Раннехристианское искусство Армении восходит к эллинистической традиции. В ранний эллинистический период (IV-I вв. до н.э.) объединение армянских территорий, рост ремесел и торговли во многом способствовали развитию эллинистической армянской культуры.
В поздний эллинистический период (I-III вв.) экономические и культурные связи между разными регионами ослабли, эллинистические традиции утратили своё влияние, Армения познакомилась с культурой поздней античности с римскими чертами.
Позже эллинистическая культура сильно пострадала от сасанидских иранских вторжений в Армению и насильственного внедрения зороастризма. Культ человечества заменяет поклонение огню. Культурное и материальное наследие эллинистического периода дополнилось принятием и распространением христианства. После принятия христианства в Армении формировались и развивались новые художественные формы и решения в градостроительстве, архитектуре и изобразительном искусстве. Созданы первые образцы миниатюр. Самые старые дошедшие до нас миниатюры относятся к VI-VII векам.
В средневековье армянская культура была тесно связана с христианским миром. В то же время сформировалась уникальная местная (национальная) культура, занимающая особое место в истории мировой культуры. В этот период наметились и окончательно сформировались многие отрасли искусства. Раннесредневековое культурное наследие было постоянным источником вдохновения для всего средневекового армянского искусства. Раннехристианское, персидское и византийское искусство явилось важным источником формирования раннесредневекового армянского искусства.
Создание армянской письменности Месропом Маштоцом в V веке стало неоценимым рычагом в сохранении национальной идентичности. Развились философия, историография, искусство (фрески, миниатюры и др.). На родном языке созданы известные философские труды и переведены с сочинений греческих историков (в том числе Платона, Аристотеля).

Естественные науки.

Труды раннесредневековых армянских мыслителей, особенно Езника Кохбаци (V век), Давида Анахта (VI век), Корюна (V век), Анания Ширакаци (VII век), и сегодня находятся в центре внимания.
Среди дошедших до нас работ Давида Анахта «Определения философии», «Анализ „Введения“ Порфирия», «Толкование "Категорий" Аристотеля», «Толкование "Аналитики" Аристотеля» затрагивается широкий круг философских вопросов: о природе и назначении философского знания, о возможностях человека в познании мира, о роли логики в познавательных процессах и др.
Ярким представителем науки и культуры того времени является известный ученый математик, космолог VII века Анания Ширакаци. Опираясь на учение о четырех элементах, он создал философское учение о небе, земле, море, небесных светилах, других природных явлениях, выявил погрешности древнеармянского календаря и положил начало «великому армянскому летоисчислению»; вопреки существовавшим догматам, настаивал на шарообразности Земли. Он объяснил происхождение времён года, ночи и дня, обосновал идею о сферическом теле Земли, дал правило формирования теневой шкалы для средней широты Армении, объяснил природу Млечного пути, солнечного затмения.
Учебник арифметики Ширакаци – один из старейших в мире. Помимо операций сложения, вычитания, умножения и деления существуют таблицы и задачи, изображающие арифметические и геометрические прогрессии. Научный интерес представляют исследования различных драгоценных камней, их размера и веса, физики и метеорологии.
Ширакаци в своей «Карте мира» кратко перечисляет страны трёх континентов (Европа, Азия, Ливия), там же иногда приводятся краткие сведения о флоре и фауне. Этот труд является уникальным источником для изучения исторической географии Великой Армении, Вирка, Агванка, а также содержит ценные сведения об истории и географии раннего средневековья других стран.

Литература, историография, философия.

После изобретения письменности быстро стали развиваться литература, историография, философия. Появились писатели, которые быстро стали знаменитыми. Среди них:
Агафангел (Агатангегос), секретарь царя Трдата, написал историю христианства в Армении;
Павстос Бюзанд, уроженец Константинополя и армянский епископ, написал историю Армении (писал в 470-х годах);
Егише (Vв.), епископ Аматунийский, описавший войны армян с персами в 439-463 гг.;
Лазарь Парбеци (441-510.), автор периода отечественной истории между 388 и 484 годами;
Давид-Анахт (Давид-непобедимый), философ, составил сборник проповедей и другие сочинения.
Работа Корюна (первая половина V века), «Житие Маштоца» содержит весьма ценные исторические сведения об Армении конца IV и первой половины V века. Автор изложил наиболее достоверную историю создания армянской, а также грузинской и албанской письменности, возникновения литературы на этих языках.
Вершиной армянской историографии того периода остаётся Мовсес Хоренаци. Его выдающийся труд «История Армении» является первым системным изложением истории Армении от патриарха Айка до смерти Месропа Маштоца. Она расположена в четырёх книгах.
Первая книга – от Адама до Александра Македонского, то есть до 336 года до Рождества Xристова;
вторая книга – от Александра Великого, то есть от 336 года до Рождества Xристова до смерти первого христианского армянского царя Трдата в 341 году после Рождества Xристова;
третья книга – от 341-433 годов до династии Аршакидов – написана М. Хоренским без источников, на память, а с 382-433 как очевидец;
четвёртая книга не дошла до нас, но о её существовании известно по сказанию Тома Артцруни, жившего в конце IX и начале X века.
Источниками для истории Моисея Хоренского, кроме Святого Писания, послужили творения историка Мар-Ибас Катины (родом сирийца, жившего за сто пятьдесят лет до Рождества Xристова) и др авторов.

Архитектура, искусство.

Армянская национальная архитектура раннего средневековья выделяется новыми качествами. Христианская архитектура отказалась от древних традиций.
С конца V века купольные церкви были заменены купольными церквями в их различных версиях. В качестве строительного материала использовался натуральный камень.
Среди шедевров армянской монументальной архитектуры того периода – Собор Эчмиадзина, одна из первых купольных церквей в христианском мире, Кафедральный собор Звартноц (построенный католикосом Нерсесом III в VII веке), в основе которого лежит декоративный принцип в Рипсиме. Его построил католикос Комитас.
Строительное искусство достигло высокого уровня развития в раннесредневековой Армении. Были построены крепкие замки, дворцы, церкви, отели, мосты, дома и т.д. В качестве строительного материала в основном использовался разноцветный туф. Из множества построек раннего средневековья до нас дошло большинство церквей, построенных с особой тщательностью.

Музыка.

Изменения происходят и в области музыки. В рамках светской песни-музыки единственными представителями специализированного искусства остаются поэты-песенники. Созданы многочисленные произведения высокого искусства, написанные насечками старинными армянскими нотами. Во время церковных церемоний исполнялись гимны Месропа Маштоца, Саака Партева и католикоса Комитаса.

Краткая история Армении и армянского вопроса с древнейших времен до наших дней. А.Айрапетян. Москва, 2022.