Город Нахичевань в прошлом славился красотой своих храмов. Жители армянского города были веротерпимы. В Нахичевани наряду с храмами Армянской Апостольской церкви действовали и Русские Православные храма. Была синагога. О церквях Нахичевани написано много замечательных книг. Наиболее известны книги В. Г. Вартаняна, С. С. Казарова «История Армянской Апостольской церкви на Дону» и «История армянской колонии Новая Нахичевань» В. Б. Бархударяна, а также «Архитектура Нахичевани-на-Дону» О. Х. Халпахчьяна. Много об армянских церквях Дона пишет известный ростовский краевед А. Г. Малхасян. Очень интересные публикации о нахичеванских храмах есть у ростовского краеведа Е. И. Малаховского.
Церкви в Нахичевани появились почти одновременно с жилыми и общественными сооружениями. Названия церквей Нахичевани и окружающих её селений заимствованы от культовых сооружений, оставленных армянами в Крыму. Первые церкви, построенные в год основания города, были деревянными и небольшими. Каменные церкви XVIII и середины XIX веков были построены нахичеванцами в архитектурных традициях русского классицизма. В Нахичевани главным и наиболее красивым был находившийся в центре города кафедральный собор во имя Григория Просветителя (Сурб Лусаворич). Проектировал этот собор известный русский архитектор И. Е. Старов. Самая болезненная утрата для донских армян — это разрушение кафедрального собора Нахичевани во имя Григория Просветителя при Советской власти. Сейчас на его месте стоит здание Дворца культуры завода «Красный Аксай» (ныне Дом областного народного творчества). В Нахичевани были также церкви во имя Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин), во имя святого Николая Чудотворца (Сурб Никогос), во имя Святого Феодора (Сурб Торос, Теодорос), во имя Святого Георгия (Сурб Геворг), а также была церковь во имя Вознесения Господня —Сурб Амбарцум.
Все эти церкви были разрушены в годы Советской власти. Чудом уцелела кладбищенская церковь во имя Иоанна Крестителя (Сурб Карапет). Говорят, что храм не снесли потому, что ждали, когда закроют армянское кладбище, чтобы снести сразу и церковь и кладбище. Храм Святого Карапета был построен на пожертвования известной нахичеванки Акулины Аладжаловой. Сейчас её могила возле церкви ухожена и очень почитаема прихожанами.
Чудом сохранился и армянский монастырь Сурб Хач в Северном жилом массиве города Ростова-на-Дону. Церковь Сурб Хач —особая гордость и святыня донских армян.
Сурб Хач был построен в 1792 году. Сейчас этот храм — старейшее каменное сооружение, сохранившееся на территории современного Ростова. У истоков монастыря стоял духовный отец донских армян, один из основателей Нахичевани, архиепископ Иосиф Аргутинский. Им же при монастыре была основана и первая типография на юге России. В Нахичевани было и три Русских Православных храма. Эта Софийская церковь, Александро-Невская церковь и церковь во имя Святой Царицы Александры. Из трёх церквей до наших дней сохранилась только Александрийская церковь (ул. Ченцова).
В каждом армянском селе также была своя церковь. Можно быть верующим человеком, а можно быть агностиком, но уважать своё прошлое, свою культуру, архитектурное наследие мы обязаны. Этому правилу армяне стараются придерживаться и по сей день.

САМАЯ СТАРАЯ ЧАСОВНЯ НАХИЧЕВАНИ
Известный ростовский краевед, профессор Южного федерального университета В.В. Смирнов в газете «Вечерний Ростов» от 17 декабря 2010 года поместил статью «Загадка старой часовни». Работая с редкими источниками над своей новой книгой о Нахичевани, в Государственном архиве Ростовской области В.В. Смирнов обнаружил интересную информацию о первой часовне старого Нахичевана. Она размещалась там, где сегодня расположены все главные административные и общественные здания Пролетарского района. Это угол 23-й линии и площади Свободы (в прошлом Бульварной). Город Нахичеван строился по чёткому плану. Он был разбит на ровные кварталы. Из предполагаемого центра, от площади, где должен быть поставлен кафедральный собор Святого Григория Просветителя, в сторону крепости Дмитрия Ростовского должна была вести центральная улица — Георгиевская. Названа она была по имени храма святого Геворка (Георгия). Церковь эту заложили 23 апреля 1783 года на самой окраине Нахичевана. Улица вела в сторону Георгиевских ворот крепости Дмитрия Ростовского. На месте освящения кафедрального собора уже был заложен фундамент. Но архиепископ Иосиф Аргутинский утвердил новое место для собора Георгия Просветителя. К его возведению приступили в самом конце 1800 года. Освещение же собора было проведено 26 октября 1813 года. Находился кафедральный собор там, где сейчас расположено здание Дворца культуры завода «Красный Аксай» (Областной дом народного творчества).
По проекту, утверждённому архиепископом Иосифом Аргутинским в 1800 году, главной магистралью Нахичевани стала не Георгиевская улица, а Соборная. То есть план города не перекраивался, а был лишь сдвинут его центр. Часовня, которую, как предполагает В. Смирнов, воздвигли на части первоначального фундамента, предназначавшегося для кафедрального собора, служила долгие годы. Это здание и можно считать первым каменным сооружением Нахичевани (да и Ростова тоже), частично сохранившимся до наших дней. Полностью согласен с мнением В. Смирнова, что этот исторический объект заслуживает того, чтобы на нём была установлена мемориальная доска.

