В Российской Федерации на протяжении последних лет реализуется последовательная, выверенная государственная политика, позволяющая жителям многонациональной страны почувствовать единство, духовные связи и ценности, которые являются общими для всех людей, проживающих в России, независимо от национальности. Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтничных) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.). На территории РФ используется 277 языков, 36 языков применяются в государственной системе образования, 25 – как факультативные. орд Тимура в пределы Армении и истреблением огромной части населения. Но следует также добавить, что причиной переселения армян в другие страны и континенты являлись не только насилие и нужда, но и экономические мотивы.
Таким образом, испокон веков эмиграция армян приводила к тому, что в разных странах и частях света возникали и развивались армянские общины, ставшие основой, на которой и образовалась современная армянская диаспора. Одна из таких общин обосновалась и на территории Киевской Руси и позже – Московского княжества. Изучая историю Московского княжества, неоднократно можно натолкнуться на сведения об армянских купцах, врачах и об армянской улице в Москве. Причем численность армянского населения в Московском государстве, а далее в Российской империи постепенно возрастала. Здесь нельзя не упомянуть об указе Петра I следующего содержания: «Армян как возможно обласкать и облегчить в чем пристойно, дабы дать охоту для большего их приезда». Уместно здесь вспомнить и указ Екатерины II о переселении крымских армян на Донскую землю, что дало толчок к развитию нынешней территории Ростовской области, основанию города Нахичевани-на-Дону и других населенных пунктов.
Укрупнение армянской диаспоры и рост численности армян в России тесно связаны с важными событиями:
– с присоединением в 1917 г. первой Армянской Республики к РСФСР, что привело к стиранию границ на постсоветском пространстве и легкости переселения из Армении в РСФСР, преимущественно на территории современной Ростовской области, Краснодарского края, Ставропольского края, а также города Москвы;
– с развалом Советского Cоюза и вместе с ней армянской экономики, что стало поводом для миграции большого количества жителей новообразованной Республики Армении на территорию современной Российской Федерации.
Количественная характеристика армянской диаспоры в мире дана Институтом экономических исследований Министерства экономики Республики Армения и может быть представлена следующим образом: после развала Советского Союза в 1991–1995 гг. из Армении выехало 677 тыс. чел., что составляет примерно 18 % от числа постоянного населения. Диаспора к настоящему времени насчитывает около 10 млн чел. (почти в 3 раза больше численности армян в самой республике), которые проживают примерно в 70 странах мира.
Не затрагивая духовный аспект взаимосвязей, коснемся экономического взаимодействия армянской диаспоры с государством, которое выражается в следующих показателях: экономические связи – инвестиции, денежные переводы, экспорт востребованных за рубежом товаров, аутсорсинг, деловые контакты, туризм (в 2012 г. трансферты и прямые инвестиции составили около 1 млрд долл.); благотворительность; политические связи – посреднические услуги и лоббирование интересов Республики Армении в России; интеллектуальное сотрудничество – обмен специалистами, технологиями и опытом; взаимодействие в области социальной сферы и культуры.
Экономические процессы, охватывающие различные слои общественных отношений, являются фундаментом существования общества, а различные двусторонние связи между диаспорой и Арменией поддерживают ее духовную близость с исторической Родиной. Сравнивая армянскую диаспору в России с мировой армянской диаспорой, стоит отметить, что она на данный момент в недостаточной степени активна и не имеет такого веса и влияния на политические процессы в Армении и России, какой, например, имеет армянская диаспора в США. Из статистических данных, которые были собраны посредством социальных сетей и методов статистического анализа, можно увидеть, что более 80 % армян в России не состоят в армянских организациях, а показатели посещаемости культурных мероприятий составили 30 % (самый высокий показатель по посещаемости в Москве – 35 %). Одной из причин, объясняющих пассивность армянской диаспоры в России, ее слабую организованность и влияние на политические круги, является ее относительно небольшой возраст как организованной структуры – всего 20–25 лет.
Сравнивая ее с диаспорой в США, которая зародилась в начале ХХ в. и далее активно развивалась, мы можем выявить, почему потенциал и влияние последней намного превышают потенциал армянской национальной диаспоры в России. Здесь следует добавить, что армянам России было бы правильно проявлять бoльшую активность в общественных процессах страны, так как роль диаспоры во многом может определить ход отношений между Арменией и Россией, а также между Россией и геополитическими конкурентами Армении – Турцией и Азербайджаном. У армянской диаспоры России хотя и имеются свои представители в высших органах власти, в крупном бизнесе и других сферах, но способность повлиять на политику российских властей находится на минимальном уровне. По различным экспертным оценкам, потенциал армянской национальной диаспоры в России, как связующего звена между Россией и Армении, инструмента лоббирования интересов Республики Армении, не востребован в полной мере и используется наименее эффективно, чем тот же потенциал армянских общин в третьих странах. И это несмотря на то, что именно в России проживает самая большая армянская община во всей диаспоре.
Отметим, что к настоящему времени происходит качественная трансформация армянской диаспоры, позитивно влияющая на восприятие важности роли армянской диаспоры, разбросанной в различных регионах и областях Российской Федерации. Но для того, чтобы Союз армян России (САР) действительно играл главенствующую роль во всей сети армянских общин в России, необходимо объединение разрозненных общин в единое целое, имеющее единую структуру, программы, информационную базу, а также предоставление услуг представителям армянской диаспоры за счет финансирования из фонда САР. Особое внимание следует уделить вопросам улучшения информационного обмена и обеспечения, что позволит отделениям армянской диаспоры в России более слаженно действовать в связи с теми или иными ситуациями и более эффективно решать те или иные проблемы.
Для совершенствования деятельности армянской диаспоры в России необходимо провести немалую работу, в которую мы бы включили следующие мероприятия и задачи: расширение персонала, занимающегося оперативными, стратегическими, консультационными и другими вопросами; улучшение экспертного и организационного сопровождения деятельности САР; расширение информационного и консультационного обеспечения армян – выходцев из Армении и других стран; создание интернет-сайта армянской диаспоры России; привлечение учителей, деятелей культуры, крупных бизнесменов к участию в различных программах и мероприятиях САР; формирование стратегии развития САР; налаживание отношений с крупными представителями бизнеса, которые по национальности являются армянами, но по тем или иным причинам, в частности из-за информационной необеспеченности о деятельности армянской общины, не участвуют в делах армянской диаспоры и т.д.
Несмотря на то что армянская диаспора России находится в стадии становления, нельзя не отметить определенное влияние, оказываемое ею на состояние и развитие российско-армянских отношений.
В.А. Тер-Акопьян.
Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы III Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 30–31 мая 2018 г.
Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.