После закрытия Гладзорского университета, здесь же, в Вайоц дзоре, начал свою деятельность другой известный очаг просвещения — Гермонская примонастырская школа, основанная выпускником Гладзорского университета, ученым монахом Тиратуром Киликеци.
До 50-х годов нашего столетия точное местонахождение Гермонского монастыря не было известно, хотя никто из исследователей не сомневался, что он находился в пределах Вайоц дзора. Этот пробел восполнил крупный армянский эпиграфист С.Г. Бархударян, посвятивший ценную работу определению месторасположения и деятельности Гермонской школы. В задачи нашего исследования не входит детальное обсуждение затронутых С.Г. Бархударяном вопросов, однако целесообразно уточнить некоторые аспекты, связанные с историей возникновения и процветания этого интересного учебного очага средневековой Армении.
Развалины монастырских сооружений Гермона (или Ерамона) расположены на левой стороне дороги Алаяз-Аратес, у подножия высоких гор. В первоисточниках сведения об этом монастыре сохранились с 936 года. По сообщению Степаноса Орбеляна, главная церковь, названная именем Григора Просветителя, построена на средства первопрестольного князя Сюника Смбата и епископа Акоба, которые после завершения строительства храма обосновали здесь монастырскую братию. В указанном году княгиня Софья пожертвовала монастырю ряд деревень и садов. Опираясь на сведения Степаноса Орбеляна, С.Г. Бархударян выяснил, что Гермонский монастырь называли также Кареваном, хотя в историю он вошел по имени старейшего члена братии — Гермона или Ерамона.
Специалистов давно интересовало месторасположение Гермонской школы. Вопрос этот, как отметили выше, был полностью разрешен в конце 50-х годов, когда С.Г. Бархударян при сборе лапидарных надписей Алаязского ущелья обнаружил в развалинах одного из монастырей обломок камня с надписью «Ерамонский монастырь». Сопоставляя этот обломок с другими, ученый выяснил, что находится под сводами загадочной Гермонской обители. Здесь на восточной и северной сторонах двора церкви Григора Просветителя до сих пор «остаются развалины учебных и хозяйственных сооружений».
Гермонская примонастырская школа процветала в XIV — XV вв., в годы предводительства вардапета Тиратура, который до конца жизни (ум. в 1372 г.) возглавлял это учебное заведение. В одной из рукописей 1423 г. отмечается, что «под сенью св. Григора», рядом с Ованнесом рабунапетом «покоятся вардапет Тиратур, вардапет Барсег, владыка Султаншах» и другие.
Ученики Гермонской школы с глубоким уважением произносят имя вардапета Тиратура. Еще в 1338 г., когда деятельность Гладзорского университета уже шла к своему закату, начала действовать эта школа, возглавляемая «учителем всей Гайканской нации, счастливым, великим и трижды блаженным ритором, названным Тиратуром», у которого многие получали образование, «как чадо у родителя...». Писец Мовсес упоминает, что в 1349 г. учился «в Вайоц дзоре, в монастыре Гермона... у великого учителя Тиратура...».
Гермонская школа приобрела наибольшую славу в 40-х годах XV столетия, когда предводителем братии был избран ученик Григора Татеваци — вардапет Ованнес. Возглавляемые этим энергичным ученым монахом гермонцы сыграли значительную роль в перенесении патриаршего престола Армении из Киликии (из г. Сиса) в Эчмиадзин.
Вардапет Ованнес со своим учеником Степаносом и другими священнослужителями Сюника участвовал в Эчмиадзинском соборе 1441 г., где в своем выступлении потребовал восстановить патриарший престол на родной земле и немедленно перевести десницу Григора Просветителя в Восточную Армению.
В Гермонской школе учились и работали ученые, одаренные художники и искусные писцы. Здесь получил свое образование и учился искусству письма талантливый писатель Григор Ахалцхаци, переписавший в 1419 г. «Книгу вопрошений» Григора Татеваци. С целью изучения опыта гермонских специалистов сюда приезжали представители многих учебно-просветительных очагов страны, в том числе и из Татевского монастыря. Вспомним Симеона рабунапета Татеваци, который в 1414 г. переписывал в Гермонском монастыре «Толкование 12-ти пророков». Писец Ованнес Ерзнкаци в 1413 г. отмечал, что из-за преследований и гонений был вынужден переписывать «Толкование псалмов и евангелия Матвея» Григора Татеваци в разных областях Армении: то «в области Вайоц дзор, в монастыре Гермона у великого раввина, ритора Ованнеса». то в Нораванке, то «в Араратской области, в городе Егварде, в монастыре св. Акоба, у учителя Симеона».
Гермонская школа продолжала свою деятельность и во второй половине XV столетия. В 50 — 60-х годах при рабунапете Саргисе блеснули своим талантом писцы Закария, Анания, в 70-х годах — одаренный писец Ованнес. В памятной записи «Гандзарана» (тетрадь избранных церковных песен) писец Ованнес с глубокой признательностью упоминает имя «смелого ритора» вардапета Саргиса, ученики которого Есаи, Акоб и многие другие оставили богатое наследие. До нас дошло около трех десятков рукописей Гермонской школы.
По сведениям источников, покровителями Гермонского учебного заведения являлись Орбеляны, поскольку оно находилось в их владениях. Кроме того, во многих надписях упоминаются имена орбеляновских правителей и их сородичей. Так, в одной из надписей говорится о том, что Тарсаич Орбелян пожертвовал св. Григору — главной церкви Гермонского монастыря — сады в местечке Мачракадзор, а сын его — Пахрадола, пожертвовал местной братии другие источники дохода. В первых десятилетиях XIV столетия учащиеся и преподаватели Гермонской школы получали материальную помощь от Буртела Великого. Гермонский учебно-просветительный центр просуществовал более двух веков. Он прекратил евое существование в конце XVI века в результате неблагоприятных политических условий, оставив заслуженную славу в истории и культуре армянского народа.
Г.М. Григорян. Очерки истории Сюника IX-XV вв. Ереван, 1990