Проблемы воспитания и образования всегда были в центре внимания армянских мыслителей, духовенства и политических деятелей. Именно образование и воспитание являлись основными трансляторами культуры и национальной идентичности. Представители армянской духовной, политической и экономической элиты как за рубежом, так и в самой Армении прекрасно осознавали значимость образования в обеспечении единства народа, национальной безопасности и идентичности, всячески способствуя развитию и распространению образования в местах своего проживания.

На протяжении столетий Армения была лишена политической независимости и государственной самостоятельности. Армянский народ испытал миграции и угрозы смешения народов, этносов и религий, общался и сталкивался как с цивилизованными, так и «варварскими» народами, волею судьбы вовлекался в мировой процесс взаимовлияния различных культур, становясь зачастую объектом как военно-политической и религиозно-идеологической, так и культурной экспансии.

Армянскому народу удалось сохранить свою национальную и культурную самобытность в условиях отсутствия государственности, отчасти благодаря концептуальному отношению армянских мыслителей и идеологов живущих, в основном за рубежом к вопросу образования и воспитания, которые получали идейно-теоретические и практические решения. В основном из-за сложного геополитического положения на протяжении многих веков армяне, как отмечает Э. Геллнер, приобрели «длительную тенденцию диаспорального проживания в качестве национального меньшинства». Но, несмотря на это, армянская диаспора не растворилась, в основном сумев сохранить свою национальную идентичность, не отвергая элементы культуры и образа жизни тех государств, в которых она поселилась.

Самая большая по численности армянская диаспора находится на территории России. В научной литературе можем найти информацию о том, что в некоторых регионах современной России армяне начали жить в те времена, когда еще не существовало ни российского государства, ни даже Московского княжества. Считается, что армянские поселения на Северном Кавказе (юг современной России) появились еще в I веке до нашей эры, при армянском царе Тигране Великом. После принятия христианства в 988 году, для армян были созданы весьма благоприятные условия проживания и торговли на Руси. Развитию армянской общины также способствовала, по мнению ряда авторов, женитьба великого князя Владимира Святославовича на Анне – сестре византийского императора Василия II, армянина по происхождению. Армянская община на Руси занималась не только торговлей и ремеслом, но и наравне с местными отважно воевала с половцами, печенегами, позднее с монголо-татарами, с тевтонскими рыцарями и т.д.

Большой вклад армяне внесли также в сферу культуры Руси. Так, например, согласно А. Смирнову, «армянская архитектурная школа оказала влияние на формирование булгарского зодчества» от булгар до Багдада «носителями лучших традиций резьбы по камню являлись армяне». Доказано, что в средневековой Руси немало культовых сооружений воздвигли армянские мастера. Так, например, армяне участвовали в строительстве архитектурных шедевров Владимиро-Суздальского княжества. Об этом же свидетельствуют обнаруженные в киевском храме Св. Софии следы надписи на армянском языке, в которой четко различались пять букв на крышке саркофага князя Ярослава Мудрого (1019–1054) и 22 надписи на армянском языке XVI–XVII вв.; фреска с изображением армянских святых Григория Арменского и девы Рипсиме в интерьере церкви Спаса Нередицы (1198 г.) близ Новгорода Великого; изображение Григория в интерьере Хутынского монастыря (1445 г.).

Как выше было отмечeно, для армян всегда неоспоримой ценностью оставалось образование. Во всех местностях, где бы ни селилась армянская община, помимо армянских церквей, открывались новые школы, училища, образовательные центры, типографии и т.д. Как пример можно выделить астраханскую общину, где впервые в России в 1717 году была основана Астраханская епархия. В дальнейшем здесь было основано множество армянских школ, духовная семинария, ремесленное училище, типография, театр. Такое отношение к образованию и привело к тому, что в армянской общине России помимо страт торговцев и ремесленников постепенно начала формироваться новая страта – «интеллигенция», которая поддерживала связь с другими армянскими общинами и трудилась во благо процветания России. Эти обстоятельства послужили основой убеждения, что именно армяне могут стать лучшими «проводниками» гражданственности на юге Российской империи.

