Февраль 1998 г. стал в истории армяно-азербайджанского конфликта во­круг Нагорного Карабаха тем Рубиконом, после которого мирное урегулиро­вание проблемы оказалось невозможным, а ее военное решение стало лишь во­просом времени. Весьма вероятно, что к подобному выводу пришел еще Гейдар Алиев, сделав реконкисту стержневой идеей своего политического завещания сыну и преемнику во главе государства Ильхаму Алиеву.

Действующий президент Азербайджанской Республики подошел к реше­нию вопроса со всей обстоятельностью и без неоправданной поспешности. Верховный главнокомандующий целенаправленно и планомерно решал три блока проблем — военное строительство, его внешнеполитическое и экономи­ческое обеспечение.

В области военного строительства были реализованы масштабные меро­приятия по реформированию военной организации азербайджанского госу­дарства, включая вооруженные силы и формирования других силовых струк­тур, предназначенные для выполнения задач военными методами, а также органы управления ими. На протяжении 17 лет, с 2003 по 2020 гг., в соответ­ствии с задачами обеспечения национальной безопасности и с учетом экономи­ческих возможностей страны совершенствовались организационная структура, состав и численность вооруженных сил и других войск, их техническое осна­щение, комплектование и всестороннее обеспечение. Под это была подведена соответствующая нормативно-правовая и военно-теоретическая база: принят целый ряд новых законодательных актов (законы «О национальной безопасно­сти», «О воинской обязанности и военной службе», «О вооруженных силах» и др.) и внесены изменения в действующее законодательство (законы «Об обороне». «О государственной границе». «О статусе военнослужащих» и др.), разработаны концептуальные и доктринальные документы (Военная доктрина, Концепция национальной безопасности, Стратегия морской безопасности и др.).

В области внешней политики Азербайджанская Республика сумела раз­вернуть нарратив международного сообщества вокруг проблемы Нагорного Карабаха в свою пользу и сообразно выстроила баланс интересов крупней­ших региональных и внерегиональных акторов — России, Турции и Ирана, а также США, Китая и Европейского союза. В области экономики был совершен

инфраструктурно-логистический рывок: страна превратилась в региональный хаб на пересечении международных транспортных коридоров, получила даль­нейшее развитие добыча и переработка углеводородного сырья на шельфе Каспийского моря. Это, в свою очередь, позволило наполнить бюджет необхо­димыми финансовыми ресурсами и обеспечить благоприятный внешнеполитический фон для успешной трансформации военной организации государства.

С учетом того, что ход военного строительства в Азербайджанской Республике в период до 2017 г. подробно разобран в предыдущей монографии Центра анализа стратегий и технологий, в настоящем издании мы остановим­ся на вопросах оперативной и боевой подготовки войск (сил), комплектования и всестороннего обеспечения вооруженных сил и других войск в 2018-2020 гг.

В исследуемый период общая численность и группировка вооруженных сил и других войск Азербайджанской Республики формально оставалась неизмен­ной: регулярный компонент вооруженных сил насчитывал в своем составе око­ло 67 тыс. человек, в том числе в сухопутных войсках — около 57 тыс., в воен­но-воздушных силах — около 8 тыс., в военно-морских силах — свыше 2 тыс.; еще 15 тыс. человек числилось по линии других силовых ведомств — 10 тыс. во вну­тренних войсках министерства внутренних дел и 5 тыс. в пограничных войсках и береговой охране государственной пограничной службы.

Стратегическое построение вооруженных сил включало общевойсковую армию и три армейских корпуса в первом стратегическом эшелоне и один армейский корпус во втором стратегическом эшелоне: всего 31 соединение, включая четыре механи­зированные (тяжелые) и 19 моторизованных (легких) бригад, бригаду охраны, две артиллерийские (в том числе одну учебную), реактивную артиллерийскую и противотанковую бригады, инженерную бригаду и бригаду связи, а также бригаду материально-технического обеспечения. В составе ВВС — два полка и три отдельные эскадрильи: в составе ВМС — две бригады боевых надводных кораблей, отдельные отряды вспомогательных судов и батальон морской пе­хоты. Силы специального назначения включали, оценочно, соединение бри­гадного состава (в составе общевойсковой армии), до четырех (пяти) отдельных отрядов (по одному на каждый армейский корпус), морской разведывательный пункт и объединенный учебный центр.

