§ 1. Армения под монгольским игом в XIII—XV вв.
В 1221 г. 20-ти тысячная армия монголов под предводительством полководцев Субедея и Джебе совершила разведывательную экспедицию в Закавказье. Разграбив Армению и Албанию, монгольская армия двинулась на Тбилиси. В решающей битве армяно-грузинские войска под предводительством царя Грузии Георгия Лаша и правителя страны Закавказья, монголы проследовали на Северный Кавказ, разгромили половцев, а в 1223 г. в битве при Кальке разбили отряды русских князей. Собрав богатую добычу и сведения о пройденных странах, монголы повернули назад.
Основной поход монголов в Закавказье последовал в 1236 г. Пока армии Батыя захватывали русские земли, другая армия монголов покоряла Иран и Закавказье. В Армении монголы после долгой осады взяли и разграбили крупные города Двин, Ани, Карс, Карин, Ван. Более мелкие города превратились в руины. Население беспощадно уничтожалось или было угнано в рабство в Монголию. К 1244 г. монголы завершили покорение Армении, захватили Северный Ирак и Сирию. Грузинские цари и армянские князья вынужденно покорились монголам, став их данниками, и были обязаны участвовать в их походах.
Монгольское иго имело тяжелые последствия. Армения была разграблена, экономика страны полностью развалилась, количество населения резко сократилось, начался исход населения из страны, городская жизнь замерла надолго. Монголам-кочевникам нужны были безлюдные пастбища. Земледелие их не интересовало, города уничтожались, так как могли служить центрами сопротивления.
Монголы провели перепись населения и обложили оставшихся в живых непомерными налогами. Сбор налогов сопровождался притеснениями и беззаконием. Несколько раз армяне и грузины поднимали восстания, но всякий раз оно жестоко подавлялось. Монголы проводили политику ослабления и уничтожения местных правителей, и их стараниями многие княжеские роды угасли.
Пока монголы сохраняли свою языческую веру, христианская церковь и духовенство были в привилегированном положении. Монголы разрешали восстанавливать церкви и исповедовать свою веру. Но уже с конца XIII века, когда правящий слой монголов начал принимать ислам, начались гонения против церкви и христианской веры. Положение Армении ещё более ухудшилось в XIV веке, когда единое монгольское государство стало разваливаться. Постоянные междоусобицы монголиских ханов подвергли страну новым разрушениям. В конце XIV века в Средней Азии образовалось государство Тамерлана. Жестокостью он превзошёл даже монголов. В 1386, 1394, 1398, 1403 годах армии Тамерлана опустошили Армению. Городская жизнь окончательно замерла. Население вновь было перебито или угнано в рабство. Армения почти обезлюдела. Исход населения из страны принял массовый характер.
§ 2. Армения под властью тюркских кочевых племён в XV в.
Тюркские племена, которые переселились в Армению при монголах и захватили лучшие земли, после падения власти монголов стали независимыми и вовсю хозяйничали в стране. В центральной Армении обосновались племена Каракоюнлу, а в юго-западных областях племена Аккоюнлу. Постоянные войны между ними в конце XIV, в начале XV века разрушили страну окончательно.
Первоначально в этой борьбе государство победили Каракоюнлу, которым удалось создать своё государство на территории Армении. Их предводитель Кара-Юсуф стал носить титул «Шах и Армен» — правитель вновь взялся за созидательный труд, восстанавливал церкви, налаживал новую жизнь. В Сюнике, Арцахе, Сасуне, Хлате, Гугарке и Васпуракане сохранились небольшие армянские княжества, для того чтобы добиться расположения и верности армянского населения, Кара-Юсуф и его преемники покровительствовали Армянской церкви, стали назначать армянских князей правителями областей.
