Четвертый век ознаменовался в Восточной Армении великими событиями, ибо в 301 г. Армянское государство приняло крещение и утвердило Христианство в качестве государственной (официальной и единственной) религии. Несмотря на то, что дата крещения - 301 г. - утвержденна Армянской Церковью, относительно этой даты сегодня существуют разные мнения. Некоторые исследователи полагают, что крещение Великой Армении последовало в 314 году, в период, когда Великая Армения оказалась в известном смысле под протекторатом Римской Империи, уже провозгласившей (в 313 г. по Миланскому эдикту) свободу вероисповедания и тем самым фактически признавшей христианскую веру наравне с языческой. Это замечание исследователей, надо заметить, соответствует действительности, однако к нему следует добавить некоторые уточнения, которые мы встречаем у греческого историка Евсевия Кесарийского (260-340 гг.), современника и участника, описываемых им событий. Анализируя его «Историю Церкви», следует обратить внимание читателя на два факта.
Первый: гонения на христиан стихли в 308 г., и совершенно прекратились в 310 году. Второй: в период новых гонений на Великую Армению пошел войной один из соправителей Римской Империи, император Максимин Дая (305-313 гг.), ярый противник христиан, ибо к тому времени Великая Армения уже была христианским государством. Здесь надо отметить, что после гонений на христиан при Диоклетиане (в 303-304 гг.) между Великой Арменией и Римской Империей устанавливаются натянутые отношения, принявшие характер военных столкновений в последние годы правления императора Максимина Дая.
Император Максимин в 312-313 гг. предпринял войну против армян-христиан, считая их предателями отеческой, языческой веры, за их приверженность Евангельской Истине; Евсевий Кесарийский свидетельствует: «к этим бедствиям (голод, эпидемия) еще присоединилась война с армянами, издавна бывших друзьями и союзниками Рима, притом христиан ревностных, этот богоборец (т. е. Максимин) попытался принудить к жертвоприношениям идолам и демонам и этим сделал их вместо друзей врагами и вместо союзников – неприятелями… Сам он вместе со своим войском терпел неудачу в войне с армянами» (Евсевий Кесарийский «История Церкви», IX, 8, 2, 4). Надо сказать, что это была первая и притом успешная война за веру в истории Христианской цивилизации! Из всего вышесказанного можно заключить, что год, в который Великая Армения была обращена (но пока не крещена!) в Христианство, скорее всего, лежит где-то между 305 и 308 гг., т. е. временем апостольских трудов св. Григория Просветителя. Кстати, об этом же свидетельствует и знаменитый французский ориенталист Сен-Мартен в своих посмертных «Fragments d’une Histoire des Arsacides», t. II. Appendice, p. 291. Об армяно-римской войне 312-313 гг. упоминает и св. Андрей, архиепископ Кесарийский (V в.), в своей книге – «Толкование на Апокалипсис», слово 6-ое, гл. 16.
А в 314 г. произошло рукоположение св. Григория Просветителя в архиепископы Армянской Церкви на Соборе, созванном в Кесарии Каппадокийской предстоятелем кесарийским св. Леонтием, и затем крещение (уже обратившегося и провозгласившего Христианство государственной религией) армянского народа, после того, как св. Григорий покинул Кесарию и прибыл в Армению. Здесь следует отметить, что рукоположение св. Григория (и затем уже крещение им Армении) никак не могло произойти до 313 г., так как к тому периоду Христианство в Римской Империи пока не имело официального статуса, и уже обратившийся в Христианство царь Трдат и армяне никак не могли бы послать в Каппадокию, римскую провинцию (!), св. Григория и сопровождающих его 16 армянских князей с войском, не уведомив при этом (тогда еще языческий) официальный Рим. Это вызвало бы большое неудовольствие и негодование со стороны римских властей, и, возможно, привело бы к новым военным столкновениям. Из этих соображений царь Трдат медлил исполнить свое желание, но немного выждав, и улучив момент, он, после принятия Миланского эдикта 313 г., послал в Кесарию (в 314 г.) св. Григория и армянских князей.