Новым элементом указанного построения стало появление во втором стра­тегическом эшелоне еще одного, пятого (резервного) корпуса, развертываемого по мобилизации. Это развертывание было обеспечено наличием внушительно­го мобилизационного ресурса, оценочно, составляющего до 300 тыс. человек, запасов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), ранее выведенных на хранение по мере поступления в войска новых образцов, а также эффектив­ной работой центральных органов военного управления, в первую очередь организационно-мобилизационного управления генерального штаба вооружен­ных сил и территориальных органов государственной службы по мобилизации и призыву на военную службу, выделенного в 2012 г. из структуры министерства внутренних дел в самостоятельное ведомство.

Военные расходы Азербайджана в предвоенные 2018 и 2019 гг. варьирова­лись в пределах 10-11% расходной части бюджета и не превышали 4% ВВ, что в абсолютном выражении составляло 1.7-1.8 млрд долл. В военном 2020 г. они кратковременно выросли до 2,2 млрд долл., что составило 14% расходной части бюджета, или 5.4% ВВП. При этом Азербайджан мог позволить себе, не пе­ренапрягая национальный бюджет избыточно высокими военными расходами, осуществлять масштабные закупки современных систем высокоточного ору­жия. Тем самым к началу осени 2020 г. был создан необходимый запас средств поражения и боеприпасов, которые затем массированно применялись на всем протяжении военных действий, обеспечив общее огневое превосходство во­оруженных сил Азербайджана над Армией обороны НКР. В военно-техниче­ской политике ставка была сделана на беспилотные авиационные комплексы и барражирующие боеприпасы, а также на дальнобойные огневые средства войсковой артиллерии (см. таблицу ниже).

Инвестиции в закупки вышеперечисленных и иных образцов ВВСТ Азер­байджан окупил с лихвой: уже на первом этапе операции ими была уничтожена и выведена из строя значительная доля боевых бронированных машин, огневых средств войсковой артиллерии и войсковой ПВО противника, что позволило размягчить его оборону настолько, что стал возможен ее прорыв. Более того, эффективное применение разведывательно-огневых (разведывательно-удар­ных) контуров существенно затруднило армянскому командованию маневр силами и средствами в глубине обороны, а с известного времени, по-видимо­му, стало сказываться и на морально-психологическом состоянии армянских войск. Столь же эффективными оказались и инвестиции в бронетехнику, обес­печившую прогрызание основной полосы обороны противника и развитие так­тического успеха в оперативный.

Важной составляющей подготовки к предстоящей масштабной наступатель­ной операции с целью освобождения занятой армянскими силами тер­ритории Нагорно-Карабахской автономии и прилежащих семи районов страны стала интенсивная оперативная и боевая подготовка объединений, соединений и частей вооруженных сил Азербайджана. На протяжении четырех с половиной лет, с мая 2016 г. по сентябрь 2020 г., ежегодно проводилось от двух до четырех крупномасштабных (оперативно-тактических, оперативных и стратегических двусторонних многостепенных) учений с войсками объединений и соединений сухопутных войск, к которым привлекались соединения и части других видов вооруженных сил и силовых ведомств. В ходе всех указанных учений практиче­ские действия войск (сил) сопровождались боевой стрельбой. Важным элемен­том оперативной и боевой подготовки как минимум с 2017 г. стала отработка мероприятий мобилизационного развертывания вооруженных сил.

Импорт вооружения Азербайджаном в 2018-2020 гг.

Белоруссия:

2017 год - 152-мм буксируемая пушка 2А36 «Гиацинт-Б» (26 шт.);

2018 год - Самоходная пусковая установка 301-мм реактивной системы залпового огня В-200 «Полонез», 301-мм управляемая ракета А2О0 реактивной системы залпового огня В-200 «Полонез» (300 шт.).

