1. Положение крестьянства
Уже в IV – V вв. феодалы‐нахарары сосредоточили в своих руках огромные земельные пространства. Плодородные поля и долины рек, источники воды и богатства недр страны принадлежали крупным нахарарам — Багратуни, Арцруни, Мамиконянам, Сюни, Аматуни, Камсараканам и др. От светских феодалов не отставали и духовные. Во второй половине IV в. патриаршему престолу принадлежали обширные владения в 15 областях Армении. Владельцами больших поместий стали также десятки крупных монастырей. Экономическое и правовое положение крестьянства ухудшалось. Крестьянство постепенно попадало в феодальную зависимость. Всё более возрастали налоги и подати (поземельный налог, подушный налог, налоги церкви и т. д.), всё более тяжёлым становился принудительный труд.
Зависимость крестьянства ещё более углублялась и усиливалась. Значительная часть крестьян‐шинаканов была прикреплена к земле и не имела права покидать её. В системе феодальной эксплуатации вместе с денежными и натуральными налогами и повинностями больших размеров достигла и барщина, которая применялась во всех видах сельско‐хозяйственных работ. Вследствие внутреннего экономического прогресса и расширения внутренней и внешней торговли феодальное поместье постепенно вовлекается в товарно-денежные отношения, формируется ростовщический капитал, в руках отдельных лиц накапливаются огромные богатства. В результате всего этого усиливается эксплуатация трудящихся, в первую очередь крестьян. В источниках этого времени отмечается, что феодалы были жестоки и алчны, что они доводили крестьян до крайней нищеты. Многие монастыри (Татевский, Санаинский, Ахтамарский и др.), владевшие в X – XII вв. обширными землями и поместьями, жестоко эксплуатировали крестьян.
В таких социально‐экономических условиях возникает движение трудящихся масс против светских и духовных феодалов. Крестьянские волнения, имевшие форму еретических движений, были направлены против феодального строя и его оплота — христианской церкви. Таковы были восстания борборитов и мессалиан в V в., павликиан в VII – IX вв., движение тондракийцев в X – XI вв. В известной мере отличаясь друг от друга по форме, размаху и идеологии, все они были антифеодальными по своему содержанию. Особенно широкий размах получили движения павликиан и тондракийцев.
2. Движение павликиан
Движение павликиан (VII – IX вв., по имени одного из первых его руководителей), подобно другим крестьянским движениям средневековья, выступало под религиозно‐еретическим обличием. Павликиане отвергали феодальное землевладение, социальное неравенство, церковь с её обрядами, не признавали «загробной жизни». Они выступали, по существу, против феодального порабощения, считали, что все люди должны быть равными. Их ряды пополнялись трудящимися города и деревни, представителями угнетённых слоев. В числе участников движения упоминаются также недовольные служители церкви, разорившиеся мелкие землевладельцы.
В павликианском движении кроме армян участвовали греки, сирийцы, арабы. У павликиан были многочисленные проповедники, которые, переходя из области в область, из одного населённого пункта в другой, в доступной форме объясняли народу своё учение. В Восточной Армении павликианское движение приняло широкий размах в конце VII — начале VIII веков. Католикос Иоанн Одзнеци (717 – 728), заручившись согласием халифа и покровительством востикана Армении, повёл яростную борьбу с павликианами.
По инициативе католикоса в 719 г. в Двине был созван церковный собор, на котором обсуждался также вопрос организации энергичных мер против этого движения. В одном из принятых собором правил сказано, что верующим запрещается давать приют павликианам — «сынам сатаны», общаться и говорить с ними; для нарушителей предусматриваются наказания и пытки. Иоанн Одзнеци пишет специальный труд, озаглавленный «Против павликиан», в котором, беря под защиту официальную церковь, пытается опорочить её противников.
Отрывочные сведения письменных источников не дают возможности составить полное представление о размахе и ходе движения павликиан в Восточной Армении. Но известно, что, начиная со второго десятилетия VIII века, движение в этой части страны ослабевает, а с середины столетия павликиане больше не упоминаются. Известно также, что они массами переселяются в Западную Армению.
В Западной Армении и сопредельных странах павликианское движение было более длительным и мощным. Оно зародилось здесь ещё в середине VII века и в ряде случаев принимало форму социально‐освободительной вооружённой борьбы против феодального строя и Византийской империи. Одним из первых видных руководителей и организаторов павликиан Западной Армении был Константин Сильван (родился в 630 или 631 г.). В 50‐х гг. он обосновывается в крепости Кибоса, расположенной близ города Колонна в Малой Армении, и распространяет идеологию павликиан. Хотя византийскому императору удалось в 681 г. заговорщически убить Сильвана, подвергнуть пыткам многих его последователей, тем не менее, с середины 80‐х гг. VII века движение расширяется и охватывает всё новые районы. Преемники Сильвана — Симеон (начало VIII в.), Ваган, Сергиос, Карбеас (IX в.) и другие сумели сплотить вокруг себя десятки тысяч людей, вооружить их и повести в бои с регулярной армией.
