История образования армянских общин в России содержит ряд этапов. Это обусловлено теми историческими процессами, которые имели место как в Армении, так и в русском государстве. Вплоть до середины XVII столетия исход армян в Россию был следствием исключительно политических событий и процессов в самой Армении. Гонимые в результате вражеских нашествий, опустошительных войн, тяжелого гнета, армяне вынуждены были взять в руки посох скитальца и искать спасения и крова на чужбине.

Если попытаться проследить в разрезе времени за этапами появления армянских общин на территории, на которой сложилось впоследствии российское государство, то можно выделить несколько потоков. Самый первый из них относится к X-XI вв. и был направлен в сторону Киевской Руси. Продолжением его явились миграционные потоки в XII-XIII вв., положившие начало поселениям армян в Крыму и Поволжье. Следующий крупный поток относится к XIV в. и связан с последствиями монголо-татарского нашествия. В результате этой волны география армянских поселений заметно расширяется. Возникают армянские общины в Подолии, в Бессарабии, увеличивается число их в Поволжье и в Крыму.

Формирование и укрепление русского централизованного государства существенно повлияло на усиление роли северного направления исхода армянского населения. Политическое, экономическое и военное усиление России, приближение ее границ к кавказскому региону сделали это направление со временем основным. Характерным выражением этого явилась третья волна притока армян в Россию, относящаяся к XVII-XVIII вв. Она была наиболее длительной и, в свою очередь, многоэтапной. Особенностью этого периода переселения является то, что начиная с XVII в. на процесс переселения армян значительно больше влияют уже экономические факторы, вызванные совпадением двух исходных начал: во-первых, переориентацией значительной части армянского торгового капитала на Россию ввиду усиления конкуренции европейской торговой буржуазии на прежних торговых путях в Европе и Индии и, во-вторых, покровительственной политикой России, вызванной потребностями русской торговли и промышленности. Таким образом, опасность ассимиляции как в Европе, так и в деспотиях Востока заставляла армян обращать взоры на христианскую Россию, которая, в свою очередь, была заинтересована в привлечении деятельного армянского населения.

Переориентация армянского купеческого капитала на Россию хронологически совпала со временем, когда в России зарождается рынок и начинают развиваться капиталистические отношения. Именно в этот период, точнее, с конца 1660-х гг., возникают армяно-русские торгово-экономические отношения как постоянно действующий социально-экономический фактор: в отличие от связей, которые существовали еще со времен Киевской Руси. В процессе развития экономических отношений возникли и сформировались и политические отношения. Они проявились, в частности, в форме политической ориентаций армян Восточной Армении на Россию. Таким образом, образование первых армянских колоний в России совпадает по времени с началом армяно-русских отношений, которые предшествовали Каспийскому походу Петра I (1722-1723).

Поход войск Петра в пределы Западного Прикаспия и Восточного Закавказья вызвал приток армян из этих районов на Северный Кавказ и в Астрахань. Возрастание экономической роли армян в этом регионе позволило им добиться у русских властей организации самоуправления армянских общин. Возникают армянские колонии - Астрахань, Кизляр, позднее Моздок, что явилось качественно новым этапом в истории армянских поселений. Если раньше Россия не проявляла особой заинтересованности в создании армянских колоний, то теперь она была уже и политически, и экономически готова к восприятию инонациональных самоуправляющихся общин.

Процесс образования армянских колоний продолжался и во второй половине XVIII века, колонии возникают в присоединенных к России областях Севёрного Причерноморья. Это было следствием необходимости решения важной для России политической и экономической проблемы освоения новых территорий (Новороссии). Наряду с другими иноземцами в этот поток были вовлечены и армяне. Именно в этот период возникли первые армянские города-колонии - Нор Нахичеван, Григориополь, Святой Крест. В первой половине XIX в. происходит перемещение части населения из имевшихся армянских колоний в новые административные и экономические центры юга России - Ростов, Одессу, Екатеринодар, Владикавказ и другие, где развиваются крупные армянские общины.