Израиль:

2017-2018 годы - Беспилотный летательный аппарат Hermes 900 (2 шт.);

2018 год - Самоходная пусковая установка оперативно-тактического ракетного комплекса LORA (4 шт.), Баллистическая ракета оперативно-тактического ракетного комплекса LORA (50 шт.);

2018-2020 годы - Барражирующий боеприпас SkyStriker (250 шт.);

2019-2020 годы - Управляемая ракета многоцелевого ракетного комплекса Spike-NLOS (100 шт.).

Турция:

2018-2019 годы - Авиационная крылатая ракета S0M-B1(10 шт.);

2020 год - Беспилотный летательный аппарат Bayraktar ТВ2 (5 шт.), Управляемая бомба MAM-L для беспилотного летательного аппарата Bayraktar ТВ-2 (50 шт.).

Испания:

2019 год - Обзорная радиолокационная станция Lanza-LTR (1 шт.).

Неустановленная страна:

2018 год - Многоцелевой вертолет Bell 412ЕР (2 шт.).

Источник: SIPRI Arms Transfers Database.

Основными комплексными целями крупномасштабных учений стали повы­шение слаженности органов военного управления; совершенствование опера­тивной совместимости штабов различных уровней; сопряжение перспективных систем управления войсками и оружием; апробация замысла будущей фрон­товой наступательной операции; получение командирами всех степеней прак­тики планирования мероприятий по организации боя (операции) и управле­ния войсками; повышение полевой, воздушной и морской выучки соединений и частей.

Так, в 2016 г. были проведены оперативно-тактические учения (19-24 ию­ня) с войсками (силами) 1-го и 2-го армейских корпусов, а также отдельной общевойсковой армии, к которым привлекалось до 25 тыс. человек, свыше 300 боевых бронированных машин (ББМ) различных классов, более 100 систем ствольной и реактивной артиллерии, более 30 систем ПВО, до 40 пилотируе­мых и беспилотных летательных аппаратов фронтовой и армейской авиации. За ними последовали стратегические учения (12-18 ноября) с объединениями, соединениями и частями всех видов вооруженных сил и родов войск, к кото­рым было привлечено до 60 тыс. человек, свыше 150 ББМ различных классов, более 700 систем ствольной и реактивной артиллерии, более 50 пилотируемых и беспилотных ЛА фронтовой, армейской и морской авиации. Примечательно, что пункт управления, на котором разместился штаб руководства указанным учением, был расположен на передовой линии на территории Физулинского района (где развернутся основные события осени 2020 г.).

В 2017 г. было проведено уже два оперативно-тактических учения (16-21 апреля и 19-24 июня) с войсками (силами) 1-го и 2-го армейских корпу­сов соответственно. К указанным учениям привлекалось от 20 тыс. до 30 тыс. человек, от 120 до 250 ББМ различных классов, от 180 до 200 систем стволь­ной и реактивной артиллерии, от 25 до 30 пилотируемых и беспилотных ЛА фронтовой и армейской авиации. В конце года (16-20 ноября) к ним добавились командно-штабные военные игры с органами стратегического, оперативного, оперативно-тактического и тактического звеньев управления видов вооружен­ных сил, родов войск и специальных войск. На определенном этапе игр к ним привлекались войска (силы) для розыгрыша тактических эпизодов.

В 2018 г. количество оперативно-тактических учений увеличилось до трех (12-17 марта, 2-6 июля, 17-22 сентября); к ним привлекались войска (силы) 1-го, 2-го и 3-го армейских корпусов в количестве от 20 тыс. до 25 тыс. человек, от 120 до 250 ББМ различных классов от 200 до 1000 систем ствольной и реактив­ной артиллерии, а также оперативно-тактических ракетных комплексов, от 30 до 50 пилотируемых и беспилотных ЛА фронтовой и армейской авиации. В конце года (12 ноября), как и в году предшествующем, были проведены командно-­штабные военные игры с органами стратегического, оперативного, оперативно-­тактического и тактического звеньев управления видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск. Штаб руководства играми расположился во вновь созданном центре боевого управления вооруженных сил Азербайджана.

