Одной из значимых по составу и влиянию диаспор на Дону является армянская. «Феномен диаспоры, давний как само явление этноса и этничности, представляет собой уникальный, автономный национальный организм, обладающий особой жизнеспособностью». Более 230 лет тому назад состоялось переселение армян из Крыма на берег Дона. С тех пор армяне стали полноправными и активными участниками всего комплекса социально- экономических отношений в регионе, испытали вместе со всеми грандиозные трансформации, радости успехов и горечи потерь. Об этом достаточно убедительно на многих материалах рассказывается в обширном списке исторических исследований В.Б. Бархударьян. В заключение своей монографии он пишет: «…армянская колония прошла плодотворный путь и оставила в армяно-русских отношениях, в истории нового времени армянского народа неизгладимый и неувядающий след».

По данным Всероссийской переписи населения в Ростовской области проживает более 110 тыс. армян. Более 60 % из них – в трудоспособном возрасте. «Армянская диаспора имеет более чем достаточную структуру организаций, которая держится в основном на отдельных известных представителях, но армяне в целом имеют особенность группироваться при большом несчастии, по большим праздникам или вокруг целей, касающихся “национальных вопросов”. Деятельность диаспоры ориентирована и на адаптацию, и на сохранение национальной идентичности, но больше всего, конечно, упор делается на сохранение национальных ценностей».

Ростовская область по своему социально-экономическому и культурному потенциалу располагает широкими возможностями для динамичного, бесконфликтного развития межнациональных отношений, для формирования единой общероссийской идентичности. В области сложилась многолетняя традиция мирного и взаимообогащающего проживания людей разной национальности, накоплен опыт, выработаны механизмы регулирования межнациональных отношений. Экономика области находится на подъеме. Растут объемы инвестиций, интенсивно развивается социальная инфраструктура. Увеличиваются доходы населения. Во всех сферах жизни области совместно с представителями других народов армянская диаспора принимает деятельное участие в решении назревших проблем. Повседневные контакты, плодотворное сотрудничество сближает, роднит армян с русскими, с украинцами, белорусами, греками, корейцами, проживающими на Дону, и тем самым содействует формированию общей российской идентичности.

Солидарность и повседневная лояльность, т.е. чувство принадлежности к одному народу и признание государства своим, составляют основу так называемой национальной идентичности. Без этой основополагающей для современного человека формы идентичности национальная конституция, армии и охраняемые границы мало что значат. Да и сам человек, за исключением мизерного числа «граждан мира», мало что значат без принадлежности к государственному сообществу и к той или иной национальной культуре.

Всякая этичность имеет две составляющие: культурную самобытность, специфику и чувство исторической общности, причастности к жизни всех народов. Народы, живущие в многонациональном регионе, заботятся о своей этнокультурной индивидуальности и не хотят смешиваться с другими, растворяться в других народах. Для многих народов понятие «род», «родина» означает происхождение, семью, предков, историческое прошлое, место рождения, ассоциируется с землей, матерью-природой, символизирующей тесные и продолжительные человеческие связи. В то же время, с культурологической точки зрения, это понятие содержит в себе предписание моделей поведения, традиции, обычаи, определяет права и обязанности. Следовательно, оставаться армянином в российском обществе – значит сохранить чувство национальной принадлежности к армянскому народу, знать и понимать прошлое, традиции, культуру, язык своих предков.

Каждый народ имеет свой язык, менталитет, культуру, обычаи, ритуалы, которые складывались в течение длительного времени и являются внутренним источником его движения, его развития. Самобытность отличает один народ от другого, выражает неповторимость исторических и географических условий проживания народа, несет на себе печать тех событий, которые оказали влияние на формирование социального и культурного облика народа. Одной из характеристик самобытности народа является акт свободного выбора средств для достижения целей своего сохранения и развития, важным условием активности и самореализации народа. В самобытности народ не только проявляется, но и формируется, развивается, выражает меру своей свободы, своего права на собственную жизнь, на выбор своих решений и действий. Только через самобытность народ осуществляет самокорректировку, самотрансформацию, саморегулирование и самопреобразование, определяет свое будущее. Эти процессы протекают более эффективно, если они автономны, независимы от внешних факторов, если при этом накапливается и используется прошлый опыт. Познание самобытности народов, в том числе и народов России, практически необходимо для взаимопонимания их при контактах, в целях сотрудничества, а также для самопознания народа при постижении того, что есть «Я» в отличие от другого.

Сохранение самобытности армян и интеграция их в общероссийскую общность, формирование единой идентичности понимается как непрерывный, взаимообусловленный процесс освоения духовного наследия, культуры армянского народа и в то же время как расширение и углубление связей, контактов, сотрудничества с другими национальными сообществами, объединение усилий для совместных, созидательных действий в целях повышения уровня и качества жизни человека любой национальности. Российская идентичность формируется в результате длительных и регулярных общений, в результате совместной жизни из поколения в поколение, а также под влиянием внутренних экономических связей. Становление российской идентичности есть сложный, многосторонний процесс, в котором участвует весь спектр факторов, имеющих место в обществе. На этом пути существует еще много барьеров, непонимания, отклонений от линии на сплоченность, на единение.

