История Армянской Церкви содержит ряд религиозных вопросов, которые, хотя и выдвигались на протяжении нескольких столетий, тем не менее не изменили ее нормального положения. Мы нисколько не намерены входить в подробности этих споров, лишенных всякого интереса для иностранного читателя. Ограничимся заключением, что споры эти были созданы политическим влиянием государств, господствовавших над Арменией или с ней соприкасавшихся. Армения с утратою своей независимости испытала на себе поочередно господство персидское, греческое и арабское, сообразовавшее свою политику с религиозными течениями в стране. Армяне не могли высвободиться из-под влияния этой тактики. Не желая отрешиться от своих догматических начал, установленных собором 506 года, и, с другой стороны, стараясь обеспечить себе симпатии и преимущества, которые они могли извлечь из политического влияния преобладавших государств, они поставили себе задачей не затрагивать ничьего самолюбия и снизойти до известных уступок, не впадая в противоречие со своими принципами.
Армения бывала часто разделена между разными государствами, но участь ее зависела от того из них, которое владело наибольшей частью страны. Персидское господство в лице сатрапов, назначаемых царями царей, занимало первенствующее место в истории Армении в продолжение целых двух веков (428–633). Затем сатрапов заменили куропалаты (curopalatis), которых ставили византийские императоры. Греческое господство было непродолжительно, около 60 лет (633–693), ибо вскоре сарацины окончательно утвердили свое господство в Армении. Представители халифов непосредственно управляли страной в продолжение полутора веков (693–862). Но подобные завоевания не обходились без кровопролития: Армения всегда являлась ареной состязаний и вооруженных столкновений различных государств, споривших из-за обладания ею.
Армяне в борьбе с противоречивыми влияниями отличались нерешительностью в политике, всецело были поглощены заботой об ограждении своих политических интересов и неприкосновенности Веры. Греческая империя, влияние которой оставалось преобладающим в области религии, даже теперь, когда оно не опиралось на гражданскую власть, оказывала давление на армян, чтобы они приняли Халкидонское Исповедание Веры. Чтобы привести Армению к покорности, обещали улучшить ее политическое положение. Персы и арабы соблазняли их такими же обещаниями под условием, чтобы они отделились от греков. Армяне не могли и не желали уступать внушениям этих последних, признав Халкидонское Исповедание Веры; равным образом они не имели в виду вооружать их против себя; тем более отказывались они отдаться в руки держав нехристианских.
Это затруднительное положение и нерешительное настроение умов особенно характерны для истории Армянской Церкви от VI до IX веков, эпохи, которую мы попытаемся передать сжато, вызвав перед читателем наиболее выдающиеся события. Сношения с персидскими христианами впервые, как мы видели, завязавшиеся при Бабкене, характеризуются непрестанными ходатайствами этих христиан перед армянским патриаршеством, которое пыталось оградить армянский народ от поглощения его последователями Нестория, сумевшими расположить к себе персидский двор благодаря своему антагонизму с греками.
Между прочим, патриарх Кристапор Тираричци не только защищал противников Нестория перед царем царей, но он также посвящал их епископов и ревностно заботился об устроении их церкви. Известна история Второго Константинопольского собора, который греки и латиняне считают Пятым Вселенским собором. Возбуждение, вызванное Халкидонским собором, еще не улеглось к тому времени, когда Юстиниан вступил на престол в 527 году. Так как его усилия для восстановления спокойствия оставались бесплодными, то он задумал добиться осуждения Трех Глав, то есть сочинений Феодорета Кирского, Феодора Мопсуестского и Ибаса Эдесского, поборников воззрений Нестория, вразрез с эфесскими постановлениями и сообразно с Халкидонским Исповеданием.
В 546 году был издан декрет о созыве нового собора, но римские папы продолжали этому противиться из опасения, чтобы косвенное осуждение «Томоса Льва» не ослабило их престижа. Папа Агапет, призванный в Константинополь, умер там, не придя ни к какому решению. Вигилий, назначенный императором, под условием, что он объявит осуждение Трех Глав, не был признан римлянами, которые выдвинули против него Сильвестра; но со смертью этого последнего сопротивление прекратилось, и Вигилий был признан. Собор наконец состоялся (553), и при его содействии были осуждены Три главы. Так, наконец, был исчерпан Халкидонский вопрос в греко-римском мире, разрешенный косвенным способом, которым подтверждалась мысль о единой сущности во Христе, постановленная Эфесским собором.
Армяне, оставшиеся верными Третьему Вселенскому собору, несмотря на неоднократные перемены халкидонцев, не ощущали ни малейшей потребности в новых определениях; вот почему они отказались признать какое-либо значение за декретами нового собора, хотя последние не только согласовывались с основами их вероучения, но даже покоились на авторитете Святого Саака, послание которого к Проклу было торжественно прочтено на соборе непосредственно за чтением глав Святого Кирилла Александрийского.
Патриарх Нерсес Второй Багревандци на Двинском соборе, созванном в следующем, 554 году, ограничился провозглашением Эфесского учения в противоположность халкидонским притязаниям. Внушения греков, бессильные по отношению к армянам, были встречены сочувственно у грузин. Их патриарх Кюрион, хотя и был воспитан и посвящен в Армянском патриаршестве, задумал отделиться от этого престола и присоединиться к Константинопольскому патриаршеству для снискания благосклонности императора. Это подчинение было обусловлено признанием халкидонских постановлений. Усилия Вртанеса, правителя Армянского патриаршества по смерти патриарха Мовсеса Второго Егвартеци (574–604), и нового патриарха Абраама Агбатанеци (607–615) не могли этому воспрепятствовать, и Грузинская Церковь во главе с Кюрионом, окончательно принявшим халкидонское учение, присоединилась к Греческой Церкви.
Двинский собор 609 года скрепил это разделение Армянской Православной Церкви. Однако в итоге это событие должно было иметь неблагоприятные последствия для Грузинской Церкви. Дело в том, что с водворением русского господства на Кавказе в начале XIX столетия национальная обособленность утратила смысл ввиду тождества основ, тождества, повлекшего за собой слияние Грузинской Церкви с Русской. В нынешней Грузии все обрусело: иерархия и духовенство, литургия и язык; сам экзарх и епископы Грузии вербуются из среды русского духовенства.
Мы не можем обойти молчанием последнее усилие, сделанное греками, с целью привлечения армян на свою сторону. После того, как часть Армении подпала под господство Византии, Константинополь поспешил назначить туда преданного ему патриарха (590), при жизни Мовсеса Второго. Это был Ованнес Багаранци. Но эта новая попытка оказалась бесплодной, ибо антипатриарший престол исчез вместе с самим Ованнесом, который был схвачен персами в 611 году. Греки не сочли нужным назначить ему преемника. Они не встретили в этом отношении никакого поощрения со стороны армян, которые в эпоху греческого господства отказались признать пришельца-патриарха, равно как и Халкидонское Исповедание, представителем которого он явился.
Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.