В 2019 г. было проведено три оперативно-тактических учения с войска­ми (силами) 1-го, 2-го и 4-го армейских корпусов (11-15 марта, 20-24 мая и 16-20 сентября), к которым привлекалось до 10 тыс. человек, от 100 до 150 ББМ различных классов, от 120 до 300 систем ствольной и реактивной артил­лерии, а также оперативно-тактических ракетных комплексов, от 20 до 35 пило­тируемых и беспилотных ЛА фронтовой и армейской авиации. Год завершился проведением оперативного учения (12-15 ноября) с объединениями, соедине­ниями и частями всех видов вооруженных сил и родов войск. При этом впер­вые не был указан состав привлекаемых сил и средств для столь масштабного мероприятия оперативной подготовки.

Наконец, в первой половине военного 2020 г. было проведено три оперативно-тактических учения: с войсками (силами) 1-го армейского корпуса (2-6 марта), с войскам и (силами) 2-го армейского корпуса и также отдельной общевойсковой армии (проходили одновременно 18-22 мая), к которым привлекалось от 5 тыс. до 10 тыс. человек, до 120 ББМ различных классов, до 120 систем ствольной и реактивной артиллерии, а также оперативно-тактических ракетных комплексов, до 30 пилотируемых и беспилотных ЛА фронтовой и армейской авиации. Непосредственно накануне начала военных действий в период с 6 по 7 сентября 2020 г. прошли широкомасштабные совместные азербайджано-турецкие дву­сторонние учения с боевой стрельбой — тактическое и летно-тактическое — с привлечением контингентов сухопутных войск и военно-воздушных сил чис­ленностью до 5 тыс. человек, более (в том числе 2.6 тыс. в активной фазе), более 200 ББМ различных классов, около 180 систем ствольной и реактивной артил­лерии, более 30 систем ПВО, 18 пилотируемых и беспилотных ЛА фронтовой и армейской авиации.

Следует отметить, что проведение совместных мероприятий оператив­ной и боевой подготовки вооруженными силами обоих государств предусмо­трено договором о стратегическом партнерстве и взаимопомощи между Азер­байджанской Республикой и Турецкой Республикой, подписанным 16 августа 2010 г. В рамках указанного договора в период 2016-2020 гг. в Азербайджане были проведены совместные азербайджано-турецкие тактические учения се­рии «Мустафа Кемал Ататюрк» и «Сарсылмаз Кардешлик» в 2019 г., «Хайдар Алиев» в 2020 г., совместные азербайджано-турецкие летно-тактические учения серии «ТурАз Карталы» в Азербайджане в 2017, 2019 и 2020 гг. В свою очередь, азербайджанские войсковые контингенты приняли участие в совместных меро­приятиях боевой подготовки на территории Турции: в международных тактических и тактико-специальных учениях серии «Эфес» в 2016 и 2018 гг., «Кыш», «Эрджиес» и «Анадолу Анкасы» в 2019 г., в совместных азербайджано-турецких летно-тактических учениях серии «ТурАз Шахини» в 2016 и 2018 гг.

Помимо двустороннего азербайджано-турецкого формата военное со­трудничество Азербайджана с государствами региона развивалось и в форма­те трехстороннем: с 2006 г. проводятся трехсторонние азербайджано-турецко-­грузинские командно-штабные учения с компьютерной поддержкой серии Eternity, а с 2012 г. — трехсторонние азербайджано-турецко-грузинские учения сил специальных операций серии «Кафкас Карталы». Главная цель указанных учений состоит в отработке практических аспектов обеспечения безопасности нефте-газотранспортной и железнодорожной инфраструктуры на территории Азербайджана, Турции и Грузии. Учения проходят на ротационной основе на территории трех перечисленных государств: в 2012 и 2015 гг. — в Турции, в 2013 и 2019 гг. — в Азербайджане, в 2014 и 2017 гг. — в Грузии. В значительной степе­ни трехсторонний формат военного сотрудничества Азербайджана, Турции и Грузии способствовал политической изоляции Армении и обеспечил связность пространства театра военных действий в интересах азербайджано-турецкого альянса.