Движение павликиан переживает новый подъём во второй половине IX века. В это время созданные ими общины занимали обширные территории в пределах Византийской империи и Арабского халифата. Иногда павликианам удавалось использовать противоборство между арабами и византийцами. В 50 – 70 гг. их вооружённые общины во главе с Карбеасом и Хрисохиром вели освободительные бои против византийской армии. Византийские императоры были особенно беспощадны к восставшим. Однако им не удалось искоренить идеологию павликиан, несмотря на то, что император Василий I (867 – 886) потопил в крови это движение в Западной Армении и других провинциях империи.
Павликиане, переселившиеся в X веке во Фракию, продолжали свою деятельность. Их идеи в дальнейшем распространились на Балканах и в ряде европейских стран, где они находили благоприятную почву. Для павликианского движения, как и вообще для крестьянского движения средневековья, были характерны расчленённость, неоднородность, разобщённость действий, низкий уровень классового сознания. Среди руководителей павликиан часто возникали разногласия, которыми пользовались враги.
3. Движение тондракийцев
В X – XI вв. во многих областях Армении вспыхивают новые крестьянские восстания, которые также протекали то в форме открытого социального протеста, то под видом религиозно‐еретического движения.
В начале X века, в 910 – 918 гг., произошло крестьянское восстание в центральных областях Армении. Из сообщений историка‐очевидца Ованнеса Драсханакертци видно, что крестьяне Айраратской области с оружием в руках боролись против крупных феодалов-землевладельцев, уничтожая их замки и имущество. Крестьянское движение возникает и в Сюнике. После сооружения Татевского монастыря (906 г.) близлежащие сёла особым княжеским указом были переданы в собственность монахов. Наотрез отказываясь подчиниться этому указу, крестьяне Цураберда, Тамалека, Авеладашта и других сёл ведут длительную борьбу против церковников. Несколько раз эта борьба переходила в открытое восстание. Только с помощью сюникского князя Смбата монастырю удалось, в конце концов, овладеть сёлами Авеладашт и Тамалек.
Более кровопролитный характер носила борьба в Цураберде. Здесь крестьяне напали на Татевский монастырь и захватили его земли и имущество. Смбат подавляет восстание. Однако спустя немного времени цурабердцы снова восстают. Борьба крестьян продолжается с перерывами много лет. В 990 г. царь Сюника Васак до основания разрушает Цураберд и усмиряет его жителей.
В X – XI вв. широкое распространение получило движение тондракийцев, зародившееся в селе Тондрак (провинция Туруберан) в первой половине IX века. Основоположником этого движения считается Смбат Зарехаванци, человек многосторонних знаний. Тондракийцы отрицали бессмертие души, загробную жизнь, церковь и её феодальные права. Они были сторонниками имущественного равенства, равноправия мужчин и женщин. Для осуществления своих идей тондракийцы в конце IX — начале X века организовали общины, напоминавшие общины раннехристианского периода. Тондракийцы участвовали в крестьянских движениях начала X века в Айрарате и Сюнике.
Тондракийское движение во многом походило на движение павликиан и фактически являлось его продолжением в новых условиях — в период политической независимости страны. Если движение павликиан было социальным и одновременно освободительным, направленным также против арабского и византийского ига, то тондракийское движение имело в основном социальный, классовый характер.
В первой четверти X века, когда был подавлен ряд крестьянских выступлений, для тондракийцев сложились тяжёлые условия, их движение переживало временный упадок. Однако с середины X века оно вступило в период нового подъёма, который продолжался до начала XI века. За это время движение охватило многие области Армении. Тондракийские общины существовали в ряде сёл области Мананаги (Высокая Армения), в районе Хнуса, в областях Харк, Ширак, Васпуракан, в провинции Мокк и других местах. Среди видных руководителей тондракийского движения, кроме Смбата Зарехаванци, историки упоминают Тороса, Ананеса, Акопа, Саргиса.
В начале XI века тондракийское движение приобретает широкий размах в областях Харк и Мананаги. Особенно смело действовали тондракийские общины области Мананаги, которыми руководил монах Кунцик. В его общины были вовлечены также отдельные представители знати и женщины. Мананагийские тондракийцы разрушают в нескольких сёлах церкви, места паломничества, монастыри, отменяют церковные обряды. Однако вскоре византийским войскам и церковникам удаётся подавить восстание.
Тондракийское движение вновь оживляется во второй четверти XI века. Восстанавливаются общины области Мананаги, создаются новые в других местах. Широкое распро странение движения встревожило светских и духовных феодалов, византийские власти, которые объединёнными силами организуют наступление против «мятежников». В середине XI в. византийские отряды разрушают центры тондракийцев — село Тондрак и другие, казня и преследуя участников движения. После этого оно постепенно прекращается.
Тондракийское движение, основную силу которого составляли крестьянство и трудящиеся города, было направлено против социального неравенства, феодальных порядков и против освящавшей эти порядки церкви. Участвовавшие в движении простые люди были заинтересованы в ликвидации феодальной эксплуатации вообще, а представители низшего духовенства и мелкого дворянства, защищая свои частные интересы, стремились к ограничению прав высокопоставленных светских и духовных феодалов.
Важные сведения о движении тондракийцев сообщают историк Аристакес Ластивертци, философ и политический деятель Григор Магистрос и другие. Об этом крупном для своего времени социальном движении имеются интересные, хотя и в значительной мере пристрастные сведения также в византийских источниках.
Нерсисян М.Г. История армянского народа, Ереван, 1980