История пребывания армян в Крыму насчитывает более тысячи лет. Не-смотря на трагические события и тяжелые испытания, которые пришлось перенести крымским армянам при переселении в Приазовье в 1778 г., в годы гражданской войны, сталинских репрессий и насильственной депортации 1944 г., армянская община на территории полуострова достаточно значительна и насчитывает 11 030 чел. по данным переписи 2014 г. (0,5 % от общего состава населения, 6-е место по численности среди других национальностей Крыма). Поэтому изучение истории крымских армян является актуальным, так как позволяет популяризировать национальную культуру данного народа и полнее раскрыть их вклад в развитие нашего региона.
Целью статьи является обзор и введение в научный оборот предметов коллекции по теме «Армяне Крыма» из фондового собрания Крымского этнографического музея, систематизированных на основе использования тематического классификатора этнографических памятников, разработанного сотрудниками Российского этнографического музея.
Армянская коллекция Крымского этнографического музея формируется с 1993 г. за счет закупок, сборов в этнографических экспедициях (поездки Ш.Г. Манучарян в Армению в 1995–1996 гг.) и дарений от частных лиц и общественных организаций. Основная часть экспонатов была закуплена за счет финансовой помощи ОО «Региональная армянская национально-культурная автономия Республики Крым» и бюджетных средств, выделяемых Министерством культуры Республики Крым (закупки 2015–2019 гг.). Активное содействие в формировании коллекции оказывали А.С. Даниелян, В.В. Саркисян, О.А. Габриелян, а также члены общества Ш.Г. Хубларян, В.В. Вермишян.
На сегодняшний день армянская коллекция насчитывает 248 единиц хранения, характеризующих традиционную культуру крымских армян в XVIII – начале ХХ вв., а также ее развитие и возникшие изменения в быту при СССР и на современном этапе. Единичные предметы коллекции имеют более раннюю датировку. В коллекции можно выделить тематические группы предметов по хозяйственной деятельности, ремеслам и промыслам, по куль-туре жизнеобеспечения, по религиозному культу, по праздникам и обрядам, по игровой деятельности, по музыкально-хореографическому творчеству и народному искусству, а также вспомогательные группы источников – фотографии, материалы по истории национально-культурного общества армян Крыма и научные и научно-популярные издания, посвященные истории и культуре армян на территории полуострова и за его пределами. Хозяйственная деятельность крымских армян в музее представлена группой орудий труда для сельскохозяйственных работ (серп и хозяйственный нож начала XX в.) и обработки шерсти (веретена 30–70-х гг. ХХ в., приспособление для расчесывания шерсти и прялка конца XIX – начала ХХ вв.). Ткачество характеризуют ковроткатский гребень начала ХХ в. и образцы армянских ковров и домотканых изделий, обзор которых представлен в группе предметов для декоративного убранства интерьера домов. Все вещи были изготовлены кустарным способом и бытовали в семьях крымских армян, найдены на территории Армении и в г. Старый Крым. Из данной группы предметов интересна традиционная армянская прялка – чахарак (КП-1592, ИБ-661), прядение на которой происходило в сидячем положении путем наматывания нити на горизонтальное веретено при прокручивании деревянного колеса-барабана.
Наиболее полно в собрании Крымского этнографического музея представлены группы предметов, которые отражают культуру жизнеобеспечения армянского населения. Среди единичных предметов данной категории присутствуют металлический подсвечник 60-х гг. ХХ в., характеризующий бытовые осветительные приборы, и дорожная сумка 30-х гг. ХХ в., являющаяся примером рас-пространённых средств для транспортировки грузов. Сумка (2371 НВ) сшита из цельного куска домотканой шерсти с двумя большими карманами-мешками по концам. Ее использовали для перевозки грузов на спине ослов. Оставшиеся группы экспонатов – это разнообразная домашняя утварь, предметы декоративного убранства интерьера, элементы костюма и украшения, которые являются не только памятниками историко-бытового характера, но и обладают высокой художественной ценностью.
Утварь, бытовавшая в семьях крымских армян, обширно представлена в фондах музея. Это изделия из керамики, металла, дерева и стекла кустарного и фабричного производства XVIII – 70-х гг. ХХ вв., найденные на территории Крыма и Армении, из которых можно выделить две подгруппы – пищевую утварь для приготовления, подачи, потребления, хранения и транспортировки продуктов питания, а также утварь для личной гигиены, которую характеризует только предмет женской парфюмерии – флакон от французских духов начала ХХ в. Всего данная группа содержит 41 единицу хранения. Большая часть предметов – это кухонная и столовая посуда из металла: сковороды, подносы, миски, тарелки, кружки и др. Металлическая посуда широко использовалась в быту и являлась признаком достатка в армянских семьях. Ее берегли, тщательно ремонтировали при повреждениях и передавали по наследству. Основным материалом для изготовления служила медь. Для защиты металла от коррозии применяли лужение, а также всячески декорировали посуду, используя различные техники художественной обработки металла – чернение, чеканку, гравировку и др.