А если обращение в Христианство (делаю акцент на обращение!), как и крещение армян произошло только в 314 г., тогда возикает вопрос: что же армяне так ревностно защищали в 312-313 гг., и какой смысл был Максимину, в и без того трудных для Рима условиях (голод и эпидемия), воевать с армянами, «издавна бывших друзьями и союзниками Рима». В то же время, Евсевий Кесарийский зримым образом указывает причины этой войны, называя армян «ревностными христиананми». Здесь было бы нелишне вспомнить и о том, что мученичество в Армении святых римских дев Рипсимии, Гаиании и 36-ти с ними пострадавших, датируется 304 г., а это, в свою очередь, согласуется с латинскими источниками, ибо именно в 303-304 гг. Диоклетиан и начал жестокие преследования христиан Империи, и само житие святых дев наглядным образом свидетельствует о том, что именно в Диоклетианово гонение они покинули Рим и прибыли в Армению.
В 304-305 гг. (после мученичества святых дев, и как гласит о том житие их) был вызволен изо рва (брошенный туда царем Трдатом в 288-289 гг.) св. Григорий, тогда же обратились к Христианству царь Трдат и его окружение. В том же 305 г. Диоклетиан сложил с себя полномочия императора, и вполне вероятно, что именно отставка Диоклетиана, друга и покровителя Трдата, развязала руки последнему, и Трдат провозгласил Христианство государственной религией в 305 или 306 гг., и уже спустя несколько лет – в 312-313 гг., армяне, во главе с царем их Трдатом, с оружием в руках, защищали свою веру от нападок нечестивого Максимина.
В течении IV века Армянская Церковь была строго Православной, и в догматах веры, и в благочинии совершенно согласовалась с Греческой (Каппадокийской) Церковью, и находилась в общении с нею, или, лучше сказать, две эти Церкви составляли одну Церковь.
Одним из самых славных проповедников веры Христовой в Великой Армении был священномученик Григорий Просветитель. В Армении Великой в это время царствовал Трдат, который изначально был гонителем христиан и самого Григория, но после сделался его учеником, став под знамена Христианства. История св. Григория с самого его детства и в продолжении великих его подвигов, совершенных им в свое первосвященство, показывает, что он и святой царь Трдат были отмечены перстом Божьим и предназначены Провидением для обращения Армянской страны к истинной вере.
Как известно, св. Григорий происходил из рода Аршакидов, царей парфянских. Отец его, Анак, из дома Сурен-Пахлава, убил армянского царя Хосрова, отца Трдата, по повелению персидского царя Арташира, искавшего престола Великой Армении. Царь Хосров, испуская последний вздох, приказал предать смерти Анака со всем его семейством. Св. Григорий, избежавший смерти, был двух лет от роду увезен братом своей кормилицы, Евфалием, в Кесарию Каппадокийскую, где получает христианское воспитание и, естественно, принимает истинную веру. Под наблюдением главы Кесарийской Церкви, епископа св. Фирмилиана (230-268 гг.), св. Григорий усердно изучает греческий язык и cв. Афиногена († ок. 303-304), Марии. От этого союза родились у них два сына - Вртанес и Аристакес (Аристарх). Впоследствии оба супруга по взаимному согласию разошлись, чтобы всецело посвятить себя служению Богу.
Подобно св. Григорию, Трдат, сын царя Хосрова, с детства рос в окружении врагов и в постоянной опасности от них. После смерти Хосрова персидский царь Арташир, овладевший престолом Армении Великой, хотел погубить Трдата, но тому удалось спастись и уехать в Рим, где он воспитывался при императорском дворе. Живя в Риме, Трдат стяжал славу отважного и храброго воина. Узнав о местопребывании Трдата, св. Григорий отправился к нему, чтобы изгладить вину своего отца, Анака. За особые заслуги перед Империей император Диоклетиан возвел Трдата на престол армянских царей. Однажды, когда царь Трдат приносил жертву языческой богине Артемиде, к которой питал особое благоговение, он заметил, что св. Григорий не принимает никакого участия в торжестве.
Трдат велел св. Григорию поклониться идолу. Однако, блаженный Григорий, объявив себя христианином, отказался. Тогда царь приказал предать св. Григория мучениям, которые св. Григорий перенес, укрепляемый Божественной силой, после чего он был брошен в глубокий ров близ города Арташата, где оставался в течении 14-ти лет, покинутый и забытый всеми. Одна только бедная вдова, по Божественному промышлению, приходила каждый день ко рву и бросала ему ломоть хлеба и давала воды, которыми он и поддерживал свою жизнь.
