1. Образование Армянской Диаспоры.
После Геноцида 1915 г. в Османской империи более 1 миллиона армян, чудом спасшихся от резни, потеряв родину, разбрелись по всему свету. Эти изгнанники прибавились к ранее уже живущим в разных странах армянским колонистам и образовали Армянскую Диаспору.
Греческий термин «диаспора» означает «разбросанный», «распростёртый», «распылённый». Этим термином обозначают достаточно большое количество соотечественников, проживающих вне родины.
В начале 20-х гг. XX в. в Турции из 2,5 миллионов армянского населения осталась одна десятая часть, в основном проживающая в Константинополе. Наиболее многочисленные армянские колонии возникли в Балканских странах (Греция, Болгария, Румыния), в странах Ближнего Востока (Сирия, Ливан, Египет), в Грузии, в Иране, в России (Северный Кавказ, Причерноморье), в США, во Франции, в странах Латинской Америки (Уругвай, Аргентина).
В тех странах, где до того уже существовали армянские колонии, новые переселенцы получали поддержку соотечественников, легче устраивались, находили работу. В более отсталых странах, таких как Иран, Египет, Сирия, Ливан, армянские беженцы легче устраивались и очень скоро стали играть заметную роль в ремесленном производстве и в торговле. В таких более развитых странах, как США и Франция, армянские беженцы, при незнании языка и невозможности получить социальную поддержку от государства, приспосабливались к жизни с большими трудностями.
2. «Армянский вопрос» и международные отношения в 1921 — 1923 гг.
«Армянский вопрос» всё ещё обсуждался на международных конференциях великих держав в 1921 — 1923 гг. В защиту «Армянского вопроса» выступали только армянские организации диаспоры. Правительство Советской Армении, находясь под идейным руководством Компартии России и в составе СССР, было лишено возможности вести самостоятельную политику и не могло принять в ней участия. Советская Россия (а после — СССР) продолжала выступать в поддержку притязаний Кемалистской Турции, веря что та противостоит международному империализму.
В феврале — марте 1921 г. в Лондоне состоялась конференция держав. В её работе учавствовали армянская делегация уже несуществующей Первой республики Аветиса Агароняна и Национальная делегация Погоса-Нубара. Они на конференции подняли вопрос о претворении в жизнь Севрского договора и создании независимого Армянского государства в Западной Армении. Делегация Кемалистской Турции наотрез отказалась признать Севрский договор, и конференция приняла расплывчатое решение о желательности создания национального армянского очага в восточных областях Турции.
С ноября 1922 г. по июль 1923 г. состоялась конференция держав в Лозане (Швейцария), где «Армянский вопрос» и вовсе не упоминался. Конференция обсудила проблему армянских беженцев и решила перепоручить решение этой проблемы Лиге Наций, которая оказалась не в состоянии что-либо сделать.
Более десятилетия Лига Наций «занималась» проблемой армянских беженцев. Было принято множество резолюций, но не сделано конкретных шагов для решения проблемы. Вопросом беженцев по поручению Лиги долгие годы занимался известный норвежский учёный Фритьоф Нансен. Его личными усилиями армянским беженцам были выданы паспорта без гражданства — под эгидой Лиги Наций («Нансеновские паспорта»). Благодаря этому многим беженцам удалось устроиться на работу, а после получить гражданство в стране проживания. Сам Нансен в конце концов разуверился в возможности решения проблемы Лиги Наций и предложил исключить этот вопрос из дальнейшего обсуждения, ввиду бесперспективности. В своей книге «Обманутый народ» он разоблачил цинизм и предательскую политику великих держав в армянском вопросе.
3. Армянская диаспора между Мировыми войнами
Армяне диаспоры и в труднейших социально-экономических условиях стремились сохранить свою национальность и самобытность. В каждой, более или менее многочисленной, колонии армяне строили церкви, открывали школы, издавали газеты. В диаспоре были созданы общественные организации для оказания помощи беженцам. Наиболее влиятельным из них был «Всеобщий Армянский Благотворительный Союз» (ВАБС), который финансировал школы, больницы, приюты, создавал ремесленные мастерские и фабрики для обеспечения беженцев работой.
Армянская интеллигенция сознавала необходимость установления связей диаспоры с Арменией для национального самосохранения. В 1921 г. в Советской Армении был создан «Комитет Помощи Армении» (КОП) во главе с народным поэтом Ованэсом Туманяном. В Диаспору были откомандированы известные деятели для репатриации беженцев на родину. В свою очередь представители интеллигенции Диаспоры также осознавали необходимость сохранения связи с родиной.
В конце 1921 г. в Советскую Армению прибыл первый караван беженцев из Ирака. В 1925 — 1926 гг. в Армению репатриировалось около 20 тысяч армян из Константинополя, Греции, Франции, Ирана. Всего в 1921 — 1936 гг. на родину репатриировалось свыше 42 тыс. армян. Земледельцев селили в сельских местностях, ремесленников и интеллигенцию — в городах. Государство оказывало помощь в их благоустройстве. Близ Еревана и других городов, куда были поселены репатрианты, возникли новые поселения, которые были названы именами городов и сёл Западной Армении — Арабкир, Бутания, Себастия, Малатия, Зейтун и др. На родине переселенцы занялись мирным созидательным трудом, получили возможность приобрести специальность, получить высшее образование.
