После Берлинского конгресса начался новый этап национально-освободительной борьбы армянского народа. Крах надежд, возлагавшихся на Европу, отрезвил многих идеологов национально-освободительного движения, побудил их реальнее оценивать международную обстановку и перспективы решения Армянского вопроса. Преобладающим стало убеждение в том, что нация должна своими собственными силами решать свои вопросы, придать освободительной борьбе организованный характер, слить воедино усилия западных и восточных армян. Большую роль в пропаганде освободительных идей сыграли видные общественные деятели - писатель Раффи, поэт Рафаэл Патканян, публицисты Григор Арцруни и Гарегин Срвандзтян. Стали возникать различные организации, общества и группы, выдвигавшие свои программы освобождения армянского народа. Примечательно, что эти организации и группы создавались как в Западной, так и в Восточной Армении. Однако они имели весьма ограниченный состав, не были в состоянии развернуть широкую деятельность. Они явились определенным этапом на пути создания армянских политических партий.
Образование армянских политических партий.
Образование армянских было обусловлено дальнейшим усилением национально-освободительной борьбы армянского народа против турецкого деспотизма. Не случайно в программах армянских партий центральное место занимали задачи освобождения западных армян, решения Армянского вопроса.
Первой политической партией в армянской действительности стала организация Арменакан. Она была основана армянскими интеллигентами (1885 г.), которые группировались вокруг издававшейся в Марселе газеты «Армения» и ее редактора, известного общественного деятеля Мкртича Португаляна; по названию газеты партия и получила свое наименование. Программа партии предусматривала достижение национального освобождения армянского народа с последующим созданием независимого государства. Арменаканы действовали главным образом в Ван-Васпуракане. а также в Константинополе, на Балканах, в Иране, на Кавказе.
В 1887 г. группа обучавшихся в Швейцарии студентов-армян основала в Женеве социалистическую партию «Гнчак» - по названию издававшейся ими газеты «Гнчак». Ведущая роль среди основателей партии принедлежала Аветису Назарбекяну (Назарбек), Маро Варданян (затем - Назарбек), Рубену Ханазатяну (Ханазат) и другим. Партия Гнчак испытала воздействие идей народнического социализма, о чем свидетельствует наличие в ее программе положений о ведущей роли крестьянской общины, о принципах индивидуального террора. Главной своей задачей партия Гнчак считала решение Армянского вопроса, достижение национальной независимости для Западной Армении.
В 1890 г. в Тифлисе была создана партия Дашнакцутюн - Армянская Революционная Федерация. Основателями партии были Христофор Микаелян, Симон Заварян, Степан Зорян (Ростом), Хачатур Малумян (Акнунн) и другие, начавшие свою деятельность в народнических кружках России. Партия Дашнакцутюн ставила своей целью решение Армянского вопроса, заявила о решимости «добиться путем восстания политической независимости Турецкой Армении». В короткий срок организации партии Дашнакцутюн были созданы в Западной Армении; кроме того, партия вела работу в европейских странах, стремясь привлечь внимание международной общественности к положению западных армян. Вскоре партия Дашнакцутюн стала наиболее влиятельной партией армянской действительности; именно эта партия предприняла более или менее успешные попытки возглавить освободительную борьбу армян.
Гайдуцкое движение.
Между тем положение западных армян все более ухудшалось. Было очевидно, что правящие круги султанской Турции не только не помышляли о выполнении предусмотренных статьей 61-й Берлинского трактата обязательств, но и взяли курс на усиление социального и национального гнета армян. Участились произвол, надругательства над честью армян, кровавые погромы. Все это делало жизнь западных армян невыносимой. В подобных условиях армяне были вынуждены бороться за свою жизнь, оказывать сопротивление турецким погромщикам. С целью защиты жизни и имущества стали возникать вооруженные группы гайдуков (фидаи), в которые вступала армянская молодежь. Гайдуцкое движение, начавшееся в середине 80-х гг. XIX в., приобрело размах в районах Сасуна, Вана, Муша, Тарона, Чарсанджака, Шапин-Карахисара и в других местностях. В Киликии в 1884, 1890, 1891 годах также произошли вооруженные выступления местного армянского населения против турецких властей. Вновь отличились зейтунцы, оказавшие стойкое сопротивление турецким карателям.
Защищая жизнь мирного армянского населения, фидаи располагали помощью народа; их ряды постоянно пополнялись молодежью. Действия фидаи отличались находчивостью, дерзостью, самоотверженностью. Хотя силы, как правило, были неравными, фидаи часто одерживали победы над численно превосходящим и лучше вооруженным противником. Определенную поддержку действовавшим в Западной Армении фидаи оказывали восточные армяне, а также армянские общины России. В Западную Армению проникали добровольцы, сюда перебрасывалось оружие (в основном через Иран). Среди первых фидаи широкую известность приобрели группы Арабо, Челло, Минаса оглу, Рубена Шишманяна и другие.
С возникновением армянских политических партий начался новый этап гайдуцкого движения. Армянские партии, прежде всего Дашнакцутюн и Гнчак, стремились использовать гайдуцкое движение в своих целях, придать ему организованный характер. В тех регионах Западной Армении, где преобладающим влиянием пользовалась партия Гнчак, фидаи признавали ее руководство; в тех регионах, где сильнее были позиции партии Дашнакцутюн, последняя осуществляла руководство действиями гайдуков. Со второй половины 90-х гг. преобладание партии Дашнакцутюн стало очевидным; большинство видных фидаи стало членами этой партии. В период, когда в Турции в 1894-1896 гг. стали осуществлять погромы армянского населения, фидаи приняли участие в самообороне населения (Сасун, Шапин-Карахисар, Хлат и др.). На этом этапе гайдуцкого движения выдвинулась новая плеяда фидаи, пользовавшаяся большой популярностью в народе благодаря своим отважным действиям и самоотверженности - Ахбюр Сероб, Андраник (А.Озанян), Никол Думан, Геворг Чауш, Грайр и др. Смелыми действиями отличались группы «Шант», «Кайцак», «Мррик» и др. Широкий резонанс получили некоторые операции фидаи, в частности бой у монастыря Аракелоц в 1901 г., Ханасорский поход в 1897 г.
Национально-освободительное движение армян в конце XIX-начале XX вв., несмотря на героизм и самоотверженность его участников, потерпело поражение, что было обусловлено рядом причин. Движение не имело единого руководства, оно носило характер преимущественно стихийных, разрозненных выступлений, что, несомненно, пагубно сказалось на его исходе. Национально-освободительная борьба западных армян оказалась изолированной, она не приобрела союзников внутри Турции среди других народов, хотя некоторые руководители фидаи понимали необходимость создания единого фронта порабощенных народов Турции. Турецким правящим кругам, напротив, удалось вбить клип между армянами и курдами, использовать силы последних в борьбе против армянских повстанцев.
Между тем правящие круги Турции готовились расправиться с армянским населением и тем самым положить конец его национально-освободительной борьбе.
К.Худавердян, Р.Саакян. Геноцид армян сквозь призму десятилетий. Ереван, 1995 г.