Активное участие Азербайджана в программе «Партнерство ради мира» (Partnership for Peace, PfP) НАТО также в немалой степени способ­ствовало формированию благожелательного нейтралитета альянса в отно­шении Баку. В исследуемый период азербайджанская армия на плановой основе реализовывала мероприятия концепции оперативных возможностей вооруженных сил государств — участников указанной программы в опера­циях, проводимых под эгидой НАТО (Operational Capabilities Concept for NATO-led PfP Operations. ОСС).

Были проведены оценочные учения с заяв­ленными от Азербайджана к участию в многонациональных силах НАТО согласно упомянутой концепции мотострелковым батальоном (июнь 2017 г.), разведывательной ротой (май 2018 г., сентябрь 2019 г.) и звеном мно­гоцелевых вертолетов Ми-17-1В (сентябрь 2018 г., сентябрь 2019 г.). В рам­ках программы «Партнерство ради мира» Азербайджан также участвует в механизмах индивидуальной программы партнерства и сотрудничества (Individual Partnership and Cooperation Programme. IPCP), процесса планиро­вания и анализа (Planning and Review Process. PARP), индивидуального пла­на действий партнерства (Individual Partnership Action Plan. I PAP) и соглаше­ния о статусе сил (Status of Forces Agreement, SOFA). В практическом аспекте военное сотрудничество вооруженных сил Азербайджана и НАТО в иссле­дуемый период было реализовано в рамках миссии НАТО в Афганистане по обучению и оказанию помощи правительственным силам (Operation Resolute Support): в стране находился азербайджанский миротворческий контингент ротного состава (90 человек до января 2018 г., до 120 человек — после). Азербайджанское подразделение было включено в состав турец­кого формирования и обеспечивало охрану и оборону международного аэропорта в Кабуле.

Оценивая направленность оперативной и боевой подготовки вооруженных сил Азербайджана в исследуемый период, следует отметить, что она была на­целена на отработку вопросов организации и проведения широкомасштабной наступательной операции с целью освобождения оккупированной территории по типовому сценарию: пресечение вооруженной провокации (как вариант — отражение наступления) противника, нанесение ему огневого поражения, восстановление исходного положения с дальнейшим переходом в контрнаступле­ние на нескольких операционных направлениях. В сентябре — октябре 2020 г. все это было реализовано на практике.

Важную роль в военных приготовлениях Азербайджана сыграло обустрой­ство войск, развитие военной инфраструктуры и повышение престижа военной службы. Обустройство войск, находившихся с середины 90-х годов минувшего столетия вплоть до середины 10-х годов столетия нынешнего, скажем прямо, в чистом поле, в условиях непосредственного соприкосновения с противником, стало особенно значимым событием. И это напрямую связано с приходом к руководству военным ведомством Закира Гасанова: с конца 2013 г. и до середины 2018 г. в прифронтовой полосе было возведено более четырех десятков воен­ных городков. Было отстроено заново или капитально отремонтировано 80% казарменно-жилищного фонда. Как результат, 85% личного состава вооружен­ных сил оказалось расквартировано в современных условиях. Радикально улуч­шилось социально-бытовое и продовольственное обеспечение военнослужа­щих воинских формирований в прифронтовой полосе, были решены вопросы газификации военных городков и полевого водоснабжения. Одновременно су­щественно улучшились и бытовые условия жизни семей военнослужащих в це­лом по стране: решением президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева военнослужащим, безупречно прослужившим 20 лет, государство пре­доставляет бесплатное жилье.

В 2016-2020 гг. были сданы в эксплуатацию центр управления полетами и технического контроля ВВС, объединенный командный пункт авиационной базы ВВС, учебный центр подготовки летного состава пилотируемой боевой авиации, учебный центр подготовки специалистов беспилотной авиации, пункт управления радиотехническими подразделениями ВВС, пункт управления штаба материально-технического обеспечения вооруженных сил, центр технического обслуживания и ремонта средств связи, реконструированный учеб­ный водолазный полигон, военные госпитали и другие объекты военной ин­фраструктуры. В целом процесс обновления всей армейской инфраструктуры должен полностью завершиться в 2021 г.