4. Армянская диаспора в годы Второй Мировой войны
Армянская диаспора внесла значительный вклад в борьбу против фашизма в годы Второй мировой войны (1939 — 1945 гг.). Многие представители армянской диаспоры активно сражались против фашизма в армиях США, Англии, Франции, в партизанских отрядах и подпольных организациях.
В 1943—1944 гг. в армянских общинах диаспоры различных стран был организован сбор средств в помощь Советской Армении. На средства, собранные армянской диаспорой, были построены танковый корпус «Давид Сасунци» и эскадрилья бомбардировщиков.
Во Французском Сопротивлении активно участвовала группа Мисака Манушяна. Посмертно он стал национальным героем Франции. Славные страницы в историю Греческого Сопротивления вписал армянский партизанский отряд «Свобода».
В войне против СССР фашистская Германия пыталась использовать военнопленных и организовывала национальные легионы. В организации Армянского легиона под эгидой Германии принимали участие Дро, Нжде и другие армянские деятели. Своими действиями они стремились обеспечить покровительство Германии для армян в случае поражения СССР и возможность вступления Турции в войну. Многие военнопленные армяне спаслись таким образом от мучительной смерти в фашистских концлагерях. Большинство армянских легионеров при удобном случае дезертировали и присоединялись к местным партизанам, продолжая бороться против фашизма.
5. Массовая репатриация армян в 1946—1948 гг.
На Потсдамской конференции держав-победителей в 1945 г. руководство СССР подняло вопрос о возвращении Турцией армянских территорий Западной Армении. В поддержку этих требований руководство Советской Армении проводило большую работу в общинах различных стран для организации массовой репатриации армянской диаспоры на родину. Общественные организации армянских диаспор приняли многочисленные обращения к правительствам США, Франции, Англии, СССР, к ООН с просьбой восстановить историческую справедливость и вернуть армянскому народу территории Западной Армении. Повышение авторитета СССР в глазах народов и надежда своими действиями склонить мировую общественность к защите прав армянского народа, стали причиной согласия армянских диаспор на репатриацию в Советскую Армению.
Первый караван репатриантов из Ливана, проплыв на корабле до Батума, прибыл в Армению в конце июня 1946 г. До октября в Армению прибыло ещё несколько караванов. Массовая репатриация продолжалась и в 1947 — 1948 гг. по нисходящей линии. Всего за эти годы из 12 стран мира в Армению прибыло около 90 тысяч армян. Репатриация продолжалась, но не столь массово, в 50 — 60-ые годы. Репатриантов обеспечивали квартирами или ссудой для строительства жилья, бесплатно обучали профессии, предоставляли различные льготы.
И всё же, Армения оказалась экономически не готова обеспечить для соотечественников необходимые социально-бытовые условия проживания. С другой стороны, часть репатриантов стала жертвой массовых сталинских репрессий и была безвинно сослана в Алтайский край. Всё это отрицательно сказалось на дальнейшей репатриации. Более того, в последующие годы часть репатриантов переехало на жительство из Советской Армении в зарубежные страны.
6. Армянская диаспора в наши дни
Во второй половине XX века в демографии Армянской Диаспоры произошли серьёзные изменения. С изменением международной политической ситуации, в 50 — 70-ые годы в странах Ближнего Востока усилилась освободительная борьба, начались революции, этнические и религиозные конфликты. В условиях политической нестабильности в этих странах начался массовый отток армянского населения в более развитые и политически стабильные страны, такие как США, Франция, Англия, Канада, Германия, Австралия, Австрия, Швеция.
После падения сталинской диктатуры и прекращения «холодной» войны были установлены постоянные многосторонние связи Армении с диаспорой. В Армении издавались учебники по армянской литературе и истории для школ диаспоры. Молодёжь диаспоры получила возможность обучаться в вузах Армении. За 1960—1980 гг. в вузах Армении получили образование более одной тысячи армянских девушек и юношей из различных стран диаспоры, а в 1992 г. количество армянских студентов составило 1 200 человек.
Между армянскими учёными из диаспоры и научными центрами Армении установились сотрудничество и научные связи. Происходил обмен специалистов для чтения лекций и научных исследований. Многие учёные из диаспоры были избраны академиками АН Армении. В Армении в 1964 г. был создан Комитет по культурным связям с Диаспорой, начала издаваться газета «Айреники дзайн» (Голос Родины), где освещались события в диаспоре и на родине.
