Строительство, градостроительство и художественная деятельность в Армянском нагорье восходят к эпохе неолита. В период с 12 по 8 века было обнаружено более 100 000 петроглифов, сцен охоты, военных сцен, ритуалов, танцев, домашнего скота, сельского хозяйства и многого другого. До новой эры, даже когда страна была вынуждена вести длительную борьбу с могущественными государствами Запада и Востока, продолжали развиваться городостроение, изобразительное и театральное искусство и другие виды культуры.
Еще во второй половине IV тысячелетия сформировалась культура раннего бронзового века Армении, известная как Шенгавитская и Курараксская культуры. Он занимает огромную территорию, включая Армянское нагорье и прилегающие к нему районы. Важнейшим центром этой культуры была Араратская долина. В наиболее освоенных районах Кура-Аракса, Месопотамии возникли древние города с оградами, крепкими цитаделями, широкими и узкими улицами.
Древнейший комплекс Караундж (Зорац карер) находится на юге Армении, недалеко от города Сисиан в Сюникской области. Древний памятник мегалитической культуры, состоит из более чем двухсот удивительно точно расположенных огромных камней. Большинство из них имеют отверстия диаметром 5-7 см. Камни образуют круги разного диаметра. Некоторые ученые считают, что комплекс был древней обсерваторией. Аналогичные сооружения имеются также на склонах Арарата и Арагаца и в других районах Армении.
Древнейший мегалитический комплекс Портаблур (Пупочная гора) находится в 8 километрах к северовостоку от города Эдесса (современная Шанлыурфа – Турция). Его возраст оценивается до 12000 лет. Это сооружения круглой формы (концентрические окружности), из которых поднимаются до 20-и гигантских Т-образных колонн. Такие археологические находки изменили представления о раннем неолите Ближнего Востока и Евразии в целом.
В Урартский период архитектура вышла на новый уровень развития.
Кардинально изменилось жилищное строительство, на смену круглому перекрытию пришли жилые комплексы, состоящие из квадратных конструкций. В наиболее развитых регионах Месопотамии, Кура и Аракса возникли древние города с заборами, крепкими цитаделями, широкими и узкими улицами. Здания построены из кирпича-сырца, сделана крыша армянской квартиры. Были построены многочисленные древние поселения, циклопические замки, оружие, статуи, высококачественные золотые и серебряные украшения. Многие предметы появились в различных музеях мира.
В X тысячелетии до н.э. на юго-западе Армянского нагорья был сооружён древнейший храмовый комплекс на планете Эребуни и Тейшебаини. Они находящихся в черте современного Еревана, поражает воображение современного человека. Образцы многоцветных настенных росписей дворцов и храмов, многочисленная мелкая скульптура, богато украшенное оружие – представлены в музее Эребуни.
В районах Комплексов Эребуни и Тейейбайн найдены кувшины отточенных пропорций с геометрическим рисунком, изображениями животных, глиняные антропоморфные рельефы и объёмные скульптуры, серебряные и золотые изделия, золотая маска и т.п.
Высокохудожественными произведениями являются наполовину вкапывавшиеся в грунт карасы – огромные сосуды для хранения вина и злаков. Наряду с кувшинами, ритуальными сосудами, создавались уникальные произведения (ритон в виде сапога и др.).
Разработана и усовершенствована скульптура. На территории исторической Армении были построены многочисленные древние поселения, циклопические замки, оружие, статуи, высококачественные золотые и серебряные украшения. Многие объекты появились в музеях по всему миру.
Традиционное градостроительство и архитектура Армении с IV века до н.э. развивалась под влиянием греко-эллинистической культуры, а с I века до н.э. – римской культуры.
В эпоху эллинизма в Армении было построено много новых городов, крепостей, дворцов, храмов, общественных зданий и т. п. Подлинным шедевром архитектуры является языческий храм в Гарни, построенный царем Трдатом I. Храм построен в римско-эллинистическом стиле, но в своих орнаментах, в способе обработки камня, в некоторых ответственных строительных узлах выявляет и местные традиции.
В фундаменте стен храма обнаружены кладки эпохи бронзы, затем следует кладка первой половины III века до н.э. из чисто отёсанных базальтовых глыб весом до 6 тонн, без применения известкового раствора. Плиты скреплены железными скобами, залитыми свинцом. Верхний ряд стены состоит из такой же кладки и относится к I веку нашей эры. Храм Гарни в 2000 г. внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дошедшими до нас примерами подобного сооружения могут служить храмы I в. до н. э., а также статуи и барельефы богов и людей, построенные в Коммагене на вершине горы Немруд. Объектом почитания здесь были боги Арамазд, Ваагн, Митра, богиня Коммагена. Особое место занимает изумительная бронзовая голова богини Анаит, хранящаяся ныне в Британском музее.
Прекрасным образцом изобразительного искусства древней Армении является мозаичный пол бани в Гарни. В середине, в четырёхугольной раме представлены головы мужчины – с греческой надписью «Океан» и женщины с надписью «Море».
Мозаика составлена из 15 видов местного камня, встречающихся в каньоне протекающей рядом реки Азат. Она выявляет тесную стилистическую связь с соответствующими произведениями постэллинистического и римского искусства III-IV вв.
Дошедшие до нас предметы прикладного искусства показывают высокий уровень изобразительного искусства в древней Армени – гербы и каменные печати с изображением людей, животных и птиц, а также многочисленные монеты древнеармянских царей, серьги, медальоны и т. п.
Театральное искусство и музыка
Театральное искусство на территории Армении было привнесено древними греками в эпоху эллинизма. Греческие театры работали для элиты, развивалась музыка. Историк Мовсес Хоренаци сообщает, что театры строились по античному принципу – в виде амфитеатра, а в армянских народных театрах использовались древние армянские инструменты.
Известно, что армянский царь Артавазд II в I веке н.э. сочинял трагедии, которые ставились в Арташате – столице Армении. В народных театрах Армении использовали древнейшие армянские инструменты. Ещё задолго до эллинистического театра в Армении сложились формы народных игр и зрелищ культово-театрального типа.
К сожалению, когда христианство было провозглашено в стране государственной религией, вместе с другими памятниками языческой культуры были уничтожены почти все культовые традиции.
Краткая история Армении и армянского вопроса с древнейших времен до наших дней. А.Айрапетян. Москва, 2022.