России, – отсюда и та война, которая ими ведется против арцахских армян, против Нагорного Карабаха в целом. Эта война, претерпев поражение в «горячей» фазе, которая унесла 30000 жизней безвинных людей с обеих сторон, теперь перешла в свою «холодную» фазу в виде всяческих бредовых идей пантюркизма и панисламизма на Кавказе, и, соответственно, для достижения успеха данных идей необходимо уничтожить целые коренные народы Кавказа.

Для этих целей и ведется та идеологическая война, которая сейчас развернулась в СМИ разных стран (в том числе и в некоторых ангажированных СМИ России) против НКР и Армении. При помощи этих СМИ они пытаются вбить в сознание людей мысль о том, что война за Нагорный Карабах неизбежна и что она вот-вот должна начаться. Мы считаем, что идея войны является бесовской идеей, которая, кроме горя, разрушений и очередного потока беженцев – гуманитарной катастрофы в регионе, ничего хорошего не принесет и саму проблему не решит. Нельзя забывать, что карабахские армяне живут на своей земле, и они вынуждены защищать свои дома, свои семьи, свою культуру и систему ценностей, свои древние церкви и могилы предков. Будучи воинами генетически, они на своей земле в состоянии дать отпор любой агрессии. А исход уже новой агрессии против Нагорного Карабаха может быть катастрофическим для всего Кавказского региона и может привести к гуманитарной катастрофе. Арцахцы прекрасно осознают, какие серьезные последствия будут для обеих сторон конфликта: если война снова начнется, то появятся десятки и сотни тысяч погибших и раненых, сотни тысяч беженцев, разрушенные города и поселения, миллионы поломанных судеб. Здесь очень важно также отметить, что никоим образом нельзя допустить, чтобы углеводородные интересы международных компаний или отдельных политических кланов в России могли бы перевесить ценности многовековой дружбы и надежного партнерства между русским и армянским народами.

По нашему мнению, кардинальное и компромиссное решение проблемы Нагорного Карабаха лежит в плоскости возврата к идеям и положениям Гюлистанского и Туркменчайского договоров. Известно, что в последние годы СССР была введена особая форма управления для Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), эта область была непосредственно переподчинена России, и руководил ею Комитет особого управления во главе с А.И. Вольским. Конечно же, возврата к данной форме управления уже не может быть, тем более с учетом проведенного в 1991 г. в Нагорном Карабахе референдума, войны 1991-1994 гг. и современных реалий последних двадцати лет существования НКР. Однако нам представляется, что Гюлистанский и Туркменчайский договоры дают реальную возможность компромиссного решения проблемы Нагорного Карабаха с учетом интересов всех сторон конфликта и, что немаловажно, без вмешательства третьих стран. Это очень важно, особенно сейчас, когда большой интерес к этой зоне начали проявлять ведущие игроки мировой и региональной политики – США, ЕС, Турция, Иран. Каждая из этих держав имеет свои интересы в Кавказском регионе и хочет по-своему решить проблему Нагорного Карабаха раз и навсегда, чтобы эта проблема не мешала ей в реализации своих интересов.

Как правило, эти проекты порой не адекватны и не могут отвечать интересам сторон конфликта, особенно интересам самих карабахцев, без учета мнений которых любое решение не будет работать на практике. Поэтому двадцатилетние переговоры под эгидой ОБСЕ пока никаких ощутимых результатов не дали, и навряд ли дадут, потому что сама методология подхода к решению данной проблемы ошибочна и неверна. Дело в том, что исторически конфликты и войны за Нагорный Карабах случались периодически и во все времена. Даже в советское время были случаи массовых межнациональных столкновений в НКАО (например, в 1967 г.), и периодически то тут, то там возникали определенные трения. Однако очень важно отметить, что за почти двухвековое совместное существование с Россией в Нагорном Карабахе не было ни одного межнационального конфликта между его армянским и русским населением. Этот удивительный факт и должен быть принят в качестве основной методологии подхода к решению проблемы Нагорного Карабаха. Нам представляется, что только данный подход сможет снять противоречие между двумя важными принципами современного международного права – территориальной целостности и права наций на самоопределение, которые страны-сопредседатели ОБСЕ положили в основу методологии подхода к решению проблемы Нагорного Карабаха.

А русский язык – единственный язык, который может быть языком межнационального общения в Нагорном Карабахе с соседями. Кроме того, Россия – это страна, которая здесь не воспринимается как чужая всеми сторонами конфликта, и чей авторитет сможет стать гарантом не возобновления военных действий в данном регионе. К примеру, Турция с ее блокадой Армении и недавно реанимированной внешней политикой «неоосманизма» вызывает недоверие в ее объективности у народа Арцаха.