Существенным элементом повышения престижа военной службы и движе­ния в сторону профессиональной армии стал переход к политике аутсорсинга, что позволило высвободить от выполнения хозяйственных задач более 20 тыс. военнослужащих и заменить их гражданскими лицами. Кроме того, в январе 2020 г. министерство обороны, министерство труда и социальной зашиты на­селения, министерство молодежи и спорта, министерство образования, мини­стерство культуры, а также государственная служба по мобилизации и призыву на военную службу Азербайджанской Республики подписали межведомствен­ный план совместных мероприятий на 2020-2023 гг. по повышению престижа военной службы в обществе в целом и среди молодого поколения в частности.

Важным событием в вопросе социальной мобилизации азербайджанского общества в поддержку военных приготовлений, направленных на освобожде­ние оккупированной территории страны, стало создание на основании указа президента Азербайджанской Республики от 17 августа 2002 г. Фонда помощи вооруженным силам. В исследуемый период его средства выросли с 74,2 млн азербайджанских манатов, 212.4 тыс. долл., 3.3 тыс. евро и 5 тыс. руб. на 2 июля 2016 г. до 113,4 млн азербайджанских манатов, 213.6 тыс. долл., 18,3 тыс. евро, 5 тыс. руб. на 1 сентября 2020 г.  Понятно, что эти средства не идут ни в какое сравнение с бюджетными ассигнованиями на эти же цели, но в данном случае важна сопричастность граждан государства и азербайджанской диаспоры к ре­ализации поставленной государством цели восстановления территориальной целостности страны.

И наконец, весьма немаловажный аспект — кадровая политика. Если приня­тие политического решения о проведении военной операции по освобождению оккупированной территории страны состоялось еще в 1998 г. и было подтверж­дено в 2003 г., массированные закупки ВЕСТ пришлись на 2008-2014 гг. (после введения в эксплуатацию основных объектов экспортно ориентированной нефтегазовой инфраструктуры), то подбор и расстановка кадров, призванных выполнить поставленные главой государства политические задачи военным способом, растянулись на период 2014-2020 гг. и шли параллельно процессу повышения боевой выучки войск (сил). Поворотным моментом стало назначе­ние в октябре 2013 г. на должность министра обороны Закира Гасанова: новый глава военного ведомства, по-видимому, получил карт-бланш от высшего ру­ководства страны на проведение радикальной военной реформы с целью под­готовки вооруженных сил к применению по предназначению — для вооружен­ной защиты целостности и неприкосновенности территории Азербайджанской Республики. С 2014 г. резко изменились содержание, направленность и интен­сивность оперативной и боевой подготовки вооруженных сил: застоявшаяся в 20-летней позиционной войне (и чего греха таить, морально разлагавшаяся) армия перешла к планомерной и целенаправленной подготовке к предстоящим масштабным военным действиям с целью восстановления территориальной целостности страны.

Параллельно реализации ежегодных планов оперативной и боевой под­готовки шел отбор командных кадров; при этом принятые кадровые реше­ния регулярно подтверждались или пересматривались по итогам частных операций, которые так или иначе затронули все операционные направления на Южно-Кавказском театре военных действий: в апреле 2016 г. — Агдеринское, Физулинское и Джебраильское, в мае 2018 г. — Нахичеванское, в июле 2020 г. — Товузское. В итоге к сентябрю 2020 г. усилиями тандема министра обороны генерал-полковника Закира Гасанова и его заместителя — начальника главно­го управления личного состава генерал-лейтенанта Керима Велиева (с июля 2021 г. возглавил генеральный штаб вооруженных сил) был сформирован костяк руководящих военных кадров, успешно реализовавших стратегический замысел военно-политического руководства Азербайджанской Республики по освобождению отторгнутой территории страны.