Многие изделия из армянской коллекции музея украшены растительным и геометрическим орнаментом, реже зооморфным, либо изображениями пейзажных композиций, а также некоторые предметы имеют клейма мастеров-медников и дарственные надписи на армянском языке. Например, поднос медный (КП-8606, ИБ-4307) по краю поля в нижней части декорирован резным изображением горы с древом в виде креста и кипарисами по бокам. На верхушках кипарисов и древа также изображены птицы. Завершает композицию надпись на армянском языке в пять строк, выгравированная на горе: «В усладу Арутина – сына Палчиогл Мартироса». Внимания заслуживает и ведро медное (КП-3132, ИБ-1219), на тулове которого указан год создания предмета «1905», и инициалы мастера «Н.Я.».
В данной группе предметов представлен также один из интереснейших экспонатов армянской коллекции музея. Это деревянная маслобойка – хноци (КП-1828, ИБ-766). Предмет изготовлен кустарным способом в начале XIX в. на территории Армении. Имеет овальную форму с отверстием в боковой части для наполнения сосуда молочным продуктом и две железные петли для подвешивания. Это один из видов маслобоек известных в Армении еще с III тыс. до н.э. Сосуд подвешивался к дереву или потолочным бревнам и раскачивался при помощи ритмичных толчков. Декоративное убранство интерьера в домах у крымских армян отражают образцы тканных изделий из шерсти: ковры, чехол для подушки конца XIX – начала ХХ вв. и дорожка безворсовая 60-х гг. ХХ в. Все ковры были найдены на территории Армении, дорожка и чехол – в Крыму. В традиционном быту армяне обычно использовали шерстяные изделия для украшения мебели, пола и стен домов. Ткачеству женщин обучали еще с детства и к 15 годам молодые девушки умели ткать. Также каждая девушка обязана была изготовить ковер для приданного к своему замужеству. Но армянские ковры производили и на продажу. Они были популярны далеко за пределами Армении и сейчас являются достоянием культуры армянского народа. Для них характерны богатство и разнообразие орнаментов, сложные композиции, яркий колорит и высокое качество изделий. Армянские ковры в собрании Крымского этнографического музея представлены двух видов: ворсовые – горг, и безворсовые – карпет. Основной орнамент изделий – геометрический (композиции из ромбовидных, многоугольных, крестообразных фигур), однако на ковре (КП-1411; ДП-488) также изображены три схематичные женские фигуры и стилизованный армянский алфавит в раме по краю изделия.
Следующая группа – это комплекс предметов, характеризующих костюм армянского населения. В собрании музея из данной группы представлены элементы традиционной женской и мужской одежды, головные уборы, а также женские и детские изделия фабричного производства, отражающие городскую европейскую моду начала ХХ в. Предметы были изготовлены в конце XIX – начале ХХ вв. на территории Армении и Таврической губернии. Из данной группы выделяются элементы праздничного женского костюма, характерного для западноармянского региона. Это верхнее распашное платье – джуппа (КП-1425/1, ИБ-577), пошитое из бархата темно-синего цвета и декорированное золотной вышивкой растительного орнамента по краям изделия, нагрудник – крцкал (КП-1425/2, ИБ-577), из ткани х/б, и головной убор замужней женщины (КП-3146. ИБ-1233) из бархата красного цвета с вышивкой позолоченным шнуром восьмилепесткового цветка, по центру которого пришита кисточка из шелковых нитей фиолетового цвета, и объемными цветами по бокам. Уникальными в армянской коллекции музея являются также праздничные мужской и женский жилеты начала ХХ в. (КП-2917, ИБ-1081; КП-2918, ИБ-1082), принадлежавшие Бурназовой (Такваровой) А.Г. (1891–1957 гг.), жительнице Крыма, депортированной с семьей в 1944 г. Жилеты выполнены из дорогостоящих тканей (шелк, бархат, атлас) и украшены вышивкой бисером, позолоченным шнуром, шелковой нитью в технике гладь, аппликационным шитьем и кораллами. Дополнением армянского комплекса одежды служат дамские сумки в фольклорном стиле 70-х гг. ХХ в.
Украшения в армянской коллекции музея представлены женскими металлическими поясами, выполненными в традициях Кубачи (поселок в Дагестане). Пояса изготовлены из белого металла и декорированы при использовании техник чернения, гравировки, позолоты и оборона. Все пояса из данной группы опубликованы в каталоге коллекции ювелирных украшений Крымского этнографического музея. Духовную культуры крымских армян в собрании музея отражают предметы религиозного культа, семейных праздников, игровой деятельности, музыкально-хореографического творчества и народного искусства. Немногочисленной группой являются предметы религиозного культа. Это ритуальная посуда различного назначения из меди и белого металла (тарелки для угощений, ведерко для воды, чаша и шумовка) конца XVIII – конца XIX вв., которая изготовлена кустарным способом в Армении и Таврической губернии, и уникальный экспонат из собрания Крымского этнографического музея – хачкар ХIV – первой половины ХVIII вв., место производства – г. Феодосия.