СВЯТОЙ КРЕСТ ДОНСКИХ АРМЯН
В 1792 году был построен собор армянского монастыря Сурб Хач (Святой Крест). Сурб Хач — старейший храм, старейшее каменное здание, сохранившееся на нынешней территории Ростова-на-Дону. Монастырь Сурб Хач, названный в память одноименного армянского монастыря в Крыму близ поселения Старый Крым... Он находился в семи километрах от Нахичевани (то есть её границы в конце XVIII века). У истоков монастыря стоял духовный отец донских армян, один из основателей Нахичевани, архиепископ Иосиф Аргутинский. Им же при монастыре была основана первая на юге России типография.
Вначале монастырь входил в состав с. Большие Салы, а с 1883 года был приписан к Нахичевани, что способствовало росту его благосостояния. В конце XIX столетия монастырю принадлежала большая территория (а это около 50 га), занятая пашнями, огородами. Был и свой парк. Его называли Армянским садом. Монастырская церковь первоначально была деревянной. В 1783 году на её месте заложили каменную, строившуюся с 1786-го по 1792 годы. Стены церкви были украшены снятыми с армянских церквей Крыма и привезёнными армянами на Дон хачкарами (камни-кресты). Самой почётной святыней храма был и остаётся хачкар, привезённый из Ани — древней столицы Армении и датируемый XI веком. Его анийские армяне привезли с собой в Крым, где он почти пять столетий находился в одноимённом монастыре. Под стенами монастыря нашли своё успокоение лучшие представители донских армян: М. Налбандян — писатель-демократ, Р. Патканян — классик армянской литературы, Арутюн Аламдарян — архимандрит монастыря Сурб Хач, автор первого русско-армянского словаря, и многие другие.
К сожалению, в советские годы Сурб Хач был на грани исчезновения. В 1960 году хачкары были уничтожены. Об их размерах и месте в интерьере церкви свидетельствуют теперь только ниши, в которых они помещались. Не существует ныне также украшенная мелким резным орнаментом деревянная дверь XI века, принадлежавшая одной из церквей Ани, откуда она была вывезена в XIII веке в монастырь Сурб Хач в Крыму, а в конце XVIII века в одноимённый монастырь на Дону. От полного уничтожения монастырь Сурб Хач спасло создание Музея русско-армянской дружбы в 1972 году. От монастырского комплекса в настоящее время в сохранности осталась только церковь, превращённая в 1972 году в «Музей русско-армянской дружбы». Сейчас Сурб Хач является архитектурным памятником федерального значения, в стенах церкви идут религиозные богослужения. В сентябре 2008 года Ростов посетил Католикос всех армян Гарегин II. Он принял участие в торжественном богослужении и освящении храма. Огромная заслуга в том, что Сурб Хач наконец передан в пользование Армянской Апостольской церкви, принадлежит губернатору Ростовской области Владимиру Фёдоровичу Чубу, который лично встречался с Католикосом и был награждён высшей наградой Армянской Апостольской церкви.

