Незаконная передача горной части армянского Арцаха (Нагорный Карабах), по преступному решению Кавбюро РКП(б) (5 июля 1921 г.), Советскому “Азербайджану”, резко ухудшила состояние исконного армянского населения области. Св. Эчмиадзин был крайне обеспокоен и встревожен дальнейшей судьбой расчлененной Арцахской епархии, поскольку при протоархи мандрите Бюзанде, затем вардапете Сурене она уже оказалась на грани распада. Но даже в таком положении монастырь Гандзасар сохранял свой высокий авторитет в народе.

Согласно энциклике (от 27 марта 1922 г.) Католикоса Всех Армян Геворга V, архиепископ Анания Амазаспян был назначен предводителем Арцахской епархии (резиденция в селе Аветараноц гавара Варанда). Из его первых же посланий было видно, что епархия почти распалась. Владыка Анания, отчаявшись, попросил у Верховного Духовного Совета Св. Эчмиадзина принять его отставку. Другой энцикликой Католикоса Геворга V предводителем Арцахской епархии и настоятелем монастырей Гандзасар и Амарас был назначен протоархимандрит Вртанес. Почти во всех его посланиях в Святой Престол прослеживается чувство глубокой тревоги. Усилия протоархимандрита Вртанеса, направленные на улучшение состояния во вверенной ему епархии, сталкивались с царившей в стране жестокой действительностью.

Просьба протоархимандрита Вртанеса в Совнарком об угодьях для поддержания существования монастырей Гандзасар и Амарас, осталась без ответа. 7 июля 1923 г. Нагорный Карабах (горная часть Арцаха) был преобразован в Нагорно-Карабахскую Автономную Область (НКАО), без равнинного Арцаха, который был аннексирован Советским “Азербайджаном”.

Воспользовавшись тоталитарной политикой центральной власти, Баку через своих эмиссаров прилагал все усилия, чтобы воспрепятствовать связям Армянской ССР с НКАО.

Одной из жизненно важных звеньев этой связи была Арцахская епархия Армянской Апостольской Церкви. Так, Верховный Духовный Совет, имея в виду просьбы предводителя Вртанеса, выделил епархии ежегодное пособие в размере 300 руб. из казны Святого Престола. Протоархимандрит Вртанес бережно хранил святыни и имущество Гандзасарского монастыря. Копию протокола (ноябрь 1925 г.) об их получении он отправил в Св. Эчмиадзин.

В письме Геворгу V епархиальный глава извещал, что он неоднократно обращался к властям по поводу открытия восьми церквей гаваров Хачен и Джраберд. В постскриптуме письма протоархимандрит Вртанес упомянул свой адрес: “село Ванк-Гандзасар”. В 1926—1927 гг. в своих прошениях, отправленных из Гандзасара и адресованных Верховному Духовному Совету и Католикосу Геворгу V, протоархимандрит Вртанес умолял помочь ему вывести епархию из безвыходного состояния. Даже частичный возврат монастырских уделов Гандзасару не исправил положение, поскольку необходимы были средства для их использования. Однако антицерковная политика официальных органов советской власти сводила прилагаемые усилия на нет.

В эту тяжелую пору протоархимандрит Вртанес, узнав о болезни Католикоса Геворга V, 11 сентября 1927 г. отслужил литургию во имя его выздоровления в монастыре Гандзасар. В своем ответном послании Католикос Всех Армян, выразив свое отеческое удовлетворение главе Арцахской епархии и верующему народу, послал им свое патриаршье благословение. Полное веры новогоднее поздравительное послание (1 января 1929 г.) протоархимандрита Вртанеса Католикосу Геворгу V, с учетом атмосферы атеизма и политических преследований, можно считать смелым шагом. Он писал: “Все духовенство Арцаха, верующий народ и Ваш покорный слуга приносим нашу сыновью благодарность Вашему Святейшеству Патриарху Всех Армян. Мы возносим наши молитвы, чтобы Всевышний Господь даровал Вашему Святейшеству долгую жизнь и крепкое здоровье во славу и благоденствие Армянской Апостольской Церкви и на радость всему верующему армянскому народу”. Предводитель Арцахской епархии подписал это послание уже в сане епископа.

Сигналом закрытия Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви стал арест епископа Вртанеса и его заточение в тюрьму Шуши (7 февраля 1930 г.), где он перенес тяжкие невзгоды и мучения. Позже он был оправдан, однако вышел из тюрьмы только через 23-месяца — в начале 1932 г. В докладной (12 апреля 1932 г.) Верховному Духовному Совету, представляя трагическое состояние церквей, монастырей и священнослужителей, епископ Вртанес отметил, что в Гандзасарском монастыре жила вдова из села Ванк с пятью детьми, присматривающими за монастырем.

В заявлении (от 4 апреля 1933 г.) на имя Католикоса Всех Армян Хорена I Мурадбекяна (1932—1938) епископ Вртанес свидетельствовал, что закрытие Арцахской епархии было уже свершившимся фактом. Советские государственные органы запретили ему вернуться в Арцах. Все это было результатом антицерковной политики советской власти и поощряемых ею антиармянских преступных действий бакинского режима.

Закрытие Арцахской епархии явилось продолжением политики Советского “Азербайджана”, направленной на духовное и физическое уничтожение армянства Нагорного Карабаха, как это произошло с армянской областью Нахиджеван, также подвергнувшейся незаконной аннексии и насильственно переданной Советскому “Азербайджану”. Выражением такой политики является уничтожение исторических памятников культуры армянского народа. Шаген Мкртчян приводит некоторые цифры, из которых следует, что “на территории прежней НКАО было разрушено и стерто с лица земли 167 церквей, 8 монастырских комплексов, 47 населенных пунктов и множество старых могил”. Из Баку всегда грубо отвечали на многочисленные письма-жалобы, касающиеся охраны исторических памятников, монастырей и церквей.

Гандзасарский монастырь также был под угрозой уничтожения. Католикос Всех Армян Вазген I (1955—1994) в 1957 г. во время своего патриаршего визита в Арцах 25 сентября вручил уполномоченному представителю “Совета по делам религиозных культов” при Совете Министров “Азербайджанской” ССР список церквей и монастырей, подлежащих открытию, среди которых он отметил монастыри Гандзасар и Амарас, а также церковь Всеспасителя (Св. Аменапркич, Казанчецоц) в Шуши. Святейший Kатоликос 26—27 сентября посетил Гандзасарский и Амарасский монастыри. Вазген I предлагал восстановить Гандзасар и передать монастырь под покровительство Св. Эчмиадзина, однако в то время это не было осуществлено.

Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009