Укрепились литературные связи писателей Армении и диаспоры. В Армении были изданы произведения таких писателей, как Вильям Сароян, Алисия Киракосян, Шарль Азнавур, Карапет Ситал, Левон Месроп и других. Театральные, музыкальные и фольклорные группы из Армении часто бывали на гастролях в различных странах диаспоры. Организовывались выставки художников. Укреплению связей Армении с диаспорой широко способствовала и Армянская Апостольская церковь.
В 1965 г. в Армении и в диаспоре была отмечена трагическая дата 50-летия Геноцида армян. Во многих странах диаспоры поставили памятники жертвам геноцида. В Ереване в Цицернакаберде были построены Мемориальный комплекс и Музей Геноцида.
Новое поколение армян диаспоры выросло в совершенно других условиях и с другой психологией. Продолжая борьбу за справедливое решение «Армянского вопроса», новое поколение стало использовать другие методы борьбы, новые подходы и смогло добиться того, чтобы справедливое требование армянского народа получило поддержку многих стран мира. Геноцид армян 1915 г. в Османской Турции сегодня признали и осудили парламенты Кипра, Уругвая, Греции, России, Франции, Швейцарии. В 1987 г. Европарламент осудил Геноцид армян и призвал правительство современной Турции признать факт геноцида. Армянские организации диаспоры продолжают издание фактов и документов на различных языках, добиваясь признания армянского геноцида и другими государствами.
Сознавая значения армянского языка и культуры для национального самосохранения, армянские общины диаспоры прилагали усилия для создания и содержания учебных заведений, фольклорных групп и ансамблей. Наиболее известными из армянских учебных заведений в диаспоре являются колледж «Айзакян» в Бейруте (основан в 1955 г.), училище «Мелконян» на Кипре (основано в 1924 г.) и училище «Мурад-Рафаелян» в Венеции (основано в 1836 г.). В них получают армянское образование армянские дети из различных стран диаспоры. Армянские школы различного уровня сегодня действуют и в странах Латинской Америки, в США, в Канаде, в Австралии.
Для национального самосохранения важное значение имело и развитие армянской литературы. В диаспоре творили такие известные писатели, как Левон Шант, Ваган Текеян, Аршак Чопанян, Акоп Ошакан, Вильям Сароян, Мушег Ишхан и многие другие. Армянская литература диаспоры является неотъемлемой частью армянской литературы.
Многие армянские деятели искусства достигли мировой известности. Во Франции признание в области живописи добились офортист Эдгар Шаин, пейзажист Армис (Арменак Мисирян), абстракционисты Гарзу (Гарник Зулумян), Жансем (Ованес Семерджян), скульптор Акоп Гюрджян и другие. В США известность получили художники Аршил Горький (Востаник Адоян), Овсер Пушман (США), кинорежиссер Рубен Мамулян, в Ливане — художник Арутюн Каленц, в Италии — художник Жерардо Оразян, скульптор Нвард Зарян, кинорежиссер Джан-Карло Коюмджян.
В различных странах диаспоры действовали и действуют многочисленные музыкальные коллективы, музыканты, композиторы и исполнители. Мировой известности добились певицы Лили Чугасзян и Лусин Амара (США), певец Шарль Азнавур, Левон Дурян, композитор Жорж Карваренц, органист Перч Жамкочян (Франция).
Во многих армянских общинах действовали и сегодня продолжают выступать любительские театральные труппы, фольклорные группы. Многие из их руководителей получили образование или повышали профессиональное мастерство на родине.
В течение XX века в различных странах издавались газеты и журналы на армянском языке. И сегодня издание армянской прессы продолжается. Новым веянием времени стало издание двуязычной прессы или армянских журналов на иностранных языках, так как многие армяне нового поколения плохо владеют армянским языком. В связи с миграцией армянского населения диаспоры из одной страны в другую перестали издаваться многие газеты и журналы в Египте, в Ливане, в Болгарии, в Иране, в Греции, во Франции.
Старейшим армянским печатным органом является орган конгрегации Мхитаристов Венеции журнал «Базмавеп», который издаётся с 1843 г. Продолжают издаваться печатные органы «Айреник» (в Нью-Йорке), «Армениан Ревью» (в Бостоне), «Аспарез» (во Фрезио), «Алик» (в Тегеране), «Мармара» (в Станбуле), «Ашхар» (в Париже), «Арарат» (в Бейруте) и многие другие.
После развала СССР в 1991 г. в число стран армянской диаспоры включились и большинство бывших советских республик. Социально-экономические и политические проблемы на родине вынудили часть населения Армении искать пристанище в далёких и близких странах и привели к новой волне миграции.
Сегодня численность армянского населения в диаспоре значительно превышает количество населения, проживающего в самой Армении. Оно достигает 5 млн. человек. Из них 2,5 живёт в Российской Федерации, 0,5 млн. в республиках СНГ, 1 млн. в США, и 1 млн. в других странах мира. В самой Армении по официальным данным переписи в начале 2003 г. проживает 3 млн. 210 тысяч 300 человек.
А.Э.Хачикян.
История Армении. Краткий очерк. Эдит Принт, Ереван - 2009