В настоящей статье рассматривается фрагмент из истории армянской общины г. Армавира – вклад выдающегося полководца Андраника Озаняна в организацию армавирцами помощи своей исторической родине и соотечественникам.
Османская империя в Первой мировой войне выступила на стороне Германии и в октябре 1914 г. первой начала военные действия против России на кавказском направлении. С конца XIX века турецкое правительство осуществляло геноцид в отношении западных армян, кульминацией которого стало массовое уничтожение армянского народа в 1915-1923 гг. Причем предлогом для окончательного «решения армянского вопроса» по-турецки стали подозрения в симпатиях армян к России и участие восточных армян в составе действующей российской армии. Хотя известно, что истинная причина крылась в стремлении уничтожить «армянский клин», препятствовавший реализации пантюркистских планов.
В связи с объявлением 22 октября 1914 г. войны с Турцией в армянских общинах и поселениях создаются комитеты, приступившие к организации отрядов добровольцев и отправки их на Кавказский фронт.
26 октября 1914 г. в армавирской церкви Сурб Аствацацин выступивший перед паствой священник Геворг Сеферянц заявил: «Мы, как граждане великой России и как сыны армянского народа, не остановимся ни перед какой жертвой, те, кто в силах и в состоянии носить оружие, должны стать на ноги и если понадобится, пожертвовать жизнью».
В Армавир и в другие города и села Юга России, где имелись армянские общины, происходило переселение тысяч западных армян, чудом избежавших гибели от турецкого ятагана. И в прежние годы в оказании им помощи значительную роль играли благотворительные организации. Наибольшую активность проявляло отделение Армянского Благотворительного общества на Кавказе, женские организации, церковные попечительские советы, отдельные предприниматели и партии. Так, в сентябре 1917 г. на региональном съезде ячеек партии Дашнакцутюн было принято решение о создании Северо-Кавказского ЦК с центром в Армавире. Они выдавали продовольствие, одежду и отопление нуждающимся, организовывали единовременные или периодические выплаты денежных пособий, занимались трудоустройством беженцев, устраивали богадельни и приюты для стариков, размещали детей в учебные заведения и сиротские дома.
После объявления войны с Турцией в Армавире состоялось экстренное совещание представителей общины, на котором был избран комитет под председательством священника Г. Твеляна и постоянно действующий президиум в составе С.И. Егорова (председатель), Б.К. Кусикова, С.М. Мхитаряна, П.Г. Гаспарова, П.А. Оганова и Л. Гюлумяна. Армянский комитет приступил к сбору средств для организуемых добровольческих отрядов и оказанию помощи беженцам.
Важную роль Армавира и местной армянской общины в организации помощи армии и беженцам неоднократно подчеркивал выдающийся полководец, национальный герой Армении генерал Андраник Озанян (1865-1927). В 1917 г. он, по меньшей мере, дважды посетил город на Кубани, названный в честь древней столицы Армении.
Андраник Торосович Озанян (1865-1927) родился в западноармянском городе Шапин-Карахисар. В конце 1880-х гг. он примкнул к движению армянских гайдуков-фидаинов и к концу 90-х гг. стал общим их руководителем. О его подвигах ходили легенды. Им восхищались соотечественники, панически боялись враги. В Первую Балканскую войну (1912-1913) армянские добровольцы во главе с Андраником и Гарегином Нжде в составе болгарской армии громили превосходящие силы турецкой армии. С началом мировой войны русское командование поручило Андранику сформировать и возглавить первую добровольческую армянскую дружину. Добровольцы, сражавшиеся самоотверженно и храбро, особо отличились в боях за Ван, Дильман, Битлис, Муш, Эрзерум и другие города Западной Армении. В 1916 г. Андраник выразил несогласие с решением генерала Юденича перевести добровольческие формирования в состав регулярных частей, так как командование в любой момент могло перебросить боеспособные армянские отряды из Западной Армении на другие участки фронта, обрекая местных армян на неизбежную гибель. В связи с этим Андраник подал в отставку и посвятил себя организации помощи беженцам. На поле брани он вернулся только в начале 1918 г. после развала большевиками русско-турецкого фронта.