И, наконец, последний (в дореволюционное время) и, пожалуй, самый массовый приток армянских поселенцев имел место со второй половины XIX века. В его основе были опять-таки причины, лежавшие целиком за пределами российской действительности: ужесточение антиармянской политики турецких властей, перешедшей со временем в массовый геноцид армян, повлекло исход армян из этой страны. В частности, беженцы из прибрежных районов устремлялись в основном на черноморское побережье Кавказа и Крыма, где возникают армянские общины во многих городах и селах. В последней четверти XIX - начале XX вв. имеет место также процесс образования армянских поселений в Средней Азии.

Выявление основных этапов и направлений переселения армян, а также тех причин, которые лежали в основе этих процессов, весьма важно для понимания закономерностей возникновения и развития армянских поселений в России, после чего можно перейти к более подробному их освещению.

Один из первых потоков армянских переселенцев был направлен в X-XI вв. в сторону северо-запада. Первой зафиксированной армянской общиной в восточнославянских землях было поселение армян в Киеве. Вместе с тем следы существования более или менее значительных армянских поселений встречаются еще в раннем средневековье также в политических и хозяйственных центрах государственных образований Поволжья: в столице Хазарии - Итиле, в Великих Булгарах и других городах Волжской Болгарии. Третьим регионом образования в XI-XII вв. на нынешней территории России и Украины армянских поселений было южное побережье Крыма, принадлежавшее тогда Византии. Армянские переселенцы, вынужденные покинуть терзаемую пришельцами родину, встречали доброжелательное отношение населения и властей многих стран и, в частности, древнерусских князей, которые охотно приглашали в свои владения как армянских воинов (из самой Армении и из византийской армии), так и купцов и ремесленников, предоставляя им привилегии.

По некоторым сведениям, образование поселения армян в Киеве относится к XI веку, хотя отдельные армянские торговцы или мастера появились в Киеве еще раньше. Этому способствовала женитьба князя Владимира Святославовича на армянке Анне. При киевском дворе известны были армяне-врачи. В “Житии преподобного отца Агапита” (из “Патерика” Киево-Печерской лавры) есть свидетельство об одном искусном враче-армянине конца XI - начала XII веков: “Бысть же в то время в граде Киеве врач некто, родом и верою Армении, хитр зело во врачевании”. Его слава была столь велика, что когда разболелся князь Владимир Мономах, “его же с прилежанием врачеваше Арменин”.

Любопытен факт обнаружения армянских букв на крышке саркофага князя Ярослава Мудрого. Армяне в древнем Киеве жили в своем особом квартале. Известно также, что после изгнания в XIV в. татар из Киева тамошние армяне получили привилегии от владевших Украиной литовских князей и польских королей. Согласно жалованной грамоте великого князя литовского Казимира IV (середина XV в.), армянам Киева разрешалось иметь дома, огороды, заниматься ремеслом и торговлей. Большой интерес вызывали сооружаемые армянами водяные мельницы. Армяне селились в районе Подола (в нижней части Киева), там же была построена в XV в. армянская церковь Успения Богородицы.