В это же время в Риме, в одном монастыре, жила молодая христианка царского рода, именем Рипсимия; вместе с нею жили также ее подруги-девы, как и она, христианки. Все они, посвятив себя Богу, соблюдали обет безбрачия. Император Диоклетиан, увидев Рипсимию, пленился ее красотой и хотел взять ее в жены; однако Рипсимия, узнав об этом, убежала из Рима вместе со святыми девами и игуменией Гаианией. Они направились в Великую Армению, в город Вагаршапат (ныне Эчмиадзин), что в Араратской провинции, и жили там в течении некоторого времени. Однако Диоклетиану стало известно их местопребывание, ввиду чего он и послал царю Трдату письмо следующего содержания: «От императора Диоклетиана, царя-миродержца, Трдату, другу моему и брату моему, привет от нашего величества! Уведомляем тебя обо всем, что было сделано нами в отношении христиан, которые служат Распятому Человеку, поклоняются Древу и почитают кости умерших людей. Про смерть, которой они умирают ради веры их, они говорят, что она слава и честь. От нашей же веры они отреклись. Затупились уже мечи наши от них, но не устрашились они смерти. Совратились они верою в Человека, Иудея, отвергают владычествующих над всем и унижают могущественнейших богов.
И силу величайших светил: солнца, луны и прочих звезд ни во что ставят, про них говорят, что они – творения Распятого. И отвращают быстро население мира от служения богам, разлучают мужей с женами и жен с мужьями. И умножились они благодаря чрезмерному терпению в жестоких муках, чрезмерному упорству и своему благочестию. Ради пролития крови их они еще более стали держаться своей веры. И вот я встретил среди них девицу из исповедающих веру их, очень красивую, и вознамерился я жениться на ней, но они дерзнули угнать ее от меня, не испугались моего царского величества, не устрашились нисколько моей угрозы и вражды, угнали девицу и вместе с нею многих, и они направились в твое царство. Смотри же, позаботься отыскать их, убей тех, кто с нею, а девицу отправь ко мне! Если же ты полюбишь ее, то возьми ее себе, ибо я поистине не видел в римской земле подобия ее красоты. И мир с тобою!».
Когда же царь Трдат отыскал святых дев и увидел Рипсимию, он весьма пленился ее красотой и восхотел иметь ее женою, но Рипсимия отвергла его предложение. Трдат будучи в гневе, предал всех жестоким мучениям, после чего святые девы были умерщвлены. Виновник этого преступления, Трдат, был поражен наказанием Свыше. Подобно ассирийскому царю Навуходоносору, он потерял разум и принял образ дикого вепря, и стал пастись на поле вместе с дикими зверями. В это время св. Хосровидухт Аршакуни, сестра Трдата, будучи тайной христианкой, жила в одном уединенном месте. В видении явился ей Ангел Господень, который сказал ей, что один только св. Григорий может исцелить ее брата. После чего ко рву, где томился св. Григорий, пришли некоторые князья во главе с Отаем Аматуни, и окликнули его по имени. В ответ им послышался голос мученика Григория: «Я жив, хранимый Господом моим!», сказал он. Князья извлекли св. Григория из рва и привезли к обезумевшему Трдату, которому св. Григорий молитвами возвратил разум и человеческий облик. Царь Трдат, проникшись духом истины, пал к ногам мученика Григория. Обещая прощение Трдату от Бога, св. Григорий спросил: «Где агницы Божии?».
Ему было указано местонахождение честных телес святых Гаиании, Рипсимии и с ними 36 замученных дев, которые св. Григорий собрал вместе и предал земле, проведя целую ночь в молитве над их могилой. В ту ночь Господь явил св. Григорию видение: он увидел, что с разверзшегося неба, окруженный сонмом Ангелов, сошел луч света, чуть поодаль был виден Великий Муж с золотым молотом в руке. Видение это неслось по направлению к Вагаршапату. Тотчас после того молот ударил в землю: она разверзлась, горы заколебались и из недр земных раздался страшный вопль. Затем недалеко от дворца поднялся золотой престол в виде жертвенника; от него восходил огненный столп с облачным покровом, над которым блистал Честной Крест. Из-под жертвенника тек источник живой воды, орошая большое пространство земли. Четыре столпа венчали это сооружение, три из них возвышались над останками мучениц, а надо всем сиял святой Крест Господень.
