Два обстоятельства свидетельствовали и о не случайном выборе именно Сумгаита как места массовой расправы над армянским населением с целью устрашения карабахцев. Во-первых, Сумгаит как нельзя лучше подходил для показательного погрома. Из крупных городов АзССР единственно в нем армяне жили совершенно дисперсно и почти исключительно в многоквартирных домах. Это был молодой город, город-новостройка, где люди получали квартиры в коробках-микрорайонах, где не было никакого намека на «национальные» улицы или кварталы. Совсем по иному обстояло дело во втором по величине городе АзССР - Кировабаде. Исторически правобережная, - город стоит на реке Гянджа, притоке Куры, - часть города являла собой большой армянский квартал. Когда-то совершенно однородно армянский, в годы советской власти и тюркизации АзССР, этот квартал, конечно, был сильно подорван эмиграцией и отчасти разбавлен азербайджанским населением, но в целом сохранил свой армянский характер.
События осени 1988 года лишь подтвердили, что армянские погромы удались лишь в «мусульманской» части Кировабада, куда власти много лет старались переселять армян с правобережья и селить новоприбывших на работу из карабахских сел (получение мест в общежитиях, временного и нового жилья в новостройках). Погромщики, сунувшиеся в правобережные армянские кварталы, были сильно биты и отступили, понеся потери, в том числе и убитыми. Лишь длительная осада армянской части Кировабада с отключением, по указанию городских и республиканских властей, электричества, воды, газа; блокирование ведущих в армянскую часть города дорог, иные меры такого рода заставили армянское население покинуть свою родину и эвакуироваться под охраной советских войск в Армянскую ССР.
Так же обстояло дело и в Баку, где армяне составляли около 230 тысяч из примерно миллиона двухсот тысяч жителей города (иногда писали о «2-миллионном Баку» тех лет, однако это не соответствует действительности). При этом значительные массивы армянского населения Баку достаточно компактно проживали в центре и ряде близких к нему районов города, один из которых даже так и назывался – Арменикенд, то есть «армянский поселок». Последующие события осени 1988 года также показали, что попытки массовых погромов в Баку были обречены на провал из-за значительной концентрации многочисленного армянского населения города. Азербайджанские погромщики не могли осуществить свои замыслы без многократного численного перевеса, какой они имели в Сумгаите в феврале 1988-го, или городах Мингечаур или Шамхор осенью того же года. В 1988-1989 гг. создать подобный подавляющий численный перевес в Баку, при прорыве на территорию достаточно компактного проживания многочисленного «инородческого» населения» было просто нереально.
Потенциальным погромщикам пришлось ждать почти два года. За это время оказывались непрестанные психологическое и политико-административное давление на бакинских армян, запугивание их путем преследований и физических расправ над отдельными гражданами, пока непрерывный и массовый выезд армянских семей из города фактически не прекратил существование общины. К началу 1990 года в городе оставалось около 30 тысяч от былого армянского населения; это были в основном социально незащищенные или пожилые люди, многие – одиночки, инвалиды, не сумевшие, или не пожелавшие покинуть родной город; уже не было речи и о каком-либо компактном, поквартальном проживании граждан армянской национальности. Лишь тогда, в январе 1990-го погромщики развязали в Баку форсированную этническую чистку, которая, не уступая «сумгаиту» в жестокости и варварстве, много превзошла его по продолжительности и количеству жертв. Кроме того, не следует забывать, что Баку все же был столицей АзССР, а власти республики в 1988 году позиционировали Азербайджан на внешний мир как «оплот интернационализма и дружбы народов», а сам Баку как «самый интернациональный город» Советского Союза.