В X в. армянские торговцы встречаются в столице Волжской Болгарии Великих Булгарах. Армянское население этого города можно считать преемственно связанным с армянами Итиля, прекратившего существование после падения Хазарского каганата. Армянская община в Великих Булгарах увеличилась в XI в. в результате притока из захваченной турками-сельджуками Армении, причем она сохранилась и после захвата Булгар в XIII в. татаро-монголами. Археологические раскопки вскрыли остатки армянской церкви XIV в., армянские надгробные камни. Можно также говорить о влиянии армянской архитектуры на формирование волжско-болгарского зодчества. Именно в окрестностях Великих Булгар были обнаружены при Петре I заинтересовавшие его могильные камни XII-XIII вв., установленные ныне в главном корпусе Казанского университета. Армянское поселение сохранилось в Булгарах вплоть до разгрома города московскими войсками в 1431 г. В Крым армяне стали переселяться начиная с XI века. К этому их вынуждал политический и религиозный гнет Византии, а также вторжение в Армению сельджуков. Армяне направлялись в Крым из Константинополя или с Балканского полуострова, где много армян служило в византийских войсках. Кроме того, значительное число беженцев пробирались из Армении через Трапезунд и Черное море. В стену сохранившейся и поныне в Феодосии армянской церкви святого Саркиса вделана плита с армянской надписью, относящейся к XI веку. К X-XII вв. относятся многие другие армянские архитектурные памятники, надгробные плиты, а также рукописи из Кафы (Феодосии), Судака и других мест Крыма.

Монголо-татарское нашествие первой половины XIII в. вызвало новый крупный поток армянских беженцев как из самой Армении, так и из других захваченных монголами местностей. В результате еще более расширяется география армянских поселений. Армянские общины возникают в XIII-XV вв. в Подолии, Бессарабии, увеличивается число их в Поволжье и в Крыму. К XIV в. относится и возникновение армянского поселения в Москве.

Усиление Московского княжества и образование Русского централизованного государства привели к развитию торговых связей Москвы с восточными странами. При этом, как правило, русские купцы первыми проявляли интерес к таким связям. Армянские купцы также совершали поездки во владения, лежащие вверх по Волге: в Казанское ханство, а через него в Московское государство, Новгород и т.д. Армяне попадали в Москву из Ирана, Закавказья, Поволжья, Крыма, Константинополя. Некоторые современники называли волжский путь “Армянской дорогой”.

B XIV-XVI вв. армяне жили в Москве в районе Китай-города. Имеется упоминание в одной из летописей 1390 года “некоего арменина” по имени Аврам, от двора которого загорелся “посад за городом”. Загородным посадом считался в то время район Китай-города. Там же, среди торговых рядов, существовал специальный “Армянский ряд”. В этом же районе, в конце улицы Варварки (перед бывшей гостиницей “Россия”), селились “армяня и гречаня”. Где-то там же, между Ильинкой и Варваркой, была (не позже XYI в.) и первая армянская церковь.

Большую роль играли в Москве “гости-сурожане”, как называли на Руси торговцев из Крыма, причем не только из Сурожа (Судака), но и из Кафы (Феодосии) и других городов. Значительный процент из них составляли армянские купцы, со временем осевшие в Москве. Некоторые торговцы и ремесленники-армяне (из Крыма, Поволжья, Кавказа) имели уже в Москве свои дома. Среди них были даже поставщики продукции к царскому двору: например, лошадей, седел, конской сбруи. В XVIв. в районе Китай-города существовал “Армянский торговый дом”.

Таким образом, можно считать, что в Москве уже свыше шести веков постоянно существует и растет компактная армянская община. Более интенсивное заселение армянами русской столицы началось уже после XVI в. Армянские купцы наряду с Москвой посещали и Новгород, где имелись подворья сурожан. Эти торговцы играли заметную роль в хозяйственных связях Великого Новгорода.

Армянские общины имелись и в городах, основанных монгольскими завоевателями. Известно о существовании в г.Сарай-Бату (первой столице Золотой Орды) двух армянских церквей. Армянская церковь имелась и в Сарай-Берке (ханской столице после 1330-х гг.), причем там даже была резиденция армянского епископа.

В государствах, образовавшихся в середине XV в. после распада Золотой Орды, также возникают армянские общины. Начало армянскому поселению в Казани положили, по предположениям ученых, армяне Великих Булгар, покинувшие этот город после разгрома его московскими войсками. В Казани того времени даже две улицы носили название “армянские”. То, что район проживания казанских армян назывался “Суконной слободой”, позволяет заключить, что среди них были не только торговцы, но и ремесленники. Имеются сведения о наличии в Казани и армянской церкви. Однако в XVII в. армянское население Казани практически исчезло. По сведениям известного деятеля армянской Джульфинской торговой компаний Грикора Лусикова (Лусикенца), посещавшего неоднократно Московское государство в середине XVII в., это явилось следствием поразившей Казань эпидемии.