Накануне февральского переворота в Петрограде, в письме к своему соратнику Левону Кюледжяну от 19 января 1917 г., помимо обсуждения вопросов издания газеты «Айастан» для западных армян он сообщил: «Думаю поехать в Армавир, по возвращении вновь напишу Вам».
В «Исторической летописи боевых действий генерала Андраника на Кавказском фронте 1914-1917 гг.» опубликованы воспоминания очевидца о пребывании Андраника в Армавире, датированные январем 1917 г. В ней читаем: «Было это в начале 1917 г., когда Андраник после посещения Кисловодска, Пятигорска, Нахичевани прибыл в Армавир и остановился в одной из армянских семей. Армяне Армавира содержали на свои средства 65 сирот. Командир Андраник выразил желание увидеть их и с двумя местными национальными деятелями направился в сиротский дом. Застав сирот голыми, босыми, в жалком состоянии, мы, растерянные, вернулись домой. В этот день местные армяне устроили банкет в честь героя. Когда тамада преподнес 15000 рублей в дар Андранику, сказав: “Ваши земляки эту скромную сумму дарят Вам, чтобы потратили на свой отдых” (да еще 2000 рублей армяне Ялты прислали в дар командиру), Андраник, который был под впечатлением жалкого состояния сирот, взволнованно выразил благодарность за признание своих заслуг и сказал: “А я для успокоения своей души, из этой суммы дарю 10000 рублей сасунцам, которые понесли много жертв, 3000 рублей дарю местным сиротам, с положением которых ознакомился, и 2000 рублей дарю органу западных армян – ежедневной газете “Айастан”. “Ты бери себе эту сумму, – сказали присутствующие, – мы и о сиротах позаботимся, и беженцам поможем”. Но командир отказался, выразив благодарность».
Во второй половине октября – в начале ноября 1917 г. Андраник вновь побывал в Армавире и в других городах Северного Кавказа.
В статье Н. Ростованова в ежедневной армавирской газете «Отклики Кавказа» (№ 225) от 17 октября 1917 г. сообщалось: «В Армавир прибыл редкий гость – Андраник, – вождь и герой, пользующийся исключительной популярностью среди армян. Нет села, нет города, нет такой глухой колонии армян, в какой бы части света она ни была, наконец, нет мужчин, женщин, стариков и детей, которые не знали бы имени Андраника и не преклонялись бы перед этим высоким именем. Вокруг его имени сложилась масса прекрасных легенд, его имя воспевается в множестве песен, уже ставших народными, как в хижине бедняка, так и в дворцах миллионеров. Андраник – это армянский Гарибальди... Андраник – воплощение армянского народа. Честь и слава тому народу, который родит таких героев».
Без предварительного оповещения с утра в воскресенье 15 октября в ожидании прибытия Андраника горожане стали стекаться к армянской церкви и школе. По приезде он был встречен тысячной толпой восторженными криками: «Кецце [Да здравствует, ура] Андраник»! В зале армянской школы открылось собрание общественности. В честь национального героя были произнесены приветственные речи Тониянцем и священником Нерсесом Ертевцяном, который редактировал еженедельник «Карик» («Нужда») на армянском языке. В ответном слове Андраник, выразив свою признательность за приветствие, сказал следующее: «Между нами, армянами, не должно быть расхождений на классовой почве, так как мы все дети одной земли, одной родины – далекой турецкой Армении... Как весь организм чувствует боль при повреждении какой-либо части своего тела, так и все армяне, как одно целое, как целый организм, должны были содрогнуться и почувствовать ту невыносимую боль, какая постигла турецких армян».
Эти слова были особенно актуальны в условиях нараставшего гражданского противостояния в России. Отметив, что степень сплоченности и активности армян за пределами родины недостаточна, Андраник призвал еще шире развернуть помощь западным армянам. «Против оружия можно выставить оружие, можно с честью умереть на поле брани за родину, как это сделали наши доблестные товарищи – Кери и другие, но перед естественным, стихийным бедствием оружие и храбрость бессильны. В настоящее время на нас надвинулось такое несчастье, как голод, что мы можем сделать против этого? Сумма всех пожертвований наших за все время несчастий армян не превысила 1400000 рублей. Согласитесь, что сумма эта меньше даже той милостыни, которую вправе была получить окровавленная и пострадавшая часть нации от своих здоровых братьев».