Явившийся св. Григорию Ангел Божий изъяснил это видение: «Великий Муж, - сказал он, - есть Господь Христос; здание, увенчанное крестом, означает Вселенскую Церковь, пребывающую под охраною Святого Креста, ибо на Кресте умер Сын Божий. Место это должно сделаться местом молитвы. Огненный столп и источник знаменуют божественное крещение, которое истекает из Вселенской Церкви для возрождения человечества». «Повергнись, - произнес Ангел, - пред благодатью, которую явил тебе Бог и воздвигни здесь церковь». Место, где св. Григорий удостоился видения, получило название «Шохакaт», что означает «разлитие света», а основанный позже на этом месте монастырь был назван «Эчмиадзин» (т. е. «сошествие Единородного Сына») - он и теперь служит главной кафедрой Армянской Церкви.
На другой день царь Трдат вместе со всем двором пришел к св. Григорию, который рассказал им о своем видении, и о том, что он воздвиг Крест на том месте, где ему явился жертвенник, и положил мощи святых мучениц там, где он видел три огненных столпа. Затем с помощью всех горожан и самого царя св. Григорий положил основание церкви Эчмиадзина и трех церквей, которые до сих пор возвышаются в соседстве друг с другом и носят имена святых мучениц Рипсимии и Гаиании, и «Шохакaт» - по месту видения. Царь Трдат и весь армянский двор избрали св. Григория своим пастырем и послали его для рукоположения во архиепископа в Кесарию Каппадокийскую, где в то время служил святой архиепископ Леонтий.
Св. Григорий отправился на царской колеснице, окруженный стражею и нагруженный дарами для окрестных греческих церквей. Блаженный Григорий достиг, таким образом, Кесарии, где уже распространился слух о перенесенных им страданиях за веру и об обращении по его слову народа армянского. Св. Леонтий после хиротонии его во архиепископы дал ему мощи св. Иоанна Крестителя и священномученика Афиногена. Всюду на пути своем св. Григорий сокрушал языческие храмы и изображения идолов. Близ гор Таронских св. Григорий сокрушил знаменитое изображение Афродиты и на самом этом месте крестил более 20 000 армян, положив здесь основание храма в честь св. Иоанна Крестителя.
Крещение же царя Трдата, князей и множества народа произошло на Евфрате. Принятию таинства, которое делало их христианами, предшествовало несколько дней поста, который они должны были исполнить. С этого времени царь Трдат становится самым ревностным поборником Христианства и всеми силами помогает св. Григорию закончить построение монастыря Эчмиадзин. Здесь утверждается архиепископская кафедра главы Армянской Церкви. Св. Григорий также основал большое число епископий в Армении, с верховенством Эчмиадзина. На места эти им было приглашено множество греческих и сирийских епископов и священников, что еще более скрепило союз, уже существовавший до того, между армянской и греческой христианской общиной.
В 324 г. св. Григорий и царь Трдат отправились в великий город Рим по приглашению императора Константина Великого (306-337 гг.), который задержав их у себя несколько дней, дал им славные дары и весьма много золотых сосудов для армянских церквей. Константин Великий и папа св. Сильвестр (314-335 гг.) заключили «вечный союз» с царем Трдатом Великим и св. Григорием против всех «язычников», император передал армянам свое новое знамя с изображением креста в виде монограммы имени Христа. Это знамя позднее появляется в войнах армян с Сасанидами. Св. Трдату также дал большой крест, заключающий в себе частицу от подлинного Древа, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и царское облачение и златотканую порфиру, и отправил их всех на Родину.
При Григории Просветителе появились первые епархии, территории которых определялись в соответствии с границами удельных княжеств. Специфика армянской государственности (власть нахараров-князей) сказывалась и в том, что епископы поначалу были связаны не столько с определенными кафедрами (городами), сколько с отдельными аристократическими фамилиями. Часть епископата происходила из бывшего жречества, в особенности из рода Альбиана. Св. Григорий основал школы для детей из жреческих семей, которые по окончании обучения становились церковнослужителями. С той минуты Церковь стала принимать активное участие в политической жизни страны, ее роль в обществе быстро росла, укреплялась и ее материальная база.
