Не имея намерения обозревать весь список армянских мучеников, что завело бы нас слишком далеко, мы все же считаем полезным представить сжатый обзор церковной литературы о святых. Тем более, что этот обзор прольет еще больший свет на отношение Армянской Церкви к другим Церквам, в то же время точно обозначая эпоху, в которую ее литургические постановления были окончательно выработаны.
Чтобы сообразоваться с хронологическим порядком, начнем с Бесплотных сил. Им посвящен лишь один праздник: среди ангелов, чествуемых в этот день, названы по именам только архангелы Михаил и Гавриил. Ветхозаветные святые изобилуют в армянском календаре. Один праздник посвящен всем патриархам. Среди тех, которые жили до потопа, упоминаются поименно Адам, Авель, Сиф, Енос, Енох и Ной; затем патриархи, явившиеся после потопа: Мелхиседек, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Моисей, Аарон и Елеазар. Из времен Судей Армянская Церковь поминает Иосию, Варака, Гедеона, Иевфая, Самсона и Самуила. Перечень этот сопровождается формулой: ≪и другие патриархи≫. Праведнику Иову посвящен особый праздник.
В ряду пророков отмечают Давида, Елисея, Исаию, Иеремию, Даниила, Иезекииля и Ездру. Двенадцать младших пророков объединяются в одном общем торжестве. Память Захарии, одного из двенадцати, является поводом к дополнительному празднику по случаю перенесения его мощей в Армению. О взятии на небо пророка Илии лишь кратко упоминается. Равным образом прославляют мучеников Ветхого Завета, а именно Трех Отроков в огненной пещи Вавилонской, священника Елеазара, вдову Самунию и ее семерых сыновей.
Среди святых, современных Иисусу, приводятся Младенцы, избиенные в Вифлееме, родители Марии Иоаким и Анна, отец Иоанна Крестителя Захария, супруг Марии Иосиф и Иоанн Креститель, в честь которого в году празднуется четыре праздника.
Переходя к святым новозаветным, мы, прежде всего, встречаем общий праздник тринадцати апостолов, в том числе Святого Павла; затем следуют праздники, посвященные памяти отдельных апостолов, соединенных попарно. Что касается семидесяти двух учеников, то память их чествуется одним общим праздником; впрочем, некоторые отдельные дни отведены на чествование этих учеников поименно. В этот разряд мы помещаем Иакова и Симона, названных братьев Иисуса; евангелистов Марка и Луку; дьяконов Стефана и Филиппа; учеников Лазаря, Ананию, Иоанна-Марка и Варнаву.
К ним причисляют Иосифа Аримафейского, сотника Лонгина, свидетелей страданий Христовых и сотника Корнилия. Среди учеников Святого Апостола Павла поминают Тимофея, Тита, Силу, Силуана, Онисима, присоединяя к этому формулу: ≪и других учеников≫. К этой же группе сопричисляют ученых Ерофея, или Рефеяафинянина, и Дионисия Ареопагита.
Календарь посвящает также один общий праздник святым женам-мироносицам, во главе которых стоит Мария-Магдалина; другой праздник посвящается сестрам Лазаря. К этой группе присоединяются Святая мученица Фекла, ученица Святого Апостола Павла и Святая Дева Ермония, дочь дьякона Филиппа.
В армянских святцах упоминаются также многочисленные мученики и несколько исповедников, почитаемых другими Церквами: все они, однако, восходят к тому времени, которое предшествовало эпохе, сопровождавшейся разделением Вселенской Церкви. Предлагаемый нами перечень, хотя и весьма сжатый, не лишен интереса, так как освещает отношения Церквей.
Для большей ясности мы сохраним порядок различных Церквей и веков, к которым тносятся эти святые.
Церковь Антиохийская. II век: епископ Игнатий и дева Христина; III век: старец Варлаам и епископ Вавила и его последователи; IV век: епископ Мелетий, священники Лукиан, Феодорит, Евгений и Макарий, дьякон Кирилл, певчий Роман из Эмессы, мученики Артемий, Иберик и воспринявшие вместе с ним мученическую кончину Гизикий и Христофор, мученицы Каллиника и Акиланея; V век: Симеон Столпник.
Церковь Киликийская. III век: мученики Каллиник, Диомид, Косма и Дамиан, Гарагий и другие, принявшие с ним мученический венец, и мученица Пелагия.
Церковь Месопотамская. III век: епископ Варсам из Эдессы; IV век: ученые Иаков из Низибина и Ефрем Сирин, кинобиарх Марцелл, мученики Сергий и Вакх, Гурий и другие, и дева Феврония; V век: епископ Маруфас.
Церковь Иерусалимская. IV век: патриарх Кирилл, епископ Иуда-Кирилл с матерью, подвижник Роман; V век: патриарх Иоанн.
Церковь Кипрская. V век: епископ Епифан.
Церковь Александрийская. II век: дева Евгения, ее родители и братья; III век: мученик Антонин; IV век: патриархи Петр и Афанасий, дьякон Авессалом, мученики Вар, Феофил Ливийский, Меннас Египетский и другие, дева Екатерина; V век: патриарх Кирилл. Далее следуют кинобиархи Антоний и Онуфрий и тринадцать подвижников, спасавшихся в пустыне, поминаемых Церковью поименно, с добавлением слов ≪и прочие≫.
Церковь Эфиопская. V век: мученик Харитон и десять тысяч принявших с ним муку.
