Мы не будем останавливаться долго на объяснении гражданского календаря, бывшего в употреблении у древних армян, и на анализе древнего календаря (Хайка Шрджан = цикл Ориона), охватывающего период 1460 лет + один високосный год. Равным образом мы не намерены разъяснять его год из двенадцати месяцев, состоявших неизменно из тридцати дней с добавлением пяти дней эпигоменов.
Это Юлианский календарь, обычно обозначаемый под названием старого стиля, которому в наше время следуют русские и турецкие армяне, и даже те, которых эмиграция рассеяла по Европе и Америке. Юлианский календарь хорошо известен и все знают, что, начиная с ХХ века, опоздание на тринадцать дней должно разъединять числа обоих календарей.
Итак, оставляя в стороне этот календарь, мы лучше попытаемся объяснить систему празднования армянских праздников. Весь христианский мир принял за основу своих праздников неподвижные дни солнечного круга и, таким образом, известный день известного месяца неизменно посвящен празднованию памяти такого-то святого. Одни пасхальные праздники следуют фазам луны, но они посредством особого вычисления искусственно слиты с общим кругом.
Армянский календарь принял за основание не дни месяцев, а дни недель. Таким путем получается специальный еженедельный календарь. Во всем году только четырнадцать дней празднуются по известным неподвижным дням месяца, и это принято с последних веков. Это девять дней Рождества (с 5 по 13 января) и пять Богородичных праздников: Сретение (14 февраля), Благовещение (7 апреля), Рождество Богородицы (8 сентября), Введение во Храм (21 ноября) и Зачатие (9 декабря). Остальное время года распределено в последовательном порядке недель и дней каждой недели.
Отправной точкой служит день Святой Пасхи, неизменно вычисляемый по старому стилю. Прежде всего, делая расчет времени до Пасхи, останавливаются на десятом воскресенье. Из десяти недель, предшествующих празднику Пасхи, первая посвящена посту Арачаворац (Передовой), две следующие – праздникам святых, шесть остальных образуют пост, а десятая неделя – Святая или Страстная. Далее отсчитывают период в четырнадцать недель после Пасхи; в четырнадцатое воскресенье приходится праздник Преображения, длящийся три дня. Первые семь недель образуют пятьдесят дней, отделяющие Воскресение от дня Троицы; следующие пять содержат праздники святых, на четырнадцатой неделе приходится пост Преображения. Эта совокупность двадцати четырех недель или ста семидесяти одного дня образует пасхальный период и подразумевает почти половину года. Этот период отмечен всегда одними и теми же праздниками, следуя порядку дней недели.
Мы должны отметить здесь, что пасхальный круг армян идентичен греческому с той единственной разницей, что четыре раза в одном цикле 532 лет случается, что обе Пасхи, греко-православная и армянская, не сходятся, отделенные одна от другой недельным промежутком. Это уклонение происходит от разницы в вычислениях александрийского календаря Эаса, которому следуют армяне, и византийского календаря Ириона, принятого греками. В вышеозначенные четыре даты полнолуние, по Ириону, приходится на субботу 5 апреля, а на другой день, 6-го, празднуется Пасха; тогда как по Эасу полнолуние начинается 6 апреля, в воскресенье, и праздник, следовательно, откладывается до 13 числа того же месяца. Это то, что армяне называют Цразатик (кривая Пасха). Это различие всегда было причиной столкновений между греками и армянами, особенно в Иерусалиме. Последняя такая Пасха совпала в 1824 году; но принимая во внимание тесные дружественные узы, существовавшие в ту эпоху между русским правительством и Эчмиадзинским патриархом, сочли нужным праздновать Пасху 6 апреля, одновременно с греками и русскими. То же расхождение повторится и в 2071 году, если вопрос о Цразатике не получит разрешение.
Возвращаясь еще раз к армянскому календарю, отметим, что остаток года вне двадцатичетырехнедельного периода образует второй внепасхальный период, разделенный на пять частей, имеющих соотношение с неподвижными точками, регулирующими их счет, а именно: с праздником Успения, в более близкое воскресенье до или после 15 августа; праздником Воздвижения Святого Креста, в самое близкое воскресенье от даты 14 сентября; началом Пятидесятницы (Иснакац) в ближайшее к 18 ноября воскресенье; и праздником Богоявления 6 января.
Так получаются пять частичных периодов с долготой, меняющейся каждый год, но взаимно друг друга пополняющих. Ежедневные празднования памяти святых распределены по еженедельной системе, то есть в порядке дней недели. Вариации в числе недель каждого частичного периода создают необходимость случаев перемещения некоторого числа праздников. То же самое происходит с теми праздниками, которые приходятся по окончании и до начала пасхального периода. Подвижность праздника Святой Пасхи, обнимающая разницу в тридцать пять дней, делает то, что чем ближе начало пасхального периода подходит к Богоявлению, тем больше удаляется конец от Успения, и наоборот; и, смотря по надобности, перемещаются праздники этих двух частичных периодов.
Что характеризует суть еженедельной системы, так это то, что самая сущность праздников регулируется по дням недели. Воскресенья исключительно посвящены Воскресению или иному празднику в честь Спасителя: среды и пятницы оставлены для покаянных молитв. Память святых может быть празднуема лишь в четыре оставшиеся дня: понедельник, вторник, четверг и субботу. Дни покаяния и дни, посвященные святым, могут быть изменены в праздники в честь Спасителя, если не будет отправляться та церковная служба, которая им присвоена. Ясно видно по вышеизложенным указаниям, что праздники святых должны ежегодно приходиться на разные дни и что, следовательно, необходим особый календарь на каждый год, причем отправной точкой служит день, назначенный для Святой Пасхи.
Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.