Где бы ни выступал Андраник, он подчеркивал незыблемость русско-армянской дружбы и воинского братства. «На поле брани мы, армяне, – говорил в Армавире национальный герой, – со стороны русского войска встретили такое отношение, которое никогда не забудется. С казаками мы так тесно сблизились, что относимся к ним как родные братья, мы понимаем и ценим друг друга: русские видели, что мы всегда шли первыми в бой и никогда не отступали. Я от души восклицаю: ”кецце русскому войску, кецце русскому казачеству и кецце кубанским казакам”». После этих его слов вся публика разразилась долго не смолкающими возгласами ”кецце” и громом аплодисментов. В память павших все почтили вставанием.
В заключительной части статьи Н. Ростованова рассказывается, что после закрытия заседания многотысячная публика провожала Андраника до его квартиры и около Александровского училища, встретив казаков, кричала «кецце» и «ура казакам». Проводив полководца до квартиры, местные жители долго не расходились, тем более что многие не попали в переполненный зал заседания. И только после того, как Андраник подошел к окну и раскланялся с публикой, народ стал расходиться.
Указанные события происходили в воскресенье. В том же номере газеты «Отклики Кавказа» сообщалось, что Андраник пробудет в Армавире до среды, и что, вероятно, будет «еще одно заседание, а также дан в его честь банкет». У нас нет информации о том, как прошел в Армавире упомянутый банкет. Зато есть описание подобного мероприятия в Майкопе, куда Андраник прибыл после Армавира и Екатеринодара. В Майкопе Андраник остановился в доме местного мецената, уроженца Армавира Макара Терзиева (Мхитара Терзияна), благодаря которому в этом городе была построена церковь.
О пребывании Андраника в Майкопе и о банкете, организованном правлением женской благотворительной организации, сообщалось в заметке тифлисской газеты «Айастан» от 2 ноября 1917 г. На вечере-банкете присутствовало 200 почетных граждан из тысячной армянской общины города. В своем выступлении Андраник, описав тяжелое положение голодающего народа, призвал местных армян «взамен суесловий и споров практическими делами помочь страждущим, голодающим братьям хлебом насущным». Обращаясь к присутствующим, он сказал: «Если вам доставляет удовольствие только присутствие мое, или подобных мне лиц, то не стоило здесь собираться. Если бы каждый армянин думал не только о своем лишь благополучии – бедствий, выпавших на долю нашу, было бы намного меньше». Далее он выразил благодарность кубанским казакам за гостеприимство, рассказал о неоценимой роли казаков в спасении армянских детей и беженцев и приветствовал казачьих воинов, своих соратников по оружию, что стояли тут же. После чего все присутствующие несколько раз скандировали: «Да здравствуют кубанские казаки!». Обращаясь к казакам, Андраник сказал: «Я полагаюсь на этот героический народ, уверен, что не даст умереть голодной смертью тем, кого он спас своим клинком».
Пламенные выступления национального героя перед представителями армянской общественности способствовали мобилизации сил и средств на помощь беженцам. Где бы он ни выступал, его речь была пронизана болью за судьбу оставшейся части нации. Он обличал тех национальных политиков, которые во имя своих узкопартийных и классовых интересов, псевдоинтернационалистских идей забывают о главном – национальном выживании. «Политика всеобщего уничтожения – политика геноцида – уже осуществлена в самых широких масштабах и в самом жестоком виде. И в силу этого классовые различия среди турецких армян…стушевались – они все стали жертвами одной судьбы, одного правового положения, они все живут единым идеалом, единым горем, имея перед собой одного общественного врага… В разоренной нашей стране партии пусть проповедуют не отвлеченные теоретические учения, а то, каким способом обеспечить физическое существование уцелевших остатков истребленного народа…
Нам надо подумать о спасении уцелевших, чтобы завтра или послезавтра мы могли перестроить армянское общество на той же родине в соответствии с ее исторической миссией и чаяниями…». Эти слова он произносил в Тифлисе, Армавире, Екатеринодаре, Майкопе и в других городах. Армяне Юга России, вняв его призыву, собрали крупную сумму для помощи беженцам и раненым военнослужащим.