Церковь Кесарийская: II век: мученик Ромул; III век: мученики Полиевкт, Меркурий и Мамас; IV век: епископы Василий Великий и Григорий Нисский, мученики Гордий, Евдокий и прочие, Андрей и легион погибших с ним.
Церковь Севастийская. III век: епископ Григорий Неокесарийский; IV век: епископ Блас и Афиноген с его последователями, сорок мучеников Севаста, сорок пять мучеников Никополиса, дева Феодора и мученики Севериан и Евстрат с прочими.
Церковь Ликамийская. III век: мученики Трифон и Филиктимон; IV век: мученик Феодит и его товарищи, мученица Иулита с сыном, дева Маргарита.
Церковь Понтская. II век: епископ Фокий; III век: мученик Акакий, IV век: мученики
Валерий, Кандид и Акила.
Церковь Эфесская. II век: епископ Поликарп и мученики смирнские; III век: священник Пион, мученик Фемистокл и Семеро Спящих; IV век: епископы Николай Мирский, Мирон Кандийский и мученик Адокт.
Церковь Константинопольская. IV век: патриархи Митрофаний, Александр, Павел и Григорий Богослов, синцеллы Марциан и Мартирон, императоры Константин и Феодосий, императрица Елена, дева Евфимия, исповедник Иоанн; V век: патриарх Иоанн Златоуст и дева Евфросиния.
Церковь Фессалийская. IV век: епископ Ириней Сирмиум, священник Моцимас и мученик Димитрий.
Церковь Галатская. III век: мученик Элефер; IV век: епископ Климент, священник Василиск, мученики Платон и Феодит, дева Варвара и семь дев мучениц.
Церковь Вифинская. III век: мученик Кодрат; IV век – епископы Анфим и Феопомп, священники Ермолай и Клирик, мученики Георгий, Пантелей, Аницет Фотин, Адриан и его жена, Евлампий с сестрою, Феонасий, Индус, Вассий с тремя прочими товарищами, Вавила и его восемьдесят четыре ученика, а также двадцать тысяч страстотерпцев, сожженных живыми в церкви Никомидийской, и девы Юлиана, Василиса и Домна.
Церковь Римская. II век: епископы Панкрат Таорминский и Ириней Лионский, мученик Евстафий с семьей, великомученица София с дочерьми; III век: патриарх Стефан и прочие, мученик Каллистрат и прочие, исповедник Алексиан; IV век: первосвященник Сильвестр и епископ Януарий.
Церковь Африканская. III век: епископ Киприан и дева Иустина.
Церковь Персидская. IV век: епископы Марк, Мелетий и Ацефзимий, священники Иосиф и Бурас, дьяконы Эйфалис и Сенес, мученики Сергий, сын его и прочие, сопринявшие с ними кончину; V век: дьякон Бениамин, мученики Ормизд, Саен и Яковик; VI век: священники Анастасий и мученик Абдулмсех.
Мы оставили под конец перечень святых, принадлежащих исключительно Армянской еркви, среди которых один только патриарх Григор Просветитель признан остальными ероисповеданиями. Армянская Церковь посвятила ему три праздника, из которых дин соединяется с соблюдением поста.
I век: епископ Аддей из Эдессы, царь Абгар и царская дочь Сандухт.
II век: мученик Воски с четырьмя сопутниками, Сукиас и восемнадцать претерпевших вместе с ним за Веру Христову.
IV век: дева Рипсимэ и тридцать три ее подруги, Гаянэ и две ее сопутницы, Нунэ и Манэ, патриархи Аристакес, Вртанес, Иусик и Нерсес, епископы Григорис, Даниел и Хад, царь Трдат, царица Ашхен, царевна Хосровидухт, пустынники Антоний и Кронид, мученики Степаннoc Улнеци и его сопутники.
V век: патриархи Cаак и Овсеп, архимандрит Месроп, епископы Cаак и Татик, ученые Егише, Мовсес и Давид, священники Гевонд, Мушег, Аршен, Самуел, Абраам и Хорен, дьяконы Качач и Абраам, мученики: Атом и его полк, Вардан и его тысяча тридцать ять воинов; подвижники Татул, Вар и Фома, мученица Сусанна.
VI век: семь пустынников, Хотачарак, мученики Григор-Ражик и Абсодат.
VII век: мученик Давид Двинеци.
VIII век: князь Ваан Гохтнеци, князья Саак и Амазасп Арцруни, патриарх Ованн III Одзнеци.
IX век: князья Саак и Овсеп.
Х век: архимандрит Григор Нарекаци.
XII век: Патриарх Нерсес IV Шнорали и мученик Гоарин с сопутниками.
XIV век: архимандрит Ованн Воротнеци.
XV век: архимандрит Григор Татеваци.
В заключение этого перечня упомянем еще об одном обряде, присущем Армянской Церкви, установившей три отдельных праздника для почитания святейших соборов – Никейского, Константинопольского и Эфесского.
Читатели этой книги могли заметить, что святые, принадлежащие к другим христианским Церквам, но почитаемые также и Армянскою Церковью, все относятся к эпохе, предшествующей первой половине V века.
В качестве таковых они могут действительно быть всеобщим достоянием Церкви Вселенской. Что же касается святых, почитание которых возникло в позднейшую эпоху, то есть после второй половины V века, то число их не превышает двенадцати, и сопричислены они к лику святых исключительно ради своих заслуг, признанных всем христианским миром.
Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.