Как было показано выше, Христианские церкви и монастыри возникали на месте языческих храмов, земли которых переходили к Церкви. Распространение Христианства в Армении сопровождалось уничтожением языческих храмов, а обширные храмовые земли св. Трдат передавал служителям Церкви в вечное неотчуждаемое владение. Эти земли были свободны от всяких обложений, кроме поземельного налога, который должны были вносить священники в царскую казну. Складывающееся духовное сословие было приравнено к азатам (феодалам) и пользовалось теми же правами. Помимо земель упраздненных языческих храмов, армянское духовенство расширяло свои земельные владения за счет конфискованных государством земель опальных и уничтоженных нахарарских домов.
С середины IV века Армянская Церковь представляет собою крупное нахарарское объединение. В 324 г. св. Григорий посвятил своего младшего сына, св. Аристакеса († 340, память декабря 1 (14) и сентября 30 (октября 13)), в епископы (ок. 333 г. он был рукоположен в архиепископы Великой Армении св. Леонтием Кесарийским), а в 325 г. св. Аристакес, по приглашению императора Константина, был послан свв. Григорием и Трдатом в качестве представителя Армянской Церкви на I Вселенский Собор в Никее, на котором было осуждено учение Ария Александрийского, а сам он предан анафеме. Св. Аристакес подтвердил от имени Армянской Церкви все постановления этого Собора, а также «Символ Веры» и 20 канонических правил, которые были приняты его отцом, св. Григорием Просветителем. Видя, наконец, труд свой завершенным и истинную веру торжествующей, св. Григорий уединился на горе Сепух, в пещерах св. Мании28, где и окончил многострадальную жизнь свою. Честное тело его найдено было пастухами, пасшими стадо в этих уединенных местах и неузнанное было предано земле. Впоследствии одному пустыннику, по имени Гарник, в видении открыто было местонахождение тела святого мужа, оставшегося до того времени нетленным. Честное тело св. Григория было перенесено в деревню Тордан в область Даранахи и положено в монастыре.
На сегодяшний день святые мощи Григория Просветителя разделены на несколько частей и находятся в церквах разных стран. В Эчмиадзине хранится правая рука св. Григория, положенная в раку в форме руки, ею благословляют епископа при посвящении его в патриархи и при мироварении.
Св. Аристакес, младший сын св. Григория, архиепископствовал с 333 по 340 гг., после его мученической смерти от руки язычника Архелая, правителя одной из южных областей Армении, на церковную кафедру был возведен старший сын св. Григория - св. Вртанес († 355, память декабря 1 (14)), который был хиротонисан в Кесарии Каппадокийской.
Вообще следовало бы сказать, что Армянская Церковь IV века церковно-канонически зависела от Кесарие-Каппадокийской митрополии, от которой и получала рукоположение своих архиепископов; так было от времен св. Григория Просветителя († 335) до св. Нерсеса Великого († ок. 383-384). Однако уже после св. Нерсеса Великого при царском дворе была выдвинута мысль об автокефалии. И преемника св. Нерсеса царь Пап Аршакуни (ок. 382-389 гг.) уже не посылал на посвящение в Кесарию Каппадокийскую, а поставил архиепископом у себя дома. Так автокефалия Армянской Церкви была установлена явочным порядком, хотя, несмотря на это, в течении долгого времени Армянская Церковь поддерживала связь с Каппадокийской. О св. Вртанесе надо сказать, что он был человеком весьма ревностным; он и его епископы старались держаться православного исповедания Христианства и, боясь заблуждений в вере, ориентировались на Иерусалимскую Церковь.
К этому времени традиционно относят ответы на различные вопросы канонического и литургического характера предстоятеля иерусалимского Макария I св. архиеп. Вртанесу (хотя, возможно, этот памятник следует отнести ко времени патриаршества в Иерусалиме Макария II, 2-я пол. VI в. (Mai A. Scriptorum veterum nova collectio. R., 1838. T. 10. P. 270; Clercq. Col. 1043). Следуя советам Макария, св. Вртанес скрупулезно исполнял постановления Матери-Церкви Иерусалимской. В тяжелые дни для Армянского государства и народа, во времена безначалия и анархии, св. Вртанесу приходилось брать на себя, кроме управления кафедрой, еще и управление страной и заменять собою царя. Именно в архиерейство св. Вртанеса в 40-ых гг. IV в. случилось первое в истории Армянского государства антихристианское персидское вторжение, подобное римскому в 312-313 гг., целью которого было насильственное обращение армян в язычество. Победа в этом ожесточенном сражении, по свидетельству современика-летописца Фавста Византийца, осталась за армянами, но смертью храбрых пал главнокомандующий армянских войск Ваче Мамиконян со множеством нахараров (князей) и воинов; все они сразу же были причислены Армянской Церковью к лику святых воителей Божьих. Св. Вртанес управлял армянской архиепископской кафедрой с 340 по 355 гг.
