Спустя 60 – 70 лет после падения Урарту в знаменитой Бехистунской трёхъязычной надписи персидского царя Дария I, относящейся к 520 г. до н. э., в двух её — персидском и эламском — вариантах упоминается страна Армина, название которой в третьем — вавилонском — варианте надписи передано как Урарту (точнее Урашту, согласно фонетическим правилам вавилонского диалекта аккадского языка). Итак, Урарту превратилось в Армину. Если ранее Урме (в действительности произносилось как «Орме» или «Арме») обозначало лишь один из уголков Армянского нагорья, то теперь происходящее от него название Армина применяется для обозначения территории Урарту, т. е. большей части Армянского нагорья.
Таким образом, в 520 г. до н. э. мы встречаем упоминание армянского государства Армины, или, как именовали ее древние греки, — Армении. Однако, судя по ряду данных, оно возникло ранее, в начале VI в. до н. э., заменив собой государство Урарту, поскольку территория последнего уже была вовлечена в процесс образования армянского народа.
Это армянское царство вышло на историческую арену в качестве союзника могущественной тогда Мидии. Но такой союз просуществовал недолго: Мидия стремилась овладеть наследием Урарту. Борьба завершилась в пользу Мидии, и Армения попала под её верховное владычество с условием выплаты дани, предоставления военной помощи и отказа от сооружения укреплений. Территория Армении в этот период на юго‐востоке была сопредельна с Мидией, а на северо‐востоке достигала земель причерноморских халдейских племён.
Подробные сведения об армянском государстве дошли до нас в предании, сохранившемся в историко‐нравоучительном произведении греческого историка V – IV вв. Ксенофонта «Киропедия». Из него явствует, что это армянское царство оказалось столь сильным, что вскоре прекратило выплату дани и отказалось от прочих обязательств. В распоряжении армянского царя были огромные богатства, 40 тысяч пехоты и 8 тысяч конницы. Имени царя Ксенофонт не упоминает, но называет его сыновей — Тиграна и Сабариса, одного из военачальников — Эмбаса; при этом Тигран представлен однокашником и товарищем по охоте Кира, будущего основателя персидской Ахеменидской державы.
То обстоятельство, что эти сведения Ксенофонта имеют подлинную историческую основу, подтверждается параллельным преданием, сохранившимся в труде «отца армянской истории» Мовсеса Хоренаци, героем которого выступает Тигран, опять‐таки друг и союзник Кира. Это предание донесло до нас и имя отца Тиграна армянского царя Ерванда Кратковечного.
Как известно, Кир Великий в 550 г. до н. э. сокрушил мидийскую державу и основал новое, ещё более обширное государство, которое охватывало почти всю Переднюю Азию. Его сын Камбис вторгся также в Египет, где, однако, нашёл свою смерть. В борьбе за трон победителем оказался Дарий, сын Гистаспа, представитель другой ветви того же рода Ахеменидов. Армения, вошедшая ранее в состав державы Кира, вероятно, как полузависимое царство, с приходом к власти Дария восстала против него подобно большинству стран, составлявших державу Ахеменидов.
В 522 – 520 гг. Дарий был занят подавлением этого мощного движения. Именно прославлению этих его деяний и посвящена упомянутая выше Бехистунская надпись. Против восставшей Армины, т. е. Армении, Дарий направил два удара с обоих флангов. Одну из армий вёл полководец Дадаршиш, родом армянин («арминиец»), другую — перс Вахумиса. Лишь после нескольких сражений с армянскими войсками удалось подавить восстание, и Армения вошла в состав персидской Ахеменидской державы.
Это продолжалось около двух столетий. Согласно древнегреческим источникам, территория Армении была распределена между двумя административными единицами — сатрапиями. Однако в надписях самих ахеменидских царей она постоянно выступает как отдельная единица. Армения выплачивала весьма большую дань золотом и конями, её войска принимали участие в.походах персидских царей. Так, например, в составе войск царя Ксеркса, направлявшихся в Грецию, был и армянский отряд.
Правившие Арменией сатрапы, за отдельными исключениями, принадлежали к одному и тому же роду, в котором распространено было имя Ерванд (в греческих источниках— Оронт). Вероятно, по своему происхождению они были связаны с династией, правившей в армянском государстве VI в., один из представителей которой, как отмечалось, именовался Ервандом.
В 401 г. до н. э. Армению, по пути из Месопотамии к Чёрному морю, пересёк десятитысячный отряд греческих наёмников. Отряд отступал после поражения и смерти своего вождя, брата персидского царя, пытавшегося завладеть короной. Через Армению отряд вёл вышеупомянутый выдающийся греческий писатель и историк Ксенофонт, автор «Киропедии». Свои впечатления о походе Ксенофонт изложил в книге «Анабасис», которая является ценнейшим первоисточником по истории ряда стран Востока и, особенно, Армении. Правителем Армении в эту пору был Ерванд (Оронт), сын Артасуры. Женатый на царской дочери, он занимал важное положение при персидском дворе. Часть Армении, именовавшаяся «Западной Арменией», управлялась Тирибазом, также значительной фигурой при дворе. Границы Армении в это время примерно совпадали с границами бывшего урартского государства: на юге они проходили по реке Тигр, на севере включали Высокую Армению и тянулись по предгорным районам Гугарка; на западе шли по излучине Евфрата, на востоке — от озера Урмия к среднему течению Аракса и Куры.
Греческий отряд, пересекая Армению, не встречал городов, крепостей и храмов. Вероятно, греки попросту обходили их, избегая излишних столкновений и прокладывая свой путь через беззащитные деревни, которые и удостоились особого внимания Ксенофонта.
Он описывает деревенские дома и жизненный уклад древних армян. В описанной Ксенофонтом деревне можно узнать черты сельской общины.
В дальнейшем наследственное право власти над Арменией было временно изъято у рода Ервандаканов (Оронтидов). До 336 г. здесь правил Кодоманн из рода Ахеменидов, который затем занял персидский престол под тронным именем Дария III. После этого власть Ервандаканов в Армении восстановилась, и правителем стал новый Ерванд, сын или внук предшествующего, описанного Ксенофонтом Ерванда.
Итак, хотя армянское государство, сложившееся на развалинах Урарту, далее попало под верховное владычество Мидии, а затем — под власть Ахеменидского Ирана, тем не менее, оно, имея устойчивую основу — консолидирующийся армянский народ, даже пребывая в составе упомянутых держав, сумело сохранить своё единство и территорию, вероятно, и правящую династию. Когда же при Дарии III Ахеменидская держава, уже с начала IV в. до н. э. вставшая на путь деградации и распада, пала под ударами Александра Македонского, то Армения восстановила свою независимую государственность.
Нерсисян М.Г. История армянского народа, Ереван, 1980