К середине XV века экономическим центром Армении становится вновь Айраратская область, а её новым административным центром становится Ереван. В этих условиях встал вопрос о перенесении обратно в Армению Католикосского престола. В период ещё сельджукских нашествий Католикосский престол был перенесён из Ани в Киликию как новый центр Армянской государственности. Однако после падения Киликийского Армянского царства Киликия перестала быть таковым. Правители Каракоюнлу покровительствовали перенесению католикосата в пределы своих владений. Когда католикос Григор отказался переехать из Сиса в Айрарат, в 1441 г. в Эчмиадзине собрались представители духовенства областей Армении и избрали нового Католикоса. С тех пор и по сей день Католикос Всех Армян имеет свою резиденцию в Эчмиадзине. Перенесение католикосского престола в Эчмиадзин ещё более повысило национально-политическое значение области Айрарат.
В 1468 г. предводитель Аккоюнли Узун-Хасан отвоевал Армению, и на короткое время страна оказалась в составе государства Аккоюнлу. Узун-Хасан провёл перепись и упорядочил налоги. Сбор налогов на местах он доверял в основном армянам. Правление Аккоюнлу также оказалось недолгим. Оно развалилось из-за начавшихся в конце XV в. династических распрей.
§ 3. Турецко-персидские войны. Разделы Армении между Османской и Сефевидским Ираном.
Одно из тюркских племён в период монгольских нашествий обосновалось в северо-восточной части Малой Азии. В 1299 г. предводитель племени Осман провозгласил себя независимым правителем и основал государство, которое по его имени стали называть Османской Турцией. В 1453 г. турки-османы захватили Константинополь и уничтожили Византийскую империю. Османская Турция превратилась в сильнейшее государство Ближнего Востока. Под её властью оказались балканские страны и вся Малая Азия.
В 1502 г. в западных областях Ирана шах Исмаил из рода Сефевидов основал новое Персидское государство. Разгромив Аккоюнлу, шах Исмаил овладел Закавказьем, Ираком и вскоре подчинил своей власти весь Иран. Столицей государства стал город Тебриз.
Объединение Ирана в единое государство встревожило Османскую Турцию. Султан Селим I с большой армией двинулся против Ирана. В 1512 г. он разбил в сражении Шах Исмаила и взял Тебриз. Вскоре он овладел также Ираком, Сирией, Аравией и Египтом. Всё Закавказье оказалось под властью Османской Турции, которая после завоеваний Селима I превратилась в огромную империю.
Шах Исмаил не смирился с поражением. Собрав новую армию, он вскоре сумел изгнать турок из Ирана и Закавказья. Война с переменным успехом продолжалась почти полвека. Военные действия проходили в основном на территории Армении, которую обе воюющие стороны много раз подвергли новым опустошениям. В 1555 г., устав от бесперспективных войн, Турция и Персия заключили мир. По мирному договору в Амасии стороны поделили Армению и всё Закавказье между собой. Это был третий раздел Армении.
Мир однако длился недолго. В конце XVI в. находящаяся в зените своего могущества Османская империя начала новую войну и захватила всё Закавказье. Иран оказался не готов к войне, и молодой Шах Аббас в 1590 году был вынужден уступить эти территории.
Шах Аббас начал готовиться к новой войне. При помощи англичан он создал мощную артиллерию, реорганизовал персидскую армию и в 1603 г. начал новую войну против Османской Турции. Персидские войска захватили Армению. Когда турецкая армия двинулась навстречу, персидская армия отступила. Чтобы лишить турок продовольствия и приюта, Шах Аббас приказал разрушить все селения, переселить всё армянское население из области Айрарат. Насильственному переселению подвергалось более 300 тысяч человек, многие утонули при переправе через реку Аракс. Армянских переселенцев поселили в разных областях Ирана, а жителей города Джуга, богатых купцов и ремесленников Шах Аббас поселил близ Исфахана, построив специальный пригород — Новая Джуга. Война с переменным успехом продолжалась более 30 лет, пока наконец стороны не заключили мир.