В результате монгольского нашествия приток армянских переселенцев из Закавказья и Поволжья пополнил и армянские поселения Крыма. Хотя татары захватили большую часть Крыма, но несколько пунктов на южном берегу оставалось под властью генуэзцев, которые предоставили армянам ряд важных для них привилегий. (Эти районы уже в XV в. были захвачены турками и вошли в состав зависимого от Турции Крымского ханства).

Особенностью армянских поселений Крыма является то, что они размещались почти во всех важных населенных пунктах полуострова: в Кафе (Феодосии), Сурхате (Старом Крыму), Судаке (Сурже), Кеозлеве (Евпатории), Карасубазаре, Акмечати (Симферополе), Орабазаре. Некоторые города, как, например, Казарат или Армянск (Орабазар), были основаны и с самого начала населены армянами. До переселения армян из Крыма в 1778 г. там существовало также свыше десятка армянских сел.

Самой большой из армянских колоний Крыма была Кафа. По генуэзским источникам, накануне взятия Кафы турками (в 1475 г.) из 70 тыс. ее жителей 47 тыс., или две трети, были армяне. Количество армянских церквей в городе достигало тридцати. В городе существовала армянская школа, торговые дома, банки, каравансараи, ремесленные цехи.

Вторым по численности армянского населения был в Крыму в XIV-XV вв. город Сурхат, ныне Старый Крым. Там имелось около десяти армянских церквей, а также основанный в 1338 г. монастырь Сурб-Хач (Святой Крест), искаженное название которого, по-видимому, и легло в основу второго имени города (Сурхат). Армянское население было сосредоточено в своих кварталах, где располагались армянские церкви, школы и разные заведения.

Рядом с Сурхатом существовал также армянский город Казарат, где размещался армянский гарнизон, служивший по контракту для защиты Кафы от нападения татар.

Другой основанный армянами город - Орабазар (Армянский базар, Армянск) - возник гораздо позже, в начале XVIII в., как центр торговли с областями к северу от Крыма. Армяне имели там торговые фактории, каравансараи, склады.

Армянские поселенцы в средневековом Крыму были в основном торговцами и ремесленниками. Роль Крыма на торговых путях особенно возросла в конце XIII - начале XIV вв., с падением значения Восточного Средиземноморья в торговле Европы с Востоком. Через Крым проходили пути из Константинополя к Азову, а оттуда - на нижнюю Волгу и Каспийское море. Другой путь шел из Восточной Европы через Крым, Черное море и Грузию, а далее - в Иран и Индию. Наконец, через Крым шел поток армян-переселенцев из Закавказья в страны на востоке Европы. Во всей крымской торговле армяне играли значительную, если не господствующую роль.

Из стран Востока в, Крым ввозились (и через Крым провозились) шелк, ковры, вино, фрукты, пряности, предметы роскоши. Через Крым на Восток провозились (в основном из России) хлеб, соль, рыба, икра, меха. Крымские армянские купцы вели торговые операции в Польше, Венгрии, Турции и особенно в Московском государстве. Они принимали также активное участие в торговле через Волгу и Дон. Известно, что уже в XIV в. имелось небольшое поселение и даже церковь в Азове.

Обобщая сказанное о торговле крымских армян, важно подчеркнуть: участие армянских купцов, с одной стороны, в торговых компаниях, а с другой - в ростовщических операциях (известными банкирами в Кафе были в XV в. армяне Кутулбей, Каярес и др.) свидетельствует о том, что армянский торговый капитал внес свою лепту в зарождение здесь раннекапиталистических отношений.

