Патриаршество Святого Cаака приходится на всю первую треть этого века; не считая литературных достижений, только что нами названных, этот промежуток времени не отмечен ни одним событием, достойным упоминания, так что мы невольно должны признать в этих завоеваниях прямое вмешательство Провидения. Оно одно было достаточно сильно, чтобы спасти народ от верной гибели, даровать ему начала обособленного и независимого существования, тогда как все обстоятельства, социальные и политические, грозили его бытию.

Армения была разделена между греками и персами, когда в 387 году Святой Саак был избран на Патриарший престол волею Хосрова, царя персидской Армении, а в греческой Армении царствовал Аршак. Святой Саак должен был действовать осторожно, чтобы быть признанным обеими партиями и завоевать их доверие. Вскоре греческая Армения была отдана на произвол византийских правителей, а персидская Армения после сравнительно мирного царствования Врамшапуха сначала управлялась персом Шапухом, затем армянином Арташесом, молодым человеком необузданного характера. Армянские сатрапы выступили с обвинением против их царя перед персидским государем, требуя его низложения и замещения персидским наместником. Это ходатайство было немедленно удовлетворено, и в 428 году персидский сатрап Вехмиршапух был назначен наместником персидской Армении.

Так как армянские сатрапы убеждали Святого Саака присоединиться к ним, то они употребили все средства, как обещания, так и угрозы, чтобы склонить его к этому соглашению; но, ничего не достигнув, они обвинили патриарха в том, что он заодно с царем против персидского государя. Этот маневр повлек за собою низложение и изгнание в Персию Святого Саака и назначение в 428 году антипатриарха в лице Сурмака. Эта перемена вызвала сильные потрясения в делах Армении. Административные функции патриаршего престола находились в руках антипатриархов, которые пользовались доходами и преимуществами своего положения.

Они быстро сменяли один другого: Сурмак, Биркишо и Шимуэль; затем у власти снова стал Сурмак в 437 году. Несмотря на это, епископы, духовенство и народ отказались одобрить новый порядок вещей, ибо в глазах народа Святой Саак продолжал оставаться духовным главой. По возвращении в Армению, он удалился в Блур (Янитепе) в области Багреванд (Алашкерт), где Святой Месроп и Святой Гевонд продолжали быть его сподвижниками в делах религиозных и духовно-просветительных; не было момента, когда бы его паства оставалась им покинутой.

Несмотря на неустойчивость такого порядка, он продолжал принимать деятельное участие в делах Вселенской Церкви. Эфесский собор 431 года только что осудил заблуждения Нестория. Относившиеся к этому событию постановления были привезены из Константинополя Святому Сааку его учениками. Но от внимания собора ускользнули книги Феодора из Мопсуеста, предшественника Нестория. И вот последователи Нестория воспользовались этим обстоятельством, чтобы прикрыть свои заблуждения именем Феодора. Святой Саак, вмешавшись, собрал собор в 435 году в Аштишате, затем указал на заблуждение Феодора в одном догматическом послании, написанном им Проклу Константинопольскому. Это письмо послужило базой Константинопольского собора 553 года для осуждения Трех Глав.

Смерть Святого Саака в 439 году послужила началом к еще более тягостным осложнениям для Армении. Сурмак все еще занимал Патриарший престол как глава, признанный правительством, тогда как Святой Месроп продолжал управлять духовно-просветительной частью; но он тоже скоро скончался вслед за Святым Сааком в 440 году. В области управления духовных дел в преемники ему был призван Святой Овсеп Огоцмеци, и благодаря вмешательству армянина Васака Сюни, ставшего наместником после смерти Сурмака, удалось добиться от персидского правительства признания Овсепа патриархом. Царь царей, присоединивший Армению к своей империи, внял ходатайству служителей религии Зороастра уничтожить христианство в Армении, принудив жителей принять культ солнца и огня.

Чтобы достигнуть своих целей, царь начал с того, что постарался удалить из Армении ее военные силы, послав их воевать с дикими племенами Кавказа. После чего он обнародовал указ, которым объявлял религию Зороастра обязательной для всех его подданных без различия национальностей. Тогда начались гонения, в течение которых Святой Атом Гнуни и Святой Манаджир Рштуни претерпели муки со всеми своими последователями. Собрание епископов в Арташате в 450 году в апологетическом послании объявило свою ненарушимую верность христианству.

Несмотря на это единодушное сопротивление, армянские начальники десяти сатрапий были призваны в Персию и принуждены отречься от своей религии. Им представили на выбор что-то одно: или покориться, или покинуть страну, сложив с себя свои полномочия. Они притворно отреклись, чтобы иметь возможность вернуться к себе и организовать сопротивление.

Служители культа солнца и огня во всеоружии своих символов, торжествуя, сопровождали мнимых ренегатов, но были рассеяны в равнинах Багреванда вооруженным народом под водительством архипастыря Святого Гевонда. Годичная отсрочка с августа 450 года по август 451 года, дарованная для отречения от христианства, была использована, чтобы приготовить сопротивление войскам, которые должны были прибыть для наблюдения за приведением в исполнение царского указа. Весьма вероятно, что если бы армяне при этих обстоятельствах объединили свои силы, они легко могли бы справиться с неприятельской армией. К несчастью, часть сатрапов, войдя в соглашение с правителем, окончательно перешла на сторону персов. Когда в день 26 мая 451 года в Аварайре шестьдесят шесть тысяч армян Вардана Мамиконяна сразились с армией в двести двадцать тысяч персов, значительное число армян перешло в ряды неприятеля. Вардан и восемь других полководцев так же, как тысяча двадцать семь воинов, пали на поле битвы. Смерть этих мучеников увековечена в армянских святцах в четверг на Масленой.

Начиная с этого момента Армянская Церковь вступила в период смут, вызванных в особенности внешними затруднениями, которые всецело ее поглощали. Патриарх Святой Овсеп, обвиненный в том, что он разжег религиозное движение, был схвачен, отвезен в Персию и замучен с другими духовными особами, память которых почитается под именем Святой Гевондиан. Святому Овсепу наследовали Мелите (452–456) и Мовсес (456–461), затем знаменитый Гют из Арахеза (461–478), который должен был сопротивляться непрестанным усилиям персов, стремившихся навязать армянам свою религию. Еще раз эти последние должны были вооружиться под водительством Вагана Мамиконяна, племянника Святого Вардана. Вооруженная борьба продолжалась при патриархе Ованнесе Мандакуни (478–490), преемнике Гюта. Это положение грозило стать постоянным, когда новый царь Вагарш, убедившись в бесплодности этой борьбы, положил ей предел. Он мудро провозгласил свободу вероисповеданий и назначил Вагана сначала военачальником (484), затем наместником Армении (485), что обеспечивало гражданский и религиозный мир Армении. Достопочтенный патриарх Ованнес поспешил перенести свой престол в новую столицу, в Двин, под сень высшей власти, и там он мог посвятить все свои заботы внутренним преобразованиям Церкви и народа. Он так хорошо сумел восстановить, благодаря мудрости своего управления, все то, что было разрушено войнами, что его имя остается наиболее почитаемым после имени Святого Саака.

Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.