По мирному договору 1639 г. Армения и всё Закавказье вновь были разделены между Османской Турцией и Персией. Линия раздела проходила по реке Ахурян и дальше почти по прямой делила Армению напополам. Это был четвёртый раздел Армении.
§ 4. Армянская культура IX—XIV вв.
Периоды мирного созидательного труда и государственной независимости Армении при династии Багратуни в Армении Великой и после — в Киликийском царстве способствовали бурному расцвету науки и культуры.
Сразу после принятия христианства в Армении возникли церковные школы. Здесь готовили образованные кадры и для церкви и для государственной службы. Начальные школы на средства государства и церкви действовали в городах и крупных сёлах. Практиковалась посылка молодых кадров для продолжения учёбы в известные тогда центры образования.
В крупных городах и монастырских комплексах в IX—X вв. возникли вардапетараны (высшие школы), где изучали «7 свободных искусств» (trivium + quadrium). Обучение длилось 7—8 лет. Выпускники получали звание вардапета (бакалавра) и право преподавать. Существовали также специальные медицинские вардапетараны.
В Западной Европе в начале XIII века некоторые церковные школы, где преподавали известные учёные, превратились в университеты. Старейший в Европе Парижский университет был образован в 1200 г. Такие же процессы происходили и в Армении.
В 1288 г. знаменитый Гладзорский вардапетаран превратился в юридический. Поступить сюда можно было только по окончании вардапетарана. Обучение длилось 3—4 года. Преподаватели в Гладзорском университете знаменитые учёные своего времени — Нерсес Мшеци, Есайн Нчеци, Овнан Воротнеци и др. В конце XIV века из-за постоянных набегов кочевников университет переехал в более защищённый Татевский монастырь, где просуществовал до 1444 г. Последним руководителем Татевского университета был знаменитый философ Григор Татеваци, после смерти которого университет закрылся. В столице Киликийской Армении Сисе до середины XIV века также существовал университет.
Университет и вардапетараны способствовали развитию научных знаний. Известным учёным своего времени был Григор Магистрос Пахлавуни, который перевёл на армянский язык и истолковал «Геометрию» Эвклида. Знаменитым врачом был Мхитар Гераци. Его медицинский труд был написан на доступном языке и широко использовался в народе.
Большого развития достигла юридическая мысль. Вардапет Мхитар Гош в XIII веке создал первый армянский «Судебник». На основе действующего тогда традиционного права и церковных постановлений он выработал свод светских законов. Независимо от него похожий «Судебник» для Киликийской Армении создал Константин Коннетабль.
Традиционная армянская историография обогатилась новыми произведениями. Ованес Драсханакертци в своей «Истории» изложил ход событий IX—X веков. Товма Арцруни написал «Историю рода Арцруни», а Степанос Орбелян изложил «Историю Сюника». Автор XI в. Аристакес Ластивертци дал описание событий X—XI веков с историческими экскурсами в историю Византии и сельджуков. Другой автор того же периода Степанос Таронаци, по прозвищу «Асохик», впервые в армянской историографии попытался изложить события истории Армении на фоне Всемирной истории. Благодаря «Истории» Киракоса Гандзакеци мы имеем подробное представление о событиях XII—XIII веков не только в Армении и Киликии, но на всём Ближнем Востоке.
В X—XIV веках период своего возрождения переживала армянская литература. В многовековой борьбе против арабских захватчиков был создан армянский национальный эпос «Давид Сасунский». Несмотря на то, что корни эпического повествования уходят далеко в глубь веков ко времени противостоянии Ассирии и Ванского царства, основная канва событий непосредственно отражает борьбу армянского народа против халифата. Основная идея эпоса — это право каждого народа на свободу. Именно эту идею защищают герои эпоса.
