Предводитель армяно-русской епархии архиепископ Овсеп Аргутян внес большой вклад в дело обустройства армянского населения, преодоления неблагоприятных жизненных условий на местах, организации духовно-административной жизни и реализации прочих задач в течение долгого периода после окончания Русско-турецкой войны 1768–1774 гг.
Велика была его роль, которую он сыграл в деле основания города Новой Нахичевани на правом берегу реки Дон в 1778–1779 гг. и в жизни переселенцев. Назначение русским командованием И. Аргутяна на должность духовного предводителя армян завоеванного в ходе Русско-турецкой войны Крыма преследовало цель использовать силы архиепископа не только в вопросе выбора места для переселенцев, но и убедить крымских армян переселиться на новые для них места. Крымские армяне, вынужденно выехавшие из Крыма и достигшие русских территорий, но пока еще не получившие место проживания, в 1779 г. отправили делегацию к И. Аргутяну в Санкт-Петербург, чтобы он обратился к русскому правительству для окончательного предоставления армянам места проживания. Делегаты предлагают Ростовскую крепость на берегу реки Дон в Азовской губернии и просят императорские привилегии. В августе того же года И. Аргутян и занимающий высокий пост в царском дворе И. Лазарян от имени армянской общественности обращаются к управляющему Южной России, графу Г. Потемкину. Принимается решение: указанную территорию предоставить армянам. Несмотря на то, что для организации переселения и выбора местности составляется комиссия, однако, как пишет известный армянский историк Лео, «...разместить такое огромное количество людей, вдохнуть в них душу и жизнь, установить порядок – все эти хлопоты решал Аргутян».
В дальнейшем также епархиальный предводитель был рядом с переселенцами, содействуя им как духовно, так и материальными средствами, так как поселенцы на новых местах оказались в тяжелом социально-экономическом положении. Благодаря его усилиям 14 ноября 1779 г. у русского правительства за подписью Екатерины II (1762–1796) были получены специально разработанные «Привилегии», которые в жизни армян-переселенцев сыграли важную роль.
Несмотря на это, переселенцы длительное время находились в крайне неблагоприятных условиях. В ноябре 1780 г., возвратившись из Петербурга и Москвы в Новую Нахичевань, архиепископ стал свидетелем крайне бедственного положения жителей. И. Аргутян пытается ускорить официальную церемонию основания города и процесс получения у правительства новых привилегий для переселенцев. 4 апреля 1781 г. быстрыми темпами он строит и освящает маленькую деревянную церковь Св. Аствацацин (Св. Богородицы), в которой 21 апреля проходит торжественная церемония по случаю основания города. Для облегчения адаптации крымских армян к новым местам и для того, чтобы как-то умерить их тоску по родине, И. Аргутян в 1783 г. основал церковь Святого Креста по имени одноименной церкви Крыма, строительство которой началось в 1786 г. Затем с целью улучшения условий жизни переселенцев, строительства общественных зданий, расширения земель, предоставления привилегий, освобождения от налогов, денежной помощи, предотвращения общественного недовольства И. Аргутян ведет переговоры и обращается к русским политическим и военным деятелям, местным губернским властям – генералу А. Суворову, Г. Потемкину, П. Зубову, А. Куракину, В. Черткову и др. Для улучшения положения армян архиепископ был вынужден часть собранной у епархии эчмиадзинской пошлины потратить на них, о чем И. Аргутян признается Католикосу всех армян Гукасу Карнеци.
Однако предпринятые меры были недостаточными для стабилизации экономического положения переселенцев и устранения социального расслоения среди жителей города. В период 1784–1785 гг. в своих письмах епархиальный предводитель описывает тяжелое положение городской бедноты. Архиепископ сознавал, что новую эмиграцию можно предотвратить только ценой благоустройства Новой Нахичевани и развития социально-экономической жизни. С целью улучшения состояния бедного слоя населения Аргутян в 1786 г. создает комиссию по сбору пожертвований, чтобы состоятельные жители жертвовали деньги в пользу бедных. Священника Степана Арутюняна своими кондаками (посланиями) и кондаками католикоса Г. Карнеци он отправляет в Индию просить помощи у армян, проживающих там. 21 ноября 1788 г. Степану, находящемуся в Индии, архиепископ пишет: «Жители Нахичевани молятся за тебя и ждут твоего возвращения». Жителям Новой Нахичевани денежную помощь предоставляют В. Калантарян, О. Геракян и прочие армяне, проживающие в Индии. При содействии последних и по инициативе Аргутинского до 1788 г. и после в Новой Нахичевани были построены разные светские и культурные здания, дома, мельница.
В декабре 1781 г. жители Новой Нахичевани в своем обращении к Г. Потемкину высоко оценили роль Аргутяна в деле основания города и заботе о нуждах населения. Затем, в 1797 г., И. Аргутян направляется в столицу России, лично контролируя процесс получения у правительства новых привилегий для армян. Во время отсутствия И. Аргутяна положение в городе вышло из-под контроля, прекратились строительные работы, началось противостояние между жителями и духовной верхушкой. Ко всему этому прибавляются доносы на архиепископа губернаторам и царскому двору. Пользуясь поводом, противники архиепископа обвинили его в растрате средств общины (в 1800 г. из доходов города 2825 рублей было выдано И. Аргутяну на дорожные расходы). Епархиальный предводитель пытался на расстоянии контролировать ситуацию. В период 1797–1798 гг. он обращается к духовным и светским руководителям города, призывая успокоить население, выдворить преступников и позаботиться о бедных жителях.
9 марта 1799 г. в кондаке, направленном духовным судьям и населению Новой Нахичевани, отражена борьба И. Аргутяна за привилегии. В нем не только описывается искреннее сочувствие духовного предводителя городу Новой Нахичевани и его жителям, а также перенесенные его личные трудности и оскорбления. «Во имя вашего города и вашего счастья я пострадал, истратил мое имущество, попал под долги, изнурил душу, опорочил уважаемое имя и честь», – пишет предводитель.
Письма И. Аргутяна свидетельствуют, что архиепископу нелегко было бороться за привилегии. Часть сенаторов была против освобождения нахичеванцев от некоторых налогов, о которых Аргутян вел переговоры со знакомыми ему русскими деятелями. В конце концов, его многочисленные обращения высшим российским властям нашли свое отражение в императорской грамоте от 28 октября 1799 г., которая не только сохраняла прежние привилегии для переселенных армян, но и предоставляла новые. Привилегии Аргутян считает большим завоеванием, особенно таможенные, которые были предоставленные торговцам и ремесленникам. И. Аргутян с первых же дней основания Новой Нахичевани предпринимает шаги по осуществлению строительных работ, развитию культурной жизни города. В письмах, направленных разным лицам, И. Аргутян с большим вдохновением и гордостью говорит о Новой Нахичевани, не скрывая свою любовь и особенное отношение к городу. И. Аргутян сознавал, что предоставление привилегий городу исходит из экономических и политических интересов царского правительства. Армянская община Новой Нахичевани могла бы стать экономическим оплотом юга России.
А.О. Амирджанян.
Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы III Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 30–31 мая 2018 г.
Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.