Подписанный 3 марта 1918 г. правительством РСФСР в Брест-Литовске «мирный договор» с Германией и ее союзниками еще больше усугубил положение армянского народа. Лицемерная политика, проводившаяся правительством Ататюрка, позволила турецкой армии, получив от советского правительства финансовую и военную помощь и опираясь на поддержку своих закавказских соплеменников, развернуть масштабное наступление в Закавказье для окончательного «разрешения» армянского вопроса по-турецки. В этот период количество беженцев на Юге России, в том числе и в Армавире, значительно возросло за счет уже не только западных, но и восточных армян, в частности, из Карабаха, Нахичевана, Гандзака, Баку и др.
Пламя гражданской войны самым катастрофическим образом повлияло на положение армянских беженцев, осевших в Армавире и в других городах Северного Кавказа. Питая надежду вернуться на родину, они скитались по заброшенным помещениям, подвалам и в классах армянских школ.
После окончательного утверждения советской власти в регионе национальные партии и благотворительные организации, занимавшиеся помощью беженцам, были ликвидированы. Преследованиям подвергалась церковь, объединявшая эту деятельность. Официальные власти не хотели отдавать самодеятельным национальным объединениям инициативу в работе среди многотысячного беженского населения, могущего стать важной социальной опорой советской власти. Однако вплоть до середины 20-х годов помощь беженцам не являлась приоритетным направлением советских органов. На это в 1925 г. обратил внимание инструктор отдела национальностей ВЦИК РСФСР Моравский. Он писал: «В округах: Армавирском, Владикавказском, Майкопском проживает около 25.000 армян беженцев, бывшие хлеборобы и садоводы... Местные власти не обращают на них почти никакого внимания, постоянно переселяя с места на место. Жилищные условия их невыносимы. Живут, главным образом, в полуразрушенных домах, сараях и подвалах. Я с представителем армянской секции осмотрел их жилища в Майкопе, Владикавказе и Армавире, они произвели на меня тяжелое впечатление. Помещения сырые, полутемные, нижние этажи без деревянной настилки, всюду невероятная грязь и духота. Все помещения служат им одновременно складом топлива и продуктов. Среди этой грязи, вони и дыма лежат роженицы и больные, так как в больнице, как не застрахованных, их не принимают. Особенно тяжелое положение женщин и детей, постоянно находящихся дома, цвет лица у них землистый, почти все страдают суставным ревматизмом и туберкулезом. Местные власти не идут им навстречу. В Армавире из подвала д. № 1-73 по Георгиевской улице Местхоз выбросил на улицу около 70 семейств, не помогло вмешательство армянской секции. Выселенные вынуждены были вырыть себе землянки за городом и там поселиться. Освобожденные подвалы до сих пор никем не заняты».
Если до заключения советско-турецкого Московского договора (1921), и в особенности Лозанского договора (1923), у многих армян еще оставалась надежда вернуться на родину в Западную Армению, то теперь эти надежды отодвигались на неопределенный срок. Что касается генерала Андраника, то после завершения мировой войны он, находясь во Франции, разрабатывал планы освобождения Киликии. С 1922 г. генерал перебрался в США, где организовывал пожертвования в пользу армянских беженцев и сирот.
Выдающийся полководец, герой России и Армении умер 31 августа 1927 г. В январе 1928 г. его останки были перевезены в Париж и захоронены на кладбище Пер-Лашез. В 2000 г. его прах перезахоронен на ереванском кладбище героев Ераблур. Память о генерале Андранике важна не только как дань уважения великой истории России и ее союзника Армении, но и для воспитания настоящего патриотизма и любви к родине без каких-либо идеологических предпочтений. В этом заключается главный урок, который можно извлечь из истории жизни и борьбы великого полководца.
Акопян Виктор Завенович – кандидат исторических наук, доцент кафедры исторических и социально философских дисциплин, востоковедения и теологии Пятигорского государственного университета, г. Пятигорск.
"Армавир в трех столетиях истории России: XIX - XX - XXI вв. (к 180-летнему юбилею города)". Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.