Самым выдающимся представителем Армянского Ренессанса в литературе был Григор Нарекаци. Его знаменитая поэма «Книга скорбных песнопений» получила всемирное признание и переведена на многие языки мира. Писал он также и прекрасные песни о любви и счастье, о природе. Крупным национальным деятелем и поэтом был Нерсес Шнорали. Писал он не только шараканы — духовные песни, но и поэмы и стихи об обыденной жизни. Большой популярностью пользовались его загадки. Известным баснописцем был Вардан Айгекци. В своих баснях он бичевал алчность, предательство, жестокость, восхвалял честность и преданность. Большой популярностью пользовались в народе также басни известного правоведа Мхитара Гоша.
Народные поэты этого периода Фрик и Наапет Кучак писали стихи на простом, понятном для народа языке, воспевая дружбу, преданность родине, поднимая свой голос против несправедливости в жизни, против иноземного ига и насилия.
Период своего расцвета переживала армянская музыка. Были созданы многие шедевры хоровой религиозной музыки. Именно тогда были изобретены «Хазы» — специальная система знаков для записи музыки. Развивалось также народное музыкальное творчество. Бродячие музыканты-гусаны пели близкие сердцу народа песни о любви, героизме, о добре и зле, декламировали эпические песни в музыкальном сопровождении.
Продолжались традиции народного театра. На городских рынках и ярмарках в дни больших торгов бродячие актёры давали представления в масках, выступали артисты с прирученными животными, клоуны, музыканты, канатоходцы.
В X—XIV веках период своего расцвета переживала армянская архитектура. Были построены такие шедевры армянской средневековой архитектуры, как монастырские комплексы Санаина, Ахпата, Кечариса, Агарцина, Гошаванка. Своей уникальностью отличается монастырский комплекс Герарда, часть которого вырублена в скале, другие же постройки органически вписаны в окружающий ландшафт.
В крупных городах и царских резиденциях были построены прекрасные церкви, богато декорированные снаружи и разукрашенные фресками изнутри. Особо выделялся кафедральный собор в столице Армении городе Ани. Его автор — Трдат, кроме того построил в Ани церковь — копию знаменитого трёхэтажного храма Звартноц, который к тому времени уже лежал в руинах. Трдат был тем архитектором, который взялся восстановить разрушенный землетрясением купол храма Св. Софии в Константинополе, когда греческие архитекторы оказались не в состоянии это сделать. Построенный Трдатом купол Св. Софии стоит до сих пор.
Архитектор Манвел построил другой шедевр армянского зодчества храм «Сурб Хач» на острове Ахтамар. Храм имел отдельный царский вход на второй этаж, был богато декорирован снаружи и расписан фресками изнутри. Кроме того Манвел построил на острове большой царский дворец и порт для множества кораблей.
Другой архитектор Момик построил прекрасную церковь Нораванк, удачно вписав его в окружающий горный ландшафт и богато декорировав портретами Бога Отца и ангелов, что было новшеством в армянской архитектуре. Тот же Момик является автором множества хачкаров.
Хачкары – крест-камени, это особый, чисто армянский, вид каменного декоративного искусства.
Корни создания хачкаров уходят глубоко в языческую эпоху, когда на перекрёстках, у источников или в священных местах ставились охранные камни. На хачкаре обязательной деталью являлся крест. Часто выполнялся витиевато и больше символизировал Древо Жизни. Помещали на хачкарах и другие символы. Всё это богато декорировалось различными узорами и переплетением линий. Но ни один хачкар, даже одного и того же мастера, не повторялся. Каждый хачкар уникален. В средние века хачкары начали ставить и на могилы усопших.
В X—XIV вв. начинается расцвет армянской книжной миниатюры. В Киликии выдающимся миниатюристом был Торос Рослин. В сохранившихся рукописях можно увидеть как изображения ангелов и святых, так и изображения заказчика и всей его семьи. Сохранилось расписанное им Евангелие с изображением царя Левона и его семьи.
А.Э.Хачикян.
История Армении. Краткий очерк. Эдит Принт, Ереван - 2009