ЦЕРКОВЬ СУРБ КАРАПЕТ
Церковь во имя Святого Карапета, единственная из сохранившихся в Нахичевани армянских церквей, не имела своего прихода. Она располагается на армянском кладбище, вблизи его восточной ограды, и ориентирована своим южным порталом на главные ворота с 10-й линии города. Храм был построен на средства известной нахичеванской благотворительницы Акюлине Погосовны Аладжаловой. На её средства были также построены приют для нищих на армянском кладбище, богадельня. Здесь же, под юго-западной стеной церкви, покоится и сама госпожа Аладжалова. На мраморном памятнике в форме национального клобука с украшениями золотая надпись: «Здесь покоится прах благородной госпожи Акюлине Погосовны Аладжалян, урождённой Хатраян, скончавшейся 3 сентября 1871 г. в возрасте 62 лет». Церковь Св. Карапета была заложена в 1875 году, освящена 11 июня 1881 года. Церковь образует единый мемориальный комплекс с окружающим её кладбищем, где погребены известные армянские деятели культуры Нахичевани.
Всех перечислить невозможно, но хотелось бы отметить некоторых. Здесь покоятся: Хатранов Иван Егорович (в 1912 году пожертвовал дом на площади Толстого в пользу сирот), Попов Кирилл Михайлович (основал в 1910 году детское отделение в Мариинской больнице), протоирей Иоанн Домовский (настоятель русского православного храма Александра Невского в Нахичевани, почитается в народе как святой), Пётр Иванович Бухман (профессор, основатель института онкологии), Константин Александрович Лавров (легендарный профессор, крупный учёный, зав. кафедрой гистологии Ростовского мединститута), Галуст Шапошников (дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР), Галуст Фёдорович Балиев (известный врач-терапевт Нахичевани), Аким Карпович Ованесов (известный нахичеванский художник), Николай Никитович Дурбах (главный архитектор Нахичевани), Амаяк Арцатбанян (легендарный художник, друг Сарьяна) и многие, многие другие. На этом кладбище покоятся и мои родственники.

ЦЕРКОВЬ СУРБ ГЕВОРГ
В. Г. Вартанян и С. С. Казаров в своей книге «Армянская Апостольская церковь на Дону» пишут, что церковь Сурб Геворг была очень почитаема в Нахичевани, и в ней было сосредоточено немало священных реликвий донских армян. Сама церковь Сурб Геворг была основана в 1783 году и освящена в 1787 году архиепископом Иосифом Аргутинским, духовным предводителем донских армян, одним из основателей Нахичевани в западной части города. Церковь располагалась на границе между Ростовом и Нахичеванью.
В интерьере церкви было много каменных хачкаров, привезённых армянами из Крыма. В церкви также хранились рукописные армянские книги, тоже привезённые армянами из Крыма. В храме хранилась особая святыня — мощи Святого Георгия, заключённые в блестящую серебряную коробку. На этой коробке была надпись: «Память от паломника Степана Генджецяна в 1849 году, Святому Георгию, Нахичеван».
Ещё одной святыней был топуз Святого Георгия. Так называл посох со свинцовым наконечником, обтянутым атласной материей. В Нахичевани был особо почитаем праздник Святого Георгия. В этот день после окончания богослужения на площади возле церкви устраивались народные гулянья, ярмарки, играл городской оркестр, готовились угощенья, в том числе из баранины, устраивались аттракционы. Храм находился приблизительно рядом с местом, где сейчас располагается мемориальный комплекс, посвящённый освободителям города от фашистских захватчиков. В начале 1930-х годов храм закрыли, а затем разрушили. Перенесённые в 1936 году с Советской улицы на Комсомольскую (ныне улица Закруткина) трамвайные пути относительно долго огибали развалины каменного храма. Теперь трамвайные пути на месте Георгиевского храма выпрямлены.
Священнослужителями церкви Сурб Геворг являлись:
1. Священник Ованнес Дохсаньян.
2. Священник Акоп Шатворян.
3. Священник Геворг Мушехьян.
4. Протоиерей Мкртич Эммануилович Тер-Акобьянц (1938).
5. Протоиерей Карапет Ованесович Гекимян (1938).

КАМЕННАЯ СВЯТЫНЯ СУРБ ХАЧА
Самой известной святыней Сурб Хача является хачкар (камень-крест) IV—VI века. Это святыня донских армян. В символике хачкара объединены солнце и крест, что говорит о его древности. Сам хачкар сделан из базальта. В верхней части камня на лицевой стороне — розетка, изображающая солнце как символ вечной жизни, и крупный крест под ней. В XI—XIII веках жители средневековой столицы царства Багратидов города Ани (предки донских армян), гонимые турками-сельджуками, а затем монголами-татарами, покинув свой город, вывезли с собой этот хачкар, который почитался как самая драгоценная реликвия в крымском монастыре Сурб Хач. С 1385 года пять веков он хранился в нём. После переселения крымских армян на донскую землю хачкар стал основной реликвией монастыря Сурб Хач. Как уже было сказано, считается, что хачкар был изготовлен в IV—VI веках. О нём сложено немало легенд, ему приписывается божественная сила исцеления, исполнения желаний. Мой дядя, донской армянин, известный в Армении поэт Людвиг Дурьян написал о хачкаре монастыря Сурб Хач:
…И вот уже хачкар-святыня,
Невольник путников-армян,
Седою окружен полынью,
Глядится в тихий вольный Дон,
И город Нор-Нахичеван.