Преемником его на кафедре был его младший сын, св. Юсик († 361, память декабря 2 (15)), великий ревнитель Христианской веры, за которую он и претерпел мученическую смерть в 361 г. от руки нечестивого армянского царя Тирана Аршакуни (353-364 гг.), ставшего язычником по приказанию римского императора Юлиана Отступника (361-363 гг.). Здесь же следовало бы сказать и о старшем сыне св. Вртанеса, св. Григорисе († 348, память марта 6 (19)), который в пятнадцатилетнем возрасте (!) был рукоположен во епископа Албании Кавказской.
Проповедуя в этой, соседней с Арменией стране, св. Григорис приобрел себе множество святых учеников, стяжал славу просветителя народов Албании, строил и восстанавливал святые храмы. Св. Григорис претерпел мученическую смерть на побережье Каспийского моря в 348 г. от руки прикаспийских язычников в возрасте 24-25 лет.
Со времени св. Григория Просветителя хотя и бόльшая часть армянского народа исповедовала веру Христову, однако же некоторые области и провинции Великой Армении находились под властью правителей-идолопоклонников, которые, не приняв крещения, оставались верны языческому нечестию, и здесь Христианство дало многих мучеников.
Сам царь св. Трдат столкнулся с оппозицией ряда знатных нахарарских родов и в 342 г. умер, отравленный придворными за поддержку Церкви. Особенно упорным же в Армении было сопротивление многочисленных приверженцев старой персидской религии – зороастризма. Подобная ситуация создалась и в Малой Армении. Несмотря на то, что в 313 г. Миланским эдиктом Христианство в Римской Империи, в которую входила Малая Армения, было утверждено государством и тем самым уравнено в правах с язычеством, император восточной половины Империи - Лициний (307-324 гг.), зять и соправитель императора Константина Великого, начал гонения на христиан.
Надо заметить, что Миланский эдикт был подписан обоими императорами, но Лициний, враждуя против Константина, ставшего покровителем Христианства, и приготовившись к войне с ним, боясь измены в своем войске, решился уничтожить Христианство в пределах своей Империи. Этим и объясняется мученичество 40 воинов в Севастии Армянской (память марта 9 (22)), св. воина Макария Мелитинского и иже с ним (память сентября 6 (19), 45-ти мучеников в Никополе Армянском (память июля 10 (23)), а также многих других (в 316-320 гг.).
В середине 60-х гг. IV в. на армянскую церковную кафедру был избран св. Нерсес Великий Аршакуни (память ноября 19 (декабря 2)), прямой потомок св. Григория Просветителя. Св. Нерсес приходился внуком св. Юсику. Архиепископа Нерсеса можно смело поставить в один ряд с такими великими отцами древней Армянской Церкви, как св. Григорий Просветитель, св. архиепископ Саак I Партев († 439) и св. Месроб Маштоц († 440), которые явились для армянского народа наставниками истинной Православной веры и добрыми пастырями, заботливо пекущимися о своей пастве. И не зря впоследствии св. Нерсеса прозвали «Великим». Велика и неоценима деятельность этого ревностного служителя Божия и славного реформатора Армянской Церкви.
Согласно житию св. Нерсеса: сей святой, обильно просвещая учением Христовым народ Армении, стяжал славу великого чудотворца. Все реформы, как светские, так и церковные, св. Нерсес проводил, ориентируясь на те нормы, которые были приняты в столице Восточно-Римской Империи – Константинополе и в Кесарии Каппадокийской, где он получил в свое время блестящее образование. Им было заново воздвигнуто множество разрушенных храмов и построено много новых, общее число их достигало до 2040! Св. Нерсес основывал школы, обучение в которых велось на греческом и сирийском языках; почти по всей Великой Армении св. Нерсесом было построено множество больниц и приютов для бедных; по свидетельству летописца-современника Фавста Византийца, ни в одном городе Армении, ни на одной улице невозможно было найти бедного, или просящего милостыню, так как все они имели приют и особое о себе попечение.