На наш взгляд, особенно удачными кадровыми решениями стали назначе­ние полковника (с апреля 2016 г. — генерал-майора) Маиса Бархударова коман­диром 2-го армейского корпуса, полковника (с июня 2019 г. — генерал-майора) Мюнасиба Бабаева заместителем командира — начальником штаба 2-го армей­ского корпуса, полковника (с июня 2019 г. — генерал-майора) Полада Гашимова заместителем командира — начальником штаба 3-го армейского корпуса (с прицелом на командира объединения; погиб в июльских боях 2020 г.), полковника (с июня 2019 г. — генерал-майора) Ильгара Лятифова заместителем команди­ра — начальником штаба 4-го армейского корпуса (а в дальнейшем — команди­ром указанного объединения), генерал-майора Энвера Эфендиева командиром 6-го армейского корпуса резерва главного командования (в июле 2021 г. назна­чен на вновь учрежденную должность командующего сухопутными войсками), генерал-майора Захида Гусейнова командующим ракетными войсками и ар­тиллерией, полковника (с декабря 2020 г. — генерал-майора) Анара Керимова начальником управления инженерных войск, полковника (с декабря 2020 г. — генерал-майора) Намига Исламзаде заместителем командующего — началь­ником авиации ВВС, генерал-майора (с октября 2020 г. — генерал-лейтенанта) Хикмета Мирзоева командующим силами специального назначения и полковника (с ноября 2020 г. — генерал-майора) Кенана Сеидова первым заместителем командующего — начальником штаба сил специального назначения (в июле 2021 г. возглавил вновь сформированный 5-й армейский корпус).

Важную, хотя и не столь заметную на первый взгляд роль в подготовке и проведении сентябрьско-октябрьской стратегической наступательной операции в Нагорном Карабахе также сыграли назначенные заместителем начальника генерально­го штаба вооруженных сил — начальником главного управления боевой под­готовки и военного образования генерал-лейтенант Низами Османов (с июля 2020 г. исполнял обязанности заместителя министра обороны по материально-техническому обеспечению — начальника главного управления материально- технического обеспечения, а в июле 2021 г. официально назначен на указанную должность) и заместителем министра обороны — командующим отдельной общевойсковой армией генерал-лейтенант (с июня 2020 г. — генерал-полковник) Керим Мустафаев. Эта звездная команда вооруженных сил, а также командно-начальствующий состав государственной пограничной службы и внутренних войск министерства внутренних дел привели Азербайджан к победе в кампа­нии, получившей в стране официальное название Отечественной войны.

В заключение перечислим основные слагаемые победы Азербайджана в военной операции по восстановлению территориальной целостности страны осенью 2020 г. Это, во-первых, эффективное целеполагание как ключевой эле­мент стратегического планирования по линии политического и военного руко­водства страны: с первых дней пребывания во главе азербайджанского государ­ства президент Ильхам Алиев взял курс на военное строительство как залог успешного решения в будущем карабахской проблемы, политическое урегу­лирование которой зашло в тупик. Это, во-вторых, эффективное расходование ограниченных (хотя и достаточных) финансовых, материальных и людских ре­сурсов и столь же эффективное управление временным ресурсом: закупки ос­новной массы BBGT были произведены на пике доходов казны от реализации на внешнем рынке углеводородного сырья; планомерно реализовывался ком­плекс мер по совершенствованию организационно-штатной структуры воору­женных сил, повышению качества боевой выучки войск (сил) в системе опера­тивной и боевой подготовки, развитию военной инфраструктуры; своевременно принимались кадровые решения и, наконец, был удачно выбран момент прове­дения военной операции (приход к власти в Армении правительства во главе с Николом Пашиняном, раскол в армянском обществе, возникновение напря­женности в отношениях Еревана с Москвой). Это, в-третьих, сбалансированная программа военно-политического и военно-технического сотрудничества с ве­дущими региональными акторами — Турцией, Россией и Ираном: Баку сумел пройти между Сциллой неоосманизма и неопантюркизма и Харибдой россий­ского доминирования на постсоветском пространстве, при этом эффективно нейтрализовав персидский национализм.

Сорок четыре дня победной военной кампании осени 2020 г. увенчали дол­гие двадцать три года подготовки к ней.

Буря на Кавказе. Под редакцией Р. Н. Пухова, Москва, Центр анализа стратегий и технологий, 2021 г.