В 1924 году монастырь Сурб Хач был закрыт. Хачкар же перевезён и установлен в кладбищенской церкви Сурб Карапет на армянском кладбище, что на 10-й линии города Ростова-на-Дону. Лишь в начале 90-х годов конца XX века хачкар вновь обрёл прежнее место в храме монастыря Сурб Хач. В недавно изданной книге «Сурб Хач. Святой Крест донского армянства» под редакцией Н. В. Мирзабековой приведены любопытные факты из истории монастыря, в том числе и знаменитого хачкара. Оказывается, что ещё краевед Хачерес Поркшеян в 1960-е годы рассказал в одной из своих публикаций бытовавшую среди нахичеванцев легенду о происхождении хачкара Сурб Хача. Ещё при жизни Иисуса Христа в I веке армяне из Ширака (сейчас Нахичеван в Азербайджане) послали к Спасителю людей с просьбой прислать к ним своих учеников, чтобы те укрепили их в вере. Просьба была исполнена. Действительно, апостолы Фаддей и Варфоломей пришли на армянскую землю. По легенде, они освятили этот хачкар, назвав его Сурб Хач (Святой Крест). Эта же легенда приводится в книге «Путешествие в Польшу и другие местности, обитаемые армянами, потомками жителей города Ани» Минасом Бжишкяном (Минасом Медици), изданной впервые в Венеции 1830 году. По описаниям, речь идёт о хачкаре, хранящемся в ростовском Сурб Хаче. Насколько верна эта легенда, трудно сказать, но в древности хачкара сомневаться не приходится. Современные исследователи считают, что этот камень -крест IV—VI веков. В любом случае этому хачкару столько же лет, сколько армяне исповедуют христианскую религию. Этот хачкар — самое дорогое, что есть у донских армян!

ЦЕРКОВЬ СУРБ АРУТЮН ИЛИ ДОЛГАЯ ДОРОГА К ХРАМУ
До революции символами Нахичевани, её архитектурными жемчужинами были армянский кафедральный собор в честь святого Григория Просветителя, а также памятник Екатерине Великой, расположенные в самом центре города. К сожалению, до наших дней ни памятник, ни храм не сохранились. В годы Советской власти они были безжалостно разрушены. Кстати, план собора во имя святого Григория Просветителя по поручению Екатерины II был составлен выдающимся архитектором Иваном Егоровичем Старовым, в то время возводившего Таврический дворец. Предание гласит, что императрица сказала ему: «Ты строишь Таврический дворец, а теперь для таврических переселенцев строй хороший собор».
Один из самых трагических эпизодов в истории Нахичевани-на-Дону — это разрушение армянского кафедрального собора, выдающегося памятника архитектуры XVIII века. И вот, впервые после Октябрьской революции 1917 года в Ростове открылся новый армянский храм. 29 мая 2011 года состоялось торжественное открытие армянской церкви Сурб Арутюн (Святого Воскресения) на площади Толстого (это самый центр Нахичевани). Освящение церкви провёл Католикос всех армян Гарегин II. За день до открытия церкви Сурб Арутюн был освящён крест церкви главой Ново-Нахичеванской и Российской епархии епископом Езрасом Нерсисяном. После чего состоялся благотворительный обед (матах).
Католикоса всех армян Гарегина II возле церкви встречало море людей. Верующие люди приехали со всей Ростовской области для того, чтобы увидеть Католикоса и участвовать в открытии храма. Католикос всех армян Гарегин II возглавил церемонию освящения церкви и провёл божественную литургию. Во время богослужения пел хор, специально приглашённый из Эчмиадзина. После литургии Католикос всех армян со словами благословения обратился к присутствующим. В церемонии открытия храма принимали участие глава епархии юга России епископ Мовсес Мовсесян, глава Украинской епархии Армянской Апостольской церкви архиепископ Григорис Буниатян, епископ Врданес Абрамян, другие священники Армянской Апостольской церкви, в том числе и настоятели пяти армянских церквей Ростова-на-Дону, Чалтыря, Крыма, Больших Салов.
Гостями праздника были архиепископ Ростовский и Новочеркасский, первый заместитель губернатора Ростовской области Сергей Горбань, председатель Законодательного Собрания Ростовской области Виктор Дерябкин. Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения Господнего) построена в каноническом армянском стиле из туфа, привезённого из Армении. Название церкви очень символично. Ведь храм построен рядом с тем местом, где располагался кафедральный собор Нахичевани-на-Дону Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя). Храм построен на личные средства ростовских семей Карапетян и Казарян и в память об Артуре Карапетяне, трагически погибшем в автокатастрофе.
Отрадно, что в центре Нахичевани появился армянский храм, который, несомненно, станет одним из символов города. Хочется надеяться, что в скором времени в центре Нахичевани появится и памятник Екатерине Великой.

Моя Нахичевань. Город и люди. Багдыков Г.М. г.Ростов-на-Дону, 2015.