Взаимоотношения между народами могут динамично развиваться при условии уважения традиций и культурно-цивилизованного уклада жизни каждого народа. На основе баланса интересов каждый народ вправе определять свою судьбу самостоятельно, не допуская навязывания им готовых рецептов и сценариев. Однако межнациональные отношения не устанавливаются один раз и навсегда. Они каждый раз под влиянием социально-экономических перемен наполняются новым содержанием, требующим постоянного обновления на основе диалога о взаимоприемлемых корректировках для достижения сбалансированного консенсуса. Вместе с тем, инерция прежних отношений порой еще длительное время сохраняется и тем самым служит источником возникновения недоверия, затрудняет взаимоотношения. В такой ситуации важно не терять самообладания, не торопиться, не допускать необдуманных решений и поступков.

Признавая многообразие живущих вместе народов, приходится считаться с общепринятыми правилами. Единая российская идентичность предполагает конструктивное сотрудничество, готовность каждого народа внести свой вклад в социально-экономическое развитие общества, признание равного достоинства всех граждан и их равенства перед законом. Важную роль в этом может оказывать поддержка развития культурных инициатив армянской диаспоры, обмена культурными достижениями, что облегчает взаимопонимание и помогает утверждать уважение, доверие и искоренять предубеждения и предрассудки.

«Мы многонациональное общество, – писал В.В. Путин, – но мы единый народ. Это делает нашу страну сложной и многомерной. Дает колоссальные возможности для развития во многих областях. Однако если многонациональное общество поражают бациллы национализма, оно теряет силу и прочность. И мы должны понимать, какие далеко идущие последствия может вызвать попустительство попыткам разжечь национальную вражду и ненависть к людям иной культуры и иной веры».

Формирование российской идентичности состоит в том, чтобы, используя весь арсенал правовых, идейно-нравственных, социально-психологических, организационных мер, всемерно стимулировать, содействовать утверждению такой модели межнационального общения, при которой будет складываться атмосфера миролюбия, дружбы, согласия, взаимного сотрудничества и взаимопомощи. Чтобы эти принципы становились неотъемлемой составляющей всего образа жизни и поведения, важно поощрять и пропагандировать опыт и традиции мирного сосуществования, сотрудничества, дружеского общения, совместного решения общих проблем и в то же время, используя силу закона и общественного мнения, подвергать нравственному осуждению проявления национализма, шовинизма, антисемитизма, разжигания национальной розни. Ценный опыт в этом отношении накопила армянская диаспора. Межнациональное общение является сферой тонких, деликатных человеческих отношений, и его регулирование исключает бестактность, неучтивость, невоздержанность, грубость, нетерпимость, раздражительность, применение силовых методов.

Сплочение всех народов предполагает осуществление необходимых социально-экономических и культурных задач. К числу таких можно отнести, прежде всего, повышение уровня и качества жизни жителей области, удовлетворение их социальных и духовных потребностей, сокращение бедности, безработицы, бездуховности, жилищной неустроенности, обеспечение прав и свобод граждан, развитие их активности в деле становления институтов гражданского общества, искоренение фактов несправедливости, беззакония, коррупции, преступности, укрепление законности и правопорядка, а также доверия к органам власти.

Развитию межнационального сотрудничества может содействовать решение задач, связанных с совершенствованием механизмов выявления и предотвращения обострения противоречий в сфере межэтнического взаимодействия, с обеспечением координации действия всех властных и общественных структур в сфере этнокультурного сотрудничества, с формированием культуры межнационального общения. Развитие и интеграция армянской диаспоры быть результативными при условии соблюдения основополагающих принципов.

Известно, что межнациональные отношения развиваются под влиянием как непосредственных, так и опосредованных, как внутренних, так и внешних воздействий. Отсюда вытекает важнейший принцип по обеспечению развития армянской диаспоры, требующий полнее учитывать как природу каждой национальной общности, так и те обстоятельства, в которых взаимодействуют этнокультурные сообщества. Данный принцип исключает вмешательство во внутренние дела армянской диаспоры, мелочную опеку, администрирование и в то же время требует всемерного содействия созданию благоприятных политических, социально-экономических условий интеграции всех национальных обществ в единую общероссийскую идентичность.

Ференчук Геннадий Петрович – соискатель Северо-Кавказского научного центра Высшей школы ЮФУ (СКНЦ ВШ ЮФУ)

"Армяне Юга России: история, культура, общее будущее" Материалы Всероссийской научной конференции 30 мая - 2 июня 2012 г.Ростов-на-Дону