В этом, например, был убежден великий царь России Петр I, который своим приказом переселил армян из Османской империи в новоприобретенные Россией прикаспийские территории. Армяне оправдали связанные с ними ожидания, и поэтому данная политика по переселению армян продолжилась и в последующем. Особенно эта политика проявилась в период царствования Екатерины II. Подтверждение этому мы можем найти в таких беспрецедентных для армянской общины событиях, как основание для них двух городов – Нор-Нахичевана и Григориополя. Нор-Нахичeвань, который был основан на Дону в 1779 году, предназначался для армян, переселенных сюда из Крыма. Цель данного переселения заключалась не только в освоении новых земель, но и в подрыве экономики Крымского ханства, так как именно армяне и переселенные греки являлись наиболее образованными, сведущими в торговле, носителями земледельческой и ремесленной культуры в Крыму. Армянская община в Нор-Нахичеване кроме успешной экономической деятельности также проявляла активность в культурно-образовательной сфере. Были основаны церкви, духовные семинарии, мужские и женские гимназии, школы, театр, типографии и т.д. Благодаря всему вышеперечисленному Нор-Нахичевань стал одним из главных культурных и экономических центров юга России.

Большой вклад внесла армянская община в сферу развития образования и культуры в Москве. Ярким примером этого является основанный в Москве в районе Армянского переулка 1815 году Армянский Лазаревский институт восточных языков. Институт стал центром армянского просвещения и подготовки национальной интеллигенции, однако в институте учились не только армяне по национальности. Выпускниками Лазаревского института были К. Станиславский, писатель Ю. Веселовский, литературовед Д. Благой, и другие. В пансионе при институте получил среднее образование И. Тургенев. При институте имелась одна из лучших в Москве типографий, где печатались книги на 13 европейских и восточных языках.

Институт располагал большим книжным фондом и богатой коллекцией рукописей. В 1918 году в связи с продовольственным кризисом и участившимися болезнями воспитанников были прекращены занятия в институте. Академик Н.Я. Марр с группой востоковедов организовал Переднеазиатский институт, а затем в 1919 г. – Армянский институт, а Лазаревский институт был переименован в Дом культуры Советской Армении и передан в распоряжение правительства Армении. В 1839 году был основан новый культурный и промышленный центр армян на Северном Кавказе – Армавир, где были построены три армянские церкви, отдельные школы для мальчиков и девочек. В том же году в Казанском университете была создана первая в России кафедра армянского языка.

В период существования СССР армяне также внесли большой вклад в развитие сферы образования, науки и культуры. Труды армянских учителей и преподавателей были направлены на обеспечение образования высокого уровня. В истории педагогики свой неповторимый след оставили такие учителя и преподаватели, как С. Саакян, А. Хачикян, А. Тоноян, М. Адонц, Л. Капустянская, А. Акопян, А. Тер-Мкртчян, Р. Ачарян и т.д. После распада СССР численность армянской диаспоры в России увеличилась. 16 июня 2000 г. в Москве был создан Союз армян России (САР), который имеет представительство во многих республиках, краях и областях Российской Федерации. Главными направлениями деятельности САР являются культура, образование, молодежная политика и т.д.

Кроме того, сегодня в РФ действуют весьма активные региональные организации, примером которых является Ростовская региональная общественная организация «Нахичеванская-на-Дону армянская община», которая была зарегистрирована 1988 г. в ноябре. Как указанно на официальном сайте организации, ее основной задачей является сохранение и дальнейшее развитие культуры донских армян, как частицы общечеловеческой культуры многонациональной страны, а также содействие укреплению дружбы между народами на основе культурных взаимосвязей, формированию гражданской ответственности. Но кроме этого, данная организация вносит огромный вклад в воспитание и образование молодежи. Сегодня также большинство армян по всему миру получает хорошее образование в ведущих мировых образовательных и научных центрах, добивается высоких результатов в бизнесе, продвигается в мире науки, спорта, искусства, политики как на своей исторической родины, так и тех государств, в которых они проживают.

В конце, хотелось бы отметить, что помимо основных задач, которые сегодня встают перед армянской диаспорой, таких как сохранение национальной идентичности; укрепления имеющихся связей с родиной; сохранение армянского языка и культуры; просвещения, образования и воспитания армянской молодежи; встала еще одна весьма актуальная проблема – формирование активного гражданина. Это позволит на мировом уровне создать положительный образ как армянской диаспоре, так и Армении в целом.

М.Л. Арутюнян.

Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы III Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 30–31 мая 2018 г.

Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.