Построив город Нахичевань по сути на пустынных землях, армяне крепко привязались к донской земле и полюбили свою новую Родину. С первых дней жизни на донской земле они откликались на все важные события в жизни России. Уже в 1812 году, когда началась Отечественная война с Наполеоном и его войск...
Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite. Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!
История армянских поселений России
Патриотизм донских армян
Как отмечали праздники армяне в Нахичевани
До революции 1917 года праздников в Нахичевани было много. Но особо торжественно отмечали Рождество и Пасху. В Нахичевани Новый год и Рождество всегда отмечали с размахом и очень торжественно. Как правило, за большим и праздничным столом собиралась вся семья — многочисленные родственники, деду...
Храмы Нахичевани
Город Нахичевань в прошлом славился красотой своих храмов. Жители армянского города были веротерпимы. В Нахичевани наряду с храмами Армянской Апостольской церкви действовали и Русские Православные храма. Была синагога. О церквях Нахичевани написано много замечательных книг. Наиболее известны к...
Армянские села Дона
14 ноября 1779 года по указу императрицы Екатерины Великой армянами-переселенцами из Крыма был основан город Нор Нахичеван и пять сёл: Чалтырь, Большие Салы, Малые Салы, Крым и Несветай. Уже весной 1780 года армяне провели первый сев. Лето было засушливое. Зима же в тот год была необыкновенно ...
Родом из Нахичевани
ЛЕГЕНДАРНЫЕ НАХИЧЕВАНСКИЕ ГРАДОНАЧАЛЬНИКИ Артемий Погосович Халибов Был выдающейся личностью, но оставил после себя противоречивую память. С одной стороны, во время Крымс...
Памятные даты Нахичевани
14 ноября 1779 года — официальная дата основания города Нахичевана. Была подписана грамота Екатерины II об основании армянскими переселенцами из Крыма города Нахичевана (восточнее крепости Димитрия Ростовского).1781 год — торжественная закладка города Нахичевана. Первый генеральный план ...
Донское армянство: от истоков до наших дней
Уже более двух столетий проживают на Дону армяне. В 1779 году по указу императрицы Екатерины II армянскими переселенцами из Крыма был основан город Нор-Нахичеван. Донские армяне имеют очень драматичную и интересную историю. Как, впрочем, и вся история армянского народа, богатая бурными события...
Роль церкви в сохранении национального самосознания в условиях потери родного языка (на примере ставропольского села Эдиссия)
Современная космополитическая глобализация стремительно ведет к размыванию этнических границ, межэтнической интеграции и ассимиляции этносов. Последнему в большей степени подвержены дисперсные этнические группы, оказавшиеся за пределами своей родины. Ответной реакцией на эти явления становится...
Армянские общины в России. Их роль и значение в истории армянского народа
Притеснения, испытываемые армянами, национально-религиозная и социальная эксплуатация вынуждали их покидать пределы Восточной и Западной Армении и переселяться в другие страны. Вследс...
Нахичевань и Ростов-на-Дону – социодемографические аспекты развития (середина – вторая половина XIX в.)
Одним из интегральных показателей развития городского центра является количественная динамика его населения. Рост или убыль, темпы демографической динамики всегда выступали значимыми индикаторами процессов, протекавших в основных сферах жизнедеятельности города. Сокращение населения зачастую было ...
Донской Шаумян. К истории западноармянских поселений на Дону
Когда заходит разговор об армянах, проживающих на Дону, как правило, вспоминают историю крымских (еще раньше анийских) армян, в соответствии с указом Екатерины II от 9 марта 1777 г., переселенных в низовья реки Дон (Новороссийская, с 1802 г. – Екатеринославская губерния, а с 1887 г. – Область Войс...
В.Смирнов. Летопись Нахичевани-на-Дону
Для ознакомления Вы можете скачать книгу...
Армянские поселения на Дону – забытые уголки
Обычно когда речь идет об армянских поселениях на Дону, упоминают город Нор-Нахичеван и пять сел (Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан-Салы и Несветай). Однако помимо названных населенных пунктов были и другие поселения, теперь уже «забытые уголки», появление которых имеет отношение к периоду внутр...
Особенности правового положения армянской общины Кизляра в XVIII – первой половине XIX в.
С XVIII в. в низовьях реки Терек шел процесс формирования армянских общин, которые пользовались поддержкой российского правительства. Петровские указы 1711, 1719, 1720 гг. предоставляли представителям армянских торговых кругов значительные привилегии. Поощряя приток армян в Россию, Петр I в 1711 г...
Комплекс экскурсионных маршрутов по культовым местам донских армян
Заселение армянами донских земель произошло в конце ХVIII в., когда по указу Екатерины II тысячи армян были переселены из Крыма в Приазовье. В 1779 г. здесь ими были основаны город Нахичевань, объединенный позднее с Ростовом-на-Дону, и пять сел, находящихся сейчас на территории Мясниковского район...
Армянский район Майкопского округа Северо-Кавказского края. Первые шаги
Проводимая правящей в Советской России коммунистической партией ВКП(б) в начале 1920-х гг. ленинская национальная политика в огромной мере способствовала возникновению целого ряда автономных административно-территориальных образований, национальных по своему характеру и имевших различный статус. О...
Роль армянской общины в городском самоуправлении Дагестанской области в конце XIX – начале XX в.
На Кавказе первая городская реформа, являющаяся частью административно-судебной реформы и коснувшаяся лишь Тифлиса, была проведена в 1840 г. Национальное неравноправие узаконивало городовое положение 1870 г. введенное в Тифлисе, Баку, Кутаиси и Эривани. Число гласных из нехристиан ограничивалось к...
Художественное убранство армянских церквей Армавира. Прошлое и настоящее
Религиозной жизни армянского населения Армавира всегда был присущ яркий и неповторимый колорит. До советской власти здесь существовало пять армянских церквей. Среди них сегодня сохранился лишь один действующий храм Успения Святой Богородицы, где в данный период проводятся реставрационные работ...
Общественные организации Нахичевани-на-Дону в конце XIX – начале ХХ в.
Имперский период российской истории не может считаться изученным без осмысления феномена общественных организаций – добровольных, самоуправляющихся и надлежащим образом оформленных объединений, создававшихся на постоянной основе для решения насущных нужд непроизводственного и некоммерческого харак...
Вклад представителей армянской общины в развитие сферы образования России
Проблемы воспитания и образования всегда были в центре внимания армянских мыслителей, духовенства и политических деятелей. Именно образование и воспитание являлись основными трансляторами культуры и национальной идентичности. Представители армянской духовной, политической и экономической элиты как...