Широкое развитие у армян Крыма получило ремесленное производство. Особенно значительной была роль армян в ремесленной жизни Кафы. Документы свидетельствуют, что среди армян были ювелиры, ткачи, красильщики, портные, сапожники, кузнецы, плотники, гончары, кожевники. Ремесленники объединялись в цехи, уставы которых были составлены по образцу уставов итальянских городских цехов того времени.

Важное место в жизни крымских армян занимало сельское хозяйство, причем не только у сельских, но и у городских жителей. Особенное развитие получили овощеводство, садоводство и виноградарство. Немецкий путешественник XVIII в. сообщал, что виноградарство у армян Крыма так процветает, что армянские женщины “пьют вино как воду”. Именно армяне и другие христиане вообще занимались в Крыму садоводством и другими отраслями земледелия, чему у них уже постепенно училось и татарское население.

Армяне, как и другие христиане, находились в Крыму под жестоким национальным гнетом, особенно при власти турок и татар. С урожая, со скота, с имущества армяне платили налоги, а кроме того еще и подушную подать, а также отбывали разного рода повинности. Турецкие угнетатели осуществляли также и религиозное преследование христиан.

Монгольское нашествие вызвало увеличение притока армян также в Подолию. В XV в. туда устремились армяне и из захваченного турками Крыма. Переход Подолии в XIV в. под власть Великого Литовского княжества и изгнание оттуда татаро-монголов создали сравнительно благоприятные условия для развития там армянских общин.

Одним из первых армянских поселений на нынешней правобережной Украине был Каменец-Подольский. В 1250 г. там была уже армянская церковь. В XIV в. каменецкие армяне, как и львовские, получили право иметь отдельный суд и самоуправление, что позволяет назвать каменецкую и львовскую армянские общины уже колониями. Армяне занимались в Каменце ремеслами и торговлей. Это способствовало расцвету города и побуждало правителей давать армянам новые привилегии, облегчать повинности и т.п. В последующем привилегии армян были подтверждены и польскими королями.

Каменец, расположенный в крутой речной излучине, являлся очень удачным местом для постройки крепости. В сооружении крепостных стен принимало участие и армянское население. До сих пор сохранилась часть укреплений, носящая название “Армянский бастион”. На средства армян было приобретено также несколько пушек. Армяне неоднократно участвовали в обороне Каменца от вражеских нападений, венгров и особенно турок, за что получали различные награды. К XVI в. в Каменце было до 5 тыс. армян.

Город находился на важном торговом тракте, связывавшем Польщу с Константинополем. Торговые караваны, проводимые в основном армянами, направлялись в различные страны Европы, Азии и Африки.

На торговом пути был расположен и Язловец, в котором армяне также занимали заметное положение. В Язловце тоже уже в XIII в. была армянская церковь. Армяне попали в Язловец из Крыма. Язловецким армянам также были предоставлены привилегии строить и покупать дома, владеть землею, иметь ремесленный цех и свой суд. Язловец был частновладельческим городом магнатов Бучацких, а потом Конецпольских, которые подтверждали неоднократно привилегии армян.

Армянский квартал находился в центральной части Язловца. Там же была и армянская церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы). Кроме этой церкви, у армян Язловца были еще и часовня и монастырь Григора Просветителя. Язловец славился своими ярмарками, в которых армяне играли самую активную роль.

Аналогично развивалась и армянская колония Львова, также обладавшая самоуправлением и игравшая важную роль в развитии торговли и ремесла. Она являлась классической моделью армянских колоний этого восточноевропейского региона. Армянская улица в центре города с расположенным на ней армянским кафедральным собором сохранилась по сей день. Расцвет армянской колонии Львова приходится на более поздний период - XVII-XVIII века, когда Западная Украина и Подолия входили в состав польской Речи Посполитой.

Ж.Ананян, В.Хачатурян "  Армянские общины России "   Ереван, 1993