Армянская Церковь не знает ни бенефиций, ни должностей каноника или менз латинского духовенства. Духовные лица живут одними лишь доброхотными даяниями верующих. В особенности так обстоит дело у женатых священников. Духовные лица, состоящие в целибате, получают скромное вознаграждение.
Правда, Церкви и монастыри владеют кое-какой недвижимостью, земельными участками или строениями, но доходы от этой собственности самые призрачные, вследствие того, что относительно недвижимой собственности в Турции существуют совершенно особые законы. Так как, по мусульманскому своду законов Церкви, монастыри и школы не рассматриваются как живое воплощение нравственных начал или отвлеченное лицо, то в силу этого все подобные учреждения лишены владельческих прав. И вот это затруднение стараются обойти, записывая наследственные угодья или вотчины таких учреждений на подставных лиц.
Однако это средство небезопасно: ибо, прежде всего, владельцы духовных имуществ рискуют их потерять, как скоро фиктивный владелец умирает, не оставив прямого наследника. Приходится также считаться с недобросовестностью наследников или могущей случиться судебной описью, даже противозаконной. Следует заметить, что собственность, принадлежащая к разряду вакуф (духовных имуществ), подлежит передаче одним только детям. Впрочем, право наследования возможно распространить на родственников первой и второй степени путем взноса единовременной индемнизации и ежегодной добавочной платы. Довольно часто еще прибегали к иному средству – записи владений на имя какого-либо армянского святого, которого представляли как бы живым. Так было с имуществом Церкви Пресвятой Девы Марии, записанным на имя якобы некой Марии, дочери Иоахима.
То же было повторено с Церковью Святого Иоанна Крестителя, собственность которой записана на имя клирика Иоанна, сына Захарии, и т. д. Но если бы фискальное расследование обнаружило истину, Церковь могла лишиться своей недвижимости. Столь своеобразное отношение закона к церковной собственности в последнее время повлекло за собой крупные осложнения. Правительство, которое доныне закрывало на все глаза по духу терпимости, неожиданно изменило тактику. Помимо всякой компенсации, оно хочет положить конец тому порядку вещей, который оно же допускало в продолжение нескольких веков. Оно начинает отбирать церковное имущество армян в казну, но надо надеяться, что новое законодательство поможет делу.
Чтобы кратко объяснить сущность вакуфов, я напомню, что под этим названием подразумевается имущество, принадлежащее благочестивым или благотворительным установлениям in dominium directum. К частным лицам оно переходит лишь in dominium util, то есть лишь для пользования доходами или в пожизненное владение с ограничением права наследования, как было сказано выше. Весьма ограниченная годовая аренда, затем пошлина по переводу и наследственные поступают в пользу данного духовного учреждения; и, наконец, собственность окончательно возвращается к нему за отсутствием категории наследников, предусмотренных законом. Тем же правом собственности пользуются Церкви и христианские учреждения. Многие константинопольские Церкви обладают подобными вакуфами.
Другой источник доходов проистекает от ежедневных сборов, делаемых в церквах за обедней и другими службами. Среди толпы молящихся во время литургии или другой службы носят блюда, вверенные эфорам. Кроме того, в притворах храмов и у входа в них устанавливают тумбы для сбора даяний. Когда-то церковные сборы давали значительные суммы, теперь же результаты их ничтожны. К этим доходам следует прибавить выручку от продажи восковых свечей, производимой при входе в храмы, и за которые взимается плата, смотря по усердию верующих. На Востоке по-прежнему чтут обычай жечь свечи пред иконами.
Церковь взимает еще особый сбор по случаю исполнения религиозных обрядов, как то: крещений, венчаний, похорон, заупокойных обеден и т. д. Надо еще принять в расчет доходы, доставляемые канцелярским путем – выдачей Церковью разных документов, как то: свидетельств, узаконений и удостоверений. Дарственные записи и доброхотные даяния составляют дополнительную доходную статью, не поддающуюся точному подсчету. Вообще говоря, большая часть недвижимости переходит к Церкви путем дарственных и завещаний, сделанных в ее пользу. Монастыри сверх того обладают правом собирать в окружающих селениях установленную долю натурой продуктами земледелия и от скота. Это обложение, называемое птуг (плод), хотя и добровольное, имело характер постоянного сбора. Но те опустошения, которым периодически подвергаются армянские провинции, нанесли роковой удар этому источнику доходов.
В принципе, каждая Церковь должна покрывать свои издержки при помощи своих собственных доходов. Она должна стараться их умножить с наибольшей для себя выгодой. Издержки, о покрытии которых должна заботиться Церковь, могут быть сведены к следующим: 1) сохранение недвижимости; 2) поддержание и покупка украшений и предметов, необходимых для богослужения; 3) жалованье церковного причта и учащихся в церковной школе; 4) содержание приходской школы; 5) помощь больным и бедным. Для этих последних обучение бывает бесплатным, от остальных требуется скромное вознаграждение.
Великодушию прихожан предоставляется также содержание женатого духовенства. Главным источником дохода для этого последнего являются взносы семейств, берущих на себя попечение о нуждах их духовников; остальное поступает от церковных функций, исполняемых священниками этой категории по случаю крестин, обручений, венчаний, похорон, молебнов на дому в Рождество и Пасху и служения обеден. Результаты сборов и даяний, предназначенных для священников одного прихода, разделяются ими между собой. Из всего вышесказанного ясно, что женатое духовенство живет единственно доброхотными даяниями и содержание его членов зависит от того, насколько они деятельны и от набожности их паствы.
Когда члены безбрачного духовенства входят в состав управления или состоят при духовном лице высшего ранга, они, обыкновенно, получают скромную пенсию, выдаваемую им епархией или Церковью. К этой небольшой сумме надо добавить приношения, поступающие в их пользу за исполнение ими треб у прихожан. Как мы видим, армянское духовенство влачит довольно жалкое и необеспеченное существование. При подобном порядке вещей оно не может пользоваться ни свободой, ни независимостью в своих действиях относительно паствы. Таким образом, положение армянского духовенства на первый взгляд кажется невыгодным; между тем, оно представляет то неоценимое преимущество, что мешает духовенству образовать из себя духовную касту среди армянского народа. Мало того – оно даже способствует закреплению союза и согласия между духовенством и населением в силу того, что это последнее вынуждено заботиться о его интересах.
Со своей стороны, духовенство в борьбе с трудностями существования видит, что ему необходимо усугубить свое рвение и быть более деятельным. Вот причина, по которой армянское духовенство во все времена находилось в умственном общении и сердечном единении с народом. С самого возникновения Армянской Церкви ее духовенству было чуждо то, что называется в других странах клерикальным духом.
Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.