Естественно, что в феврале 1988-го погромная заваруха в Баку не только была не на руку азербайджанским властям, но, сложись дело неудачно для погромщиков, могла бы сорвать все тайные планы высокопоставленных организаторов «показательной резни». И, во-вторых. После резни в Сумгаите власти «оправдывали» произошедшее плохой криминальной и экологической обстановкой в «Комсомольске-на-Каспии». Этот мотив был подхвачен и Центром, списавшем резню на «хулиганов и уголовных элементов», не поддающихся-де интернациональному воспитанию; хотя, как будет сказано далее, город Сумгаит буквально накануне погромов ходил в передовиках по этому самому воспитанию. Тем более, что случаи беспорядков на национальной почве, - хотя и близко не сравнимые с резней армян в феврале 1988-го, - имели место в Сумгаите и ранее. Вот что, например, писал в газете «Голос Армении» за 29 февраля 2000 года известный в Армении журналист и правозащитник Виталий Данилов: «Среди «секретных» материалов в архивах Москвы мне удалось найти документ, относящийся к ноябрю 1963 года. Это - докладная записка «В Центральный Комитет КПСС». Цитирую: «15 ноября с. г. посол Республики Куба в СССР т. Карлос Оливарес Санчес по его просьбе был принят в Отделе ЦК КПСС. Тов. Оливарес рассказал, что на днях в посольство Кубы приехал руководитель группы кубинцев (4 человека), обучающихся на теплоэлектростанции в г. Сумгаите Азербайджанской ССР.
Этот кубинский учащийся сообщил послу, что в г. Сумгаите имеют место националистические проявления со стороны коренного населения по отношению к русским и иностранцам. Поскольку единственными иностранцами в Сумгаите являются кубинцы, эти настроения оказались направленными и против них... 7 ноября в г. Сумгаите состоялась, как выразился кубинский учащийся, «сталинистская демонстрация», в ходе которой «были разгромлены некоторые отделения милиции, убит начальник милиции и русский солдат. Много людей было ранено». Кубинцы сфотографировали эту «демонстрацию», за что были «обвинены» ее участниками в «доносительстве» местным органам власти. А вскоре, 12 ноября, один из кубинцев был жестоко избит группой хулиганов, которые, по словам кубинца, говорили при этом, что они «обучат кубинцев закону Кавказа». Представитель кубинских учащихся заявил послу Оливаресу, что они хотели бы выехать из Сумгаита и вообще с Кавказа в любой другой район СССР для продолжения учебы... Тов. Оливарес сказал, что он решил проинформировать об этом случае Отдел ЦК КПСС, так как понимает его политическое значение.
Он отметил, что по его наблюдениям кубинские учащиеся в г. Сумгаите являются честными и трудолюбивыми товарищами, горячими поборниками советско-кубинской дружбы. Сами учащиеся, продолжал посол, говорили, что им неприятно ставить вопрос об их переводе из г. Сумгаита, однако они опасаются новых осложнений в отношениях с местным населением и не хотели бы быть даже их косвенной причиной. Отдел ЦК КПСС связался с ЦК КП Азербайджана (т. Ахундовым) и предложил выяснить все обстоятельства дела. Тов. Ахундов сообщил в Отдел ЦК КПСС, что он лично выезжал в г. Сумгаит в связи с проходившей там партконференцией и беседовал о случившемся как с представителями местных органов, так и с кубинцами. В ходе беседы кубинские товарищи заявили, что они считают ошибочными свои предыдущие заявления о нежелании продолжать учебу в г. Сумгаите и просят считать конфликт исчерпанным. Избиение же одного из них, Дельфина Гранта, произошло на почве ревности, так как Грант начал ухаживать за невестой одного местного жителя. Тов. Ахундов считает нецелесообразным переводить кубинцев из г. Сумгаита. Отдел ЦК КПСС поддерживает мнение т. Ахундова и просит разрешения проинформировать в этом духе посла Кубы тов. Оливареса... ». Как видно из приведенного текста, руководство АзССР спустило дело на тормозах, а погромы и убийства были сведены к «разборкам на почве ревности». Естественно, что замять дело было и в интересах Кремля, ибо никаких погромов, тем паче на национальной почве, в СССР быть не могло. В 1988-м году, в период «развитой перестройки», реакция советского руководства оказалась в целом аналогичной.
Мелик-Шахназаров А.А. Нагорный Карабах: факты против лжи. М., 2009.