В обзорном материале, помещённом в начале IX отдела «Сведения об армянских учебных заведениях и типографиях…»  говорится, что армянский народ с V до XIV века мог «называться одним из обра­зованнейших народов в Азии и Европе». В этот период армяне уже имели собственную письменность, им были доступны научные зна­ния других народов. Их политические и торговые отношения с дру­гими странами «распространяли пределы сведений исторических и географических». Расселяясь на новых землях, армяне прежде все­го строили церкви, при которых открывали училища для воспита­ния юношества, по «общему духу стремления к просвещению и к рас­пространению исторических знаний в Армении», они прежде других стран ввели книгопечатание.

В Восточном училище при Парижской Королевской академии была учреждена кафедра армянской словесности. Профессора этой кафе­дры Шаган Чербет и Ф. Сен Мартен на основе армянских источни­ков создали ценные исследования, «относящиеся до всемирной исто­рии человечества».

И.Е. Лазарев в упоминаемом выше письме А.А. Писареву (от 10 ок­тября 1829 года) с просьбой «о предложении иметь при оном кафедру армянского языка и армянской словесности» называет армянских писателей авторами исторических трудов – летописей армянских. Он ссылается на опыт Парижского университета, где подобная кафедра ведёт большую работу по изучению восточных древностей, армян­ского языка и где уже изданы «превосходные творения армянские IV и V веков».

В статье «Армянская поэзия» из журнала «Вестник Европы» за 1830 год рассмотрены некоторые аспекты зарождения армянской литературы и историографии. Героические песни, мифы армян о подви­гах предков, о сражениях с ассирийскими правителями, Гайка с Белом, о любви Семирамиды к Араю «столь же вероятны, как эпические сказания греков». Если первый и «древнейший историк армянского народа, Агафангелос, описал только житие и деяния Григория Про­светителя», то Моисей Хоренский собрал и изложил героические ска­зания армян. Таким образом, можно говорить о том, что в трудах М. Хоренского сохранялась преемственная связь древних преданий армянского народа языческого периода с тем, что в национальную культурную традицию вносило христианское учение. После М. Хорен­ского никто из писателей о «героических сказаниях и народных пес­нях» не упоминал.

Новая христианская вера принесла и новые духовные песнопения, из поэтических текстов на место телесных сил приходят божествен­ные, любовь к миру и славе уступает любви и славе Господа, на место народных преданий приходит божественное откровение. В подража­ние Псалмам Давида первой книгой армянских духовных песнопе­ний была Шанагнац, в отношении к народному языку она рассма­тривалась как классическое произведение армянской литературы. В этой книге находились песни Патриарха Исаака Сагака, Месропа Маштоца, Моисея Хоренского, его брата Мамбре, доктора Егише, Патриарха Иосифа, Стефана Сиунского, Св. Григория Просветителя. Другим образцом армянской духовной поэзии была песнь о двух свя­тых девах Рипсиме и Гаянэ Стефана Сиунского.

Выдающимся представителем армянской историографии был Нерсес IV Шнорали (около 1098–1173). С 1165 года он был патриар­хом всей Армении, написал много произведений как духовных, так и исторических в стихотворной форме; из последних особенно из­вестны «Элегия на взятие Едессы Эмадеддином Зенги» в 1144 г. и «История Армении», доведенная до 1121 года. Если его книга по исто­рии Армении была уже несколько раз напечатана, то плачевная «песнь на взятие Едессы, наполненная проклятиями Магомету и его последова­телям, по отношениям Армении к Турции не могла быть напечатана».

Периодизация истории армянской исторической мысли, по- видимому, в целом соответствует периодизации истории армянской словесности: «История словесности армянской, согласно с историей Армении, может делиться на три периода»: древняя история Армении до пресечения рода Арсацидов в 428 г., «средняя» история Армении до «падения самостоятельности Армянского государства» в 1393 г., новая история Армении – с 1393 года до наших дней. В первый период армянской словесности встречаются в основном «историче­ские писатели». Произведения некоторых из них были использованы М. Хоренским в работе над своей историей Армении. В статье «Обо­зрение армянской словесности» представлен список «исторических писателей»: Мар-Ибас Кадинский, Ахиварий Лерупна, Улип, Бардезан Едесянин, Юлий Африкан и другие.

В документе «Краткие сведения об армянских писателях и о тех европейских, кои писали об Армении, или частно упоминали об оной в своих творениях» содержатся дополнительные сведения об армян­ских историках из вышеприведённого списка, при этом на произ­ведения первых шести авторов даются ссылки в «Истории Армении» М. Хоренского. В списке, включающем более трёхсот позиций, представлены многие авторы, жившие в разное время и писавшие об Армении, указаны такие центры армянского просвещения, как Армянская академия в монастыре Св. Лазаря в Венеции, Москов­ский Армянский институт восточных языков, Парижская Академия и Парижское Азиатское общество, «многие другие университеты и учёные сословия печатали или в периодических изданиях, или осо­быми книгами любопытные сочинения об армянском народе; также помещались в разных европейских и русских журналах статьи, отно­сящиеся до Армении». Из 322 персоналий, писавших об Армении, представленных в общем списке, первые 163 – армянские авторы, среди остальных – часть писателей «древних народов», часть – евро­пейские писатели. Часть авторов были выпускниками, сотрудниками Лазаревского института восточных языков, среди них Серафим Карнеци, Михаил Салантьян, Артемий Аламдарян, Яков и Давид Ар­зановы, Макар Яралов, Бероев, Иосиф Орбели, Семен Султан-Шаев, Сергей Тигранов, Никита Эмин, Иосиф Александров.

Становление арменоведения в России в первой трети XIX века. Вопросы историографии и источниоведения. Сергей Саядов. Ростов-на-Дону, 2018 г.