Ритуальная посуда, как и бытовые изделия из собрания музея, украшена художественной резьбой и имеет надписи на армянском языке, клейма мастеров. Особо ценными являются надписи дарственного характера, в которых указано название церквей, которым предметы и были подарены. В коллекции подобные надписи имеются на двух изделиях. На шумовке (КП-3144, ИБ-1231) указано следующее: «На память монастырю Св. Спасителя от Миноса Гаврилова, 1796 г.». Мужской монастырь Св. Спасителя и заглавная церковь Св. Ильи (Х – XIV вв.) находились в с. Богатом Белогорского района. Также дарственная надпись есть на ритуальной чаше (КП-8757, ИБ-4453): «1879 (2 [год]. Церкви Святого Георга в Феодосии». Хачкар (1179/8 вх), представляющий собой архитектурную деталь в виде каменной плиты с резьбой, имеет прямоугольную форму с изображением в арке большого креста с расширяющимися концами и двух маленьких крестов, основания которых соединены растительным вьющимся побегом, предположительно, винограда. Хачкары являются главной святыней армянского народа, характерной только для его культуры. Ценность и уникальность данных предметов была подтверждена в 2010 г. после включения ЮНЕСКО хачкаров в Список нематериального культурного наследия человечества.
Семейные праздники и обряды отражают элементы традиционного праздничного армянского костюма, а также шерстяная сумка для хранения приданного. Сумка (1863 НВ) из домотканой шерсти пошита в конце XIX в. в г. Феодосия, украшена геометрическим орнаментом. Подобного рода сумки могли использоваться также для хранения постельных принадлежностей9. Кроме того, армянские праздники обязательно сопровождали музыка и танцы.
Народную музыку и танец армянского народа характеризуют комплекс музыкальных инструментов, а также элементы танцевальных костюмов 60-х гг. ХХ в., которые стилизованы под народные. Музыкальные инструменты в музее представлены трех основных групп: духовые – флейтовые (дудки – шви и свирель – сринг) и язычковые (дудук и зурна), струнные – щипковые (канон и тар) и смычковые (кяманча), ударные (барабан – дхол). Все предметы изготовлены кустарным способом на территории Армении в ХIX в. (канон, тар, кяманча, дхол) и в 60–70-е гг. ХХ в. (все виды духовых). Также в 2009 г. музею были подарены дудук и заготовка к дудуку ручной работы армянского художника Этибаряна С.М. Дополнением к данной группе предметов служат фотографии 1940 г., на которых изображены участники танцевальных коллективов школы и колхоза «Коминтерн» с. Айкашен (ныне с. Абрикосово в Первомайском районе Республики Крым), подаренные из архива семьи Закарьяна А.О., руководителя данных коллективов и учителя в школе с. Айкашен. Народное искусство крымских армян в музее отображают предметы изобразительного искусства – копии с гравюр, литографий и живописных картин XIX – начала ХХ вв., и немногочисленная группа декоративных изделий (скульптура и настенные панно) из дерева, металла и гипса 50-х гг. ХХ – начала ХХI вв. Единичный экспонат представляет игровую деятельность армян – нарды ручной работы 30-х гг. ХХ в., изготовлены в Армении.
Вспомогательными источниками в собрании Крымского этнографического музея являются подлинные и копийные снимки начала ХХ – начала ХХI вв., научные и научно-популярные издания по истории и культуре армянского народа, а также материалы, характеризующие деятельность ОО «Региональная армянская национально-культурная автономия Республики Крым».
Таким образом, армянская коллекция Крымского этнографического музея дает представление о следующих аспектах быта и культуры крымских армян: хозяйственные занятия и домашние ремесла, особенности культуры жизнеобеспечения, религиозный культ, семейные праздники и обряды, народные музыка, танец и искусство, а также характеризует основные этапы исторического развития армянской общины на полуострове и за его пределами в конце XVIII – начале XXI вв. Коллекция формировалась за счет закупок, дарений и сборов в этнографических экспедициях с 1993 г. Ее комплектование продолжается и по сегодняшний день с целью более полного отображения культуры данного народа в фондовом собрании и показе предметов коллекции в экспозиционных комплексах музея.
Вивтоненко Алла Андреевна – младший научный сотрудник ГБУРК «Крымский этнографический музей», Республика Крым.
Ломакина Мария Александровна – младший научный сотрудник ГБУРК «Крымский этнографический музей», Республика Крым.
"Нахичевань-на-Дону: история и современность (К 240-летию переселения армян на Дон)." Материалы международной научной конференции. г. Ростов-на-Дону, 18–19 октября 2019 г.