Св. Нерсес сумел поднять уровень нравственности и культуры, глубоко укоренившихся от невежества, пустившего корни со времен смерти великого Григория Просветителя. За все эти и многие другие деяния св. Нерсес и стяжал в народе имя «Великого». Ок. 366-367 гг. архиепископ Нерсес созвал первый в истории Армянской Церкви поместный Собор в Аштишатском монастыре св. Иоанна Крестителя. Кроме вопросов нравственного характера, на Аштишатском Соборе обсуждался также вопрос об арианстве. Как уже было сказано выше, св. архиепископ Аристакес († 340) был участником I Вселенского Собора в 325 г., принявшего вероопределение о Божественности Господа нашего Иисуса Христа и осудившего учение ересиарха Ария.
Св. Аристакес привез в Армению «Символ Веры», утвержденный Собором и принятый св. Григорием Просветителем. Однако спустя несколько лет в Римской Империи распространились различные течения арианства, поддерживаемые иногда и государственной властью. Среди армянских епископов того времени также были последователи учения Ария. Аштишатский Собор еще раз осудил арианство и подтвердил свою приверженность Никейскому Символу Веры. По возвращении в Константинополь из ссылки (в 378-379 гг.), которую св. Нерсес Великий претерпел от императора-арианина Валента, он также участвовал во II Вселенском Соборе, I Константинопольском, созванном против ересиарха Македония в 381 г., держал речь в разных заседаниях этого Собора и принял от имени Армянской Церкви все его постановления.
Последние годы архипастырства св. Нерсеса, ок. 382-383 гг., - время безначалия в Армении: царь армянский Аршак II Аршакуни (364-382 гг.), томившийся в тюрьме у персов, кончил жизнь самоубийством; незадолго до его смерти, огромнейшая персидская армия, возглавляемая армянским полководцем-отступником Меружаном Арцруни, вторглась вновь в пределы Армянского государства. Причиной нападения была упорная надежда персов вернуть армян в язычество. Овладев на время страной, Меружан взялся отменить все христианские порядки, высылая в Персию епископов и священников – под предлогом невыплаты налогов, сжигая все книги, какие ему попадались, Меружан насаждал персидский язык и культуру, вместо греческой. Запрещал говорить по-гречески или переводить с этого языка, якобы с целью положить конец близости и дружеским связям армян с греками и римлянами, на деле же, чтобы закрыть пути христианскому вероучению (в то время еще не было армянской письменности и служба в церквах велась на греческом).
Но отступнику Меружану не довелось долго упиваться победой, так как стратилат армянских войск Мушег Мамиконян встал на защиту Христианства и Отечества. Мушег, отправившийся за помощью к римскому императору Феодосию Великому, получил в помощь от него многочисленное римское войско во главе с полководцем Терентием. Прибыв в Армению, объединенное армяно-римское войско прогнало персов из страны; по приказанию императора римляне посадили на царский трон Армении сына царя Аршака, по имени Пап. Упиваясь неограниченностью своей власти, царь Пап вскоре отошел от императора Феодосия, и, впав в язычество, стал союзником персидского царя-язычника; архиепископ Нерсес, к которому царь относился крайне враждебно, был им отравлен (в 383-384 гг.); после этого Пап начал уничтожать все построенные св. Нерсесом больницы, лепрозории, сиротские приюты; грабил и разорял монастыри, изгонял монахов и монахинь; все церковное устроение, введенное святым отцом, разрушалось и предавалось забвению.
Гонениями на христиан Армении можно объяснить и уход великого подвижника и чудотворца армянского, св. игумена Епифания Грека со своими 500-ми учениками-отшельниками в пределы Римской Империи. Впоследствии, за свое вероломство, царь получил достойное возмездие: после семилетнего правления, он был отвезен полководцем Терентием в стан римского войска и там казнен.
