Оказав своему народу столь блистательные услуги, как проповедование Слова Божия, Святой Григорий, естественно, был предназначен сделаться главою Армянской Церкви. Возведенный в это достоинство волею царя и нации, он был посвящен в епископы Леонтием, архиепископом Кесарии Каппадокийской, в 302 году. Это событие подтверждено историками и национальным преданием. Но только это посвящение подало повод к распрям по отношению к его значению и отсюда по отношению к сущности иерархических сношений между армянской епископией и кесарийской.
По толкованию греков, армянский епископ был в подчинении кесарийского, и разлад, возникший между ними в V веке, следовало бы приписать схизме. По толкованию латинян, армянская епископия, которая при возникновении своем примыкала к кесарийской, впоследствии была возведена в автономную епископию лишь в силу привилегии, дарованной ей папою Сильвестром Первым.
Не таково мнение армян, которые полагают, что армянская епископия была созданием апостольским и независима с самого момента своего зарождения. Достоверно, что она была только возобновлена Святым Григорием и освящение, полученное им в Кесарии, никоим образом не влекло за собою подчиненности или иерархической зависимости. Те, которые пытаются сделать из Армении епископию, как подчиненную Кесарии, основываются на той гипотезе, что апостольская проповедь в Армении была якобы лишь временным эпизодом, который окончился вместе со смертью Апостолов; что проповедь Святого Григория велась лишь по приказу епископа Кесарии; и что якобы христианство утвердилось в Армении в первый раз лишь в IV веке.
После сказанного нами мы не считаем нужным повторять доказательства официального существования христианства в Армении до Святого Григория. Что же касается мнимой привилегии, дарованной Сильвестром, она основана исключительно на одном апокрифе, составленном армянами во время Крестовых походов. Этот апокриф имел целью защищать независимость армянской епископии, не задевая самолюбия папства, и в то же время – вызвать содействие крестоносцев для утверждения армянских владений в Киликии. Впрочем, все исторические данные – хронологические, критические и филологические – единогласно подтверждают лживость этого документа, в пользу которого теперь уже никто не высказывается.
Изначальная независимость армянской епископии, которая непрестанно провозглашалась патриархами и писателями Армянской Церкви, засвидетельствована к тому же и другими обстоятельствами. Известно, что система юрисдикции и обоюдной зависимости патриархов и митрополитов в Римской империи являлась слепком с гражданской организации префектов и проконсулов. Оба установления – гражданское и духовное – представляли точное подобие одно другого. Вследствие этого страны, не составлявшие органической части империи, остались вне организации патриархатов, в ней учрежденных. Вот как образовались вне империи независимые епископства Армении, Персии и Эфиопии.
Правда, существование областей Первой Армении (Севаста) и Второй Армении (Мелитена) в границах юрисдикции Понтийского экзархата (Кесария) часто могло вести к смешению названий; ибо эти две области были смешаны с Великой Арменией и Малой Арменией. Это заблуждение ясно обнаруживается, когда сравнивают заметки патриархатов со списками гражданских областей. Не было момента, когда бы епископство Кесарии, равно как Антиохийское и Константинопольское, простирало свою административную или судебную власть на Армению в строгом смысле этого слова; и все, что в этом отношении встречается в посланиях Святого Василия Кесарийского, относится исключительно к епископствам Никополиса, Саталы и т.д. Кроме того, история церковных сношений между большими епископствами в начале IV века и до Никейского собора 325 года при добросовестном изучении не содержит в себе никаких указаний на вмешательства одной епископии в дела другой, и это не должно удивлять, так как каждый церковный округ был строго ограничен округом политическим, послужившим для него образцом.
С другой стороны, из истории IV и V веков не видно, что произошла какая-либо перемена в отношениях епископств Армении и Кесарии. Это отсутствие свидетельств дает право заключить, что одна и та же система самоуправления не переставала господствовать в этой церкви с ее основания. Действительно, все, что могли бы здесь формулировать защитники противоположного мнения, сводится к чистейшим гипотезам. Эти защитники основываются на таком порядке вещей, который никоим образом не был в том веке, о котором идет речь, но который относится к последующим векам. Во время византийского господства в Армении и позже, под влиянием Крестовых походов, смутные и различно толкуемые случайности могли изменить отношения разных епископий.
Но случайности эти не властны были оказать какое-либо ретроспективное воздействие или извратить события первых веков. Итак, посвящение Святого Григория архиепископом Кесарии должно быть приписано случайному обстоятельству, может быть, даже личному желанию Святого Григория, который получил воспитание в Кесарии. Это посвящение ни в каком случае не могло бы служить аргументом, из которого можно было бы вывести систему иерархических сношений.
Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.