В обзорном материале, помещённом в начале IX отдела «Сведения об армянских учебных заведениях и типографиях…» говорится, что армянский народ с V до XIV века мог «называться одним из образованнейших народов в Азии и Европе». В этот период армяне уже имели собственную письменность, им были доступны научные знания других народов. Их политические и торговые отношения с другими странами «распространяли пределы сведений исторических и географических». Расселяясь на новых землях, армяне прежде всего строили церкви, при которых открывали училища для воспитания юношества, по «общему духу стремления к просвещению и к распространению исторических знаний в Армении», они прежде других стран ввели книгопечатание.
В Восточном училище при Парижской Королевской академии была учреждена кафедра армянской словесности. Профессора этой кафедры Шаган Чербет и Ф. Сен Мартен на основе армянских источников создали ценные исследования, «относящиеся до всемирной истории человечества».
И.Е. Лазарев в упоминаемом выше письме А.А. Писареву (от 10 октября 1829 года) с просьбой «о предложении иметь при оном кафедру армянского языка и армянской словесности» называет армянских писателей авторами исторических трудов – летописей армянских. Он ссылается на опыт Парижского университета, где подобная кафедра ведёт большую работу по изучению восточных древностей, армянского языка и где уже изданы «превосходные творения армянские IV и V веков».
В статье «Армянская поэзия» из журнала «Вестник Европы» за 1830 год рассмотрены некоторые аспекты зарождения армянской литературы и историографии. Героические песни, мифы армян о подвигах предков, о сражениях с ассирийскими правителями, Гайка с Белом, о любви Семирамиды к Араю «столь же вероятны, как эпические сказания греков». Если первый и «древнейший историк армянского народа, Агафангелос, описал только житие и деяния Григория Просветителя», то Моисей Хоренский собрал и изложил героические сказания армян. Таким образом, можно говорить о том, что в трудах М. Хоренского сохранялась преемственная связь древних преданий армянского народа языческого периода с тем, что в национальную культурную традицию вносило христианское учение. После М. Хоренского никто из писателей о «героических сказаниях и народных песнях» не упоминал.
Новая христианская вера принесла и новые духовные песнопения, из поэтических текстов на место телесных сил приходят божественные, любовь к миру и славе уступает любви и славе Господа, на место народных преданий приходит божественное откровение. В подражание Псалмам Давида первой книгой армянских духовных песнопений была Шанагнац, в отношении к народному языку она рассматривалась как классическое произведение армянской литературы. В этой книге находились песни Патриарха Исаака Сагака, Месропа Маштоца, Моисея Хоренского, его брата Мамбре, доктора Егише, Патриарха Иосифа, Стефана Сиунского, Св. Григория Просветителя. Другим образцом армянской духовной поэзии была песнь о двух святых девах Рипсиме и Гаянэ Стефана Сиунского.
Выдающимся представителем армянской историографии был Нерсес IV Шнорали (около 1098–1173). С 1165 года он был патриархом всей Армении, написал много произведений как духовных, так и исторических в стихотворной форме; из последних особенно известны «Элегия на взятие Едессы Эмадеддином Зенги» в 1144 г. и «История Армении», доведенная до 1121 года. Если его книга по истории Армении была уже несколько раз напечатана, то плачевная «песнь на взятие Едессы, наполненная проклятиями Магомету и его последователям, по отношениям Армении к Турции не могла быть напечатана».
Периодизация истории армянской исторической мысли, по- видимому, в целом соответствует периодизации истории армянской словесности: «История словесности армянской, согласно с историей Армении, может делиться на три периода»: древняя история Армении до пресечения рода Арсацидов в 428 г., «средняя» история Армении до «падения самостоятельности Армянского государства» в 1393 г., новая история Армении – с 1393 года до наших дней. В первый период армянской словесности встречаются в основном «исторические писатели». Произведения некоторых из них были использованы М. Хоренским в работе над своей историей Армении. В статье «Обозрение армянской словесности» представлен список «исторических писателей»: Мар-Ибас Кадинский, Ахиварий Лерупна, Улип, Бардезан Едесянин, Юлий Африкан и другие.
В документе «Краткие сведения об армянских писателях и о тех европейских, кои писали об Армении, или частно упоминали об оной в своих творениях» содержатся дополнительные сведения об армянских историках из вышеприведённого списка, при этом на произведения первых шести авторов даются ссылки в «Истории Армении» М. Хоренского. В списке, включающем более трёхсот позиций, представлены многие авторы, жившие в разное время и писавшие об Армении, указаны такие центры армянского просвещения, как Армянская академия в монастыре Св. Лазаря в Венеции, Московский Армянский институт восточных языков, Парижская Академия и Парижское Азиатское общество, «многие другие университеты и учёные сословия печатали или в периодических изданиях, или особыми книгами любопытные сочинения об армянском народе; также помещались в разных европейских и русских журналах статьи, относящиеся до Армении». Из 322 персоналий, писавших об Армении, представленных в общем списке, первые 163 – армянские авторы, среди остальных – часть писателей «древних народов», часть – европейские писатели. Часть авторов были выпускниками, сотрудниками Лазаревского института восточных языков, среди них Серафим Карнеци, Михаил Салантьян, Артемий Аламдарян, Яков и Давид Арзановы, Макар Яралов, Бероев, Иосиф Орбели, Семен Султан-Шаев, Сергей Тигранов, Никита Эмин, Иосиф Александров.
Становление арменоведения в России в первой трети XIX века. Вопросы историографии и источниоведения. Сергей Саядов. Ростов-на-Дону, 2018 г.