Важно отметить, что Нагорный Карабах был и остается очень важной с точки зрения геополитики территорией, что особенно актуально сегодня, когда назревает военный конфликт между США и Ираном. Он имеет очень выгодное с военно-стратегической точки зрения месторасположение, а также граничит с такими странами, как Иран, с которым имеет стачетырнадцатикилометровую государственную границу, Азербайджан, Армения. Находится территориально близко к Турции и другим странам Ближнего Востока. Поэтому не случайно, что для высших государственных интересов великие русские дипломаты и военачальники сделали все, чтобы эта территория со столь храбрым, нравственно и физически здоровым христианским населением стала южной границей, фактически – форпостом Российской империи.

Что же принесло армянам добровольное вхождение в состав России? В Нагорном Карабахе к 1914 г. было 224 крупных армянских селения, а карабахская епархия Армянской Апостольской Церкви имела 206768 прихожан, 222 действующие армянские церкви, в которых служило 188 священнослужителей. По данным 1917 г., только в административном центре Нагорного Карабаха городе Шуши издавалось двадцать армянских газет, десять журналов и свыше 150-ти наименований книг, были театр, музыкальная школа, спортивный зал с искусственным катком, пять армянских и одна русская церкви. А шушинский храм Христа Спасителя – один из шедевров мировой храмовой архитектуры, построенный в 1887 г., был одним из крупнейших в Армении. Важно отметить, что с приходом России на Кавказ выиграл весь регион, включая Карабах. Россия принесла в этот богом забытый, вечно воюющий, оттого и разоренный и бедный регион мир, цивилизацию, культуру, знания и, что особенно важно, образование.

В Нагорный Карабах же, помимо всего выше указанного, Россия принесла главное – покровительство, следовательно, спасение от внешней агрессии, защиту его граждан, уверенность в будущем. Арцахцы, в силу своих природных генетических способностей, быстро поняли, что русский язык дает им выход в мировую цивилизацию и культуру, а единственный путь к этому – хорошее образование. Видимо, поэтому многие карабахские армяне получили прекрасное образование в лучших вузах России, а позднее и СССР. Необходимо отметить, что исторически в общественном сознании арцахцев всегда доминировала идея уважения к учителю, и к образованному человеку в целом. Дело в том, что культура образования в Арцахе имеет многовековую историю. Свою первую школу основатель армянского алфавита святой Месроп Маштоц открыл именно в Арцахе, в монастыре Амарас в начале Vв. Поэтому в Карабахе уважение и почитание образования и образованности было составной частью местной культуры, менталитета.

Это также подтверждает тезис о том, что русский язык и культура легли здесь на благодатную почву, и только поэтому это дало выдающиеся результаты. К примеру, великий русский писатель Л.Н. Толстой в знаменитом рассказе «Хаджи Мурат» упоминает о двух выдающихся представителях карабахских армян – князе Тарханове из Шушинской крепости и Лорис-Меликове, в то время адъютанте князя Воронцова, наместника царя на Кавказе. Справедливости ради необходимо отметить, что многие выходцы из Карабаха достигли высот и в других странах. Так, на особом счету у Наполеона были два выходца из Арцаха – Ростом и Мюрат, его мамелюки. Мюрат впоследствии стал наполеоновским маршалом и Неаполитанским королем. А Ростом после Франции снова вернулся в свой родной Карабах, где, по некоторым свидетельствам, даже помогал России в войнах против Персии.

Современный мир меняется очень быстро, он с необходимостью трансформируется из однополярного в многополярный, где Россия как мировая и региональная держава должна иметь свою собственную концепцию развития и свои геополитические и геостратегические интересы. Несомненно, что в этом контексте она должна вспомнить свое славное прошлое и уверенно смотреть в будущее. Россия – та страна, которая свои культурно-духовные импульсы излучает вокруг себя, которая должна иметь свои интересы и свое влияние в регионе и в мире, она по определению является державной страной – страной пассионарной. В орбиту ее интересов и влияния обязательно попадают народы и государства, соседние, или географически отдаленные, но, несомненно, близкие ей исторически и духовно. В этом контексте нам представляется, что Арцах (Карабах) должен быть по-новому осмыслен политической элитой России. Последняя может выступить как исторический гарант этой очень важной, красивой, гордой и непоколебимой земли с древним христианским населением и культурой. Здесь необходимо также отметить, что именно такой подход и мог бы стать компромиссным решением проблемы Нагорного Карабаха между Арменией и Азербайджаном – ведь международные договоры, подписанные между Россией и Персией – Гюлистанский и Туркменчайский договоры 1813 г. и 1828 г., не были ограничены временными рамками и обязывали Персию признать Карабах составной частью России.

