Мы берём в руки средневековую рукопись в серебряном или кожаном переплёте, с минуту держим закрытой, любуясь художественной чеканкой или тиснением, и затем открываем её. И после спокойного тона переплёта неожиданным кажется яркое пятно заклеенного кусочком ткани форзаца. Между тем выбор подобного ...
Культура Армении
Форзацы рукописей Матенадарана
Оклады рукописей Матенадарана
Миниатюра — самая богатая и обширная, но не единственная область средневекового художественного творчества, представленная в Матенадаране. Подобно тому, как по книжной миниатюре мы можем судить о средневековой живописи вообще, так и оклады дают картину развития не только прикладного искусства, но ...
Рукописи, иллюстрированные в армянских колониях
До нас дошли образцы миниатюрной живописи, созданные не только в Армении, но и в поселениях или так называемых колониях, образованных в различных странах армянскими эмигрантами, вынужденными покидать родные земли во времена так часто повторявшихся войн и нашествий. Такие колонии появились во многи...
Миниатюра коренной Армении конца XIII — начала XVII века
Новый подъём культуры на коренной армянской территории при Захаридах был прерван очередным нашествием: в середине XIII века на Армению двинулись татаро‐монголы. Они предали страну полному разгрому и на пепелищах, там, где некогда цвели армянские города и селения, луга, поля и сады, установили стоя...
Матенадаран. Киликийская миниатюра
В то время, когда коренная Армения погрузилась во мрак татаро‐монгольского нашествия, вновь оборвавшего нить последовательного развития национальной культуры, на северо‐восточном берегу Средиземного моря, в Киликийском армянском царстве, пышным цветом расцветали науки и искусства, и среди последни...
Армянская миниатюра VI — XIII веков
Зарождение армянской книжной живописи относится к периоду, непосредственно примыкающему ко времени создания алфавита и появления первых рукописных книг. Известно, что прежде всего перевели и стали переписывать Библию. И естественно, что уже в это раннее время должна была явиться потребность в её и...
История Матенадарана
История Матенадарана, являвшегося до 20‐х годов нашего века собственностью Эчмиадзинского патриархата, восходит своими истоками к V веку. Сразу же после создания алфавита в Армении начинается бурная деятельность учеников Маштоца, которые переводят на родной язык сочинения греческих и сирийских авт...
Н.М.Токарский. Архитектура древней Армении (1946 год)
А.А.Гаспарян (сост.) - Кино Армении (1994 год)
Искусство Армении
В эпоху средневековья Армения вступила как страна богатой культурной традиции. Здесь рано обозначился переход к новой общественной формации: феодальные отношения зародились во II-III веках н.э.» в IV столетии они стали определяющими. Армения одной из первых стран приняла в начале IV века хрис...
А.Л.Якобсон - Армянские хачкары
Армянский праздничный костюм
Государственная картинная галерея Армении
Э.Петросян. Праздники армян в контексте европейской культуры
Искусство 1960 - 1980 годов в Армении
Последнее двадцатипятилетие развития изобразительного искусства Армении отмечено несколькими наиболее характерными чертами, подготовленными ранее, но проявившимися с необычайной силой теперь. На арену художественной жизни последовательно выходят выпускники Ереванского художественно‐театрального ин...
Искусство 1941 - 1960 годов в Армении
Уже в декабре 1941 года была открыта первая выставка военного времени «Армянские художники — Великой Отечественной войне». Драматизм первых месяцев войны придал её экспонатам особый характер: даже большие панно, исполненные коллективами авторов («бригадный метод» в терминологии тех лет), строились...
Искусство 1920 - 1940 годов в Армении
Двадцать девятого ноября 1920 года в Армении была установлена Советская власть. Эта дата определила начало новой эры в жизни народа. 2 декабря 1920 года в телеграмме на имя председателя военного комитета Армении С. И. Касьяна Ленин писал: «Приветствую в лице Вас освобождённую от гнёта империализма...
Живопись XIX - начала XX века в Армении
Овнатан Старший, или, как его называли современники, Нагаш Овнатан (1661 – 1722), был для армянской живописи фигурой рубежной: по справедливому замечанию Гарегина Левоняна, Нагаш Овнатан был последним из средневековых «тагасацев» (сочинителей церковных гимнов) и первым из ашугов и в то же время по...
Живопись XVI - XVIII веков Армении
Переход к позднему средневековью в развитии изобразительных искусств носит в Армении растянутый во времени характер. Уже в иллюстрациях рукописей XV века можно усмотреть черты, предвосхищающие те перемены, которые идут на смену нормам зрелого средневековья, создавая модель культуры следующего по в...
Прикладные искусства Армении
Характер зодчества и изобразительных искусств отражался на прикладных видах творчества, отмечая их формы своими закономерностями. Сходство подхода роднит их, прикладные искусства как бы перекладывают на свой лад определённые принципы, приближают их к себе, к своему материалу, перефразируя формы ар...