Касательно института монашества в Великой Армении надо сказать, что он был введен еще самим Григорием Просветителем, и утвержден греческими и сирийскими монахами-проповедниками, во главе со славными подвижниками – единокровными братьями свв. Антонином и Кронидом, привезенными в Армению из Каппадокии и Севастии Армянской св. Григорием. Существование же христианских (и также дохристианских) форм аскезы в Армении с I по V вв., надо сказать, еще ждет своего исследователя, а бурному ее расцвету (в IV-V вв.) следовало бы посвятить отдельную монографию.
Свв. Антонин и Кронид Каппадокийские фактически явились основателями не только армянского монашества в известном смысле этого слова, но и основателями и учредителями монашества киновиального типа, т. е. – общего жития (κοινόβιον), точно, как св. Пахомий в Египте. Первым таким общежительным монастырем, основанным ими, был монастырь св. Иоанна Крестителя в Таронской области (ок. 314-315 гг.), настоятелем которого был ученик св. Григория, сириец Зеноб Глак, оставивший нам важное с точки зрения истории Христианства, творение «Историю Тарона». К концу IV века благодаря усилиям св. Нерсеса Великого численность мужских и женских обителей в Армении, как уже отмечалось выше, достигала 2040! Летописец Фавст Византиец свидетельствует о множестве монахов-отшельников, подвизавшихся в Армении, во главе которых стоял св. игумен Гинд из рода Слкуни: «Они готовы были, -свидетельствует Фавст, -терпеливо переносить такую (суровую, отшельническую) жизнь во все дни свои, поскольку мир не представлял для них никакой ценности, как написано. Подобно стаям птиц, они жили в отверстиях скал, в каменных пещерах, без имущества и достояния, без присмотра и ухода, вовсе не заботясь о теле. И главой их был святой Гинд, которого все вообще люди Армянской страны называли учителем. Но были среди них и другие ученики, которые уподоблялись своему учителю и были выпестованы им, имена которых были Вачак, Артуйт, Mapах.
У них был товарищ, Трдат, который при великом первосвященнике Нерсесе был архидиаконом, а после смерти Нерсеса перешел в разряд пустынников... Своего питомца, молодого Муше, святой Гинд сделал своим сподвижником. У него было еще много и других учеников ангельского нрава, жития которых рассказать никто не сможет». Кстати, об этом же святитель Григорий Богослов свидетельствует в письме «Увещательное послание к Геллению, о монахах», говоря: «Такой в моей стране воссиявает пред тобою новый сонм, подобный тому, какой произвела Армения – ваше отечество, страна, украшающаяся добрыми сынами, как многим превосходящая другие страны, так особенно славная тем, что в ней много не познавших уз супружества!». Здесь должно разуметь Армению Малую, которая была соединена вместе с Понтом и Каппадокией под единное название - «Каппадокия», и обращена в римскую провинцию. Монашество среди армян и греков Малой Армении и Понта насадил знаменитый Евстафий († 380), епископ Севастии Армянской, который принес туда традицию и строй монашеского устроения из Египта, где был наставлен великими египетскими подвижниками.
Об армянских же церквах Малой Армении следует сказать, что все они церковно-канонически зависели от той же Кесарие-Каппадокийской митрополии. Епископские кафедры армянских епархий Малой Армении, такие как: Мелитинское, Севастийское, Никопольское и др., были под юрисдикцией архиепископа Кесарийского. Население Малой Армении было смешанным, однако, с превалирующим элементом армянского и греческого этносов. Литургия в церквах проводилась на греческом. Вообще следует сказать, что армяне Малой Армении, восприняв культуру греков, большей частью были уже эллинизированы, однако сохранили свой язык. В то время прославилось много святых армянского происхождения, родом из Малой Армении, таких как: св. Мелетий († 381, память февраля 12 (25)), бывший сначала епископом Севастийским, а затем и архиепископом Антиохийским (358/359-381 гг.), знаменитый (и первый из армян) палестинский подвижник св. Евфимий Великий († 473, память января 20 (февраля 2)), славный св. Иоанн Молчальник († 558, память декабря 3 (16)) и многие др. Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарийский, особо заботился об армянских епархиях Каппадокийской Церкви, наглядным примером чего служат его письма, посланные армянским епископам. Позже свт. Василий отправился в Малую Армению, и объездил значительную ее часть, водворяя мир между епископами и стараясь устранить вкравшиеся злоупотребления (Epist. 99).
Краткий очерк истории Армянской Церкви с I по VIII век. Иоанн Казарян, Тбилиси, 2006 г.