Этот факт мог бы быть более весомым международно-правовым аргументом в справедливом подходе к решению проблемы Нагорного Карабаха, чем какое-то решение Кавбюро РКП(б) от 5 июля 1921 г., которое фактически «было аннексией Нагорного Карабаха в русле большевистского плана экспорта «красной революции» на мусульманский Восток. В советские годы постановление Кавбюро РКП (б) было приравнено к многостороннему межгосударственному договору». Разница только в том, что правопреемницей Кавбюро РКП (б) может быть разве что Коммунистическая партия России – в лучшем случае, а правопреемницей дореволюционной России является современная Россия – как государство, которое имеет свое славное прошлое, есть в настоящем и, несомненно, будет иметь прекрасное и достойное ее народа будущее!

Уважительное и благодарственное отношение арцахских армян к России сохранилось и при СССР, и в новейшее время. В СССР всего-то 180-тысячное армянское население Нагорного Карабаха дало стране пятерых маршалов Советского Союза, двадцать три генерала, двадцать три Героя Советского Союза, семь Кавалеров Ордена Славы трех степеней, более пятнадцати академиков, более ста пятидесяти докторов наук и профессоров, многих-многих деятелей культуры, литературы и искусства союзного уровня. Всего этого карабахские армяне достигли в том числе и благодаря русскому языку и русской культуре, благодаря великой дружбе русского и армянского народов, дружбе, испытанной веками и войнами с общими врагами. Так исторические, духовные и военно-политические связи армян Арцаха с Россией дали великие результаты.

В 2010 г. в столице НКР г. Степанакерте в живописном месте торжественно был воздвигнут и освящен крест на месте, где будет построен русский православный храм. Сегодня этнических русских в Арцахе проживает около тысячи человек, а граждан России даже чуть больше. Однако необходимо отметить, что на данный момент Россия в НКР никак и никем не представлена – ни государством, ни даже общественными организациями. Следовательно, граждане России здесь не имеют никаких возможностей для реализации своих гражданских и политических прав, а также участия в общественно-политической жизни России. Мы считаем, было бы нелишним, чтобы российское посольство в Армении имело свой консульский пункт, либо хотя бы раз в полгода устраивало выездные приемные дни для граждан России, волею судьбы живущих в НКР, для того, чтобы они чувствовали себя полноценными гражданами своей страны, а в случае необходимости – могли получить защиту Российского государства. Кроме того, на сегодняшний день в разных странах мира живут около одного миллиона армян, выходцев из Арцаха и их потомков (большинство в России и странах СНГ). Они традиционно считают Карабах своей исторической Родиной и при первой же возможности приезжают погостить на родину своих предков.

В последние годы наметилась добрая традиция – стремление молодых ребят из разных стран СНГ возрождать семейные очаги своих предков, когда многие из них приезжают в свои деревни и восстанавливают свои родовые очаги. Серьезные процессы глобализации, происходящие в мире, имеют свою обратную сторону – все больше молодых людей сегодня пытаются найти свои исторические корни, т.е. самоидентифицируются, не хотят потерять свою самость, и все больше интересуются своими истоками. Кроме того, процессы глобализации также приводят к определенным миграционным процессам, и уже имеются случаи, когда отдельные граждане России, приехав в НКР в качестве туристов, решают задержаться здесь на более длительное время, остаются здесь жить и работать. Мы также считаем, что с развитием туризма со временем все больше граждан России будут приезжать в Арцах. Для этого есть все необходимые предпосылки – очень живописная, красивая природа, чистая экология, доброжелательные и гостеприимные люди, вкусная и разнообразная пища, прекрасно сохранившиеся старинные христианские церкви IV-XIXвв., наличие современных гостиниц и ресторанов, очень низкий уровень криминогенности и т.д. А самое главное – здесь традиционно хорошо относятся к русским людям и к России, прекрасно владеют русским языком, что несомненно создает эффект присутствия в родной среде и определенный комфорт для всех приезжающих из России и стран СНГ.

Сегодня арцахцы взирают на Россию как на гарант стабильности на Кавказе, считают, что только благодаря усилиям России на Кавказе сохраняются мир и стабильность. В Нагорном Карабахе традиционно хорошо относятся к России и русскому народу, уважают и чтут русскую культуру. В школах НКР углубленно изучают русский язык, есть русские школы, в университетах преподают на русском языке, а в народе по-прежнему говорят на двух языках – русском и армянском. Мы не имеем права предавать забвению те великие традиции и духовные ценности, которые завещали нам наши предки – многовековую дружбу русского и армянского народов.

Г.М. Бабаян, Степанакерт, НКР

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. Материалы международной научно-практической конференции, 19-20 апреля 2012 г. г.Пятигорск

Top